ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тим Собакин. «Лунная сказка»
план-конспект урока по литературе
Предлагаю вниманию план-конспект урока литературного чтения, проведенного в 3 классе п программе "Перспектива". Перефразируя слова В.А. Сухомлинского, актуальность данного урока состоит в том, что на нем дети получают возможность «…открыть» «окошко», через которое они видят мир и познают сами себя».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lunnaya_skazka.docx | 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Этапы урока | Времямин | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приемы и формы обучения | Прогнозируемый результат образовательной деятельности | Учено-методическое обеспечение | |
I | Орг. момент | 1 мин | Приветствует учащихся, проверяет готовности к уроку, рассаживает группами по 4 человека. | Приветствие, знакомство с учителем, подготовка к уроку | Фронтальная работа | Учащиеся готовы к уроку | Карточки для работы в группах у каждой группы на столе |
П | Введение в тему Сообщение темы, целеполагание | 1 мин | Формулирует тему урока, задач урока, подводит учащихся к целеполаганию. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного детского писателя, нашего современника, Тима Собакина и с его стихотворением «Лунная сказка». Вся наша работа над стихотворением будет направлена на то, чтобы выучить его наизусть, используя разные приемы мнемотехники (то есть техники запоминания). Во второй половине урока вас ждет сюрприз. - Какую цель вы поставите перед собой на уроке? Мы будем работать в мини-группах. Вспомним правила работы в группе и распределим групповые роли.? | Слушают тему урока, формулируют цель работы на уроке | Фронтальная работа | Сформулирована тема, поставлены и приняты цели (задачи) урока | Портрет писателя |
Ш | Изучение нового материала 1. Знакомство с биографией и творчеством писателя. | 8 мин | Знакомит учащихся с биографией и творчеством писателя. Тим Собакин – это очень необычный писатель! Он родился 2 января 1958 года, в настоящее время он живет в Москве. Сначала Тим Собакин работал программистом, а потом осуществил свою детскую мечту (к чему имел, разумеется, талант) и стал детским писателем. Тим Собакин – это литературный псевдоним писателя Андрея Викторовича Иванова. - Что означает слово «псевдоним»? Свои литературные произведения Андрей Иванов подписывал разными псевдонимами: Ника Босмит, Савва Бакин, Савелий Пингвиньев, Терентий Псов, Степан Тимохин, Сим Тобакин, Сидор Тяфф, Тихон Хоботов, Андрушка Ыванов. Тим Собакин, работая воспитателем во всемирно известном детском лагере «Артек», придумал и создал детский журнал «Трамвай», который издавался в 90-е годы прошлого века. На то время это был уникальный и очень популярный журнал; одновременно и веселый, и научный, но просуществовал он, к сожалению, всего 5 лет. Сейчас журнал «Трамвай» можно найти в фондах библиотек, в личных коллекциях; полный архив журнала есть в интернет-сети. В этом журнале печатались произведения таких известных вам писателей, как Д. Хармс, Б. Заходер, М. Зощенко, Г. Остер, Э. Успенский, были там и смешные рассказы молодых и еще неизвестных писателей, как, например, «Селедка на свободе». - Прочитайте рассказ самостоятельно, один из вас сделает это вслух для всех. Тим Собакин печатал свои стихотворения не только в журнале «Трамвай», но и в обычных детских книгах. Сначала в своем творчестве Тим Собакин «любил» коров, потом бегемотов. А каким еще животным посвящал свои стихотворения Тим Собакин вы узнаете, послушав песню «От меня уехал волк». | Слушают сообщение учителя, отвечают на вопросы, читают рассказ «Селедка на свободе», поют песню «От меня уехал волк». | Фронтальная работа, чтение вслух, исполнение песни. Групповая работа. | Учащиеся познакомились с биографией и творчеством писателя, получили положительные эмоции для работы над литературным произведением урока. | Карточки с текстами рассказа и песни, фото обложек журнала «Трамвай», некоторых обложек книг Тима Собакина Эталон «Правила работы в группе», маршрутные листы с планом работы в группе, групповыми ролями. |
2. Работа над содержанием произведения. | 6 мин | Задает учащимся вопросы смыслового характера, проводит словарную работу. Настраивает на правильный выбор интонации для чтения стихотворения. С этим, а, возможно, с каким-то другим волком мы встретимся сегодня, читая стихотворение Тима Собакина «Лунная сказка». - Выскажите свои предположения – что это может быть за сказка? Кто ее может рассказывать? Прежде чем мы начнем читать стихотворение, вспомним правила работы в группе и распределим групповые роли. 1-е чтение стихотворения. - Прочитаем стихотворение на стр. 118-119 вслух, во время чтения простым карандашом отметьте непонятные слова. - Обсудите с ребятами своей группы незнакомые (непонятные слова), если они есть. - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Что вас заинтересовало? Что удивило? Что понравилось? Это грустное или веселое стихотворение? -Можем ли мы назвать его юмористическим? - Какие слова вы не смогли объяснить в своей группе? - В какое время суток происходит действие стихотворения? - С какой громкостью надо читать это стихотворение? В каком темпе? - Это лирическое стихотворение, как надо читать лирические стихи? 2-е чтение стихотворения. - Прочитайте стихотворение выразительно друг другу в группах по строфам. Что такое строфа? Какие бывают строфы? Какие строфы в этом стихотворении? - Почему стихотворение называется «Лунная сказка»? - Почему слова Лунный Заяц, Лунный Волк, Ветер написаны с заглавной буквы? - Как вы представляете себе этих героев? - Как они сосуществуют друг с другом? - Где мог писатель взять образы для своего стихотворения? Пятна на Луне в фольклоре некоторых народов трактуются, как образ кролика или зайца. Но если есть Лунный Заяц, то почему не быть Лунному Волку? А еще на небосклоне есть созвездия Зайца и Волка. | Читают стихотворение, выполняют словарную работу, осмысливают содержание стихотворения | Фронтальная, индивидуальная, групповая работа. | Стихотворение прочитано каждым учащимся, осмыслены слова, образы, герои произведения. | Учебник, интерактивная панель TeachTouch - презентация | |
4. Работа со средствами художественной выразительности. | 6 мин | Формулирует задания, корректирует их выполнение, координирует деятельность учащихся - Что помогает поэтам донести до читателя неповторимый художественный мир стихотворения, помогает читателю ярче представить образы, героев произведения? (средства художественной выразительности) - Какие вы знаете средства художественной выразительности? Вспомним средства художественной выразительности и как они выглядят в стихотворениях. https://learningapps.org/display?v=p4x9od0a3 - Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении «Лунная сказка»? Назовите олицетворения, эпитеты. | Вспоминают средства художественной выразительности, соотносят их названия с самими средствами с помощью сервиса learningapps. Определяют средства художественной выразительности в стихотворении «Лунная сказка», записывают их в тетрадь, проверяют работу в группах. | Групповая, индивидуальная, фронтальная работа. | Найдены и записаны в тетрадь средства художественной выразительности. | Интерактивная панель TeachTouch – сервис LearningApps, тетради | |
Физкультминутка | 1 мин | Проводит ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ. Рассказывая стихотворение вместе с диктором, ребята сопровождают рассказ подходящими движениями. | Выполняют разминку, одновременно повторяют стихотворение. | Интерактивная панель TeachTouch - видеоролик | |||
5. Создание «мнеморисунков» для запоминания стихотворения и рассказ стихотворения по рисункам. | 15 мин | Формулирует задания, корректирует их выполнение, координирует деятельность учащихся, фотографирует и размещает фотографии рисунков, сделанных детьми, а презентации. - А теперь давайте представим, что нам нужно снять мультфильм по этому стихотворению. Что нужно для создания мультфильма? - Для мультфильма нам нужен сценарий. То есть кадры, которые будут изображены на экране. Это будет план стихотворения. - А теперь обещанный сюрприз – мы сейчас, действительно, попытаемся создать мультфильм. В каждой группе есть художники, которые выполнят рисунки, а я помогу их сфотографировать и вставить в уже озвученную презентацию. - Мы с вами уже несколько раз прочитали, проговорили и даже изобразили стихотворение. Конечно, многократное повторение текста, помогает его запомнить. Но для еще более быстрого и точного запоминания текста используют такой прием «мнемотехники», как выполнение рисунков, глядя на которые потом легко воссоздать стихотворение целиком. | Описывают «кадры» будущего мультфильма, составляя таким образом план стихотворения. Выполняют изображения для мультфильма. Рассказывают по получившимся изображениям стихотворение. | Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, | Составлен план стихотворения, стихотворение воссоздано наизусть по рисункам на экране. | Презентация, фломастеры, бумага для рисунков. | |
IV | Итог и рефлексия урока | 6 мин | Подводит итоги урока, диагностирует достижение поставленных целей. - С каким автором вы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали? - Какое стихотворение мы сегодня читали и учили наизусть? - С каким способом заучивания стихов вы сегодня познакомились? - Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? - На маршрутном листе оцените работу группы на уроке, для этого расположите схематичное изображение зайчика (или волка) на лесенке успеха так близко к Луне, насколько успешной была ваша работа на уроке, и насколько вы достигли эту цель. - Аналогичную работу проведите на индивидуальных лесенках успеха. | Анализируют проделанную работу, оценивают её. | Фронтальная работа, индивидуальная работа | Проведена самооценка своей работы на уроке. | Карточки с изображением лесенки успеха |
В завершении нашего урока я хочу предложить вам прочитать и поразмыслить над письмом детям-читателям, которое написал Тим Собакин. В конце этого письма есть адрес, по которому вы можете написать писателю. На самые интересные письма он обещает ответить. | Читают и осмысливают прочитанное | Индивидуальная работа | Письмо прочитано, осмыслено | Карточки с письмом читателям | |||
V | Домашнее задание | 1 мин | Объясняет домашнее задание. Повторить чтение наизусть стихотворения, найти и прочитать другие стихи Тима Собакина, один из номеров журнала «Трамвай» по ссылке http://tramwaj.narod.ru/ Урок окончен. | Записывают домашнее задание в дневники, задают уточняющие вопросы. Прощаются с учителем. | Задание принято и записано в дневники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия "Огонь-страшная сила" по сказке "Кошкин дом"
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Огонь – страшная сила». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Профилактика пожарной безопасности. Рассказать омерах предосторожности и предупреждении пожаров. Закрепление полученных знаний, умений ...
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»
Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....
План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
Цель урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...
Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)
Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша») Буровцевой Т.Р....
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....