Программа элективного курса «Человек на войне в произведениях В.А. Закруткина»
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Элективный курс «Человек на войне в произведениях В.А. Закруткина» рассчитан на 17 часов для учащихся 10 (11) классов. В нём рассматриваются вопросы, связанные не только с раскрытием свойств характера человека в экстремальных условиях военного времени, но и с условиями формирования и закаливания его воли.
Представленные для изучения произведения В. Закруткина изображают судьбы отдельных людей в нечеловеческих условиях войны глазами их участников: молоденького солдата, матёрого разведчика, простой крестьянки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lysenko_programma.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка на участие в региональном фестивале учительских проектов по урочной и внеурочной деятельности, посвящённых юбилею В.А. Закруткина
Родионово-Несветайский район
Ф.И.О. учителя | Лысенко Ольга Николаевна |
Место работы учителя (полное наименование общеобразовательной организации в соответствии с уставом) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Родионово-Несветайского района «Авиловская средняя общеобразовательная школа» |
Телефон, e-mail учителя | 8-909-403-00-98 loni72@mail.ru |
Тема учительского проекта | Программа элективного курса «Человек на войне в произведениях В.А. Закруткина» |
Номинация | «Урочная деятельность» |
ФИО руководителя общеобразовательной организации (полностью) | Петров Сергей Валерьевич |
Адрес, телефон, факс общеобразовательной организации | 346585 Ростовская область, Родионово-Несветайский район, х.Авилов, ул. Советская, 1. Телефон 8(863) 40 25 447. |
E-mail общеобразовательной организации | avilsh@mail.ru |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Авиловская средняя общеобразовательная школа»
Адрес: 346585 Ростовская область, Родионово-Несветайский район,
х.Авилов, ул. Советская, 1
Телефон 8(863) 40 25 447
Элективный курс
«Человек на войне в произведениях В.А. Закруткина»
Конкурсная работа
Ф.И.О. участника Лысенко Ольга Николаевна Должность учитель русского языка и литературы Домашний адрес 346585 Ростовская область, Родионово-Несветайский район, х.Авилов, ул. Новая д. 6, кв. 3 Телефон 8-909-403-00-98 e-mail loni72@mail.ru |
Февраль 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Человек на войне в произведениях В.А. Закруткина» рассчитан на 17 часов для учащихся 10 (11) классов. В нём рассматриваются вопросы, связанные не только с раскрытием свойств характера человека в экстремальных условиях военного времени, но и с условиями формирования и закаливания его воли.
Представленные для изучения произведения В. Закруткина изображают судьбы отдельных людей в нечеловеческих условиях войны глазами их участников: молоденького солдата, матёрого разведчика, простой крестьянки.
В процессе работы используются различные формы урочной деятельности, которые позволят учащимся осознать роль человека на войне, понять причины поступков:
- лекции учителя с различными заданиями;
- чтение и анализ произведений писателя;
- беседы;
- работа в парах и группах;
- самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языком автора, отбор текстового материала)
- творческие работы учащихся (сочинения, схемы, таблицы и т.п.)
Цели курса:
- способствовать расширению знаний учащихся о литературе Донского края;
- развивать читательскую культуру школьников и потребность в чтении произведений писателей Дона;
- способствовать развитию общечеловеческих нравственных качеств в детях.
Задачи курса:
- знакомство с творчеством писателя В.Закруткина;
- развитие умений анализа произведений;
- выявление особенностей языка и стиля писателя;
- раскрытие мужества и стойкости, духовной красоты, силы духа и человечности людей в годы Великой Отечественной войны;
- воспитание чувства патриотизма и чувства долга перед теми, кто прошел войну.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- знать основные этапы биографии В. Закруткина, тематику, проблематику и основное содержание произведений, изучаемых а рамках курса;
- иметь представление о героях произведения, их характерах и мотивах их поступков;
- анализировать художественные тексты и эпизоды из текстов художественных произведений;
- уметь выражать свою собственную позицию, строить устные и письменные высказывания, отзывы;
- выразительно читать произведения, пользоваться различными вида пересказа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п | часы | тема | Содержание курса | Материалы, используемые в работе | Основные виды деятельности учащихся |
1 | 1 | Тема «Человек на войне» в русской литературе xx века | Изображение в русской литературе xx века всенародного подвига, героизма русских людей, вставших на защиту Родины. | Запись основных тезисов лекции, выводов. | |
2 | 2 | Виталий Александрович Закруткин | Слово о Закруткине. Педагогическая и научная деятельность. Закруткин – писатель-фронтовик. Место творчества Закруткина в литературе xx века. Основные темы творчества – земля и война. Стиль писателя. Шолоховские традиции в творчестве писателя. | Биография писателя. Высказывания современников о Закруткине. Презентация о доме-музее писателя. Фото и видео материалы. Интернет-рессурсы. | Запись основных тезисов лекции, выводов. |
3 | 2 | Невыдуманные рассказы о войне | Репортажи и очерки для фронтовых газет. Рассказы о мужестве и смелости советских солдат. Реальность изображаемых событий, прототипы героев. | Сборник рассказов «На переднем крае» и «Сила». | Чтение и анализ отдельных очерков. Создание собственного очерка о событиях школы. |
4 | 1 | Случай на войне. Рассказ «Пятый патрон» | Динамичность рассказа, его лаконичность и простота. Смелость, решительность, смекалка и «артистическое» владение оружием казака Брызгалова. Чувства и эмоции главного героя. | Рассказ «Пятый патрон» | Чтение и обсуждение рассказа. Характеристика Брызгалова. |
5 | 2 | «Человек со шрамом» Повесть о разведчике | Будни разведчиков. Их смелость, выносливость, находчивость. Поведение в экстремальной ситуации. Образ главного героя Андрея Одинцова – командира разведроты. Поведение в плену. | «Человек со шрамом» Повесть о разведчике. План анализа эпизода. | Чтение и обсуждение повести, анализ эпизодов «В разведке», «Одинцов на допросе у Вертера». |
6 | 2 | Любовь на войне. Рассказ «Помненька» | Уважительное отношение к женщине, преклонение перед её стойкостью, решительностью. Интернациональный партизанский отряд. Стойкость, взаимовыручка партизан. Символическое значение цветка. Художественный мир писателя. | Рассказ «Помненька» | Чтение и обсуждение повести, анализ эпизодов «Цветочный ритуал», «Жизнь партизанского отряда», «Гибель Ридушки» |
7 | 3 | Повесть «Матерь Человеческая» | Смысл названия повести, её реалистичная основа. Художественное мастерство писателя. Подвиг женщины во время войны. Образ Марии. Страдания женщины, её стойкость и выносливость. Символизм образа женщины-героини Гуманизм повести Закруткина. | Повесть «Матерь Человеческая», экранизация фильма 1975г, режиссёр-постановщик Л. Головня | Различные виды чтения и пересказа, анализ эпизодов «Раненый немец», , « Дети». Сложный план характеристики героини. Просмотр и обсуждение кинофильма. |
8 | 2 | Рассказ «Подсолнух». | Тема памяти в рассказе. Образ Отца. Мотив веры, единения. Подсолнух как символ продолжения жизни. Жизненность и символичность образа старого чабана | Рассказ «Подсолнух» | Чтение и анализ рассказа, работа с эпизодами «Посадка семечка», «Уход за подсолнухом». Сочинение-размышление.
|
9 | 2 | Итоговое занятие «Мой Закруткин» | Военная проза писателя в интерпретации учащихся. | Проекты, презентации, эссе учащихся |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Сначала даётся общее представление о теме литературы XX века «Человек на войне», об авторах, раскрывающих эту тему, о роли военных корреспондентов; даётся обзор 2-3 произведений (по выбору учителя). Например, Э. Казакевич «Звезда», «Двое в степи», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», В. Кондратьев «Сашка», К. Воробьёв «Убиты под Москвой» и другие.
После этого происходит знакомство с жизнью и творчеством Виталия Закруткина. Особое внимание уделяется фронтовым годам, деятельности Закруткина как военного корреспондента, обзор его очерков и репортажей. Непосредственное изучение произведений писателя начинается с рассказа «Пятый патрон». В центре внимания - один случай из жизни молодого солдата Брызгалова. О непростой жизни разведчиков из роты Одинцова , об их подготовке и выполнении задания, о поведении в плену ведется разговор в повести «Человек со шрамом». О том, что на войне есть место нежности и любви , об интернациональной борьбе с фащизмом, о роли женщины на войне – в повести «Помненька». Трагическая судьба простой крестьянки, принявшей в годы войны нечеловеческие страдания и победившей их силой материнского сердца, волей и мужеством народного характера, раскрывается в повести «Матерь Человеческая». Завершается курс изучением рассказа «Подсолнух», раскрывающего тему памяти как образец жизнестойкости русского человека, способного перенести все страдания, тяготы и утраты, но не потерявшего веры.
ЛИТЕРАТУРА
- Закруткин В.А. «Матерь Человеческая», Молодая гвардия, 1979.
- Закруткин В.А. «Кавказские записки», Ростовское книжное издательство, 1975.
- Закруткин В.А. «Дорогами большой войны», ДОСААФ,1974.
- Закруткин В.А. собрание сочинений в четырех томах, Ростовское книжное издательство, 1979.
- Современная русская советская литература. В 2 ч. Ч. 1. Литературный процесс 50-80-х годов. Кн. для учителя/ А.Г.Бочаров, Г.А.Белая, В.Г.Воздвиженский и др.; Под ред. А.Г.Бочарова, Г.А.Белой. -М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по литературе "Сопоставительный анализ произведений 19 и 20 вв"
Программа курса рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа ( 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Произведения сов...
Программа элективного курса «Человек и профессия»
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...
Программа элективного курса «Человек и его права»
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса обществознания. Проблемы, которые включ...
Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.
Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....
Программа элективного курса по литературе. Анализ лирического произведения. 10 класс
Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литератур...
Программа элективного курса «Сатира и юмор в произведениях русских писателей»
Программа элективного курса «Сатира и юмор в произведениях русских писателей»...
Программа элективного курса «История России на страницах произведений «деревенской» прозы»
Программа элективного курса «История России на страницах произведений «деревенской» прозы»» направлена на решение важных проблем по сохранению культурных национальных цен...
- Мне нравится (3)