Этико-социальные аспекты речевой культуры
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Литвина Татьяна Михайловна

Цель элективного занятия: формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiko-sotsialnye_aspekty_rechevoy_kultury.docx26.72 КБ
Файл rechevoy_etiket.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Этико-социальные аспекты речевой культуры»

Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи занятия:

Познавательная: учащиеся узнают о роли приветствия в общении, о том, как приветствовали друг друга в прошлом разные народы; о требованиях современного речевого этикета (урок строится с учетом того, что у учащихся нулевой уровень познавательной активности: они пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя; их активность возрастает постепенно);

Развивающая: развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации;

Воспитательная: повышение уровня речевой культуры.

                                                        ХОД ЗАНЯТИЯ

– Совсем немного времени осталось до того момента, когда вы закончите 9-й класс. Овладевая в рамках школьной программы русским языком, вы должны были научиться многому: опознавать языковые единицы, правильно произносить слова, создавать тексты разных типов и стилей, совершенствовать и редактировать тексты и т.д.

А вот что еще входит в «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому (родному) языку»: «Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь владеть современным речевым этикетом».


– Скажите, а что такое этикет?
Слово «этикет» произошло от французского etiquette и означает «установленный порядок поведения где-либо».


– А что такое речевой этикет?

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.

– Говоря о речевом этикете, я бы хотела процитировать слова психолога В.Петровского: «Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным».


Требования современного речевого этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации. Это результат опыта многих поколений. Давайте обратимся к истории речевого этикета. В каких исторических документах прописаны правила речевой культуры?

Из истории речевого этикета

 1. Завещание  Владимира Мономаха,  оставленное на княжение сыновьям:

  • Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне.
  • При старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся...
  •  Не свирепствовать словом, не хулить в беседе...
  • Не много смеяться, стыдиться старших...
  • Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...»

2. «Домострой»

«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников, – то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».

3. Правила поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название: «Юности честное зерцало».

  • Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.
  • У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.
  • Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.
  • Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.

– Правила, которые выработало человечество, являются международными и в целом едины во всех странах, хотя имеются свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций (например, в Тибете встречный прохожий в знак особого расположения духа может показать вам язык, но для других народов

этот знак оскорбителен)

          Знание этикета входит не только в российскую, но и вообще в европейскую культуру воспитания и неразрывно связано с умением правильно говорить.

– Согласитесь, что, если человек соблюдает эти правила, с ним всегда

приятно общаться. Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем

возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо,

просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше

тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение

правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым

человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой

культуры, образованного и интеллигентного.

– Какие формулы речевого этикета вы знаете? (Формулы прощания,
формулы благодарности, формулы извинения, формулы извинения, формулы приглашения, формулы просьбы)

Формулы речевого этикета

Формула приветствия

Здравствуйте!

Пожелание здоровья

Добрый день!

Указание на время встречи

Очень рад!

Эмоциональные пожелания

Моё почтение!

Уважительная форма

Здравия желаю!

Специфическая форма

Формулы прощания

 

До свиданья (-ия)!

В любой ситуации


2.

Всего хорошего!
Всего доброго!

В любой ситуации с оттенком пожелания


3.

До встречи!

Вместо «до свидания», когда предполагается условленная встреча


4.

Прощайте!

При прощании на длительный срок или навсегда


5.

Спокойной ночи!
Доброй ночи!


Прощание на ночь

6.

Счастливо!

Непринуждённое, дружеское

7.

Всего!
Привет!
Пока!

Дружеское с оттенком фамильярности. Употребляется хорошо знакомыми, близкими людьми, чаще – среди молодёжи

8.

Бывай!
Будь!


Грубовато-сниженное, нелитературное

–  Скоро вы получите аттестат об основном образования. Кто-то из вас пойдет в 10 класс, а кому-то предстоит учиться в других учебных заведениях. Вам предстоит жить и общаться в новом коллективе. Составьте словесный портрет приятного собеседника.

Портрет приятного собеседника

Необходимо

  • соблюдать культуру  речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов;
  • уметь четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь;
  • соблюдать вежливость, которая предполагает умение здороваться и прощаться, желать другому человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь и услугу, говорить «пожалуйста», когда просишь о чем-либо, и уметь произносить слова извинения, если не прав и причинил кому-либо беспокойство;
  •  уметь разговаривать и поддерживать беседу;
  •  управлять своими эмоциями: воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или очень хорошее настроение на окружающих.

–  Применяя полученные на сегодняшнем занятии знания, составьте

синквейн с ключевым понятием «речевая культура» или «речевая этика».

Синквейн

     На первой строчке записывается одно слово существительное. Это и есть тема синквейна.

     На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

     На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
    На 
четвертой строчке размещается целая фраза,  с помощью которой учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме.
     Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

–  Подводя итоги занятия, определите цель, над которой мы сегодня работали

(формирование коммуникативной компетенции)

      Коммуникативная компетенция - умение высказываться в устной и письменной форме в соответствии с условиями речевого общения, свободно общаться на русском языке в разных сферах коммуникаций.

–   Большое спасибо всем, кто работал со мной на уроке.

Как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этико-социальные аспекты речевой культуры (Элективный курс «Культура речи. Норма языка»)

Слайд 2

Задачи: познакомить учащихся с этикетными формулами речевого общения; учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать культуру речевого общения, уважительного отношения друг к другу.

Слайд 3

Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь владеть современным речевым этикетом . («Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому (родному) языку»)

Слайд 4

“ Этикет (от франц .etiquette – ярлык , этикетка)-совокупность правил поведения , касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими , формы общения , манеры и одежда) ” этикет

Слайд 5

Что такое «речевой этикет»? Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации « Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе. «Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. «Русский язык. Энциклопедия»

Слайд 6

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. В.Петровский

Слайд 7

Из истории речевого этикета

Слайд 8

Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям: Великий князь Киевский Владимир Мономах ( 1053-1125)

Слайд 9

Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси. В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».

Слайд 12

Когда уместны эти формулы приветствия? Здравствуйте! Добрый день! Очень рад! Моё почтение! Здравия желаю! Привет! Салют! Пп

Слайд 13

Формулы прощания До свиданья (- ия )! Всего хорошего! Всего доброго! До встречи! Прощайте! Спокойной ночи! Пока! Чао !

Слайд 14

Синквейн На первой строчке записывается одно слово существительное . Это и есть тема синквейна . На второй строчке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна . На третьей строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна . На четвертой строчке размещается целая фраза , с помощью которой учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово-резюме , которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Слайд 15

Коммуникативная компетенция- умение высказываться в устной и письменной форме в соответствии с условиями речевого общения, свободно общаться на русском языке в разных сферах коммуникаций.

Слайд 16

САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС) НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ!

Слайд 17

спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс

          Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...

«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры»

Цель данного эссе: развитие интереса к русскому языку и воспитание потребности к его изучению....

Проектная работа на уроках английского языка как средство развития всех аспектов речевой деятельности

В своей методической разработке я дала определение Проектой деятельности, ее преимущества, показала связь пректной работы с речевыми умениями. Раскрыла этапы развития проекта, возможные трудности, с к...

Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Конспект учебного занятия по теме "Лексическая норма и речевая культура" (учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи, 2 курс отделения СПО)

Конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи разработан по теме "Лексическая норма и речевая культура" для обучающихся 2 курса отделения СПО специальности 21.02.01 Ра...