Урок по теме: «А.И.Куприн. Нравственные проблемы в рассказе «Куст сирени».
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Петренко Любовь Анатольевна

Мультимедийный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentatsiya_uroka_petrenko_l.a.zip2.44 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ№6» Мультимедийная разработка урока Петренко Любовь Анатольевна, учитель МБОУ «СОШ№6» Югорск 2017 год

Слайд 2

Целевая направленность урока Урок по теме : «А.И.Куприн. Нравственные проблемы в рассказе «Куст сирени». Цель: создать условия обучающимся для знакомства с идейно-художественными особенностями рассказа А.Куприна «Куст сирени». Задачи: обеспечить усвоение способа стратегиального чтения текста художественного произведения - выделения проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей; формировать ключевые компетенции: коммуникативную (работать в группах, развивать монологическую речь); информационную (искать, отбирать, анализировать и передавать материал); учебно – познавательную (ставить цель, анализировать материал, оценивать деятельность); развивать критическое мышление, творческие способности; воспитывать эмоциональную отзывчивость (чуткое отношение к чувству любви, способность сопереживать, понимать другого человека). Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Слайд 3

Отражение в разработке урока содержания образования Урок «А.И.Куприн. Нравственные проблемы в рассказе «Куст сирени» является третьим в разделе «Из литературы XX века». На творчество А. Куприна по программе В.Я.Коровиной отводится 1 час. Урок разработан в соответствии с рабочей программой к учебнику «Литература» для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.

Слайд 4

Структура урока: Организация начала урока-1 мин. Подготовительный этап-7 мин. Применение новых знаний-20мин. Валеологическая пауза-2 мин. Итог-7 мин. Рефлексия-2 мин. Домашнее задание-1мин.

Слайд 5

Методика проведения урока Методы обучения : словесный, наглядный, проблемно – поисковый, самостоятельной учебной деятельности, частично – поисковый. Форма работы : фронтальная, индивидуальная, групповая. Средства обучения : мультимедийный проектор, компьютер, экран, электронная презентация Power Point , аудиозапись.

Слайд 6

Организационный этап (1 минута) Микроцель: психологически подготовить обучающихся к общению на уроке. Учитель приветствует обучающихся. Звучит музыка Вивальди из цикла «Времена года». Учитель читает стихотворение Всеволода Рождественского «Сирень».

Слайд 7

Формы организации познавательной деятельности Фронтальная Методы: а) словесный б) частично -поисковый Результат: обучающиеся в комфортной обстановке под музыку слушают стихотворение, отвечают на вопросы, которые вызывают положительную эмоциональную направленность и интерес к работе на уроке.

Слайд 8

Подготовительный этап (5 минут) Микроцель: обеспечить мотивацию обучающихся и включение их в активную познавательную деятельность. Деятельность учителя состоит в том, чтобы с помощью работы над картинами известных художников, изображающих сирень, выявить, какие чувства они вызывают у обучающихся; познакомить с темой урока; узнать, какое впечатление произвел на обучающихся рассказ «Куст сирени»; организовать работу над «Картой рассказа»; выявить, что при анализе произведения вызывает наибольшее затруднение; повторить определение проблемы, знание которой поможет обучающимся в сдаче ЕГЭ (в написании сочинения – рассуждения по одной из проблем). Деятельность обучающихся : рассматривают картины художников, высказывают свое мнение в форме небольшого связного текста; делятся впечатлениями о прочитанном рассказе; определяют, что объединят картины и художественное произведение; повторяют материал по теории литературы; формулируют задачи урока.

Слайд 9

Формы организации познавательной деятельности Фронтальная Методы: а) наглядный б) словесный в) проблемно - поисковый Результат: обучающиеся рассматривают картины известных русских художников ( И. Левитана, М. Врубеля, П. Кончаловского ) с изображением сирени, аргументированно высказывают свое мнение о впечатлении от картин и рассказа «Куст сирени», обосновывают свой ответ; знакомятся с «Картой рассказа», которая поможет анализировать произведение; определяют термины, которые не вызывают затруднения; повторяют определение проблемы, понимание и решение которой пригодится при сдаче ЕГЭ.

Слайд 10

Карта рассказа жанр тема время место событий проблема композиция персонажи идея основные эпизоды рассказ сдача экзамена для поступления в академию весна( период сдачи экзаменов, посадка куста сирени) не определить, так как оно неважно писателю Николай Алмазов; Верочка

Слайд 11

Применение новых знаний (20 минут) Микроцель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации. Деятельность учителя состоит в том, чтобы с помощью приема «верные – неверные утверждения» активизировать обучающихся и проверить у них знание сведений о жизни и творчестве писателя; научить определять проблему, поставленную автором в произведении через характеристику персонажей, их поступков и характеров; помочь выявить авторскую позицию в изображении любви; научить находить и определять средства выразительности, использованные автором в рассказе, дать характеристику языка произведения; объяснить смысл пословицы и найти ее отражение в рассказе; научить определять основные эпизоды в тексте. Деятельность обучающихся : с помощью приема «верные - неверные утверждения» показывают знание биографии писателя; развивают навыки анализа художественного текста; строят устные высказывания о персонажах рассказа, их поступках и характерах; видят авторское отношение к героям рассказа; определяют основные эпизоды в произведении, раскрывают смысл пословицы и находят ее отражение в рассказе; определяют средства выразительности языка; приобщаются к нравственным семейным ценностям.

Слайд 12

а) фронтальная (определение литературных терминов, заполнение «Карты рассказа») б) парная («верные - неверные утверждения») в) групповая ( характеристика героев, определение основных эпизодов в рассказе, толкование пословицы ) г) индивидуальная (определение средств выразительности языка) Методы: а) частично-поисковый б) проблемно-поисковый в) самостоятельной учебной деятельности Результат : обучающиеся определяют основные эпизоды в рассказе, дают толкование пословицы, определяют ее связь с художественным текстом; определяют средства выразительности и своеобразие языка произведения; с помощью инструкции «Этапы выполнения работы» дают характеристику главным героям; выявляют авторское отношение к ним; сверяют с «Картой рассказа», выведенной на экран; дополняют свои записи и вписывают их в «Карту рассказа». Формы организации познавательной деятельности

Слайд 13

Используя прием «Верные и неверные утверждения», проверим , что вы узнали о жизни и творчестве писателя. Работа индивидуальная на листочках. № Утверждение Верно или нет? 1. А.И.Куприн родился в небольшом городке Наровчате в Пензенской губернии Да 2. Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат. Одни колышки торчат». Да 3. Куприна воспитывал отец. Нет 4. Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет Нет 5. Печатает свои произведения в московских газетах. Нет 6. Во время гражданской войны оказывается за границей. Да 7. С 1920 года живет в Германии. Нет 8. Юнкерская служба подсказывала Куприну сюжеты для произведений Да 9. ««Поединок» – это мое завещание русской молодежи»,-говорил о романе писатель Нет 10 «Куст сирени»-раннее произведение Куприна. Да

Слайд 14

Работа в группах (5 минут) 1 группа готовит рассказ о Николае Алмазове. 2 группа - о Верочке Алмазовой. 3 группа определяет основные эпизоды в рассказе и вписывает их в «Карту рассказа». 4 группа объясняет смысл пословицы «Терпение и труд все перетрут» и находит ее отражение в рассказе? Индивидуальная работа – Определить , какие средства выразительности использует автор в рассказе и каков язык произведения? 1 и 2 группе выдается инструкция «Этапы выполнения работы».

Слайд 15

Инструкция «Этапы выполнения работы» Выберите из текста материал, характеризующий поведение героя. Подготовьте рассказ о том, как ведет себя герой в сложившейся ситуации. Определите, какие черты характера героя проявляются в данной ситуации. Впишите их в «Карту рассказа». Определите, как относится автор к персонажу? Чем вызвано такое отношение? Выступление групп.

Слайд 16

Валеологическая пауза (2 минуты) Микроцель: поднять эмоциональное состояние обучающихся, снять напряжение. Учащимся предлагается подобрать к каждому слайду, на котором изображены цветы, существительные, которые бы отражали их эмоциональное состояние, составить из этих слов «букеты» и вручить в группе. Юноши вручают девушкам необычные «букеты» со словами: « Пусть букет счастья и радости поднимет тебе настроение на весь день!», «Передай букет желаний своей маме. Пусть у нее сбудутся все мечты!».

Слайд 17

Формы организации познавательной деятельности Фронтальная Методы: а) наглядный б) словесный в) проблемно - поисковый Результат: Юноши вручают девушкам необычные «букеты» со словами: « Пусть букет счастья и радости поднимет тебе настроение на весь день!». «Передай «букет» желаний своей маме. Пусть она будет любима и счастлива!»

Слайд 18

Итог (7 минут) Микроцель : дать качественную оценку работы групп обучающихся, подвести итоги урока. Деятельность учителя : создать условия для закрепления и применения на практике полученных знаний; создать проблемную ситуацию; включить всех обучающихся в коллективное творческое дело. Деятельность учеников: выявляют позицию автора в изображении любви; определяют, какие качества помогают героям сохранить и развить любовь; объясняют смысл эпиграфа и название произведения; определяют, на какие поступки готовы люди ради любви ( по изученным ранее произведениям); совершенствуют навыки грамотной устной и письменной речи; участвуют в коллективном творческом деле, оценивают уровень достижения поставленных на уроке целей.

Слайд 19

а) фронтальная (подведение итогов урока) б) групповая (составление синквейнов) Методы: а)частично-поисковый в) проблемно-поисковый г) самостоятельной учебной деятельности Результат : обучающиеся определяют проблему, поднимаемую автором, и вписывают в «Карту рассказа»; выявляют авторскую позицию; объясняют смысл названия рассказа; работают над эпиграфом; вспоминают изученные произведения о любви и определяют, на какие поступки готовы люди ради любви; дают оценку их поступкам; делают вывод; составляют синквейны по теме урока; определяют уровень достижения поставленных целей. Формы организации познавательной деятельнолсти

Слайд 20

Творческая работа по составлению синквейнов Какие слова можно взять для первой строки? (Верочка, Алмазов, Куст сирени, Счастье, Любовь, Семья).

Слайд 21

Синквейны, созданные учащимися. 1) Верочка. Внимательная, любящая. Выслушает, поддержит, придумает. Ради любимого готова на все! Жена! 2) Счастье. Выстраданное, долгожданное. Радует, окрыляет, сплачивает. Спасибо тебе, Куст сирени! Семья! 3) Семья. Дружная, любящая. Выслушает, успокоит, поможет. Ей не страшны никакие преграды! Любовь!

Слайд 22

Рефлексия (2 минуты) Микроцель: инициировать рефлексию обучающихся своей деятельности в достижении поставленных целей, активности на уроке ,эффективности работы класса и деятельности учителя. Обучающимся предлагается заполнить табличку. Сегодня я узнал… Было интересно... Было трудно… Я научился… Урок дал мне для жизни… Как я оцениваю свою работу на уроке? Как оцениваю работу класса на уроке? Как оцениваю работу учителя?

Слайд 23

Задание на дом Написать сочинение-рассуждение на одну из тем: а) «Какое впечатление произвел на меня рассказ А.Куприна «Куст сирени»? б) «Счастлива ли Верочка Алмазова?» в) «Можно ли рассказ «Куст сирени» назвать произведением о любви? Почему?»

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"

На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, со...

Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна  в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...

Открытый урок по теме "А.И.Куприн "Куст сирени" 8 класс

Данный урок проведен с использованием приема "Чтение с остановками", различными приемами работы с текстом....

Открытый крок по литературе "Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени" А.И. Куприна

Урок представляет собой осмысление произведения Куприна. Включает в себя несколько индивидуальную и парную виды работ, использование приёмов "Верю - неверю", пликкерс....

Конспект урока литературы в 8 классе. "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»"

Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна; развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи...

А. И. КУПРИН: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ. РАССКАЗ «КУСТ СИРЕНИ»

Конспект урока литературы в 8 классе...