Урок-исследование. Анализ поэтического текста М. Цветаевой «Луна - лунатику»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Класс: 11
Цели и задачи урока: формирование осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование интереса к творчеству М. Цветаевой, развитие навыков работы с источниками в сети Интернет.
Оборудование: мультимедийный комплект с выходом в сеть Интернет, колонки, портативные устройства для работы в Интернете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie._analiz_luna-lunatiku.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование. Анализ поэтического текста М. Цветаевой «Луна - лунатику»
Класс: 11
Цели и задачи урока: формирование осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование интереса к творчеству М. Цветаевой, развитие навыков работы с источниками в сети Интернет.
Оборудование: мультимедийный комплект с выходом в сеть Интернет, колонки, портативные устройства для работы в Интернете.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Звучит Лунная соната Л.В. Бетховена. На экране изображение луны.
Учитель:
- Как вы думаете, какая связь между поэтом и луной?
- Какие ассоциации у вас возникают при виде лунного света?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Сегодня мы познакомимся с поэтическим текстом Марины Цветаевой «Луна – лунатику», попытаемся приблизиться к пониманию внутреннего мира поэтессы.
3. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Луна – лунатику». У учащихся перед глазами распечатанные тексты.
Луна — лунатику.
Оплетавшие — останутся.
Дальше — высь.
В час последнего беспамятства
Не́ очнись.
У лунатика и гения
Нет друзей.
В час последнего прозрения
Не́ прозрей.
Я — глаза твои. Совиное
Око крыш.
Буду звать тебя по имени —
Не́ расслышь.
Я — душа твоя: Урания:
В боги — дверь.
В час последнего слияния
Не́ проверь!
- Какие ваши первые впечатления после знакомства с текстом?
Послушайте, что говорит о поэзии Цветаевой критик П. Пильский. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свою точку зрения.
Учитель читает отрывок из рецензии (и/или выводит текст на экран):
«Начинаешь читать, следишь строфу за строфой, вслушиваешься: да, что-то неясное, что-то темное, и туманны отдельные дергающиеся строчки — в общем? — В общем не то, чтоб все просветлено, но какой-то шепчущий, какой-то торопливый смысл живет и даже отчетливо чувствуется.
Непонятица становится понятной. Строки заперты, каждая забита гвоздями, как гроб, с трудом проникаешь в смысл, слышны только удары молотка, — но целое убеждает, целое передает, даже захватывает. Быстро прочтенная книга кажется бредом, ночью, туманом, безумным хождением по краю крыши, путешествием взбудораженного лунатика. Вся она — какой-то бег, ветровой лет, необычайный спех.
Поxоже, будто все сорвалось со своиx мест и несется, не зная куда, неизвестно зачем, чем-то подгоняемое, кем-то напуганное, может быть, ожесточенное, во всяком случае, потерявшее голову и счет минутам, потому что здесь все минутное, секундное, миговое, тяжело дышащее, безостановочное. Так бывает, когда смотришь на карьер коня, на мчащийся экспресс: ни одного движения, ни одного поворота колес не уловить, не определить, не сфотографировать, — может быть, они стоят на месте, — но поезд несется, поезд летит.
И у Марины Цветаевой все песни тоже мчащиеся, несущиеся, захлебывающиеся в своем беге, в своей страсти, в этой быстрой, спешащей судорожности, в горячей скороговорке, рвущиеся и рвущие мозг, сердце, слух, трепещущие и бьющиеся, как пойманная птица в кулаке охотника.
Минутами становится утомительно, минутами страшно, испытываешь нетерпение, ощущаешь сердцебиение, хочется самому сорваться и тоже лететь и тоже не зная куда, — может быть, в ночную даль, во тьму, в мрак, а может быть, с пятого этажа вниз, головой на мостовую, чтобы разбиться вдребезги, но летишь, лишь бы лететь, непременно лететь!
Чуется бессознательность, наваждение, подверженность, лунатизм. «Луна — лунатику», — вот название одного из этих стихотворений, вот признание Марины Цветаевой, ее тайное определение.» [П. Пильский.Рец.: Марина Цветаева. После России: Стиxи 1922–1925//http://www.e-reading.mobi/chapter.php/96272/144/Cvetaeva_Recenzii_na_proizvedeniya_Mariny_Cvetaevoii.html]
Заслушиваются ответы учащихся.
- Какие события происходили в жизни М. Цветаевой, когда она создавала это стихотворение?
Учащиеся уже знакомы с биографией Цветаевой. Заслушивается индивидуальный ответ или несколько ответов учащихся: стихотворение «Луна – лунатику» написано 20 июня 1923 года, в это время Цветаева уже год живет в Чехии, куда была вынуждена эмигрировать, за границей она пробудет еще 17 лет. Поэтесса тяжело переживает разлуку с родиной, до этого ее постигли и другие несчастья, в том числе погибла ее трехлетняя дочь Ирина.
- Ощущаются ли в стихотворении отголоски личной драмы поэтессы?
- Можно ли, на ваш взгляд, сравнить жизнь Цветаевой в этот период времени с состоянием лунатизма?
4. - Что же такое лунатизм?
Учащиеся знакомятся с информацией о сомнамбулизме: Сомнамбули́зм (от лат. somnus — «сон» и ambulo — «передвигаюсь»; Снохождение, устар. Лунатизм) — болезненное расстройство, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь при этом в состоянии сна. [https://ru.wikipedia.org/wiki/Сомнамбулизм]
Обсуждение в парах:
- Почему лирическая героиня говорит о себе как о лунатике? От чего позволяет уйти состояние лунатизма? Какие два мира возникают, благодаря появлению образа лунатика?
Учащиеся приходят к выводу, что лунатик – это сама лирическая героиня, которая хочет уйти от земного существования к небесному началу. Создается схема:
Лунатизм, то есть промежуточное состояние между сном и явью, позволяет лирической героине приобщиться к иному миру, небесному началу.
- Перечитаем текст. Что, по мнению поэтессы, является обязательным требованием для лунатика, то есть человека иного мира? («У лунатика и гения нет друзей», то есть одиночество – неотъемлемое состояние лирической героини).
5 Работа в группах. В поэтическом тексте нам встречаются несколько знаковых образов, с которыми отождествляет себя лирическая героиня: «Я — глаза твои. Совиное
Око крыш» и «Я — душа твоя: Урания:
В боги — дверь». Найдите информацию о них в Интернете:
1 группа рассказывает об образе совы:
Сова является амбивалентным символом. Это птица мудрости, но также мрака и смерти. Являясь атрибутом богини Афины, сова символизирует мудрость, познание. Как ночная птица сова — символ грусти, ностальгии и одиночества. Кроме того, она олицетворяет опустошение и несчастье, темноту, ночь, дождь. Во многих традициях совы несут угрозу, пророчат беду. В сов могут обращаться ведьмы, колдуны, злые духи. Некогда сова была символом способности не испытывать страха перед темнотой, то есть знать тайны, обычно скрытые для смертных. [http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/owl]
2 группа - об образе Урании:
Урания - муза астрономии. Эта Муза олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному — к Небу и Звездам [http://www.newacropol.ru/Alexandria/myth/muzes/urania/]
- Что объединяет эти образы?
- С чем ассоциируется у лирической героини земное и небесное пространство?
Дополняется схема:
6. Итак, лирическая героиня чувствует себя частью иного мира, она одинока, земная жизнь ее тяготит. Урания и образ совы подтверждают принадлежность героини небесному началу. Скажите, какая деталь заставляет нас почувствовать неуверенность лирической героини.
Учащиеся отмечают, что все четыре строфы поэтического текста заканчиваются глаголами с частицей отрицания: «не очнись», «не прозрей», «не расслышь», «не проверь». Это заставляет нас сомневаться в правильности выбора лирической героини.
7. Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение «Прав ли П. Пильский, говоривший, что у М. Цветаевой душа - лунатичка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения
Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...
СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1. Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...
Анализ поэтического текста как одна из успешных предпосылок самореализации творческих поэтических способностей одаренных детей
Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы....
урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.
Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...
Урок-исследование. Диалог с поэтическим текстом. (И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»)
Урок-исследование помогает- познакомить учащихся с некоторыми основами филологического анализа текста, расширить знания о средствах выразительности;- развивать потребность интеллектуальной активности ...
Факультативное занятие "Выразительные возможности словообразовательных средств и роль звукописи при создании экспрессии поэтических текстов М. Цветаевой»
Особое место среди средств речевой выразительности занимают так называемые средства художественной изобразительности, основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов,...