Конспект урока по литературе в 5 классе. «А.С.Пушкин. «Друг бесценный поэта» - Арина Родионовна»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока по литературе для учащихся 5 класса. Первый урок при изучении творчества А.С.Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературе | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 5 классе.
«А.С.Пушкин. «Друг бесценный поэта» - Арина Родионовна»
Цель:
- расширить знания учащихся о жизни и творчестве великого русского поэта;
- совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;
- развивать восприятие родственности человеческих душ.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
1 слайд
- Мотивация учебной деятельности.
- Девочки, а как вы радуете своих близких?
- А как вы считаете, мог порадовать своих близких А.С.Пушкин?
- А кого бы он мог радовать, на ваш взгляд?
- Постановка цели и задач урока.
А как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?
2 слайд
- Работа над темой урока.
А) Беседа
- Что вы знаете об А.С.Пушкине?
- Какие сказки он написал?
Б) Сообщения учащихся о поэте.
3 слайд
В) «Картинная галерея»
КипрЕнский «Портрет А.С.Пушкина», 1827г.
Тропинин «Портрет А.С.Пушкина». 1827г.
- Каким предстаёт перед нами Пушкин?
- Чем отличаются эти портреты?
- Какой портрет вам больше понравился и почему?
Г) Беседа
- Кто для маленького Пушкина был самым был самым близким человеком?
Слово учителя.
Мать Пушкина имела непростой характер. Больше всего любила младшего сына – Льва.. Недостаток материнской любви восполнила его няня Арина Родионовна Яковлева, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом – и внуков. Она вместе с бабушкой Александра спешила приласкать мальчика, рассказывала ему сказки, познакомила с добрыми волшебниками и злыми колдунами.
4 слайд
Рассмотрите картину Ге «Пушкнн и Пущин в селе Михайловском», 1875
Кто находится в левой части картины? Почему этот человек был запечатлён художником?
5 слайд
Рассмотрите, как выглядит комната няни в Михайловском. Какова её обстановка?
6 слайд
4.Выразительной чтение стихотворения «Няне»
- Анализ стихотворения.
- Какие чувства заключены в этом стихотворении? Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое. Назовите слова, отражающие эти чувства.
- Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.
- Какие чувства испытывает поэт к няне? Почему вы сделали такой вывод?
- Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды. Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
- Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
- Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
- Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.
То чудится тебе…
- Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.
Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.
1 часть - обращение лирического героя к няне.
Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…
В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.
- Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?
- Давайте еще раз посмотри на картину и фото комнаты? Какие моменты как будто списаны со стихотворения?
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
7 слайд.
- Рефлексия.
Сегодня я узнала…
Было интересно…
Мне захотелось…
8 слайд.
7. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....
Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»
Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....
Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...
Конспект урока по литературе 8 класс "История создания "Капитанской дочки"А. С. Пушкина "
Тема: История создания «Капитанской дочки».Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.Задачи:...
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
Конспект урока по литературе. 7 класс А.С.Пушкин . Повесть "Станционный смотритель". Изображение "маленького человека" его положение в обществе.
Цели урока:1) Знакомство с историей создания произведения, дорожным бытом пушкинской поры;2) Сопоставление евангельской притчи о "блудном сыне" с пушкинскоой историей; 3)Нравственные проблем...
«Любовная лирика А.С.Пушкина»План-конспект урока по литературе, 9 класс.
Цели урока:• познакомить учащихся с основными этапами личной жизни всемирно известного поэта;• научить учащихся видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви;• развитие нав...