ЧУДО ДЕТСКОЙ ВЕРЫ В СВЯТОЧНОМ РАССКАЗЕ Н. АГАФОНОВА «МОЛИТВА АЛТАРНИКА»
статья по литературе (6 класс) по теме
Анализ святочного рассказа протоиерея Николая Агафонова "Молитва алтарника". Материал может быть использован на уроках внеклассного чтения в средних классах и интересен учителям, интересующимся православным направлением современной русской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ святочного рассказа Н. Агафонова "Молитва алтарника" | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. Белозерова (Волгоград)
ЧУДО ДЕТСКОЙ ВЕРЫ В СВЯТОЧНОМ РАССКАЗЕ Н. АГАФОНОВА «МОЛИТВА АЛТАРНИКА»
В последние годы стала возрождаться творческая традиция святочного рассказа. Ей посвящены работы Е.В. Душечкиной (Душечкина1995:228), Х. Барана (Баран1993:284-328), О.Н. Калениченко (Калениченко2009:63) и других литературоведов. Современные исследователи говорят об этом жанре примерно так: «Святочные рассказы – это произведения, в которых изображались события, имевшие дело на святках». «Святочная история должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования» (Безбородкина http://palomnic.org/bibl_lit/bibl/edu_svyat). В журнале «Православная беседа» в разделе «Зернышко» дается одно из определений этого жанра: «Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье» (Православная 1992, 10-12).
Счастливое рождественское чудо пришло к герою рассказа протоиерея Николая Агафонова «Молитва алтарника». Автор, известный духовный писатель, искренне верит, что чудеса в нашей жизни есть, надо только постараться их увидеть. «Чудесное всегда с нами рядом, но мы не замечаем Его, – пишет Н. Агафонов в предисловии к сборнику повестей и рассказов «Преодоление земного притяжения». - Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что оглохли от грохота безбожной цивилизации. (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).
Действие рассказа происходит в рождественский сочельник, когда вся земля готовится к главному чуду – явлению Божественного Младенца Христа. Ждут праздника настоятель собора с протодьяконом и сетуют на отсутствие снега:
«- Что за наваждение в этом году, ни снежинки. Как подумаю, что завтра Рождество, а снега нет, так никакого праздничного настроения.
- Правда твоя, - поддакивал ему настоятель собора, - в космос летают, вот небо и издырявили, вся погода перемешалась. То ли зима, то ли еще чего, не поймешь» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).
Ждет праздника и алтарник Валерка – сирота, слабый умом, взятый на работу в собор из сострадания. На его робкое предложение помолиться о даровании «снежка» «настоятель повертел вслед ему пальцем у виска. А протодиакон хохотнул:
- Ну, Валерка, чудак, думает, что на небесах, как Дом быта: пришел, заказал и получил, что тебе надо» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).
Валерка не просто верит в чудо, а в горячей молитве просит Пресвятую Богородицу пред ее иконой «Скоропослушнице» сотворить это чудо: «…Я вот о чем подумал, Пресвятая Богородица, отец протодиакон - добрый человек, рубль мне дал, а ведь он на этот рубль сам мог свечей накупить или еще чего-нибудь. Понимаешь, Пресвятая Богородица, он сейчас очень расстроен, что снегу нет к Рождеству... Все Тебя о чем-то просят, а мне всегда не о чем просить, просто хочется с тобой разговаривать. А сегодня хочу попросить за протодиакона, я знаю, Ты и сама его любишь. Ведь он так красиво поет для Тебя «Царица моя Преблагая... Ты же знаешь, у него семья, дети. А у меня никого нет, кроме Тебя, конечно, и Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты уж сама попроси Бога, чтобы Он снежку нам послал. Много нам не надо, так, чтобы к празднику беленько стало, как в храме. Я думаю, что Тебе Бог не откажет, ведь Он Твой Сын» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).
В словах Валерки столько детской чистоты и веры, столько искренней горячей любви к Богу и людям, что ни одно сердце не способно устоять перед его слезной просьбой – тем более сердце Той, которая является Матерью и Заступницей всего рода христианского.
Писатель обращается к художественным возможностям изображения мира через эмоционально-психологическое восприятие героя. Подобный способ изображения нередко использовали писатели-классики. Например, в святочном рассказе Н.Г. Михайловского «Дворец Дима» «такой способ изображения становится определяющим» (Калениченко 2009:63). Монолог героя занимает центральное место в произведении Н. Агафонова, чем определяется название рассказа. Автор изображает нравственную борьбу в душе героя, в результате которой юноша отказывается от любимого лакомства – мороженого крем-брюле, чтобы на все подаренные отцом протодьяконом деньги купить свечей и поставить их к иконе «Скоропослушнице». Это его жертва во имя любви к ближнему - а значит, любви к Богу.
В рассказе затронута проблема истинной веры, которая волновала писателей всех времен, и которая особенно актуальна в нашем XXI веке – в эпоху возрождения Православия. День за днем, произнося привычные слова молитв, мы делаем это механически, не вдумываясь в их смысл. Уста говорят, а ум и сердце отсутствуют. Герои рассказа - отец настоятель и отец протодьякон - не исключение, ведь они тоже люди. А уборщицу к тому же раздражает поведение «ненормального» Валерки, который молится в «неурочный час». Женщина, стараясь о внешнем благолепии храма, забывает главное: молиться можно везде и всегда. «Пустите детей приходить ко мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие», - сказано в Евангелии (Лк: 18,17). А Валерка, несмотря на свой девятнадцатилетний возраст, разумом и душой – ребенок, и его молитва оказалась услышанной.
«Перед вечерней Рождественской службой неожиданно повалил снег пушистыми белыми хлопьями. Куда ни глянешь, всюду в воздухе кружились белые легкие снежинки. Детвора вывалилась из подъездов и домов, радостно волоча за собой санки. Протодиакон, солидно вышагивая к службе, улыбался во весь рот, раскланиваясь на ходу с идущими в храм прихожанами. Увидев настоятеля, он закричал:
- Давненько, отче, я такого пушистого снега не видел, давненько. Сразу чувствуется приближение праздника.
- Снежок - это хорошо, - ответил настоятель, - вот как прикажете синоптикам после этого верить? Сегодня с утра прогноз погоды специально слушал, заверили, что без осадков. Никому верить нельзя» (Агафонов Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya). Действительно, прав писатель, говоря: «Чудесное всегда с нами рядом, но мы не замечаем Его» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org). И только «чистые сердцем… Бога узрят» (Мф: 5, 8).
Развивая лучшие традиции русской литературы, писатель по-новому освящает тему «маленького человека». Бедный сирота в начале рассказа вызывает жалость и сострадание: «Настоятель пожалел его, - куда он, такой убогий? - и разрешил жить при храме в сторожке, а чтобы хлеб не даром ел, ввел в алтарь подавать кадило. За тихий и боязливый нрав протодиакон дал ему прозвище - Трепетная Лань. Так его и называли, посмеиваясь частенько над наивными чудачествами и бестолковостью» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org).
В кульминационной части произведения отношение читателя к главному герою меняется: алтарник словно вырастает в наших глазах (даже имя его «Валерка» автор заменяет почтительным «Валерий»), и приходит понимание, что молитвами таких внешне незаметных людей, но исполненных горячей веры, испокон века держится Русская земля. Это о них сказано: «Кто из вас меньше всех, тот будет велик» (Лк: 9, 48).
Литература
Библия// Российское библейское общество: Москва,1995.
Агафонов Н. Молитва алтарника [Электронный ресурс]/ Н. Агафонов. -http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya
Баран Х. Дореволюционная праздничная литература и русский модернизм / /Авторизованный перевод с английского Е.Р. Сквайрс // Поэтика русской литературы начала ХХ века. - М., 1993. С. 284-328.
Безбородкина Е. С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов [Электронный ресурс]/ Е.С. Безбородкина. - http://palomnic.org/bibl_lit/bibl/edu_svyat
Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра / Е.В. Душечкина. - СПб. 1995. С. 228.
Калениченко О.Н. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.Г. Гарина-Михайловского / О.Н. Калениченко // Особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях. Ч. 2/ - Михайловка, 2009. С. 63.
Православная беседа. 1994. № 6. С.10-12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Святочный рассказ как жанр русской литературы
Анализ жанра святочного рассказа в творчестве Лескова. Анализ рассказа "Зверь"....
Традиции святочных рассказов в русской литературе
Творческий замысел возник, когда на полке в библиотеке техникума увидела две книги с похожими названиями. Одна называлась "Святочные рассказы XIX века". а другая - "Святочные рассказы XXI века"....
Святочный рассказ Н.С.Лескова "Христос в гостях у мужика"
В этом году шестиклассникам был предложен святочный рассказ Н,С.Лескова «Христос в гостях у мужика». Вероятно, любой из нас, отвечая на вопрос о любимом празд...
Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
Данный урок построен на том, чтобы побудить одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...
Дружба и милосердие в рассказе Николая Агафонова "Щенок Засоня"
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе...
Уроки доброты в рассказе Николая Агафонова "Щенок Засоня"
Презентация к уроку внеклассного чтения по литературе в 5 классе....
Мастерская "Чудо детской молитвы"
Мастерская «Чудо детской веры в святочном рассказе Н. Агафонова «Молитва алтарника»(конспект урока)Тип урока: «Творческая мастерская»Технология развития критическог...