Конспект урока по русской народной сказке «Василиса Премудрая».
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Конспект урока
по русской народной сказке
«Василиса Премудрая»
приложение к уроку и презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русской народной сказке «Василиса Премудрая». | 93.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 95»
Канавинского района г. Н.Новгорода
Конспект урока
по русской народной сказке
«Василиса Премудрая»
(слова к презентации)
Выполнила:
учитель русского языка,
первой квалификационной категории,
Никулина Ирина Владимировна
г. Н.Новгород
2012 год
- Приложение к уроку.
- Конспект урока.
- Презентация к уроку.
Приложение к урок
Задание № 1
1. Определите вид сказки,
а) народная б) авторская
в) волшебная в) бытовая
г) о животных
2. Сколько главных героев в сказке?
1 2 3
3. Назовите главных героев сказки.
а) охотник б) царь
в) Иван, сын охотника в) воробей
Задание № 2
- «- Не бей меня, добрый человек! Убьешь, мало будет прибыли. Лучше живьем меня возьми да прокорми три года, три месяца и три дня. А я, как наберусь силушки да отращу крылышки, добром тебе заплачу.»
- «-Спасибо тебе, добрый молодец! Теперь воротилась ко мне сила прежняя. Бросай-ка ты лошадь да садись на крылья ко мне. Понесу я тебя на свою сторону и расплачусь за все добро».
- «Увидел орел, что дружок его не с пустыми руками идет, и говорит:
-Ну, братец, ступай к себе домой, да смотри - не отпирай ларчика, пока до своего двора не дойдешь!»
4. «-Свет ты мой,- говорит ему жена, - скажи, о чем горьки слезы ронишь?
-С радости, - отвечает.
Побоялся сказать ей правду, что рано ли, поздно ли, а придется сына невесть кому отдавать».
- «Прошло лет с десяток, и поболе того.
Растет сынок у охотника, как тесто на опаре всходит,- не по дням, а по часам. И вырос большой: умен, пригож, молодец молодцом».
- «- Ну, спасибо тебе, добрый молодец! Каких слуг у меня ни было, а никто не сумел лучше тебя угодить! Есть у меня двенадцать дочерей - выбирай себе в невесты любую. Угадаешь до трех раз одну и ту же девицу, будет она тебе женою верною».
Перепутанные логические цепи
- «И пошел Иван в подводное царство. Приходит – смотрит: и там свет такой, как у нас; и там поля и луга, и рощи зеленые, и солнышко греет, и месяц светит».
- «Жили-дружили мышь с воробьем. Ровно тридцать лет водили дружбу: кто что ни найдет - все пополам!»
- «Все сделал Иван, как велела Василиса, все три раза узнал ее:
- Вот моя невеста!
-Ну, братец, - говорит морской царь, - я хитер, а ты еще похитрей меня, и отдал за него Василису Премудрую замуж».
- «Вот и утро настало. Надо охотнику идти дальше. Да не тут-то было! Как собрать ларец по-прежнему? Думал он, думал, ничего не придумал. Сидит на берегу горюет».
- «Вот прошло три года, три месяца и три дня. Во всех закромах пусто стало. Говорит орел охотнику:
-Вези меня к высокой сосне.
Послушался охотник, привез орла к высокой сосне. Взвился орел выше прежнего, сильным вихрем ударил сверху в самое высокое дерево- и расшиб его в щепки с верхушки до корня. Так весь лес кругом и зашатался».
Словарик сказочных слов и выражений.
Дал спознать смертный страх
Убьешь - мало будет прибыли.
Царица, орлова сестрица.
Давай добром считаться…
Золотой ларчик с золотыми ключиками.
Воротить свою прежнюю силу…
Наберусь силушки да отращу крылышки.
День - деньской ходил да ничего не выходил.
Ложись-ка спать. Утро вечера мудренее.
Отдай мне, чего дома не знаешь.
Один - одинешенек
Крепко приуныл, пригорюнился…
Обещать скор и забывать скор
Воротился темнее тучи
Пуще прежнего закручинился
Идет, слезами умывается
Задание №3
СИНКВЕЙН
«Главный сказочный герой»
- КТО? (1 слово)________________________
- ГЕРОЙ (КАКОЙ?)________________________сказочный
(2 слова) добрый
грубый
ответственный
честный
- ГЕРОЙ (ЧТО ДЕЛАЕТ?)__________________помогает
(3 слова) трудится
колдует
выполняет
лжет
заботится
- ФРАЗА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ________________ Добро и труд всегда спасут.
Счастье не птица: само не прилетит.
Слово давать, так слово держать.
Кто добру учится, тот добром и живет.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож.
- СЛОВО-СИНОНИМ._____________________________МОЛОДЕ
Тема урока: Главный сказочный герой в русской народной сказке «Про Василису Премудрую».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Форма урока: урок- исследование.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- систематизировать знания обучающихся, воспитанников о сказке, как о литературном жанре;
-формировать ответы обучающихся, воспитанников на основе опорной таблицы;
-владеть различными видами изложения текста;
-пользоваться разнообразными видами чтения;
Коррекционно - развивающие:
-коррекция и развитие анализирующей функции, диалогической и монологической речи;
-пополнение активного и пассивного словаря;
-коррекция и развитие навыков самоконтроля, умения выражать свои эмоции и отношение к происходящему;
Коррекционно- воспитательные:
-воспитывать интерес к сказке, как жанру устного народного творчества;
-воспитывать гордость за свою страну, творческое наследие русского народа;
-воспитывать умение сопереживать людям;
-воспитывать умение работать в группе через сотрудничество учитель-ученик, ученик- ученик.
Оборудование: сказка «Про Василису Премудрую», пословицы о добре, компьютерная презентация к уроку, опорные таблицы «Сказка как литературный жанр», «Главный сказочный герой», задания с тестами и вопросами, словарик сказочных слов и выражений, диск с музыкой для релаксации.
Ход урока.
Подготовка обучающихся, воспитанников к уроку.
- Организационный момент.
–Здравствуйте, ребята! Садитесь!
-Проверьте свои учебные принадлежности. Успокоились, улыбнулись гостям и друг другу. Настроились на работу.
-Повторим правила работы на уроке.
-Сегодня мы опять окунемся в мир русского устного народного творчества. Мы будем работать с одним из его жанров СКАЗКОЙ. Будем читать, анализировать, работать по опорным таблицам.
- Артикуляционная гимнастика.
«КАШУ КУШАЙ, А СКАЗКУ СЛУШАЙ: УМОМ-РАЗУМОМ СМЕКАЙ, ДА НА УС МОТАЙ!»
-Прочитай, четко проговаривая слова.
-Прочитай, выделяя голосом глаголы.
-Прочитай, выделяя голосом существительные.
- Проверка домашнего задания. Творческая разминка.
На экране появляется слайд с опорной таблицей «Сказка как литературный жанр». Затем появляется табличка
О и
-Скажите, какие ассоциации возникают у вас , когда вы видите определенное количество этих фигур на табличке?
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Волк и семеро козлят»
«Белоснежка и семь гномов»
-Сделайте краткий анализ этих сказок по опорной таблице.
1. Авторская, написал А.С.Пушкин, волшебная.
2.Русская, народная, о животных.
3.Авторская, написали братья Гримм, волшебная.
- Подготовка обучающихся, воспитанников к усвоению новых знаний.
Мы с вами уже прочитали сказку «Про Василису Премудрую».
Вы должны были обобщить свои знания по этой сказке дома. И некоторым из вас было дано индивидуальное задание подобрать пословицы о добре.
(ВЫВЕСИТЬ ПОСЛОВИЦЫ У ДОСКИ)
- Сейчас возьмите лист с заданием №1 и заполним тесты, которые позволят нам проверить общие знания о сказке.
Задание № 1
1. Определите вид сказки,
а) народная б) авторская
в) волшебная в) бытовая
г) о животных
2. Сколько главных героев в сказке?
1 2 3
3. Назовите главных героев сказки.
а) охотник б) царь
в) Иван, сын охотника в) воробей
(Тест сверяется с результатами на доске)
- Изучение нового материала.
«У КОГО ТЫ НИ СПРОСИ-
ВСЕМ ИЗВЕСТНО НА РУСИ:
ТО ОН ЦАРЬ, ТО ИЗ КРЕСТЬЯН,
А ЗОВУТ ЕГО __________________? (ИВАН)
-Это четверостишие подсказывает тему нашего урока:
«ГЛАВНЫЙ СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ»
-Чтобы понять характер главного героя, его человеческие качества, мы будем работать с нашей опорной таблицей «Главный сказочный герой».
Итак, сначала рассмотрим род занятий и происхождение главных героев.
ОХОТНИК- человек из бедной семьи, зарабатывает себе на жизнь и кормится охотой.
ИВАН, СЫН ОХОТНИКА - родился, когда у охотника уже появился ларец с дворцом и рос обеспеченной семье.
Чтобы узнать побольше о главных героях, мы поищем в сказке выражения, относящиеся к главным героям.
Работа с заданием №2
- О чем говорят эти сказочные выражения?
Работа с учебником.
Каждый человек в своей жизни проходит через испытания! Наши герои тоже.
-Посмотрите на экран!
-Кто прошел через эти испытания? Какие испытания были еще у этих героев? Прочитайте о них в учебнике, в сказке.
- Какие сказочные выражения, которые свойственны только сказкам, вы нашли в этих отрывках?
Каждый из героев получает награду за испытания.
- О каких наградах идет речь на данном слайде?
-Но всё же, главный герой - ЧЕЛОВЕК! Ему свойственны как хорошие поступки, так и плохие.
На слайде 2 иллюстрации:
ОХОТНИК И РУЖЬЕ
ОХОТНИК И ЗОЛОТОЙ ЛАРЕЦ
- Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, какие плохие поступки совершил один из главных героев и какие последствия из-за этого произошли?
Карточки для слабых обучающихся, воспитанников.
1. «Не верит охотник и в третий раз ружье поднимает. И в третий раз просит его орел…»
2. «Ну, братец, ступай домой, да смотри- не отпирай ларчика, пока до своего двора не дойдешь…»
(дописать или проговорить последствия поступков)
РЕЛАКСАЦИЯ (расслабляющие упражнения под музыку в народном стиле И. Крутого)
-Итак, герой совершил проступки, он за них наказан. Какая линия проходит через сказку? СПРАВЕДЛИВОСТЬ
-Проанализировав поведение наших главных героев, мы подошли к последней графе нашего исследования.
-Какие черты характера присущи нашему сказочному герою?
Обобщим и сделаем СИНКВЕЙН.
«Главный сказочный герой»
- Приведите примеры вашего синквейна.
Подведем итоги нашего исследования. Обсудив все поступки наших героев, мы признаем, что сказкам присуща СПРАВЕДЛИВОСТЬ,
А ТАКЖЕ:
Перечисляются в слайде высказывания о главных героях о доброте, пословицы о доброте, и высказывания о дальнейшей жизни героев.
-Так кроме справедливости сказкам присущ а ДОБРОТА.
РЕФЛЕКСИЯ: Если я добр к людям…
Оценка деятельности обучающихся, воспитанников.
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 5 классе "Русские народные сказки", презентации к уроку
Конспект урока литературы в 5 классес применением проектной технологииТема урока: "Русские народные сказки"Цели урока:1) Формировать представление о сказках как жанре фол...
План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»
Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....
План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
Цель урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...
Конспект занятия по сказкотерапии «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Знакомство со сказкой "ГУСИ - ЛЕБЕДИ"...
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...
Конспект урока "Русская народная сказка "Царевна лягушка". Послушание и своеволие".
Интегрированный урок литературы и основ православной культуры...
Конспект занятия " Русская народная сказка " Репка ". Раскрасим репку"
Цели: познакомить с содержанием сказки "Репка "; учить рассматривать рисунки-иллюстрации, правильно держать кисточки, обмакивать её в краску, раскрашивать внутри контура, узнавать и правильно называ...