Открытый урок по теме "А.И.Куприн "Куст сирени" 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Данный урок проведен с использованием приема "Чтение с остановками", различными приемами работы с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
содержание урока | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата
Предмет
Класс
Урок №
Тема: А.И.Куприн «Куст сирени»
Урок разработан через смысловое чтение
Тип урока: работа с художественным текстом
Цели:
1)знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;
2)совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции;
3)обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.
Планируемые результаты
Метапредметные
Личностные
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Регулятивные
участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
коммуникативные
Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь
Познавательные
Извлекать фактуальную информацию из текста, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
Предметные
Знать содержание рассказа А.И. Куприна, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.
Оборудование:
Портрет А.И.Куприна
Видеоклип: Рахманинов «Сирень»
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I стадия «Вызов»
Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя – А.И.Куприна. Необычность урока в том, что на нашем уроке присутствуют гости и вместе с ними мы прикоснёмся к творчеству писателя и попробуем вместе с ним сконструировать хотя бы в общих чертах рассказ, прогнозируя ход сюжета в соответствии с отдельными фрагментами текста рассказа . При этом мы потренируем свои навыки анализа художественного текста, которые пригодятся на экзаменах. А ещё приобщимся к нравственным семейным ценностям. Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя.
№ | Утверждение | Верно или нет |
1 | Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии | Да |
2 | Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат» | Да |
3 | Куприна воспитывал отец | Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе) |
4 | Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет. | Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года) |
5 | Печатает свои произведения в московских газетах. | Нет (Сотрудничает в киевских газетах) |
6 | Во время Гражданской войны оказывается за границей. | Да |
7 | С 1920 года живёт в Финляндии. | Нет (В Париже) |
8 | Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна. | Да |
9 | «Поединок» - это моё завещание русской молодёжи», - говорил о романе писатель. | Нет (Так сказано о романе «Юнкера») |
10 | «Куст сирени» - раннее произведение Куприна. | Да |
Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А.И.Куприна – рассказом «Куст сирени».
какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени».
(прослушивание муз.пьесы Рахманинова «Сирень». )
На доске запись: куст сирени.
- О чём говорит вам это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)
- Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «А.И.Куприн «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.»
Работа с ключевыми словами
Офицер
Академия
3-4. Инструментальная съёмка
5.Переписчица
6.Пятно
7.Кусты
8.Педант
9.Драгоценности
10.Ломбард
11. Оценщик
12. Деньги
13.Садовник
14. Сирень
Ребята, вам понятны значения данных слов? (возможно скажут слова: инструментальная съёмка- вид топографической(наземной) съемки, осуществляемой с помощью точных геодезических инструментов. педант – 1 устар. учитель, наставник (обычно строгий и дотошный) 2. тот, кто излишне строг и мелочно дотошен в выполнении всех формальных требований 3. аккуратный до мелочности человек, строго соблюдающий формальный порядок. Ломбард- учреждение для выдачи ссуд под залог какого- нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)
Как вы думаете, почему я написала эти слова? (ключевые слова рассказа)
Предлагаю вам запомнить ключевые слова в течение 1 минуты, и затем вы должны будете в такой же последовательности записать их в течение 1 минуты. По окончании работы в листе самооценки ставится +, если правильно записаны 13-14 слов. Подсчет процента качества работы на данном этапе., знак меньше или больше. Молодцы, все справились
- По названию предположите, о чём будет рассказ. (Запись предположений на доске).
Тема нашего урока: « А.И.Куприн рассказ «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.»
II стадия «Осмысление» Приём «Чтение с остановками»
- Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»
(Первая часть – прослушивание аудиозаписи)
Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет….
Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы
горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с
озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.
- Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе») Почему?
- Сбылись ли ваши ожидания?
- Что было неожиданным?
- Что вы можете сказать о героях?
- Какие события могут произойти в описанной обстановке далее?
- Какое событие является завязкой рассказа?
(Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье)
- Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем?
(Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)
- Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?
(Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)
- Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?
(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)
- Как автор показывает душевное состояние героя?
(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)
- Сочувствует ли ему Верочка?
(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)
- Что ей удалось добиться?
(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)
- Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?
(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)
- Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?
(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)
- Чем закончился спор героев?
(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)
- Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?
(Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)
(Вторая часть – чтение учителя)
- Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Надежда») Почему?
- Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?
- Какие ваши ожидания подтвердились?
- Что было неожиданным?
- Как вы думаете, чем закончится этот рассказ? Как бы вы закончили его?
- Кто из героев прервал тяжкое молчание?
(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)
- Как отреагировал на это Николай Евграфович?
(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)
- Что же на самом деле придумала Верочка?
(Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)
- Как вы относитесь к этому решению героини?
(Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)
- Как ведёт себя Верочка, приняв решение?
(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)
- Куда же отправляются герои?
(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)
- В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор? (Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)
- Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это? (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)
- Как Верочка спасает положение? (Она рассказывает подробно всю историю с пятном)
- Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам? (Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)
- Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)
- А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем? (Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)
(Третья часть – самостоятельное чтение учащимися. Учебник, стр. 78)
- Как можно озаглавить данную часть рассказа? («Счастье») Почему?
- Что произошло на другой день? (Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)
- Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? (Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)
- Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)
- Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)
- Что будет с героями после событий рассказа?
- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).
Героев рассказа зовут Вера и Николай. Женское имя Вера в переводе с греческого языка – это вера, верование, истина. Героиня А.И. Куприна никогда не сдаётся, всегда верит в лучшее. Николай – победитель народов, побеждающий народ. Николай преодолевает все трудности, так как Вера не позволяет ему опускать руки, она всегда его направляет, во всём ему помогает. Фамилия героев Алмазовы. Алмаз – самый твёрдый на Земле минерал. Вера и Николай преодолевают все трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену неудачам приходит успех. Вероятно, в фамилии героев есть намёк на чистые и светлые отношения между мужем и женой. Крепкой семье Алмазовых нечего бояться: вместе они со всем справятся, всё выдержат.
- Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)
- Давайте посмотрим на ваши записанные ассоциации и предположения. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)
- Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?
Работа в парах – «Найдите соответствие»
Николай Алмазов | Вера Алмазова |
«…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами...» | «Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость ... Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом» |
«Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону...» | «Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорит только женщины у кровати близкого труднобольного человека...» |
«Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду» | «Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова» |
«Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать» | «Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла» |
«Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли» | «…возразила Вера, топнув ногой» |
«Алмазов, пробовавший было возражать, но невыслушанный…» | «Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу» |
«Алмазов уговаривал жену отправиться домой» | «Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловину» |
«Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы» | «Она заставляла его еще и еще раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором» |
ЗАВЯЗАТЬ УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ – проверочная работа
III стадия «Рефлексия»
- В чём смысл названия рассказа? (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)
Авторское отношение к героям.
- Как относится Куприн к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?
Автор к своим героям относится с симпатией. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими и даже не осуждает за небольшой обман профессора.
Читательское отношение к героям.
Нам интересно и ваше отношение к героям. Что вы хотели бы сказать героям при встрече, если бы она была возможна.
Письмо Вере, письмо Николаю.
Здравствуйте, дорогая Вера!
Вы, конечно же, не знаете меня, но это и неудивительно. Нас разделяют почти два столетия. Зато я хорошо знакома с Вами, благодаря известному писателю Александру Ивановичу Куприну. Именно он рассказал мне о Вас в рассказе «Куст сирени», где Вы выступили главной героиней. Я поняла, что хочу Вам написать письмо и выразить свои мысли о Вас, Вашей жизни и Ваших поступках.
Ваше имя – Вера. Оно означает, что Вы несёте людям ту самую веру, за которую хочется цепляться. А ещё Вы умеете встречать каждую неудачу с весёлым лицом. Вы способны верить в мужа, несмотря на его падения. Вы, Вера, разделяете с ним как радость, так и горе. Именно благодаря Вам, он не сдавался и упорным трудом преодолевал все препятствия. Представляю, как это трудно быть и переписчицей, и чертёжницей, и чтицей, и репетиторшей, и памятной книжкой, хотя, нет, не представляю.
Мне нравится то, что с трудной ситуацией Вы справились при помощи своей природной смекалки. К тому же Вы обладаете даром убеждения: Вам удалось убедить садовника в необходимости помочь Вам. Конечно, то, что совершили Вы, можно назвать ложью, но мне кажется, что это была ложь во спасение. Спасение своей семьи, карьеры мужа и собственного душевного спокойствия. Мы, люди XXI века, можем поучиться у Вас таким качествам, как бесконечная вера в мужа, оптимизм, вера в будущее и вера в то, что все препятствия можно преодолеть, но только вместе.
Вера, я была рада познакомиться с Вами. Искренне Ваша, …...
- На какие размышления навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?
Домашнее задание
- Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора)
2. Ситуация глазами героя. Рассказ от 1-го лица.
- А теперь немного пофантазируем и представим, что каждый из вас – друг Николая Алмазова, с которым вы давно не виделись, но при встрече он рассказывает вам историю поступления в академию. - Чему мы можем научиться у Веры и Николая? «Какой рецепт семейного счастья предлагает в рассказе «Куст сирени» А.И.Куприн?»
3. ПИСЬМО литературному герою
Умению проникать в душу любимого человека, стремлению сделать счастливым другого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по английскому языку в 3 классе "В Лесной школе - викторина!". Урок 48 по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"
Авторская разработка 2012 года!!!!! Разработки учителей с подобным сценарием являются плагиатом...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе. Тема урока: «Natural Disasters»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель - Багдасарян Сусанна Г...
План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс
Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия»....