СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
тест (русский язык, 7 класс) на тему

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1.      Выразительно прочтите текст.

Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует ваше воображение?

2.       Отметьте средства выразительности поэтической речи,  при помощи которых поэт создает художественные образы.

3.       Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните их правописа­ние.

4.       Укажите, к какой части речи относятся подчеркнутые прямой чертой слова. Докажите.

5.       Подберите к подчеркнутым волнистой чертой словам синонимы, анто­нимы, омонимы, где это возможно.

6.       От подчеркнутого двумя чертами глагола образуйте все возможные формы.

7.       Расставьте, если необходимо, знаки препинания.

8.       Сделайте грамматический разбор указанных слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИЛЕТ № 1

                                                                         (приложение)

            НА МОРЕ
Закат4. Как Волны гнут(?)ся,
Уже без гневных гр…бешков,
Но не бегут они к…снут(?)ся
(Не)победимых берегов.

И только изд…ли добредший3
Бурун повер…вший во мглу
Внесет(?)ся, буйный, сумасшедший,
На глянцевитую скалу.

И лопн…т с гиканьем и ревом
Подбросив к небу пе(н,нн)ый2 клок…
Но весел1 в небе б…рюзовом
С латинским парусом челнок.

И заг…релый кормчий ловок,
Дыша волной р…стущей мглы
И – от натянутых веревок - 
Бодрящ…м зап…хом смолы.

                                              (Н. Гумилев)
 

ПРИМ.  Учителю необходимо подчеркнуть слова в соответствии с заданиями в ПАМЯТКЕ.
 

Задание 4 -    (к) небу, кормчий.
Задание 5 -  гневных (гребешков)
Задание 6 – (не) бегут
 

 

 

 

 

 

 

Билет 2

(приложение)

Я воспит…н природой3суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуван(?)чика шарик пуховый
Подорожника твердый кл…нок.

Чем обычней простое р…стенье,
Тем живее в…лнует меня
Первых листьев1 его появленье
На рассвет… весен…го дня.

В государств… ромашек, у края,
Где ручей задыхаясь поет,
Пролежал (бы) всю ночь до утра я
Запрокинув лицо в неб…свод.
 

…И вн…мая весен…му шуму
Посреди оч…рова(н, нн)ых2 трав
Все лежал бы и думал я думу
Бе…предельных полей и дубрав4.

                               Н. Заболоцкий


Задание 4 – (шарик) пуховый, весеннего (дня);
Задание 5 – (природой) суровой;
Задание 6 – пролежал бы

 

 

А дальше предлагаю только тексты для приложений к билетам. Каждый волен по своему усмотрению пропустить орфограммы и пунктограммы, выбрать слова для грамматических разборов и для заданий 4, 5, 6.  Да и тексты, если не устроят эти, можно подобрать другие.

 

 

 

 

Билет № 3
(приложение)

 

Памяти Пришвина

Когда у Полярного круга
Темно в снегопаде густом,
Беру я, как верного друга,
Волшебника Пришвина том.

И ветер, когда завывая,
Несет ледяную метель
Над книгой о ней забывая,
Я слышу лесную капель…

…Под сумрачным небом чужбины,
Пока мы не в нашем порту,
Земли нашей русской картины
Со мной, у меня на борту.

Пускай озверело колотит
В борта штормовая волна -
Я вижу на топком болте
Ковер из кукушкина льна.

За силу великую эту,
Сокрытую в слове простом,
Вожу я по белому свету
Волшебника Пришвина том.

                                              Д. Тихонов

 



Билет № 4
(приложение)

 

                НОЧЬ
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
Долина тихая внимает
Журчанью мирного ручья.
И темный лес, склоняясь, дремлет
Под звуки песни соловья.
Внимая песням, с берегами,
Ласкаясь, шепчется река.
И тихо слышится над нею
Веселый шелест тростника.
                                               С. Есенин




















Билет № 5
(приложение)
 

Всё доступно для зренья поэта,

Для  приметливой думы его.

Из слияния мрака и света

Он словамитворит волшебство .

Кто сказал – в примелькавшемся быте,
В пестрой смене его мелочей
Места нет для нежданных открытий,
Для иных, потаенных ключей?
 

Но затем и рождались поэты,

Чтоб родной открывал им язык

Самоцветного клада приметы

И глубинного смысла родник.
 

Всё, что стерто, становится новым,

Непривычным для слуха и глаз,

Там, где встретилось слово со словомВ самый первый, единственный раз!
                                    Всеволод Рождественский










 


Билет № 6
(приложение)
 

ВОЛНЫ

Волна, волна – все буквы влажны.
 Да и слились в один размах.Я произнес сейчас их дважды
И ощутил их на губах!

Я произнес их снова.
                              Вскоре
Ко мне пришли издалека
Волненье рек, дыханье моря
И колокольчик ручейка.

Повсюду волны, волны, волны,
 Великой влаги вечный путь.
Таков язык!
                    И трепет полный
Мою охватывает грудь!

                                                   А.Прокофьев













Билет № 7
(приложение)

 

Я был опять в саду твоем,
И увела меня аллея
Туда, где мы весной вдвоем
Бродили, говорить не смея.

Как сердце робкое влекло
Излить надежду, страх и пени,—
А юный лист тогда назло
Нам посылал так мало тени.

Теперь и тень в саду темна,
И трав сильней благоуханье;
Зато какая тишина,
Какое томное молчанье!

Один зарею соловей,
Таясь во мраке, робко свищет,
И под навесами ветвей
Напрасно взор кого-то ищет.

                               А.А. Фет

 

 

 

 

 

Билет № 8
(приложение)

 

Догорел апрельский светлый вечер,

По лугам холодный сумрак лег.

Спят грачи; далекий шум потока

В темноте таинственно заглох.

 

Но свежее пахнет зеленями

Молодой озябший чернозем,

И струится чище над полями

Звездный свет в молчании ночном.

 

По лощинам, звезды отражая,

Ямы светят тихою водой,

Журавли, друг друга окликая,

Осторожной тянутся гурьбой.

 

А Весна в зазеленевшей роще

Ждет зари, дыханье затая, -

Чутко внемлет шороху деревьев,

Зорко смотрит в темные поля.
                                               И. Бунин













Билет № 9
(приложение)
 

Уснуло озеро; безмолвен черный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

Уснули рыбаки у сонных огоньков;
Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;
Порой тяжелый карп плеснет у тростников,
Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой,

Как тихо... Каждый звук и шорох слышу я;
Но звуки тишины ночной не прерывают, -
Пускай живая трель ярка у соловья,
Пусть травы на воде русалки колыхают...

                                    А.А. Фет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".

Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...

Лингвостилистический анализ художественного текста в литературном развитии учащихся 6-го класса (от внимательного чтения к внимательному читателю).

Лингвостилистический анализ – это анализ, который через внимание к языковым особенностям художественного текста, рассмотрение ключевых слов и образов, выявление ав...

Искусство интонации речи учителя при проведении лингвостилистического анализа художественного текста

Презентация к выступлению на региональной педагогической мастерской "Основные средства выразительности в речи учителя на уроках изучения лирики"....

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...