Этико-социальные аспекты речевой культуры
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Цель элективного занятия: формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiko-sotsialnye_aspekty_rechevoy_kultury.docx | 26.72 КБ |
rechevoy_etiket.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Этико-социальные аспекты речевой культуры»
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи занятия:
Познавательная: учащиеся узнают о роли приветствия в общении, о том, как приветствовали друг друга в прошлом разные народы; о требованиях современного речевого этикета (урок строится с учетом того, что у учащихся нулевой уровень познавательной активности: они пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя; их активность возрастает постепенно);
Развивающая: развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации;
Воспитательная: повышение уровня речевой культуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Совсем немного времени осталось до того момента, когда вы закончите 9-й класс. Овладевая в рамках школьной программы русским языком, вы должны были научиться многому: опознавать языковые единицы, правильно произносить слова, создавать тексты разных типов и стилей, совершенствовать и редактировать тексты и т.д.
А вот что еще входит в «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому (родному) языку»: «Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь владеть современным речевым этикетом».
– Скажите, а что такое этикет?
Слово «этикет» произошло от французского etiquette и означает «установленный порядок поведения где-либо».
– А что такое речевой этикет?
Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.
– Говоря о речевом этикете, я бы хотела процитировать слова психолога В.Петровского: «Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным».
Требования современного речевого этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации. Это результат опыта многих поколений. Давайте обратимся к истории речевого этикета. В каких исторических документах прописаны правила речевой культуры?
Из истории речевого этикета
1. Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям:
- Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне.
- При старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся...
- Не свирепствовать словом, не хулить в беседе...
- Не много смеяться, стыдиться старших...
- Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...»
2. «Домострой»
«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников, – то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».
3. Правила поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название: «Юности честное зерцало».
- Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.
- У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.
- Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.
- Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.
– Правила, которые выработало человечество, являются международными и в целом едины во всех странах, хотя имеются свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций (например, в Тибете встречный прохожий в знак особого расположения духа может показать вам язык, но для других народов
этот знак оскорбителен)
Знание этикета входит не только в российскую, но и вообще в европейскую культуру воспитания и неразрывно связано с умением правильно говорить.
– Согласитесь, что, если человек соблюдает эти правила, с ним всегда
приятно общаться. Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем
возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо,
просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше
тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение
правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым
человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой
культуры, образованного и интеллигентного.
– Какие формулы речевого этикета вы знаете? (Формулы прощания,
формулы благодарности, формулы извинения, формулы извинения, формулы приглашения, формулы просьбы)
Формулы речевого этикета | ||
Формула приветствия | ||
Здравствуйте! | Пожелание здоровья | |
Добрый день! | Указание на время встречи | |
Очень рад! | Эмоциональные пожелания | |
Моё почтение! | Уважительная форма | |
Здравия желаю! | Специфическая форма | |
Формулы прощания | ||
| До свиданья (-ия)! | В любой ситуации |
| Всего хорошего! | В любой ситуации с оттенком пожелания |
| До встречи! | Вместо «до свидания», когда предполагается условленная встреча |
| Прощайте! | При прощании на длительный срок или навсегда |
| Спокойной ночи! |
|
6. | Счастливо! | Непринуждённое, дружеское |
7. | Всего! | Дружеское с оттенком фамильярности. Употребляется хорошо знакомыми, близкими людьми, чаще – среди молодёжи |
8. | Бывай! |
|
– Скоро вы получите аттестат об основном образования. Кто-то из вас пойдет в 10 класс, а кому-то предстоит учиться в других учебных заведениях. Вам предстоит жить и общаться в новом коллективе. Составьте словесный портрет приятного собеседника.
Портрет приятного собеседника
Необходимо
- соблюдать культуру речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов;
- уметь четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь;
- соблюдать вежливость, которая предполагает умение здороваться и прощаться, желать другому человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь и услугу, говорить «пожалуйста», когда просишь о чем-либо, и уметь произносить слова извинения, если не прав и причинил кому-либо беспокойство;
- уметь разговаривать и поддерживать беседу;
- управлять своими эмоциями: воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или очень хорошее настроение на окружающих.
– Применяя полученные на сегодняшнем занятии знания, составьте
синквейн с ключевым понятием «речевая культура» или «речевая этика».
Синквейн
На первой строчке записывается одно слово существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, с помощью которой учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
– Подводя итоги занятия, определите цель, над которой мы сегодня работали
(формирование коммуникативной компетенции)
Коммуникативная компетенция - умение высказываться в устной и письменной форме в соответствии с условиями речевого общения, свободно общаться на русском языке в разных сферах коммуникаций.
– Большое спасибо всем, кто работал со мной на уроке.
Как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: познакомить учащихся с этикетными формулами речевого общения; учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать культуру речевого общения, уважительного отношения друг к другу.
Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь владеть современным речевым этикетом . («Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому (родному) языку»)
“ Этикет (от франц .etiquette – ярлык , этикетка)-совокупность правил поведения , касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими , формы общения , манеры и одежда) ” этикет
Что такое «речевой этикет»? Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации « Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе. «Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. «Русский язык. Энциклопедия»
Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. В.Петровский
Из истории речевого этикета
Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям: Великий князь Киевский Владимир Мономах ( 1053-1125)
Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси. В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».
Когда уместны эти формулы приветствия? Здравствуйте! Добрый день! Очень рад! Моё почтение! Здравия желаю! Привет! Салют! Пп
Формулы прощания До свиданья (- ия )! Всего хорошего! Всего доброго! До встречи! Прощайте! Спокойной ночи! Пока! Чао !
Синквейн На первой строчке записывается одно слово существительное . Это и есть тема синквейна . На второй строчке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна . На третьей строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна . На четвертой строчке размещается целая фраза , с помощью которой учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово-резюме , которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Коммуникативная компетенция- умение высказываться в устной и письменной форме в соответствии с условиями речевого общения, свободно общаться на русском языке в разных сферах коммуникаций.
САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС) НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ!
спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс
Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...
«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры»
Цель данного эссе: развитие интереса к русскому языку и воспитание потребности к его изучению....
Проектная работа на уроках английского языка как средство развития всех аспектов речевой деятельности
В своей методической разработке я дала определение Проектой деятельности, ее преимущества, показала связь пректной работы с речевыми умениями. Раскрыла этапы развития проекта, возможные трудности, с к...
Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...
Конспект учебного занятия по теме "Лексическая норма и речевая культура" (учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи, 2 курс отделения СПО)
Конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи разработан по теме "Лексическая норма и речевая культура" для обучающихся 2 курса отделения СПО специальности 21.02.01 Ра...