Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме
На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, совершенствуют навыки выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosov.kukla_.odt | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Макурова Л. В., учитель русского языка и литературы
МКС(К)ОУ школа-интернат 5 вида г. Подольска
Урок литературы на тему
«Нравственные проблемы в рассказе
Е. И. Носова «Кукла»
7 класс МКС(К)ОУ школа-интернат 5 вида ( для детей с тяжёлыми нарушениями речи)
Образовательные цели урока: 1) сформулировать и обсудить главные нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе ( потребительское отношение человека к природе; жестокость и бездушие людей; ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения ); 2) обогатить словарный запас учащихся, проведя лексическую работу над словами «экология», «цинизм», «глумление», «святотатство» с помощью Словаря русского языка С.И.Ожегова; 3) развивать устную речь учащихся; 4) продолжить работу над совершенствованием навыков выразительного чтения текста; 5) продолжить работу над правильным произношением слов; 6) развивать навык вдумчивой работы над текстом с карандашом в руках.
Воспитательные цели: способствовать нравственному воспитанию учащихся и прививать им любовь к природе и родному краю.
Оборудование: портрет Е.И.Носова на доске; выставка кукол, принесённых учащимися; « Словарь русского языка» С.И.Ожегова.
Ход урока
- Организационный момент. Рапорт дежурного учителю. ( 1 мин.)
- Объявление темы и целей урока. ( 2 мин.)
- Учащиеся записывают в тетради тему урока и эпиграф:
Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ...
о том, как жить и что делать...
И.Баскевич
( Учитель выясняет, как учащиеся понимают значение слова «существенно»)
3. Слово учителя:
- Е.И. Носов начинает свой рассказ с описания природы. Давайте и мы пойдём вслед за ним и прочитаем первое описание природы.
( Выразительное чтение текста учащимся) ( 3 мин.)
Работа над текстом рассказа ведётся в форме беседы учителя с классом
4. Задание классу: а теперь найдите и прочитайте отрывок, в котором автор подчёркивает величие нашей российской природы
( выразительное чтение текста со слов « Мы пошли мимо школьной ограды по дороге...») ( 2 мин.)
- Вопросы классу:
- Всегда ли природа, окружающая автора, вызывает у него только чувство радости и восторга? Или иногда и другие чувства охватывают писателя?
( учащиеся находят в тексте рассказа и зачитывают выразительно три описания реки) ( 5 мин.)
- - Скажите, пожалуйста, а причастен ли человек к тому, что произошло с рекой? Или это случилось без его участия? Докажите текстом.
( 3 мин.)
- Слово учителя: « Итак, как же мы сформулируем первую проблему, поднятую Е.И.Носовым в рассказе «Кукла»?
После краткого обсуждения в тетрадях делается запись:
« Проблема 1. Потребительское отношение человека к природе.» ( 3 мин.)
- 7. Слово учителя: «Ребята, в последнее время по радио, в телевизионных программах, в газетных статьях всё чаще встречается слово «экология». Каково его лексическое значение? Давайте заглянем в «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.»
После прочтения словарной статьи, посвящённой слову «экология», в тетрадях делается запись: «Экология — наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». ( 3 мин.)
- Вопросы классу: скажите, пожалуйста, обмеление реки Сейм — это исключительный случай в нашей жизни или подобное бедствие происходит и с другими реками и озёрами?
А кто знает, как обстоят дела с нашей рекой Пахрой?
( Учащиеся говорят о том, что Е.И. Носов верно подметил бедственную ситуацию, которая характерна для многих водоёмов нашей страны, когда в результате обмеления рек и озёр исчезает рыба, а люди страдают от нехватки воды) ( 3 мин.)
- Вопрос классу: «Ребята, а отразились ли изменения, произошедшие на реке, на судьбах героев рассказа? Как отразились?»
(Учащиеся говорят, что рассказчик стал гораздо реже приезжать сюда, а про Акимыча сказано, что «...избыл его старый речной перевоз...») ( 2 мин.)
- Слово учителя: « Итак, ребята, мы видим, что человек отдалился от природы, рвёт связи с ней, относится к природе безжалостно. Давайте посмотрим, сказалось ли это как-то на характере людей, стали ли они от этого добрее или нет?»
( Учителем зачитывается эпизод с куклой ) ( 2 мин.)
Вопросы для анализа эпизода: ( 3 мин.)
- Как бы вы назвали такой поступок?
- Что это — баловство, шутка, бессердечие?
- Что, по-вашему, заставило человека поступить так жестоко, по-варварски?
( в результате обсуждения приходим к выводу, что этот поступок — свидетельство морального обнищания, нравственного падения людей)
11. Лексическая работа над словами с привлечением « Словаря русского языка» С.И.Ожегова ( класс — от 8 до 12 человек — делится на 3 группы для работы : 1 группа определяет значение слов цинизм, цинично; 2 группа — глумиться; 3 группа — святотатство)
В тетрадях делаются записи:
цинизм — пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство;
цинично — бесстыдно;
глумиться — злобно и оскорбительно издеваться;
святотатство (книжн.) - поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого
Формулируется 2-ая нравственная проблема рассказа
Запись в тетрадях: « Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей.» ( 3 мин.)
12. Вопрос классу: этот страшный случай с куклой единичный или нет? Докажите.
( Учащиеся говорят, что, к сожалению, этот случай не единичный. В качестве доказательства звучит выразительное чтение стихотворения К.Случевского «Кукла») ( 2 мин.)
13. Учитель обращает внимание учащихся на выставку кукол, принесённых девочками на урок, и говорит о том, что игрушки не только развлекают ребёнка, но и готовят его к взрослой жизни. Мальчики, играя с машинами, танками, самолётами, готовятся стать защитниками слабых, а девочки, качая куклу, играя с ней, готовятся стать в будущем хорошими мамами. Закономерен вопрос: к чему же готовили себя те, кто так надругался над куклой? (1 мин.)
14. Вопросы классу: как вы думаете, почему все проходят мимо изуродованной куклы спокойно, а Акимыч так близко к сердцу принимает чужую жестокость?
( Учащиеся отвечают, что Акимыч — фронтовик, воевал, был тяжело ранен, видел смерть своих друзей. Он сам признаётся: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины...Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий.»)
- Ребята, а как герои рассказа объясняют истоки зла?
( Учащиеся зачитывают отрывок из текста: «Многие притерпелись к худу и не видят, что сами худое творят. А от них дети того набираются...»)
Слово учителя: « Вот и ещё одна проблема, затронутая писателем в рассказе, - проблема отцов и детей, проблема ответственности взрослых за судьбу подрастающего поколения.»
( Запись в тетрадях: Проблема 3. Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения) ( 3 мин.)
Выразительное чтение текста учеником со слов: « А люди идут мимо — каждый по своим делам — и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают.» до слов « Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!..Эх!..» (1 мин.)
- Задание классу: «Выразительно прочитайте описание похорон изуродованной куклы»
Вопросы:
- Зачем Акимыч хоронит куклу?
О чём это он говорит: « Всего не закопать...»? ( 2 мин.)
16. Заключение. Рефлексия. Слово учителя: «Ребята, мы сегодня с вами размышляли над очень важными и серьёзными вопросами. Вы вдумчивые читатели, сумевшие понять авторский замысел. И как пожелание вам я прочитаю слова замечательного педагога Сухомлинского, который говорил:
«Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.»
Далее учитель рекомендует учащимся прочитать и другие произведения Е.И.Носова: ( 2 мин.)
« В чистом поле за просёлком»
« Варька»
« Подпасок»
«Лесной хозяин»
Выставление оценок. ( 1 мин.)
Домашнее задание: ( 1 мин.)
Написать мини-сочинение на тему « Почему Е.И. Носов изменил первоначальное название рассказа?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...
Урок литературы по теме :"Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева", урок литературы по теме: "Проблема поколений по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети"
конспект урока по литературе...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака".
Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака"....
Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"
Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого " После бала" . Тема: "Контраст как основное средство построения рассказа"
План-конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...
Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.
Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа....
Комментарии
На уроке проводится большая
На уроке проводится большая