Конспект урока по литературе "Путешествие в сказку"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
«Путешествие в сказку»
Цели: систематизировать и обобщить знания по теме «Фольклорная сказка»;
развивать логическую память, внимание учащихся, их речь, творческое воображение и мышление;
воспитывать любовь к народным сказкам;
формировать навыки коллективной работы, воспитывать командный дух и стремление побеждать.
Тип урока: урок – КВН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_skazku.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
«Путешествие в сказку»
Цели: систематизировать и обобщить знания по теме «Фольклорная
сказка»;
развивать логическую память, внимание учащихся, их речь, творческое воображение и мышление;
воспитывать любовь к народным сказкам;
формировать навыки коллективной работы, воспитывать командный дух и стремление побеждать.
Тип урока: урок – КВН.
Форма урока: нетрадиционная.
Оформление и оборудование:
- высказывание А.Пушкина: «Что за прелесть эти сказки!»;
- иллюстрации к сказкам;
- выставка книг народных сказок;
- раздаточный материал;
- сводная таблица результатов.
Класс делится на 5 команд.
ХОД УРОКА
І. Объявление темы и цели урока.
ІІ. Работа над темой урока.
- Слово учителя
Ребята! Сегодняшний урок необычный. Мы с вами отправляемся в путешествие в страну сказок. Это будет нелегкое путешествие. Вас, как и многих сказочных героев, ждут испытания на сообразительность, смекалку, быстроту реакции и внимание; вам предстоит проявить ваши творческие способности; умение работать в команде. Сегодня вам предстоит доказать не только то, что вы все любите сказки, но и что очень хорошо их знаете. Путешествие далёкое, поэтому усаживаемся поудобнее, настраиваемся на интересные встречи и – в путь!
Путешествовать мы будем командами. Каждой команде необходимо выбрать капитана. Итак, наше путешествие начинается.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
Там принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кащея погубит...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
- Станция 1
Сказки разные на свете.
Их, конечно, помнят дети.
Кто здесь сказочный всезнайка?
Вмиг названье угадай-ка!
Из предложенных букв составить название сказок. Кто быстрее?
- «Колобок»
- «Морозко»
- «Теремок»
- «Курочка»
- «Кукушка»
- Станция 2
Конкурс капитанов. Ответить на вопрос по теории.
- Назовите особенности строения сказок. Приведите примеры.
- Какие из сказок самые древние, т.е. появились раньше других? Приведите 5-6 примеров.
- В каких сказках встречаются необыкновенные предметы и происходят необыкновенные вещи? Приведите 5-6 примеров.
- В каких сказках лежат события каждодневной жизни и действуют реальные герои: муж, жена, солдат, барин и другие? Приведите 5-6 примеров.
- Назовите особенности языка русской волшебной сказки.
- Станция 3
Прекрасен сказок мир воздушный,
К нему ты с детских лет привык;
И мил, и дорог простодушный,
Животворящий их язык.
Язык сказок особенный, он отличается неповторимой выразительностью и живописностью, меткостью и простотой.
На предыдущей станции мы повторили особенности языка и строения сказки. А теперь мы проверим ваши знания на практике. Каждая команда получает задание: определить языковые особенности сказок.
1 | «Ай потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная; есть в ней дива дивные, чуда чудные…». | |
2 | «А слуга стал королем, посадил на радость всему народу в самой середине государства вечно цветущую яблоню и счастливо прожил жизнь с умной женой» | |
3 | «Долго ли, коротко ли – скоро сказка сказывается, не скоро дело делается – подступает под то царство басурманский король…» | |
4 | Иван-царевич побежал в белокаменные конюшни, оседлал доброго коня богатырского, надел сбрую ратную … и выехал против неприятеля» | |
5 | «Я его на одну руку посажу, другой прихлопну – только мокрёхонько будет» | |
6 | «Направо пойдешь - коня потеряешь, прямо пойдешь - голову потеряешь, налево пойдешь - и коня, и голову потеряешь». | |
7 | «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было» | |
8 | «Прибежали слуги верные и отрубили буйны головы дочерям бабы яги» | |
9 | «Начинается сказка, начинается побаска — сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику» |
- Станция 4
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
Где играют дружно,
Весело, умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.
Викторина «Узнай сказку»
- В какой сказке говорится о том, как старушке с помощью нехитрых манипуляций удавалось вызвать атмосферные осадки? («Госпожа Метелица»)
- В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из… столярного инструмента? («Каша из топора»)
- В какой сказке говорится о четырёх дерзких побегах и одном зверском убийстве? («Колобок»)
- В какой сказке говорится о необычном брачном союзе человека и существа из класса земноводных, повлёкшем за собой тяжкие испытания для обеих сторон?
(«Царевна – лягушка»)
- Какая сказка повествует о пользе коллективного труда?
(«Репка»)
- В какой сказке используется необыкновенное средство передвижения, хозяин которого с него практически не встаёт?
(«По щучьему велению»)
Физкультминутка
(Участник каждой команды берутся за руки, изображая цветок)
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Разноцветные цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
- Станция 5
Все больше прочитанных книжек семья,
Все больше хороших друзей у тебя!
Давайте знакомые книжки откроем
И вспомним опять за страницей страницу:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Работа по иллюстрациям.
Узнать героя, перечислить черты его характера, аргументировать ответ.
- Василиса Прекрасная
- Иван – крестьянский сын
- Дочь мачехи («Госпожа Метелица»)
- Юноша («Волшебное кольцо»)
- Журавль и Цапля
- Станция 6
Самыми первыми героями сказок стали животные. Позже, в волшебных сказках, животные станут помощниками сказочных героев, а иногда – наоборот. Но в любом случае, трудно представить народную сказку без хитрой лисы и отважного петуха, без преданного пса и верного коня.
Команды выбирают животное.
Она в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку,
Велика для норки корка. (Мышь)
Хитрая плутовка.
Рыжая головка
Хвост пушистый — красота.
Кто же это? (Лиса)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)
Косолапые ноги,
Догадайся, ответь,
Зиму спит в берлоге,
Кто же это? (Медведь)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех... (Волк)
Докажите, что без вашего зверя (лиса, волк, заяц, мышь, медведь) русская сказка обойтись не сможет.
Например, собака. « Я – нужное животное в сказках. Верой служу я людям: дом охраняю, репку помогла вытащить, волшебное кольцо с котом хозяину вернули, лису с петухом наказали. А то, что с котом иногда ссорилась, так и помирились потом – с кем не бывает? Нет – я нужный герой, без меня многих сказок вовсе не было бы».
- Станция 7
Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь — отгадаешь!
А не вспомнишь — ну так что ж...
Сказку заново прочтёшь!
Блиц-викторина.
1. Из чего сделана Снегурочка? (Из снега)
2. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
3. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
4. Куда нельзя садиться медведю? (На пенёк)
5. Какими словами можно выманить петушка из избы? ( « Куры-то клюют, петухам не дают».)
6. Кто сломал теремок? (Медведь.)
7. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
8. Кому удалось съесть колобка? (Лисе.)
9. Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?
(Можно стать козленочком.)
10. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ы-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
11. Какого роста мальчик-с-пальчик? (С пальчик)
12. Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
13. Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
14. Кто сумел прогнать из заячьей лубяной избушки лису? (Петух.)
15. Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-то является к ней в гости?
( «Человечьим духом пахнет». )
16. Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)
17. Чем ловил волк рыбу? (Хвостом)
18. Кто сумел обмануть лису? (Рак)
19. Кто помогал Крошечке - Хаврошечке исполнять всю домашнюю работу? (Коровушка.)
20. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой».)
21. Из чего солдат сварил кашу? (Из топора)
22. Сколько козлят съел серый волк? (6)
23. Что получила в наследство Василиса Прекрасная? (Куклу)
24. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки? (Репу)
25. Что говорила лиса, сидя на спине у волка? («Битый небитого везёт»)
- Станция 8
Известно, что в сказках народ выражал свои мечты о счастливом будущем. И в определенном смысле многие эти мечты стали явью. Во многих сказках мы встречаем прообразы современных достижений науки и техники.
Попробуйте сопоставить сказочные чудеса с современными изобретениями, без которых наша жизнь уже кажется невозможной, а люди в давние времена могли о них только мечтать в сказках.
Запишите ответ парами чисел.
Кто быстрее?
Сказочные чудеса | Современные изобретения | ||
1 | Ковер – самолёт | 1 | автомобиль |
2 | Чудо – зеркальце | 2 | компас |
3 | Перо жар-птицы | 3 | воздушный лайнер |
4 | Клубок ниток, указывающий путь | 4 | телевизор |
5 | Сани, которые идут сами | 5 | прожектор |
Ключ: 1-3 2-4 3-5 4-2 5-1
ІІІ. Подведение итогов урока
Объявление результатов соревнования, комментирование оценок.
Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Вы с честью выдержали несказочные испытания.
- Чему же научила нас сказка?
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
- Наш урок закончился, но не заканчивается встреча со сказкой. Уже через урок мы опять окунемся в удивительный мир, но уже не народной, а литературной сказки. Посмотрите на доску – там вы увидите подсказки, с каким автором литературных сказок будет наша первая встреча? Что подсказало вам правильный ответ?
- Фоном нашего урока стали и ваши рисунки к народным сказкам. А на стенде представлены книги народных сказок мира, которые можно взять в библиотеке, прочитать и вновь подарить себе радость встречи с любимыми сказочными героями.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нету…
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
У нее чудес запас,
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!
ІV. Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе, повторить построение, язык сказки, сюжет и его элементы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.
Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....
Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».
Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...
Конспект урока по литературе по сказке- были К.Паустовского "Кладовая солнца"
В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954)вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, окрасоте русской ...
Конспект урока по русской народной сказке «Василиса Премудрая».
Конспект урока по русской народной сказке«Василиса Премудрая»приложение к уроку и презентации....
конспект урока по внеклассному чтению. Сказки Андерсена
Конспект можно использовать как на уроке, так и на внеклассном мероприятии с 3 по 5 класс...
Конспект урока-игры "Наши любимые сказки" 2-3 класс
Закрепление и обобщение знаний учащихся о русских народных и литературных сказках...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тим Собакин. «Лунная сказка»
Предлагаю вниманию план-конспект урока литературного чтения, проведенного в 3 классе п программе "Перспектива". Перефразируя слова В.А. Сухомлинского, актуальность данного урока состоит...