Факультативное занятие "Выразительные возможности словообразовательных средств и роль звукописи при создании экспрессии поэтических текстов М. Цветаевой»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Особое место среди средств речевой выразительности занимают так называемые средства художественной изобразительности, основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка на материале текстов не только художественного, но публицистического стиля является эффективным средством формирования и совершенствования коммуникативной компетенции учащихся, так как текстовая основа позволяет осознать языковое явление в грамматическом, речевом и эстетическом единстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_dlya_11_klassa_tsvetaeva.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока для 11 класса по теме: «Выразительные возможности словообразовательных средств в поэтических текстах М. Цветаевой»
Цель урока:
Образовательные: рассмотреть особенности фонетической, морфологической и лексической организации звучащей речи, выявить их смысловую функцию в художественных текстах.
Развивающие: развивать образное мышление, творческие способности и познавательную активность учащихся;
Воспитательные: воспитывать духовно – нравственную культуру учащихся;
формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Оборудование: портрет М. Цветаевой; сборник стихотворений М. Цветаевой,
Методы обучения: исследовательский, эвристическая беседа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.
Планируемые результаты урока: выявить и описать на основании анализа поэзии М. Цветаевой особенности использования экспрессивных средств языка;
Ход урока
#1054;рганизационный момент #1055;остановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. #1040;ктуализация темы. #1056;абота в группах с элементами подготовки к ЕГЭ по русскому языку литературе. | Приветствие, цель, задачи, выявление подготовленности учащихся Сегодня на уроке мы продолжим работу над изобразительно-выразительными средствами языка и их ролью в тексте. Скажите, почему необходимо знать средства выразительности речи, уметь их различать, определять роль в тексте? На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка? Какие мы с вами ставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?
-Еще раз подчеркнем, насколько важно уметь анализировать текст с точки зрения его изобразительных средств для успешной сдачи экзамена. (Обсуждение сложностей, возникших в ходе работы с изобразительно-выразительными средствами.) На прошлом уроке мы свами знакомились с творчеством представительницы Серебряного века поэзии – Марины Цветаевой. Анализ поэтических ее произведений показывает, что она – не только интуитивно лингвист, но и интуитивно историк языка. Ведь поэзия Цветаевой дает богатейший материал для изучения потенциальных свойств русского языка. Давайте с вами прочтем ее стихотворение, а затем попытаемся провезти анализ на разных языковых уровнях. Стихотворение «Я - страница твоему перу», которое было написано 10 июля 1918 года и входит в сборник «Психея». Прочитайте стихотворение Цветаевой «Родина». .Какова основная мысль стихотворения "Родина"?
Какова роль пунктуационных знаков в этом стихотворении? Давайте с вами познакомимся с еще одним стихотворением Цветаевой, которое называется «Молодость». Что отмечает первый взгляд на стихотворение? Какова интонация стихотворения? Как говорится о молодости в начале первого катрена? Обратите внимание на третью строку третьего катрена «Щедростью давясь, как щебнем». Что она в себе совмещает? Итак, на примере анализа стихотворений мы с вами убедились, какие языковые преобразования осуществляются Цветаевой на разных языковых уровнях: фонетическом, словообразовательном, морфологическом и т.д. Запишите термины, соответствующие определениям в предлагаемом порядке. Запишите задание на дом. Провести анализ стихотворения «Полюбил богатый – бедную» на различных языковых уровнях. |
Средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию. Изобразительно-выразительные средства помогают понять коммуникативное намерение автора, все его мысли и чувства.
Тропы и стилистические фигуры Повторить термины, скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности. Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте. Основной темой стихотворения является тема поэта и поэзии, в нём исследуется процесс творчества, это размышления и переживания поэта-художника. На морфологическом уровне в стихотворении-13 существительных, 10 местоимений, 4 прилагательных, З глагола и всего одно наречие. Это наводит мысль о том, что в стихотворении мало движения, оно статично. В первом четверостишии 27 звонких согласных, из них 15 сонорных и 19 глухих. Во втором - 30 звонких, из них 15 сонорных и только 9 глухих. Можно сделать вывод, что голос, согласный звук преобладает, он заполняет всё фонетическое пространство. В первом четверостишье повторяются звуки [с], [т], [р]. Они ассоциируются со струей, строкой. Звук [р] придает тексту силу, мощь. Во втором катрене повторяются звуки [жд], [д], [т]. Старославянское сочетание [жд] придает торжественность. Повторяющиеся звуки в,з,в,р создают ощущение круговорота, закольцованности. Как видим, фонетика стихотворения помогает также выразить главную мысль стихотворения. Синтаксический уровень стихотворения разнообразен: есть двусоставные, односоставные предложения. Большую роль в данном стихотворении играет тире, излюбленный знак Марины Ивановны. Оно создает особую эмоциональную напряженность, акцентирует внимание на главном. В своем произведении Цветаева признается в любви к родине. Ее лирическая героиня
В каждом слове повторяется гласный звук «О», этот прием называется ассонанс. В стихотворении семь восклицательных знаков и семнадцать тире. Эти знаки выражают экспрессивность речи поэта. В конце стихотворения стоит многоточие, это создает Очень много повторений – обращений: «Молодость моя!», много восклицательных знаков, тире. Само стихотворение разделено на 2 части по 4катрена. Интонация стихотворения двойственная: веселая и в тоже время трагичная, отчаянная. В первом катрене используется определения молодости: «Молодость» – «сапожок непарный». С одной стороны слово сапожок – уменьшительно-ласкательное, оно создает трогательно-нежное отношение к молодости, а с другой стороны непарный напоминает, что молодость уже позади, т.е. непарный – ненужный. А также это трогательный образ детства – «лучшие сказки», эпитет «воспаленные» передает состояние героини: тревогу, бессонные ночи выплаканные глаза. С молодостью поступают как с календарным листком: не о чем жалеть, прошлое неизбежно должно уйти. Совмещает в себе противоположные по смыслу, но близкие по звучанию понятия. Отсюда экспрессивность метафоры «щедростью… давясь». Ассонанс в словах «молодость моя» противопоставлен аллитерации неблагозвучных шипящих «щ-сь-сь-щ». Это говорит о том, что Цветаева использует прием контраста не только на содержательном, но и фонетическом уровне, т.е. использует прием звукописи. Образное определение –эпитет.
|
#1056;ефлексивно-оценочный этап. Терминологический диктант с взаимопроверкой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль синтаксических конструкций разных видов в поэтическом тексте.
Показать роль синтаксических конструкций разных видов в поэтическом тексте;повторение основных видов сложных предложений; проверка умений различать виды предложений....
Урок русского языка в 6 классе по теме "Роль глагола-инфинитива в поэтическом тексте"
Урок русского языка предназначен для проведения в классе с высокой или средней успеваемостью. Подобранный материал позволяет наглядно показать функции, выполняемые инфинитивом в художественном тексте ...
Статья "Семантика словообразовательных средств как смыслообразующий элемент текста".
Роль словообразовательной семантики смысловой организации текста....
Урок-исследование. Анализ поэтического текста М. Цветаевой «Луна - лунатику»
Класс: 11Цели и задачи урока: формирование осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся...
"Роль Рафаэля Мустафина в раскрытии и популяризации личности и поэтического наследия Марины Цветаевой"
Творческий проект (научно-исследовательская работа)...
"Роль Рафаэля Мустафина в раскрытии и популяризации личности и поэтического наследия Марины Цветаевой"
Творческий проект (научно-исследовательская работа)...
«Анализ поэтического текста как средство подготовки к сочинению-рассуждению»
Конспект урока, основанный на анализе стихотворения Е.А.Баратынского "К чему невольнику мечтания свободы?"...