Открытый урок по теме "А.И.Куприн "Куст сирени" 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Абрамова Галина Алексеевна

Данный урок проведен с использованием приема "Чтение с остановками", различными приемами работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon содержание урока77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Предмет

Класс

Урок №

Тема:  А.И.Куприн «Куст сирени»

 Урок разработан через смысловое чтение

 Тип урока: работа с художественным текстом

 Цели:

1)знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;

2)совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции;

3)обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.

Планируемые результаты

Метапредметные

Личностные

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Регулятивные

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, Уметь определять и формулировать цель на уроке;  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

коммуникативные

Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь

Познавательные

Извлекать фактуальную информацию из текста, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Предметные

Знать содержание  рассказа А.И. Куприна, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

 Оборудование:

Портрет А.И.Куприна

Видеоклип: Рахманинов «Сирень»

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

 I стадия «Вызов»

         Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя – А.И.Куприна. Необычность урока в том, что на нашем уроке присутствуют гости и вместе с ними мы прикоснёмся к творчеству писателя и попробуем вместе с ним сконструировать хотя бы в общих чертах рассказ, прогнозируя ход сюжета в соответствии с отдельными фрагментами текста рассказа . При этом мы потренируем свои навыки анализа художественного текста, которые пригодятся на экзаменах. А ещё приобщимся к нравственным семейным ценностям. Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя.

 

Утверждение

Верно или нет

1

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии

Да

2

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»

Да

3

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

4

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

5

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет (Сотрудничает в киевских газетах)

6

Во время Гражданской войны оказывается за границей.

Да

7

С 1920 года живёт в Финляндии.

Нет (В Париже)

8

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.

Да

9

«Поединок» - это моё завещание русской молодёжи», - говорил о романе писатель.

Нет (Так сказано о романе «Юнкера»)

10

«Куст сирени» - раннее произведение Куприна.

Да

 

         Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А.И.Куприна – рассказом «Куст сирени».

 какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени».

                                 (прослушивание муз.пьесы Рахманинова «Сирень». )

 

         На доске запись: куст сирени.

- О чём говорит вам  это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)

- Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «А.И.Куприн «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.»  

 

Работа с ключевыми словами

Офицер

Академия

3-4. Инструментальная съёмка

5.Переписчица

6.Пятно

7.Кусты

8.Педант

9.Драгоценности

10.Ломбард

11. Оценщик

12. Деньги

13.Садовник

14. Сирень

Ребята, вам понятны значения данных слов? (возможно скажут слова: инструментальная съёмка- вид топографической(наземной) съемки, осуществляемой с помощью точных геодезических инструментов. педант – 1 устар. учитель, наставник (обычно строгий и дотошный) 2. тот, кто излишне строг и мелочно дотошен в выполнении всех формальных требований 3. аккуратный до мелочности человек, строго соблюдающий формальный порядок. Ломбард- учреждение для выдачи ссуд под залог какого- нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

Как вы думаете, почему я написала эти слова? (ключевые слова рассказа)

Предлагаю вам запомнить ключевые слова в течение 1 минуты, и затем вы должны будете в такой же последовательности записать их в течение 1 минуты. По окончании работы в листе самооценки  ставится +, если правильно записаны 13-14 слов. Подсчет процента качества работы на данном этапе., знак меньше или больше. Молодцы, все справились

- По названию предположите, о чём будет рассказ. (Запись предположений на доске).

         Тема нашего урока: « А.И.Куприн  рассказ  «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.»  

 II стадия «Осмысление» Приём «Чтение с остановками»

- Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

 

(Первая часть – прослушивание аудиозаписи)

         Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой  кабинет….

   Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед  ним  пепельницы

горелые спички и ломал их на  мелкие  кусочки,  а  когда  замолчал,  то  с

озлоблением швырнул их на пол. Видно было,  что  этому  сильному  человеку хочется заплакать.

 

- Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе») Почему?

- Сбылись ли ваши ожидания?

- Что было неожиданным?

- Что вы можете сказать о героях?

- Какие события могут произойти в описанной обстановке далее?

 

- Какое событие является завязкой рассказа?

(Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье)

- Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем?

(Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)

- Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?

(Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

- Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

- Как автор показывает душевное состояние героя?

(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)

- Сочувствует ли ему Верочка?

(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

- Что ей удалось добиться?

(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

- Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?

(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

- Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?

(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

- Чем закончился спор героев?

(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

- Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?

(Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)

 (Вторая часть – чтение учителя)

  - Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Надежда») Почему?

- Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?

- Какие ваши ожидания подтвердились?

- Что было неожиданным?

- Как вы думаете, чем закончится этот рассказ? Как бы вы закончили его?

 

 

- Кто из героев прервал тяжкое молчание?

(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

- Как отреагировал на это Николай Евграфович?

(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)

- Что же на самом деле придумала Верочка?

(Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

- Как вы относитесь к этому решению героини?

(Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

- Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

- Куда же отправляются герои?

(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

- В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор? (Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)

- Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это? (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)

- Как Верочка спасает положение? (Она рассказывает подробно всю историю с пятном)

- Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам? (Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

- Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

- А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем?  (Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

 (Третья часть – самостоятельное чтение учащимися. Учебник, стр. 78)

- Как можно озаглавить данную часть рассказа? («Счастье») Почему?

- Что произошло на другой день? (Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

- Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? (Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)

- Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

- Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

- Что будет с героями после событий рассказа?

- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

Героев рассказа зовут Вера и Николай. Женское имя Вера в переводе с греческого языка – это вера, верование, истина. Героиня А.И. Куприна никогда не сдаётся, всегда верит  в лучшее. Николай – победитель народов, побеждающий народ. Николай преодолевает все трудности, так  как Вера не позволяет ему опускать руки, она всегда его направляет, во всём ему помогает. Фамилия героев Алмазовы. Алмаз – самый твёрдый на Земле минерал.   Вера и Николай преодолевают все трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её.  На смену неудачам приходит успех. Вероятно,  в фамилии героев есть намёк  на чистые и светлые отношения между мужем и женой. Крепкой семье Алмазовых нечего бояться: вместе они со всем справятся, всё выдержат.

- Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)

 - Давайте посмотрим на ваши записанные ассоциации и предположения. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

- Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?

 

Работа в парах – «Найдите соответствие»

Николай Алмазов

Вера Алмазова

«…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами...»

«Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость ... Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом»

«Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону...»

«Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорит только женщины у кровати близкого труднобольного человека...»

«Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду»

«Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова»

«Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»

«Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла»

«Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли»

«…возразила Вера, топнув ногой»

«Алмазов, пробовавший было возражать, но невыслушанный…»

«Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу»

«Алмазов уговаривал жену отправиться домой»

«Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловину»

«Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы»

«Она заставляла его еще и еще раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором»

 

ЗАВЯЗАТЬ УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ – проверочная работа

III стадия «Рефлексия»  

 - В чём смысл названия рассказа? (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

Авторское отношение к героям.

- Как относится Куприн к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

Автор к своим героям относится с симпатией. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими и даже не осуждает за небольшой обман профессора.

  Читательское отношение к героям.

Нам интересно  и ваше отношение к героям. Что вы хотели бы сказать  героям при встрече, если бы она была возможна.

                       Письмо Вере, письмо Николаю.

Здравствуйте, дорогая Вера!

Вы, конечно же, не знаете меня, но это и неудивительно. Нас разделяют почти два столетия. Зато я хорошо знакома с Вами, благодаря известному писателю Александру Ивановичу Куприну. Именно он рассказал мне о Вас в рассказе «Куст сирени», где Вы выступили главной героиней. Я поняла, что хочу Вам написать письмо и выразить свои мысли о Вас, Вашей жизни и Ваших  поступках.

Ваше имя – Вера. Оно означает, что Вы несёте людям ту самую веру, за которую хочется цепляться. А ещё Вы умеете встречать каждую неудачу с весёлым лицом. Вы способны верить в мужа, несмотря на его падения. Вы, Вера, разделяете с ним как радость, так и горе. Именно благодаря Вам, он не сдавался  и упорным  трудом преодолевал все препятствия. Представляю, как это трудно быть и переписчицей, и чертёжницей, и чтицей, и репетиторшей, и памятной книжкой, хотя, нет, не представляю.

Мне нравится то, что с трудной ситуацией Вы справились при помощи своей природной смекалки. К тому же Вы обладаете даром убеждения: Вам удалось убедить садовника в необходимости помочь Вам. Конечно, то, что совершили Вы,  можно назвать ложью, но мне кажется, что это была ложь во спасение. Спасение своей семьи, карьеры мужа и собственного душевного спокойствия. Мы, люди XXI века, можем поучиться у Вас таким качествам, как бесконечная вера в мужа, оптимизм, вера в будущее и вера в то, что все препятствия можно преодолеть, но только вместе.

Вера, я была рада познакомиться с Вами. Искренне Ваша, …...

- На какие размышления навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?

Домашнее задание

  1.   Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора)

    2.  Ситуация глазами героя. Рассказ от 1-го лица.

- А теперь немного пофантазируем и представим, что каждый из вас – друг Николая Алмазова, с которым вы давно не виделись, но при встрече он рассказывает вам историю поступления  в академию. - Чему мы можем научиться у Веры и Николая? «Какой рецепт семейного счастья предлагает в рассказе «Куст сирени» А.И.Куприн?»

3. ПИСЬМО литературному герою

Умению проникать в душу любимого человека, стремлению сделать счастливым другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по английскому языку в 3 классе "В Лесной школе - викторина!". Урок 48 по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"

Авторская разработка 2012 года!!!!!  Разработки учителей с подобным сценарием являются плагиатом...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе. Тема урока: «Natural Disasters»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель - Багдасарян Сусанна Г...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....