Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа Николая Семеновича Лескова «Под Рождество обидели». Рассказ анализируется с точки зрения соответствия основным признакам святочного жанра - это мотив чуда, мотив перерождения героев, установка на истинность, временная приуроченность к событиям святочного периода. Содержательная специфика святочного рассказа связана с утверждением христианской добродетели. Понять святочный рассказ как жанр невозможно вне христианского контекста русской культуры (поэтому на стадии вызова использованы музыкальный отрывок и репродукции картин с общим названием «Рождество Христово» русских художников), вне христианской духовной традиции (поэтому на стадии анализа идеи рассказа использовано видео «Нагорная проповедь»). Определяя жанровую специфику святочного рассказа, следует исходить из того, что в нем воплощается христианское душевное устроение, что находит выражение в общей эмоциональной атмосфере произведения (милосердие, сострадание, смирение). Святочный рассказ Лескова иллюстрирует христианскую заповедь, назидателен. Причем мораль высказывается прямо. В рассказе создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены добро и зло. Значит, урок формирует у подрастающего поколения нравственные качества личности через понимание жанровых особенностей и идейного смысла рассказа. Чтобы урок для детей прошел на одном дыхании, использованы инновационные технологии (перевернутый урок, информационно-коммуникативные, интерактивное обучение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 46.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок нравственности для учащихся 7 класса
Учитель русского языка и литературы: Гундарёва Наталья Анатольевна
Тема урока: «″Не позволяй душе лениться!″ Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова ″Под Рождество обидели″».
Цель урока: раскрыть нравственно-этическую идею святочного рассказа Н.С. Лескова «Под Рождество обидели».
Задачи урока:
образовательные:
- расширить читательский кругозор учающихся и знания о творчестве Н.С. Лескова;
- повторить изученное в 5 и 6 классах;
- продолжить знакомство с особенностями жанра святочного рассказа;
- обучать анализу художественного текста;
- обучать выражению мнений и обоснований их ( формулировать ответы на поставленные вопросы, в том числе и проблемного характера).
- развивать критическое мышление учащихся на основе анализа художественного произведения;
развивающие:
развивать умения анализа, синтеза, выделения главного, умения ставить и решать познавательные задачи, проводить рефлексию и самооценку своей деятельности;
воспитательная: воспитывать нравственные качества личности через понимание идейного смысла рассказа.
Тип урока – комбинированный урок.
Применяемые педагогические технологии: технология «перевернутый урок», технология развития критического мышления, информационно-коммуникативные технологии.
Методы обучения: эвристический, интерактивное обучение, аналитическое чтение.
Средства обучения: аудио- и видеоматериалы, репродукции картин «Рождество Христово» русских художников, распечатанные тексты рассказа Н.С.Лескова «Под Рождество обидели», вопросы, задания, интернет.
Материально – техническое и учебно-методическое оснащение:
Компьютеры с подключением к интернет, мультимедийный проектор.
Формы работы: индивидуальная и групповая работа.
Основополагающий вопрос:
Чему могут научить святочные рассказы?
Проблемный вопрос:
С какой целью писались святочные рассказы?
Учебный вопрос:
Что мы знаем о святочных рассказах?
Ожидаемые результаты:
- активизируется познавательный интерес учащихся к чтению духовно – нравственной литературы;
- повысится интеллектуальный уровень читателей;
- обеспечение стабильных потребностей и навыков работы с книгой и электронными ресурсами сети Интернет;
- формирование умений практического применения знаний в учебно-воспитательной деятельности.
План урока:
I. Стадия вызова.
1)Пробуждение эмоций.
2)Повторение изученного.
3)Выявление литературного жанра, который окажется в центре внимания на уроке.
II. Стадия осмысления.
1) Погружение в тему урока, без ее формулировки.
2)Анализ святочного рассказа.
3) Обобщение, подведение итогов, формулировка темы урока.
III. Рефлексия.
IV. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Стадия вызова.
1)Пробуждение эмоций.
-Сегодня наш урок откроет музыкальный фрагмент «Рождественского концерта» Василия Титова [1]. Послушайте и ответьте на вопросы:
- Каков характер музыки? ( Приподнятость, радостное, ликующее звучание)
- Какое чувство пробуждает в вас эта музыка?
- Не только музыка, но и живопись рассказывала о Рождестве Христовом. Рассмотрите картины «Рождество Христово», созданных Боровиковским В.Л., М. В.Нестеровым, В.К. Шебуевым [2].
- Какое впечатление производят картины? Что чувствуете вы, глядя на них?
Рождество Христово в православном мире - один из главных праздников, который отмечают с радостью, любовью друг к другу, добром и ожиданием чуда.
2) Повторение изученного.
- Привычным рождественским подарком для читателей XIX века были рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, они всегда пытались умягчить людские сердца. Великий праздник в литературе связан с одним жанром. Вспомните, каким? (Рождественский или святочный рассказ).
-Назовите авторов и произведения, которые мы читали, анализировали на уроках, во внеклассном чтении, готовясь к Рождественским чтениям. (О.Генри «Дары волхвов», А.И.Куприн «Тапер», Л.Андреев «Ангелочек»)
-Назовите основателя этого жанра. (Ч.Диккенс)
-Сейчас мы перенесемся в виртуальную реальность, побываем на страницах «Википедии». Подумайте, зачем нам это путешествие? (Википедия – это энциклопедия. Наверное, там нам откроются особенности святочного рассказа)
3)Выявление литературного жанра, который окажется в центре внимания на уроке.
Да, ваши предположения верны. Перейдите по ссылке [3], прочитайте статью, выпишите жанровые особенности рождественского рассказа). Проверьте свои результаты по опорной карте.
-Выдвиньте версии о том, как эти знания пригодятся нам на уроке. (Возможно, мы прочитаем новый святочный рассказ, будем его анализировать, определять признаки жанра)
-И опять вы правы. Мы прослушаем, перечитаем, проанализируем святочный рассказ Н.С.Лескова «Под Рождество обидели», попытаемся найти жанровые особенности, но самое главное – определим нравственную идею произведения.
-Известно ли вам что-то о Н.С.Лескове? (Мы многое знаем о писателе. Это автор сказа «Левша», язык русской деревни украсил его произведения и помог создать неповторимый стиль. Творения Николая Семеновича поначалу не принимались критиками. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» прославила писателя.)
II. Стадия осмысления.
1)Погружение в тему урока, без ее формулировки.
Мы вспомнили, что основоположником жанра святочного рассказа считают Чарльза Диккенса. Н.С. Лесков высоко ценил творчество английского романиста – создателя цикла «Рождественских повестей». Русский классик, готовя к изданию свой цикл «Святочные рассказы» (1886), признал, что форма рождественского рассказа “была возведена в перл создания в Англии Диккенсом”, но и вступил в творческое соревнование с одним из ведущих авторитетов в рождественской литературе. Общее число лесковских святочных рассказов насчитывает до двадцати пяти произведений.
-Почему Николай Семенович обратился к этому жанру, ведь его «коньком» был сказ? Вот что пишет Лесков в рассказе «Жемчужное ожерелье», размышляя о жанре: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль… и, наконец – чтобы он оканчивался непременно весело. В жизни таких событий бывает немного, и поэтому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе».
Послушаем, что же выдумал Н.Лесков [4].
Вы можете не только слушать, но и читать, делать пометки, т. е. отмечать те строки, которые чем-то вам интересны (текст распечатан [5]).
2) Анализ святочного рассказа.
- Что заключает название рассказа? (Канун Рождества и сам Великий праздник Ч.Диккенс называл «днями милосердия и доброты», а Лесков показывает, что наносятся обиды. Писатель подчеркивает несообразности жизни.)
- Зачем художник слова дает подзаголовок к рассказу? (Подзаголовок «Житейский случай» подчеркивает повседневность трех случаев, о которых повествуется в рассказе.)
- Чем интересен автор рассказа? (То автор выступает в качестве повествователя, то слушателя, то сам становится героем своего рассказа.)
-А кто герои рассказа? Кто главный? Обоснуйте. (В первой истории герой – купец. Он был настоящим христианином, для которого «дитя — Божий посол, его надо согреть и принять как для Господа». «Это дитя ко мне Бог привёл», — говорит он и воспитывает ребёнка как родного. С личностью воспитателя связывает Лесков результат воспитания «приемыша»: «А как он имел добрую и справедливую душу, то и дитя воспитал в добром духе, и вышел из мальчика прекрасный, умный молодец, и все его в доме любили».
Выросший в подлинно христианской среде, «приемыш» и в старости сохранил чистое сердце и глубокое нравственное чувство. Только такой человек мог решительно отказаться судить другого, виновного, и искренне, со слезами на глазах, покаяться в своей детской вине: «…я сам несудимый вор и умоляю, дозвольте мне перед всеми вину сознать». Можно предположить, кем стал бы ребёнок у отца-вора, но «случай» (ночь-то Рождественская!) резко изменяет его судьбу, его внутренний мир.
Герои двух других эпизодов рассказа, автор-повествователь и его «приятель», хоть и не сразу, чем и отличаются от купца-праведника, но тоже сумели «с собой управиться» — простить обидчика.
Поучительный смысл «житейских случаев», изложенных в святочном рассказе Лескова, в финале переходит в рождественскую проповедь, устанавливая духовное родство между писателем-проповедником и его читателями-«паствой»: «Может быть, и тебя „под Рождество обидели“, и ты это затаил в душе и собираешься отплатить? … Подумай, — убеждает Лесков. — … Не бойся показаться смешным и глупым, если ты поступишь по правилу того, который сказал тебе: «Прости обидчику и приобрети себе в нем брата своего».)
-А кто этот «Тот, Который сказал», по-вашему? (Господь)
- Сейчас мы просмотрим видео [6]. О чем оно?
(Фильм рассказывает о заповедях Иисуса Христа)
- Есть ли связь рассказа «Под Рождество обидели» с заповедями Господа? (Лесков в своем произведении пересказывает одну из заповедей Господа «своими» словами, просто, на примерах из жизни, с которыми столкнулся он, его знакомые.)
-Как звучит заповедь из уст Спасителя? (Молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую.)
-По каким признакам рассказ «Под Рождество обидели» можно отнести к святочным произведениям? (Действия трех историй разворачиваются перед Рождеством. Лесков описывает чудесные события, которые предопределяют душевное прозрение и перерождение героев. Развязка счастливая.)
- Чему могут научить святочный рассказ? (Рассказ воспитывает нас, учит быть добрыми, милосердными, уметь прощать. Значит, способствует духовному росту).
3) Обобщение, подведение итогов, формулировка темы урока.
- Еще раз вернемся к вопросу, на который мы ответили частично: «Почему Лесков обращается к жанру святочного рассказа?» (Писатель прямо обращается к читателю с духовным наставлением и призывом включиться в обсуждение темы «обиды и прощения», чтобы сделать для себя окончательный выбор: простить, или «отплатить» за обиду. Такой финал побуждает читателя к активному внутреннему действию.)
- То есть рассказ заставляет читателя работать над собой, воспитывать себя, свою душу.
-Прослушайте стихотворение Н.Заболоцкого[7]. Подберите стихотворную строку, которая сформулирует тему нашего урока. («Не позволяй душе лениться!»)
«Не дай Бог тебе познать успокоение и довольство собой и окружающим, – наставлял Лесков своего приёмного сына Б.М. Бубнова, – а пусть тебя томит и мучит “святое недовольство”».
- К чему же призывает Н.С.Лесков не только своего сына, но и нас? (Нужно постоянно совершенствовать себя.)
III. Рефлексия. Прием «Цепочка пожеланий».
-Перед вами фигуры. Выберите ту, которая у вас ассоциируется с душой.
Предлагаю по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам урока, при этом передавая символ.
IV. Домашнее задание. Прочитать рассказы Н.Лескова «Пугало», «Неразменный рубль», «Отборное зерно», «Уха без рыбы», «Грабеж» (на выбор). Написать эссе «Умение прощать».
Использованные материалы:
[1] В.Титов «Рождественский концерт» -http://muzofon.com/search/титов%20рождественский%20концерт
[2] Репродукции картин «Рождество Христово» русских художников -http://www.cerkovst.ru/archives/5954/
[3] Википедия. Статья «Рождественский рассказ» -https://ru.wikipedia.org/wiki/Рождественский_рассказ
[4] Аудиокнига Н.С.Лесков «Под Рождество обидели» -
http://audioknigi-onlajn.ru/audio/n-s-leskov_pod-rozhdestvo-obideli
[5] Н.С.Лесков «Под Рождество обидели». Текст рассказа -http://rodon.org/lns/pro.htm
[6] Видео «Нагорная проповедь» - https://youtu.be/moj2UuY3BqA
[7] Н.Забалоцкий «Не позволяй душе лениться!» -http://muzofon.com/search/не+позволяй+душе+лениться
8) Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб., 1995г.
9) Кретова А.А. Святочные рассказы Н.С.Лескова в контексте русской литературы XIX века. М., 1992г.
10) Старыгина Н. Н. Святочный рассказ как жанр. Петрозаводск, 1992 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»
Цели урока: образовательные– ознакомление учащихся с поэтом; раскрытие идейно-тематического содержания стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»; научить понимать, анализировать по...
Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".
Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...
Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...
Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
Данный урок построен на том, чтобы побудить одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...
Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")
Урок - мастерская по стихотворению Николая Заболоцкого...
Не позволяй душе лениться
конспект внеклассного занятия по этике....
Не позволяй душе лениться
Классный час "Не позволяй душе лениться" направлен на раскрытие понятия духовности и работу над его осмыслением с детьми; дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух; учить вести дискуссию....