Святочный рассказ как жанр русской литературы
статья по литературе на тему

Анализ рассказа "Чудесный доктор"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Святочный рассказ как жанр русской литературы  

     В XIX веке в литературе сложился особый жанр рассказа – святочный рассказ. Традиционно такой рассказ приурочен к Рождеству, святкам или одной рождественской ночи. Именно в рождественские праздники люди стремятся быть лучше, совершают добрые дела. Рождество – это дни милосердия, добра и любви. Это праздник ожидания чуда. Это время, когда особую значимость приобретают христианские ценности. В святочных рассказах главные герои - люди, попавшие в тяжелое положение, столкнувшиеся с равнодушием и безразличием окружающих. Преодолеть препятствие им помогает или вмешательство высших сил, или неожиданная помощь милосердных людей. Среди персонажей присутствуют и дети. Ведь Рождество - праздник детей. Только ребенок доверчиво ожидает чуда, искренне радуется подаркам и чувствует себя счастливым от одного вида нарядной елки. Недаром Рождественскую ночь называли ночью младенцев. Святочный рассказ всегда содержит нравственный урок, который пробуждает милосердие и сочувствие в душах читателей.

     Большинство святочных рассказов начинается с описания несчастий героев. Но к финалу каждый из них обретает свое счастье: смертельно больной человек выздоравливает, враги примиряются, влюбленные встречаются после долгой разлуки, люди становятся лучше, забываются обиды.

     Таким образом, святочный рассказ можно определить  по основным признакам:

- действие происходит в канун Рождества,

- совершается чудо,

- главный герой часто ребёнок или человек, попавший в беду,

- счастливый финал,

- нравственный урок.

     И основная задача писателей состояла в том, чтобы поселить в душах читателей праздничное настроение, чтобы они забыли о трудностях  жизни  и не забывали о нуждающихся, о проявлении к ним милосердия и сочувствия. А деньги за публикации святочных рассказов авторы всегда отдавали нуждающимся семьям и детям-сиротам.

     В жанре святочного рассказа создавали свои произведения великие русские писатели: Н.В. Гоголь, А.И. Куприн, В.Г. Короленко и другие.

     Первое знакомство учащихся со святочным рассказом происходит в 6 классе при изучении рассказа «Чудесный доктор» А. Куприна. И задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить их с жанром святочного рассказа, но и, опираясь на них, воспитывать традиционные для русского народа милосердие, сострадание. Поэтому главными, ключевыми словами на уроке будут слова: милосердие, сочувствие, сострадание, любовь. Эти слова относятся к понятию нравственности. Это то, что делает нас человечнее. 

     В  основе рассказа «Чудесный доктор» лежит реальное событие рождественской ночи – случайная встреча главного героя с доктором Пироговым. Доктор для семьи Мерцаловых совершил настоящее чудо. Он проявил к ним милосердие и сострадание. Благодаря ему жизнь многодетной семьи меняется самым удивительным образом.  

     Произведем морфемный разбор слов «милосердие» и «сострадание» и посмотрим, из каких частей они состоят. Слово «сострадание» состоит из со + страдание, где приставка со означает страдать вместе. Значит, сострадать – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека.

     Слово «милосердие» состоит из двух корней: мил + серд = милое сердцу. Милосердие – это готовность оказать помощь кому-нибудь из сострадания, проявлять доброту, любовь, заботу.

     В.И. Даль дал такое толкование терминам «милосердие» и «сострадание»: «Это сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность».

     Итак, в семье Мерцаловых сложилась безвыходная ситуация. Чтобы учащиеся почувствовали себя причастными к событиям рассказа, вовлекаем их ролевую игру: «Как бы вы помогли семье Мерцаловых?» Учащиеся предлагают разные варианты: поддержать добрым словом, проявить сочувствие, дать денег из своих сбережений, подарить детям вещи, купить для больной девочки лекарства. Отвечая на вопрос, дети активно работают, рассуждают на темы добра, сострадания. В ходе анализа ситуации мы подводим учащихся к выводу: в семье Мерцаловых всё будет хорошо, если у них будут и деньги, и одежда, и лекарства, и работа для отца.  Но пока у Мерцаловых ничего этого нет, и они бедствуют. Обращаемся к учащимся с вопросом: «Какие попытки предпринимает сам Мерцалов, чтобы помочь семье?»            

     - Он искал работу, пытался просить милостыню, но его пристыдили и пригрозили отправлением в полицию.

      Мы видим, что он не сидел сложа руки. Вся семья показана в действии.

    - Какие же были взаимоотношения в семье Мерцаловых?

     Этот вопрос вызывает у учащихся затруднение, потому что об этом в тексте ничего не говорится. А.И. Куприн только пишет: «Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах». Герои немногословны, но по их переживаниям мы можем судить о том, что они поддерживают друг друга, никогда не  ругаются,  ни в чем не обвиняют друг друга.

     - Безвыходная ситуация приводит Мерцалова в сад. Какая мысль пришла ему в голову?

     - Мысль о самоубийстве: «Вот лечь бы и заснуть, - думал он, - и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке». Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую веревку, служившую ему поясом. Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного, а подумал: «Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?»

   - Можно ли понять желание Мерцалова  умереть?

   - Что же помешало Мерцалову осуществить задуманное?

     Чтение и анализ диалога «В саду»:

    - Почему незнакомец не ушел после криков Мерцалова, а выслушал его и захотел помочь?

     - Произошло ли чудо в рассказе?

     - Кто помог осуществиться этому чуду?  

     - Можно ли сказать, что с появлением доктора всё изменилось в семье Мерцаловых? Почему?

     - Мерцалов остался жив; на деньги, которые дал доктор, Мерцалов купил булочки, чай, горячее, мальчики затопили печь, поставили самовар; через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.

     - Какими качествами нужно обладать, чтобы совершить чудо?

     -Это сострадание, сочувствие, милосердие, доброта.
    - Профессор не захотел назвать своего имени. Какая черта характера здесь проявилась? Скромность. Скромные люди смиренны и стараются держаться в тени, не желая привлекать к себе слишком много внимания. Но семье Мерцаловых все-таки удалось узнать имя «чудесного доктора»:
«На аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с лекарством, четкою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова».

     По рецепту профессора было изготовлено лекарство для Машутки. А мы  составим рецепт Пирогова для жизни. Пусть он будет всегда с вами и в трудную минуту принесет вам пользу. Найдите в тексте те слова Пирогова, которые станут основой для нашего рецепта («Не падайте никогда духом»).

     - Что бы вы добавили в этот рецепт, учитывая поступок самого Пирогова? Помогать тем, кто нуждается в помощи, протянуть руку ближнему.

      Итак, у нас получился рецепт: «Не падайте никогда духом, помогайте тем, кто нуждается в помощи, протяните руку ближнему». Живите по рецепту профессора Пирогова, и все у вас будет хорошо.

     Работа на уроке учит ребят проявлять милосердие и сострадание к людям, помогать бедным, обездоленным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святочный рассказ как жанр русской литературы

Анализ жанра святочного рассказа в творчестве Лескова. Анализ рассказа "Зверь"....

Традиции святочных рассказов в русской литературе

Творческий замысел возник, когда на полке в  библиотеке техникума увидела две книги с похожими названиями. Одна называлась "Святочные рассказы XIX века". а другая - "Святочные рассказы XXI века"....

Святочный рассказ Н.С.Лескова "Христос в гостях у мужика"

 В этом году шестиклассникам был предложен  святочный рассказ Н,С.Лескова  «Христос в гостях у мужика».   Вероятно, любой из нас, отвечая на вопрос о любимом празд...

Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Данный урок построен на том, чтобы побудить  одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...

ЧУДО ДЕТСКОЙ ВЕРЫ В СВЯТОЧНОМ РАССКАЗЕ Н. АГАФОНОВА «МОЛИТВА АЛТАРНИКА»

Анализ святочного рассказа протоиерея Николая Агафонова "Молитва алтарника". Материал может быть использован на уроках внеклассного чтения в средних классах и интересен  учителям, интересующимся ...

Традиции святочного рассказа в современной русской литературе

В статье рассказывается о традициях святочного рассказа в современной русской литературе....

Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"

Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа  Николая Семеновича Лескова...