СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
тест (русский язык, 7 класс) на тему
СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
1. Выразительно прочтите текст.
Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует ваше воображение?
2. Отметьте средства выразительности поэтической речи, при помощи которых поэт создает художественные образы.
3. Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните их правописание.
4. Укажите, к какой части речи относятся подчеркнутые прямой чертой слова. Докажите.
5. Подберите к подчеркнутым волнистой чертой словам синонимы, антонимы, омонимы, где это возможно.
6. От подчеркнутого двумя чертами глагола образуйте все возможные формы.
7. Расставьте, если необходимо, знаки препинания.
8. Сделайте грамматический разбор указанных слов.
БИЛЕТ № 1
(приложение)
НА МОРЕ
Закат4. Как Волны гнут(?)ся,
Уже без гневных гр…бешков,
Но не бегут они к…снут(?)ся
(Не)победимых берегов.
И только изд…ли добредший3
Бурун повер…вший во мглу
Внесет(?)ся, буйный, сумасшедший,
На глянцевитую скалу.
И лопн…т с гиканьем и ревом
Подбросив к небу пе(н,нн)ый2 клок…
Но весел1 в небе б…рюзовом
С латинским парусом челнок.
И заг…релый кормчий ловок,
Дыша волной р…стущей мглы
И – от натянутых веревок -
Бодрящ…м зап…хом смолы.
(Н. Гумилев)
ПРИМ. Учителю необходимо подчеркнуть слова в соответствии с заданиями в ПАМЯТКЕ.
Задание 4 - (к) небу, кормчий.
Задание 5 - гневных (гребешков)
Задание 6 – (не) бегут
Билет 2
(приложение)
Я воспит…н природой3суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуван(?)чика шарик пуховый
Подорожника твердый кл…нок.
Чем обычней простое р…стенье,
Тем живее в…лнует меня
Первых листьев1 его появленье
На рассвет… весен…го дня.
В государств… ромашек, у края,
Где ручей задыхаясь поет,
Пролежал (бы) всю ночь до утра я
Запрокинув лицо в неб…свод.
…И вн…мая весен…му шуму
Посреди оч…рова(н, нн)ых2 трав
Все лежал бы и думал я думу
Бе…предельных полей и дубрав4.
Н. Заболоцкий
Задание 4 – (шарик) пуховый, весеннего (дня);
Задание 5 – (природой) суровой;
Задание 6 – пролежал бы
А дальше предлагаю только тексты для приложений к билетам. Каждый волен по своему усмотрению пропустить орфограммы и пунктограммы, выбрать слова для грамматических разборов и для заданий 4, 5, 6. Да и тексты, если не устроят эти, можно подобрать другие.
Билет № 3
(приложение)
Памяти Пришвина
Когда у Полярного круга
Темно в снегопаде густом,
Беру я, как верного друга,
Волшебника Пришвина том.
И ветер, когда завывая,
Несет ледяную метель
Над книгой о ней забывая,
Я слышу лесную капель…
…Под сумрачным небом чужбины,
Пока мы не в нашем порту,
Земли нашей русской картины
Со мной, у меня на борту.
Пускай озверело колотит
В борта штормовая волна -
Я вижу на топком болте
Ковер из кукушкина льна.
За силу великую эту,
Сокрытую в слове простом,
Вожу я по белому свету
Волшебника Пришвина том.
Д. Тихонов
Билет № 4
(приложение)
НОЧЬ
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
Долина тихая внимает
Журчанью мирного ручья.
И темный лес, склоняясь, дремлет
Под звуки песни соловья.
Внимая песням, с берегами,
Ласкаясь, шепчется река.
И тихо слышится над нею
Веселый шелест тростника.
С. Есенин
Билет № 5
(приложение)
Всё доступно для зренья поэта,
Для приметливой думы его.
Из слияния мрака и света
Он словамитворит волшебство .
Кто сказал – в примелькавшемся быте,
В пестрой смене его мелочей
Места нет для нежданных открытий,
Для иных, потаенных ключей?
Но затем и рождались поэты,
Чтоб родной открывал им язык
Самоцветного клада приметы
И глубинного смысла родник.
Всё, что стерто, становится новым,
Непривычным для слуха и глаз,
Там, где встретилось слово со словомВ самый первый, единственный раз!
Всеволод Рождественский
Билет № 6
(приложение)
ВОЛНЫ
Волна, волна – все буквы влажны.
Да и слились в один размах.Я произнес сейчас их дважды
И ощутил их на губах!
Я произнес их снова.
Вскоре
Ко мне пришли издалека
Волненье рек, дыханье моря
И колокольчик ручейка.
Повсюду волны, волны, волны,
Великой влаги вечный путь.
Таков язык!
И трепет полный
Мою охватывает грудь!
А.Прокофьев
Билет № 7
(приложение)
Я был опять в саду твоем,
И увела меня аллея
Туда, где мы весной вдвоем
Бродили, говорить не смея.
Как сердце робкое влекло
Излить надежду, страх и пени,—
А юный лист тогда назло
Нам посылал так мало тени.
Теперь и тень в саду темна,
И трав сильней благоуханье;
Зато какая тишина,
Какое томное молчанье!
Один зарею соловей,
Таясь во мраке, робко свищет,
И под навесами ветвей
Напрасно взор кого-то ищет.
А.А. Фет
Билет № 8
(приложение)
Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи; далекий шум потока
В темноте таинственно заглох.
Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозем,
И струится чище над полями
Звездный свет в молчании ночном.
По лощинам, звезды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожной тянутся гурьбой.
А Весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая, -
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в темные поля.
И. Бунин
Билет № 9
(приложение)
Уснуло озеро; безмолвен черный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.
Уснули рыбаки у сонных огоньков;
Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;
Порой тяжелый карп плеснет у тростников,
Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой,
Как тихо... Каждый звук и шорох слышу я;
Но звуки тишины ночной не прерывают, -
Пускай живая трель ярка у соловья,
Пусть травы на воде русалки колыхают...
А.А. Фет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".
Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...
Анализ поэтического текста как одна из успешных предпосылок самореализации творческих поэтических способностей одаренных детей
Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы....
Лингвостилистический анализ художественного текста в литературном развитии учащихся 6-го класса (от внимательного чтения к внимательному читателю).
Лингвостилистический анализ – это анализ, который через внимание к языковым особенностям художественного текста, рассмотрение ключевых слов и образов, выявление ав...
Схема анализа поэтического текста
Материалы для урока...
Искусство интонации речи учителя при проведении лингвостилистического анализа художественного текста
Презентация к выступлению на региональной педагогической мастерской "Основные средства выразительности в речи учителя на уроках изучения лирики"....
Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.
Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...
Примерная схема анализа поэтического текста.
материал к уроку...