Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelnyy_analiz_stihotvoreniy_kashpuroka_i_zabolockogo.rar303.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дуб в   стихотворениях Н.Заболоцкого и  И. Кашпурова.

(Сравнительный анализ поэтических текстов  на уроках  литературного краеведения).

Вид урока: интегрированный, урок обобщения  изученного материала.

Тип урока: урок-собеседование;   интерпретации поэтического текста.

Цели урока. 

  1. Сравнить творческую манеру Н.Заболоцкого и И.Кашпурова.
  2. Проследить, как изменяется образ дуба в лирике Н.Заболоцкого и И.Кашпурова.
  3. Развивать монологическую речь учащихся.
  4. Совершенствовать умение анализа образа.  

5. Выявить в творчестве поэтов традиции русской классической поэзии; совершенствовать навык анализа лирического произведения, обобщения накопленных наблюдений над стилем и другими особенностями сравниваемых текстов.

6.  Формировать у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности с использованием материалов литературных источников; учить осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы.

  7. Помочь школьникам осознать и оценить красоту и значимость поэтического дара Н.Заболоцкого и Н. Кашпурова.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. познакомить с главными  темами  творчества   Н.А.Заболоцкого и                      И.Кашпурова; дать обзор их поэзии, остановившись на  двух произведениях;
  2. проверить с помощью компьютера знания учащихся по русскому языку, литературе;
  3. отработать умения анализа текста художественных произведений;

Воспитательные:

  1. прививать интерес к языку;
  2. воспитывать любовь к прекрасному, уважение к творческому наследию соотечественников;
  3. воспитывать чувство гордости за свою малую родину;
  4. воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности;

Развивающие:

  1. развивать творческое мышление при выполнении нестандартных  заданий;
  2. развивать навыки тестирования при помощи компьютера;
  3. закрепить, углубить приемы и навыки работы в текстовом редакторе: отработать технику редактирования, форматирования текста, использования различных вставок, эффектов оформления текста, открытия и сохранения текстового документа.

Здоровьесберегающая:

соблюдать правила и нормы при работе на компьютере

 Оформление, наглядность. 

  1. Портреты Н.Заболоцкого и И.Кашпурова.
  2. Репродукции картин с видами дуба.
  3. Распечатанные на весь класс тексты стихотворений Н.Заболоцкого и И.Кашпурова.
  4. Мультимедийные ПК        

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней язык.

                                    Ф.И.Тютчев

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить ее, человек становится частью природы, и она открывает ему все свои тайны, открывает свою душу. Об этом очень ярко сказал великий русский поэт Ф.И.Тютчев.                                (Читаем эпиграф)

Учитель Природа России – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, композиторов, художников.  У художника – краски, у писателя – живописца – слово. Словом писатель старается создать картину. Мы мысленно представляем эту картину, мы слушаем звуки природы, мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью или легкая грусть.  Все можно выразить словом. Но главное – надо уметь читать, видеть, слышать, понимать. И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать, и тогда красота природы, поэзии и живописи откроется нам.

Учитель. Посмотрите за окно и вспомните стихотворение А.С.Пушкина. “Осень”. Сколько красок, чувств и переживаний заключает оно в себе!

К какому поэтическому жанру мы его относим?  Что такое пейзаж?

Учитель. Дома вы прочитали стихотворения русских поэтов  о родной природе, о дубе.  Попробуем понять, как неяркий, спокойный пейзаж может волновать и удивлять нас.

(Сообщение о Кашпурове.  Чтение стихотворения «Дуб»)

Иван   Кашпуров  «ДУБ»

1

Я видел дуб.

Огромный дуб.

Над рыжей кручею Кубани

стоял он,

гордый солнцелюб,

в осеннем ярком одеянье.

Гроза и буря сотни лет

его сломить пытались вместе.

А дуб — один! — шумел в

ответ  листвою жесткой, как

 из жести.

И сам в волну,

как поплавки,

ронял он желуди устало,—

и по течению реки

дубрав немало вырастало.

                                   2

Я видел дуб.

Он сотни лет,

все глубже корни простирая,

держался крепко на земле,

макушкой небо подпирая.

Но вот в весенний свой разлив,

река,

хмелея ночью черной,

подмыла берег,

оголив

витые жилистые корни.

На миг притихло все кругом,

и дуб огромный,

ахнув глухо,

в корнях сжимая глины ком,

в Кубань бушующую рухнул...

                                   3

Я видел дуб.

Тот дуб река

несла, казалось, без усилий.

А на обоих берегах

дубки — сыны его —

толпились.

Они,

расслабнув от тепла, стояли в

                         крапинках апреля. Кубань

размашисто текла,  шипя и буйствуя

 на мелях...

Весна, весна!

Кругом звучит

хорал высокий обновленья,

и простираются лучи

зари

над новым поколеньем!

   (Сообщение о Заболоцком.  Чтение стихотворения «Одинокий дуб»)

Н. ЗАБОЛОЦКИЙ   «ОДИНОКИЙ ДУБ»

Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.

Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь —
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.

Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.

Учитель. Вы прослушали стихотворения, о чем они?

- Что вам понравилось, какие картины запомнились?

- Что объединяет эти стихотворения? (Вниманию предстает пейзаж)

- Что описывают поэты? (Дуб)

- Одинаковы ли по настроению стихотворения?

    Обратимся к стихотворению Ивана   Кашпурова  «ДУБ»

- Какие картины рисует поэт? (Рисует картины дуба в разное время года)

- Попробуйте рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали? (Устное рисование)

- Какие средства помогают автору так ярко и красочно изобразить дуб и какую роль они играют? (Сравнения – как поплавки, ронял он желуди устало, листвою жесткой, как из жести – показывают силу,  передают живую душу природы; эпитеты – в осеннем ярком одеянье, витые жилистые корни, рыжей кручею Кубани – рисуют красочные образы; олицетворения- стоял он, гордый солнцелюб; река, хмелея ночью черной; ахнув глухо, в корнях сжимая глины ком; дубки – сыны его- толпились; они, расслабнув от тепла - помогают понять живую душу природы.

- Можно ли соотнести происходящую борьбу в природе с человеческой жизнью?  (Да, человек тоже переживает трудности, борется,  весной  в природе происходит обновление, природа обретает гармонию, блеск, красоту)

- Помогает ли нам пейзаж понять чувства и переживания природы и человека?

Следовательно,  мы – часть природы, а значит, прав был прав Тютчев (эпиграф)

А теперь посмотрим, как по-своему  описывает дуб другой мастер художественного слова - Николай  Заболоцкий

  1. Каким представляется поэту одинокий дуб? Какие слова, выражения подтверждают это? (Дурная почва, узловат, нет великолепья, отрепья, торчат, глухо шелестят .)
  2. Сравните описание дуба у Заболоцкого с картиной И. Шишкина "Среди долины ровныя ..." ( Могучий, красивый, величавый дуб на картине; старый, корявый, некрасивый  - в стихотворении .)
  3. Какие слова и выражения (олицетворения, метафоры) показывают нам, что речь идет не только о дубе? (Скрученные суставы, развил, запоет, важен, спокоен  - как о человеке .)
  4. Как вы думаете, почему дуб в стихотворении Н. Заболоцкого стал таким? Что сгубило его красоту? ("Дурная почва"  - трудная, изломанная жизнь .)
  5. Что помогло дубу не погибнуть, а остаться воином? (Внутренняя стойкость, душевная сила, мужество.) Почему он остался важен и спокоен?
  6. Какой аллегорический смысл вкладывает Н. Заболоцкий в стихотворение о дубе? (Это стихотворение не о дубе, а о человеческой жизни ).
  7. Сопоставьте поэтический смысл стихотворения "Одинокий дуб" с цитатой из стихотворения "Завещание".

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему...

Какие ассоциативные связи вы заметили? (Человек и природа нераздельны, человека рождает природа, а после смерти он опять становится природой .)

В стихотворении отражена вера Заболоцкого в то же, во что верили древние славяне: душа человека после смерти переселяется в дуб, благословенное дерево. А так как дерево у славян считалось символом мироздания, то Заболоцкий учил своего “далекого правнука” понимать природу и оберегать ее, ведь человек и природа – единое целое.

  1. Какие особенности художественной формы стихотворения создают образ дуба и помогают нам найти правильные интонации при чтении этого стихотворения? (Особенности художественной формы стихотворения и, прежде всего, синтаксические конструкции и композиция текста помогают нам представить облик дуба-человека. "Рваный" и уродливый рисунок текста первой строфы есть отражение доминантного образа, поэтому нельзя не обратить внимания ребят на стихотворные переносы, "рвущие строку", создающие дополнительные паузы. Можно подчеркнуть и диалектическое единство рифмующихся слов, в обычной жизни, возможно, исключающих друг друга, никогда не появляющихся рядом. Это "великолепья  - отрепья", "спокоен  - воин", "равнин  - один". Может быть, самые внимательные и одаренные творческим воображением учащиеся заметят, что в стихотворении только один раз используется слово дуб, а во всех остальных случаях пять раз используется местоимение "он". Случайно ли это? Можно обратить внимание и на антитезу второй строфы: дуб молчалив, спокоен, некрасив, но ударь по стволу, и откроется его внутренний мир, его душа, поющая "колоколом славы", его внутреннее богатство, подобное драгоценному янтарю ).
  2. Почему же вдруг в 3-й строфе появляется образ воина, окаймленный народной пословицей "один в поле не воин"? (Лирический герой полемизирует с народной мудростью. Воевать ведь можно не только силой, мощью внешней. Внутренняя стойкость и невозмутимость, вера в свою несгибаемость сделали дуб важным и спокойным ).

Учитель. Давайте еще раз отметим, что общего в этих столь разных произведениях и чем они отличаются. 

Учитель.  А сейчас проведем  компьютерное тестирование, результатом которого будет самооценка изученного материала.

  1. В строках:  

              И в зеркале осенних луж

               Он отражался исполином… -

используется:    

   а)  антитеза;            б) ирония;            в) метафора.

 2. Пословица, с которой спорит Заболоцкий в стихотворении «Одинокий дуб»:

                     а) «Один в поле не воин»;

                     б) «Один за всех и все за одного»;

                     в) «Одна ласточка  не делает весны».

3. Размер, которым написано стихотворение « Листок»:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой,

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…

                     а) анапест;       б) амфибрахий;           в) дактиль.

4. В строках:

                 Луна, как бледное пятно,

                Сквозь тучи мрачные желтела… -

используется:           а) аллегория;

                                   б) сравнение;

                                   в) антитеза.

5. Размер, которым написан стих А.С.Пушкина:

Мороз и солнце; день чудесный.

                              а) анапест;                         в) ямб;

                              б) амфибрахий;                 г) хорей

6. Выберите трехсложные размеры стиха:

                              а) анапест;                         в) ямб;              д) дактиль

                              б) хорей                              г) амфибрахий;  

7. Что называется стопой в стихотворении:

   а) ударный слог;             б) безударный слог;

в) группа слогов, состоящая из одного ударного и нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.

8.  Какой из трехсложных размеров имеет ударение на первом  слоге:

              а) анапест;                   б) амфибрахий;              в) дактиль

 9. Обязательным тропом в басне является:

                     а) литота                                            в) метафора

                     б) гипербола                                      г) аллегория

10. Какой троп отсутствует в предложении: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа»:

                    а) гипербола;                                                   в) эпитет;

                    б) олицетворение;                                          г) сравнение

(Самопроверка тестов. Самооценка)

Учитель. Природа является вдохновителем не только поэтов, но и художников.

Что объединяет живопись, музыку литературу? ( Это искусство)

Живопись – другой вид искусства. Но и с помощью красок можно передать свое настроение, передать душу природы…

Давайте посмотрим на эти удивительные полотна?

- Какие строки стихотворений Н. Заболоцкого и И. Кашпурова  созвучны этим полотнам?

- Какое чувство хочет передать художник зрителю?

Учитель. Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять, что природа –  неотъемлемая часть жизни любого человека.

Учитель. Итак, к каким же выводам мы пришли за время урока?

1. Один и тоже образ можно описать по-разному.

2. Цель литературы - не создание копии действительности, а творческое переосмысление окружающего мира.

3. Вступать в спор могут не только обычные люди, но и авторы, только полемику они ведут произведениями.

 Итог урока. Выставляются оценки.  Подводятся итоги урока.

 Домашнее задание. Учащиеся получают творческое задание: написать сравнительный анализ стихотворений и оформить свое сочинение в форме текстового файла  или презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ учебников по истории

Сравнительный анализ освещения истории СССР/ России второй половины ХХ – начала XXI века в школьных учебниках истории СССР в период «перестройки».     Можно говорить о недоста...

Разработки уроков по сравнительному анализу стихотворений русских поэтов..

Разработки уроков по сравнительному анализу лирических произведений направлены на приобщение учащихся среднего звена к постижению основ поэзии, изучению  литературоведческих терминов и анализа ст...

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...

Логико-математический анализ темы «Комбинаторика». Сравнительный анализ содержания и логики изложения материала в учебниках А. Г. Мордковича и Ю. Н. Макарычева

В данной статье реализован сравнительный анализ содержания и логики изложения материала раздела математики "Комбинаторика" в действующих учебниках А. Г. Макарычева и Ю. Н. Мордковича. В стат...