Проектная работа на уроках английского языка как средство развития всех аспектов речевой деятельности
методическая разработка по английскому языку на тему

В своей методической разработке я дала определение Проектой деятельности, ее преимущества, показала связь пректной работы с речевыми умениями. Раскрыла этапы развития проекта, возможные трудности, с которыми сталкивается учитель и учащиеся и пути их преодоления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Методическая тема

Проектная работа на уроках английского языка как средство развития всех аспектов речевой деятельности.

                           

                                Автор: Лобанова Инна Геннадьевна

                                учитель английского языка лицей 470

                                Санкт-Петербург

                                        2015г.

                                                                                 

В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования, что в контексте нашего предмета означает направленность на личность обучаемого. Ярким отражением этой тенденции является использование методики проектирования на уроках английского языка. Проектная культура является формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления и которая определяется как дизайн или проектирование. Овладевая культурой проектирования, школьник учится творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, эстетически реализуя усвоенные им средства и способы работы.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью: учащиеся выражают своё мнение, активно включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за продвижение в обучении. Это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуальноэмоциональный контекст другой деятельности.

Во-первых, необходимо дать несколько общих идей об изучении языка, в особенности на мотивацию. Большая часть времени на организованное изучение языка проводится в классе. Предмет изучения в классе может быть полезен теоретически, но его польза не всегда имеет отношение к практике. Часто есть пробел между языком, который преподают учащимся и языком, в котором они в действительности нуждаются. Именно проектная работа поможет построить мост через этот пробел.

Новейшие подходы к изучению и преподаванию иностранного языка делают акцент на важности кооперации учащихся, как мотивационный фактор. Коммуникативный подход в изучении языка фокусируется не только на межличностных отношениях, но и также на вовлечение и развитие индивидуальности. Чем более полно уч-ся вовлечен в работу, тем более вероятно, что он должен увидеть всю работу до конца и, в конечном итоге, получит пользу от этого. Это то чувство личного участия студента, которое даёт ценность проектной работе. Для учащихся мотивация приходит изнутри, а не извне. Проект становится их собственным продуктом. Они самостоятельно решают, что они будут делать, каким образом достигать нужного результата. Эта деятельность включает не только содержание этого проекта, но и востребованность в языке (языковую необходимость).

С того момента, когда проект становится ориентирован на учащегося, у учителя возникает необходимость в развитии более гибкого подхода к работе учащегося. При этом, не предполагается, что проект будет полностью соответствовать речевой ситуации, предложенной учебником, а речевая необходимость происходит из природы самого проекта. Тем не менее, проект сначала должен быть спланирован и позже оценён. Это очевидно, что учитель может обеспечить ценную помощь. Большинство языковой работы происходит в безопасной и контролируемой классной среде, где учитель готов помочь студенту достичь языковой самостоятельности. Учитель также помогает разрешить проблемы, которые будут неизбежно расти с того момента, как проектная работа переходит из класса в мир.

Определение проекта.

Необходимо различать полномасштабные проекты и мотивационные виды деятельности. Конечно, эти виды работы становятся тесно связанными с момента, как мотивационные виды деятельности (проектирование нового титульного листа газеты) являются формой подготовки к полномасштабному проекту. Главное различие между двумя этими видами работы в том, что мотивационные виды деятельности ограничиваются пределами класса, в то время как проектная работа простирается за пределы класса.

      Полномасштабная проектная работа включает три ступени:

  1. Планирование в классе.

Учащиеся в сотрудничестве с учителем обсуждают содержание и размах проекта и предсказывают свои языковые нужды. Идеи также обсуждаются для проектируемых опросов (интервью), визитов и для способов сбора необходимого материала - брошюры, иллюстрации и т. д.

  1. Осуществление проекта.

На этом этапе работа учащихся выходит за пределы класса, чтобы выполнить поставленные и спланированные задачи: ведение интервью, создание записей, сбор напечатанного и визуального материала. Важно помнить, что на этом этапе учащиеся будут использовать все четыре языковых умения: чтение, письмо, аудирование и говорение естественным и интегрированным образом.

  1. Обзор и мониторинг работы.

Это включает дискуссии и обратную связь во время, и после работы над проектом. Советы и комментарии, предложенные учителем, групповой анализ работы и самоконтроль участников проектной работы.

Учащиеся различаются не только в своих интересах, но и в языковых          нуждах. Полномасштабный проект может не всегда удовлетворять их         немедленные языковые нужды. Поэтому важно, что учащимся следует         иметь доступ к другим видам деятельности, которые не включают все         четыре вида речевой деятельности и которые не нужно выносить за         пределы класса. Это и есть мотивированные виды деятельности.

                Мотивированные виды деятельности:

  1. Контролирование использование языка:
  • Коммуникативные виды деятельности: игры с информационным пропуском
  • Ролевые игры: в магазине, в ресторане
  • Миниреалистичные задания
  • Назначение: исследование в библиотеке, составление доклада

                 2. Менее контролируемое использование языка:

  • Симуляция: создание первой страницы газеты или журнала
  • Видеоработа: использование аутентичного материала, принесённого в класс
  • Маленькие проекты: этикетки, ярлыки для одежды или продуктов.

                   3.Свободное использование языка — полномасштабный проект.

                        Преимущества проектной работы.

Вынуждая учащихся переходить в своей работе над проектом из класса во внешнюю среду, проектная работа помогает перекинуть мост между изучением и использованием языка. Поэтому ценность работы состоит в распространении коммуникативных умений, требуемых в классе.

Языковая деятельность осуществляется через задачи, поставленные учителем, через которые учащиеся предположительно должны действовать:

  1. Учитель ставит задачи, учащиеся практикуются в языке. В проектной работе, напротив, учащиеся становятся ответственными за их собственное изучение языка. Они отбирают и придумывают проект, в то время как учитель действует как координатор или консультант.

2 Учащиеся сами определяют задачи

В этом состоит различие между мотивацией, которая приходит извне и мотивацией, которая возникает изнутри процесса. Для сбалансированной программы преподавания необходимы два подхода.

Обучение языку не всегда идёт по стабильному и предсказуемому пути. Даже начинающие могут достигнуть больших успехов в обучении. Но на уровне т1егте<Иа1е учащиеся достигают такого уровня, на котором возникает спонтанное побуждение для продвижения вперёд. Это решающий момент на данном этапе. Именно проектная работа может дать толчок, который вызван реальной необходимостью. Мотивация лежит в самом проекте. Учащемуся, наконец, предлагается возможность использования языковых умений, которые уже приобретены, в новой, востребованной реальной ситуации. Проект ведёт не в похожую или предсказуемую ситуацию, а совсем наоборот. Это мотивированный толчок ведёт от достигнутого уровня ийегтесПаГе к следующему этапу.

Ясно, что если учащемуся необходимо осуществить проектную работу, он должен иметь языковую цель, как руководство своей деятельностью. Но эта необходимость не означает, что только учащиеся переходного и продвинутого уровня могу быть вовлечены в данный процесс. Существует много проектов, которые включают работу за пределами класса учащимися с элементарными знаниями языка.Проектная работа и языковые умения.

Кроме мотивационной силы, проектная работа также обеспечивает объединение четырёх языковых умений. При этом подразумевается развитие языковых умений, которые не навязываются извне учителем, а естественным образом возникают внутри самой языковой среды.

Потребность в определённом языковом умении не находится в неподвижном, фиксированном положении относительно других языковых умений. Проектной работе умения не находятся в изоляции друг от друга, они объединены.

Разные проекты требуют разных подходов, разных форм организации деятельности учащихся. И поэтому разные умения будут доминировать на разных этапах работы над проектом. При работе над одним проектом детям необходимо сначала прочитать, прежде чем вести разговор по теме. Другие проекты требуют предварительной дискуссии, обмена мнениями, идеями перед тем, как учащиеся начинают читать писать.

На начальном этапе проекта, когда дети участвуют в дискуссиях, переговорах, обсуждениях, преобладающими являются навыки говорения и аудирования. Иногда дискуссия может быть основана на прочитанной информации, здесь преобладающими становятся навыки чтения, говорения и аудирования. Также возможно использование навыков письменной речи, когда в момент интервью учащиеся делают заметки. На конечном этапе работы над проектом ведущими становятся навыки письменной речи при оформлении или создании брошюры, постера, газеты или выпуска рапорта, отчёта. Таким образом, проект объединяет все четыре языковых умения.

В итоге, проектная работа не навязывает учащимся установленный речевой образец, она даёт им возможность практиковать язык в классе, который вероятнее всего будет востребован за пределами классной среды. Например, при работе над проектом «О здоровом образе жизни» учащимся необходимо вести интервью. Для этого в классе дети практикуются в отработке функций, речевых образцов, которые вероятнее всего понадобятся для ведения беседы: извинение за беспокойство, вежливое прерывание беседы.

Развитие проекта.

Для того, чтобы проект достиг своей цели, имел успех, необходимо, чтобы были установлены доброжелательные отношения во время работы над ним. Учащиеся должны уметь сотрудничать не только между собой, но и с учителем. Преподаватели, которые привыкают к деятельности, сконцентрированной на учащихся, определяют проектную работу, как расширение знакомого подхода. Для тех, кто привык к более формальному, структурному методу преподавания, необходимо сначала вводить мотивированные виды речевой деятельности, которые специально созданы для развития восприятия к проектной работе.

Продолжительность времени, которая тратится на создание проекта, зависит от количества времени, которое есть в наличии, а также и от природы самого проекта. По этой причине необходимо выбрать гибкий подход, который позволит группам учащимся работать с нужной им скоростью, соответственно их собственным потребностям. И каждый проект может быть создан за более длительный или короткий период, соответственно потребностям учащихся. Но не смотря на продолжительность работы над проектом, он должен пройти обязательно через следующие этапы.

Этапы развития проекта

  • Стимуляция. Первоначальное обсуждение идеи проекта - комментарии, предложения. На этом этапе вовлечены основные языковые умения: говорение, аудирование с возможной ссылкой на чтение.
  • Определение цели проекта. Дискуссия, переговоры, предложения, аргументы. Чем больше времени в распоряжении учителя, тем более детальным будет этот этап. Основные языковые умения, востребованные на этом этапе: говорение, аудирование, возможно использование небольших заметок.
  • Практика языковых умении. Этот этап включает отработку тех речевых образцов, структур, которые востребованы учащимися на этом этапе работы для сбора данных, для представления, знакомства, для запроса информации. Этот этап может включать все четыре языковых умения (в особенности письмо в форме заметок).
  • Оформление письменных материалов. Вопросники, карты, таблицы, диаграммы необходимы для сбора данных. Чтение и письмо будут ведущими навыками на этом этапе.
  • Групповая работа. Здесь учащиеся осуществляют сбор информации. Они могут работать индивидуально, в парах или маленьких группах как внутри, так и за пределами класса. На этом этапе учащиеся ведут интервью, делают опрос и собирают факты. На этом этапе задействованы все четыре языковых умения.
  • Обработка информации. На этом этапе учащиеся могут работать в группах, индивидуально, в классе или дома. Они читают заметки, объясняют наглядный материал. Здесь акцент делается на дискуссию.
  • Организация материала. Развитие конечного продукта проекта. Учащиеся ведут дискуссии, переговоры, используют чтение с целью поиска справочного материала и проверка сделанных записей. Главное умение, которое будет здесь преобладать, это письмо.
  • Финальная презентация. Вид презентации зависит от формы конечного продукта - таблицы, буклеты, интернет-страница, видеопоказ или устная презентация. Главное умение, которое необходимо на этом этапе, говорение, которое подпитывается другими речевыми умениями.

План развития проекта может быть адаптирован, чтобы соответствовать требованиям индивидуального проекта.

                        Использование проекта в неязыковой среде.

Учитель, работая в среде, где английский является родным языком, имеет преимущества, так как имеет возможность отправить учащихся в мир, где язык, в котором они нуждаются, находится, буквально, у дверей. При таких обстоятельствах проекты, требуемые долгой работы, не создают трудности. Учитель и студенты могут импровизировать в процессе развития проекта, зная, что разрешение языковой задачи гарантировано.

Учитель, работающий в неанглоязычной среде, не имеет этого преимущества и не может начать работу над проектом, не сделав

предварительной подготовки.

Это противоречие, которое нужно уметь распознавать и нельзя не принимать во внимание. Тем не менее, опыт доказывает, что языковая среда не играет такой решающей роли, как чувство мотивации и увлечённость

проектом.        ,

Английский язык является средством международного общения. В большинстве стран существует много полезных источников языкового материала, которые учащиеся и преподаватели могут использовать в своей деятельности. Посольства, консульства, агентства путешествий, банки, большие торговые центры предлагают готовые материалы на английском

языке.

Обобщая, можно сказать, что совсем не нужно жить в англоговорящеи стране, чтобы осуществить проект. Не языковая среда определяет успех проекта, а мотивация учащихся. Любой материал для творческой работы может быть найден, если учащийся или педагог испытывает в этом потребность.

                        Возможные трудности при создании проекта.

Несмотря на прогресс, достигнутый учёными в области исследований изучения языка, до сих пор неизвестно, как происходит процесс изу чения языка, как язык впитывается в учебной обстановке и применяется за

пределами класса.

Проектная работа предлагает учащимся возможность практиковать

знания, полученные в процессе формального обучения. Эго значит, что опыт,

полученный в классе, применяется в реальной ситуации, не связанной с

учебным процессом. Это даёт возможность протестировать процесс

обучения. И, что более важно, такая работа даёт возможность неформального

в противовес формальному изучению языка.

Польза для учащихся очевидна: они работают по теме, интересующей их, и используют язык для разрешения определённых задач, преследуя конкретную цель. То, что ученик узнал в классе, может иметь реальное применение и то, что ещё необходимо узнать, может пройти через процесс обучения.

Но для учителя проектная работа может составлять определённые трудности:

  • Организация. Проект создает дополнительную работу. Учитель находит достаточно трудным организовывать проектную работу в рамках регулярно планируемого урока с требуемой подготовкой и ожиданием результата. Проект требует определённых затрат, например, при установлении контакта, нахождении подходящих источников для поиска нужного материала.
  • Руководство деятельностью учащихся. Учащимся, использующих язык вне класса, нужен учитель, чтобы поддерживать контроль над тем, что они делают. Это значит, что стратегии, выбранные учителем, должны быть приспособлены для систематической проверки того, что дети уже услышали, узнали, поняли. И, главное, что они смогли сказать в процессе работы над проектом. Некоторые обременительные способы мониторинга могут быть возложены на плечи самих учащихся, обеспечивая их работу проверочной таблицей, куда учащиеся могу вносить новую лексику, идиоматические выражения и анкетой- рапортом по проделанной работе над проектом. Использование аудио и видео записывающей аппаратуры может понадобиться как помощь при оценивании учащихся во время презентации проекта.
  • Индивидуальные проблемы. Учителю нужно быть готовым помогать учащимся в случае возникающих трудностей, которые могут появляться на любом этапе проекта. Недостаток заинтересованности и мотивации среди некоторых членов группы, потеря мотивации в результате слишком интенсивного работы на раннем этапе работы над проектом, испуг перед невозможностью справиться с новыми языковыми требованиями, разочарование на определённых ступенях работы (неудачное интервью).

Тем не менее, необходимо сделать заключение на позитивном моменте. Проблемы и трудности существуют, но их нужно рассматривать в правильной перспективе. Значительные преимущества проекта становятся компенсацией за случайные трудности, которые могут появляться и дополнительные затраты, которые могут потребоваться от учителя.

Особенно необходимо акцентировать внимание на преимуществах проектной работы, которые сказываются как на учащихся, так и на учителях. Мотивация учащихся начинается с их личного вклада в проект. Эта мотивация поддерживается и усиливается с развитием проекта. Во-первых, потому что это даёт им возможность практиковать тот язык, который ими востребован. Во-вторых, потому что проект даёт им возможность использовать языковые задачи в реальной ситуации. В-третьих, потому что в большинстве случаев это приводит к реальным, осязаемым результатам - конечному продукту, который они сами создали. И, наконец, потому что это приводит к углублению межличностных отношений - то, чего трудно достигнуть в каждодневной работе в классе - между учителем и учеником, так же. как и среди самих учащихся.

Приняв решение начать работу над полным интегрированным проектом, учителю необходимо определить длину, размах и уровень проектной работы, но главное - ответить на вопрос - Каким будет проект ? Ответ на это вопрос будет зависеть от того, что интересует учащихся и как они, как группа реагируют на эту идею.

Следующий важный вопрос - Откуда появляется первоначальный стимул? Ответить на этот вопрос можно по-разному. Стимул может быть создан учителем, он может появиться из внутригрупповой работы или возникнуть из динамики группы, основанной на вкладе каждого участника проекта. В первом случае, учитель имеет близкие рабочие отношения с группой и восприимчив к её нуждам, таким образом, педагог естественным образом будет знать о нуждах группы. В течение некоторого промежутка времени темы проекта будут обсуждаться, и некоторые области взаимного интереса будут проявляться больше, чем другие. Это те моменты взаимного участия между учителем и учеником, которые могут быть заметны только учителю. Это создаёт возможность для исследования продукта на большей глубине, затрагивая языковую работу, которая, в свою очередь, происходит из этого исследования. Та же процедура действует, если идея исходит от одного из участников группы, или если учитель знает, что появляется внезапная идея, не акцентируя внимание на то, как она появилась; не важно кто был инициатором данной идеи, важнее учителю распознать это и использовать это, как ключевой момент для расширения языковой активности.


Список литературы, использованной при работе над методической темой:

1 The Best of English Pages -Инфа М. 1998 г.

2 H. Douglas Brown “Principles of LL and teaching” - Prentice Hall, 1994 г.

3 Cyril Weir “Communicative Language Testing” - 1998 г.

    4 D. L. Fried-Booth “Project work” - Longman, 2001 г.

5 T. Hutchinson “What is a project” - Landcaster, 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов

Работая по учебнику английского языка HAPPY ENGLISH З.М.Бибалетовой для 4 класса, мы пришли к следующему выводу: 1) дети с трудом понимают содержание текстов в учебнике,2) не имеют навыков работы...

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Двнная работа рассказывает о применении проектных методик на уроках английского языка, как однго  из средств мотивации его изучения  и повышения интеллектуальных способностей учащихся, как с...

педагогический проект учителя русского языка и литературы "Развитие всех видов речевой деятельности для формирования функциональной грамотности"

Данный проект предназначен для учителей русского языка и литературы. Здесь педагоги смогут ознакомиться с системой работы по формированию функциональной грамотности учащихся, механизмами формирования ...

«Проектная методика на уроках английского языка как средство реализации ФГОС»

Презетация на тему  «Проектная методика на уроках английского языка как средство реализации ФГОС»...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Преимущества УУД:Ø1. это его прагматическая направленность на результат;Ø2.  этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности;Ø3.  он позволяет органич...

Современные образовательные технологии. Проектная методика на уроках английского языка как средство расширения межпредметных связей

проектная методика на уроках английского языка как средство расширения межпредметных связей...