Программа элективного курса по литературе "Сопоставительный анализ произведений 19 и 20 вв"
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Программа курса рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа ( 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Произведения современной литературы изучаются параллельно программным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки.
О.Мандельштам
Изучение и преподавание современной русской литературы связано со значительными трудностями и для учеников, и для учителей. Во-первых, не хватает определенности в отборе тех произведений, которые смогли бы наилучшим образом представить школьнику лицо современной словесности. Во-вторых, образовательные программы отводят этой теме очень небольшое количество часов. Новейшую литературу школьнику приходится осваивать самостоятельно, например, при подготовке в вуз.
Конечно, школьники читают современную литературу. Но какую? Опрос среди учащихся нашей школы показал, что около 90% учащихся знают авторов «массовой» литературы: были названы имена Д.Донцовой, А.Марининой, Т.Устиновой, Ю.Воронина, Е.Вильмонт, Ю.Шиловой и др. Около 10% опрашиваемых школьников затруднились с ответом. Данная ситуация подсказывает, что необходимо руководить самостоятельным чтением учащихся, т.к. представленные сегодня на книжном рынке произведения по художественному и нравственному уровню не однозначны.
Является ли современная проза продолжением и развитием тех идей, которые высказала русская классика? Создала ли что-то свое? Как это новое соотносится с тем, что мы воспринимаем как вечные ценности?
Современная литература – явление неоднородное, многолинейное. Она характеризуется сосуществованием и взаимодействием различных эстетических систем (реализма, модернизма, постмодернизма), интенсивностью творческих поисков писателей, является одним из средств познания меняющейся действительности. Наряду с авторами, чье творчество уже стало «классикой» современной литературы, существует два-три десятка имен, оцениваемых литературоведами и критиками весьма неоднозначно. Всеобщее нравственное помрачение отразилось и в литературе, где авторские ценности обнаружить бывает невозможно. Не случайно современный поэт Тимур Кибиров сказал: «Сейчас гораздо легче описать историю кровосмешения, чем любовь матери к ребенку». И мечтает написать колыбельную. Значит, вечные ценности продолжают жить. А дело учителя – найти их и донести до учеников.
Не случайно в последнее время все больше и больше внимание учителей-словесников привлекают такие писатели, как В.Маканин, О.Ермаков, Д.Бакин, В.Пьецух, Б.Екимов. Эти авторы возвращают литературу сегодняшнюю к лучшим традициям классики, таким образом обозначая преемственность с прошлым. Писатели - наши современники, несомненно, обращены к общечеловеческим проблемам. Их рассказы и повести различны по тематике, зачастую контрастны по стилю, но их объединяет гуманистическая направленность и обращение к проблемам, всегда занимавшим русскую литературу: «мысль семейная», «человек на войне», «герой своего времени», «русский национальный характер», «человек на земле».
Программа курса расширяет и углубляет знания учащихся по литературе XX века, отвечает возрастным возможностям школьников. Автор стремилась включить в список произведения в основном небольшого объема, т.к. учитывала большую учебную нагрузку старшеклассников. При отборе текстов для данного элективного курса учитывалась литературная и общественная значимость произведения, сложившаяся литературно-критическая его оценка, значение в творчестве писателя, доступность для учащихся.
Курс рассчитан на 34 часа, рекомендован для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля (17 часов – 10 класс, 17 часов – 11 класс).
Произведения современной литературы изучаются параллельно программным.
Цель курса – осмысление произведений современной литературы в контексте литературного процесса, в их сложном взаимодействии с русской литературой 2-ой половины XIX и XX вв.
Задачи курса:
- Выяснить, что объединяет нравственный, идейный и эстетический поиск современной прозы с духовными и художественными традициями русской литературы;
- Совершенствовать навыки анализа произведений;
- Способствовать развитию эстетического вкуса, умению «не тонуть» в море современной литературы;
- Формирование навыков культуры информационного обеспечения учебной работы.
В результате обучения учащиеся совершенствуют умения формировать отношение к художественному произведению, владеть культурой диалогической и монологической речи, выполнять работы творческого характера. Достижение данных умений способствует приобретению учащимися следующих компетентностей:
Общекультурная литературная компетентность:
- Эмоциональное восприятие и глубинное осмысление литературных произведений,
- Формирование читательской культуры.
Ценностно-мировоззренческая компетентность:
- Сформированность духовно-нравственных ценностей, собственного мнения и убеждения, способность отстаивать их,
- Нахождение в изучаемых произведениях ответов на волнующие их социальные и нравственно-этические проблемы.
Речевая компетентность:
- Активизация речевой деятельности.
Читательская компетентность:
- Способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне, способность к сопереживанию с героями литературных произведений,
- Сформированность собственного круга чтения.
Освоение современной литературы связано и с необходимостью формирования навыков культуры информационного обеспечения учебной работы. Речь идет не только о формировании библиографической культуры, но и о возможности получения информации с интернетовских литературных сайтов, т.к. в условиях сельской школы, например, существует проблема поиска нужных текстов.
Методика занятий в элективном курсе не отличается принципиально от методики в базовом курсе. Основные формы контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные к уроку сообщения, доклады и письменные работы (рецензии на прочитанные произведения, эссе по проблематике изучаемого произведения, мини-сочинения по предложенной теме).
Содержание программы
Введение. Цели и задачи курса. Анализ умений и навыков, необходимых для успешного изучения данного курса. Что такое сопоставление? Принципы сопоставления произведений.
«Литература на перекрестке эпох». Основные черты литературы конца XX века. Система понятий, в которых осмысляется современная литература: реализм, модернизм, постмодернизм.
В.Солоухин «Смех за левым плечом» - И.А.Гончаров «Обломов». Размышление авторов о явлениях русской жизни, о путях и целях прогресса, национальных особенностях уклада жизни. Сопоставление авторских позиций писателей 19 и 20 вв.
Теория литературы: жанр эссе.
Развитие речи: написание эссе.
Л.Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна» - А.Н.Островский «Бесприданница».
Природа конфликта в драмах. Атмосфера лжи, корысти, торга как причина гибели героинь. Сопоставительный анализ взаимоотношений людей в обществе в литературе 19 и 20 вв.
Теория литературы: драма, конфликт.
Развитие речи: написание рецензии на фильм.
К.Д.Воробьев «Убиты под Москвой» - Л.Н.Толстой «Война и мир».
Человек на войне. Война и гуманность, ненависть и сострадание. Проблема истинного патриотизма. Черты характера настоящего русского воина. Сопоставительный анализ авторской позиции.
И.Полянская «Мама», Л.Петрушевская «Страна» - Л.Н.Толстой «Война и мир».
Тема взаимоотношений поколений, единения, семьи в произведениях различных направлений современной прозы: И Полянская как представительница реалистического направления, Л.Петрушевская – «другая проза». Сопоставительный анализ авторской позиции писателей 19 и 20 вв.
В.Пьецух «Наш человек в футляре» - А.П.Чехов «Человек в футляре»
Литературное произведение и слово как объекты авторской игры. Человек-цитата в литературном произведении эпохи постмодернизма. Современный Беликов: какой он? Сопоставление сюжета, героев.
Теория литературы: ремейк, постмодернизм.
В.Крупин «Люби меня, как я тебя» - А.И.Куприн «Гранатовый браслет»
Поэтизация чувства любви в произведениях. Трагическая обреченность любви. Сопоставительный анализ авторской позиции.
В.Маканин «Кавказский пленный» - Б.Лавренев «Сорок первый».
Пафос частного существования в противовес традиционной приоритетности роевой жизни. Сопоставительный анализ авторской позиции писателей начала и конца 20 века.
Л.Улицкая «Перловый суп» - А.И.Солженицын «Матренин двор»
Тип праведницы. Сопоставительный анализ образов героинь.
Б.Екимов «Холюшино подворье», «Фетисыч» - В.П.Астафьев «Пелагея», «Алька».
Русский национальный характер, судьба русского крестьянства, ситуации духовного испытания в произведениях. Деревня глазами В.Астафьева и Б.Екимова: сопоставительный анализ героев и авторской позиции.
Теория литературы: «деревенская проза».
Заключительные уроки – семинары, конференции, уроки-проекты.
Учебно-тематическое планирование
10 класс
№ урока | Тип урока. Виды деятельности. | Содержание урока | |
1. | Лекция, беседа, тестирование. | Вводный урок. Знакомство с курсом. Что такое сопоставление. Принципы сопоставления. | |
2. | Беседа | В.Солоухин «Смех за левым плечом». Позиция писателя в освещении дореволюционного прошлого нашей страны. | |
3. | Практикум | Сопоставление повести В.Солоухина с романом И.А.Гончарова «Обломов». Изображение картин русской жизни, психологического состояния героев. | |
4. | Урок контроля | Написание эссе на тему: «Куда ведет нас технический прогресс?» | |
5. | Практикум | Л.Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна». Природа конфликта в пьесе. | |
6. | Практикум | Сопоставительный анализ пьес «Дорогая Елена Сергеевна» и «Бесприданница» А.Н.Островского. | |
7. | Урок контроля | Написание рецензии на фильм по пьесе Л.Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». | |
8. | Беседа Практикум | К.Д.Воробьев «Убиты под Москвой». Страшная сторона войны. Внутренний мир человека на войне. | |
9. | Практикум | Антивоенный пафос повести К.Д.Воробьева и романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Патриотизм и героизм русского народа. «Диалектика души» человека на войне. | |
10. | Урок контроля | Сопоставительная характеристика героев: А.Ястребов – Тушин (Тимохин) | |
11. | Беседа, аналитическая работа. | Тема семьи в произведениях разных направлений современной литературы. Сопоставительный анализ рассказов И.Полянской «Мама» и Л.Петрушевской «Страна». | |
12. | Работа в группах | «Мысль семейная» в произведениях классической (на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир») и современной литературы. | |
13. | Ролевая игра | Идеал семьи и антисемьи в произведениях современной литературы | |
14. | Беседа | В.Пьецух. «Наш человек в футляре». Пародия как ведущий литературный прием автора. | |
15. | Практикум | Современный Беликов: какой он? Сопоставительный анализ рассказов В.Пьецуха и А.П.Чехова. | |
16. | Семинар | «Истоки «беликовщины» в современном мире». | |
17. | Урок-конференция | «Традиции русской классической литературы на страницах современных книг» |
11 класс
№ урока | Тип урока. Вид деятельности. | Тема урока |
1. | Беседа, тестирование | Вводный урок. Повторение изученного. |
2. | Лекция | Литература конца ХХ века: основные направления. Обзор. |
3. | Практикум | В.Крупин «Люби меня, как я тебя». Трагическая, чистая, всепобеждающая любовь в повести. |
4. | Практикум | Поэтизация любви в повести В.Крупина и рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». |
5. | Урок-исследование | Роль художественной детали в произведениях В.Крупина и А.Куприна. |
6. | Практикум | В.Маканин «Кавказский пленный». Человек на войне. |
7. | Практикум | Изображение человека в процессе социально-противоречивого существования в рассказе В.Маканина «Кавказский пленный» и повести Б.Лавренева «Сорок первый». |
8. | Диспут | «Можно ли остаться человеком на войне?» |
9. | Беседа | Л. Улицкая «Перловый суп». Образ главной героини рассказа. |
10. | Работа в группах | Тип праведницы в рассказах «Перловый суп» Л.Улицкой и «Матренин двор» А.И.Солженицына. |
11. | Письменная работа | Написание рецензии на рассказ «Перловый суп». |
12. | Беседа | Б. Екимов «Холюшино подворье». Образ героя- труженика. Судьба русской деревни в рассказах Б.Екимова. Рассказ «Фетисыч» |
13. | Практикум | Деревня глазами Б.Екимова и В.Астафьева (повесть «Пелагея»). |
14. | Письменная работа | Сочинение-размышление «Есть ли будущее у русской деревни?» |
15. | Урок-консультация | Подготовка к заключительному уроку- защите творческих проектов. |
16-17 | Защита творческих проектов. | «Современная литература глазами молодого читателя». |
Литература
- Воробьев К.Д. «Убиты под Москвой»: М: Художественная литература, 1987.
- Екимов Б. «Холюшино подворье», «Фетисыч» // Роман-газета №23, 1986.
- Крупин В.Н. «Люби меня, как я тебя» // «Живая вода. Повести и рассказы», М: Детская литература, 2001.
- Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс // Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение, 4-е издание, стереотипное: М. Дрофа, 2007 г.
- Маканин В. «Кавказский пленный» // Новый мир №4, 1995г.
- Нефагина Г.Л. «Русская проза конца ХХ века. Учебное пособие: М Флинта, Наука, 2005.
- Петрушевская Л. «Страна» // Литература в школе, №3, 2008.
- Полянская И. «Мама» // Литература в школе, №3, 2008.
- Пьецух В. «Наш человек в футляре»// «Я и прочее»: М.,1990.
- Разумовская Л. «Дорогая Елена Сергеевна» // www.schukina.ru.
- Русская литература ХХ века. Том 2. 1940-1990 годы. Учебное пособие под редакцией Л.П.Кременцова: М., Академия, 2005.
- Современная литература (1990 - нач.21 в.): М, С-Пет., Академия, 2005 г.
- Солоухин В. «Смех за левым плечом» // Роман-газета №10, 1991.
- Улицкая Л. «Перловый суп» // «Цю-юрихь» М.:Эксмо, 2002.
- Холодяков И.В. «Другая» проза. Поиски, обретения, потери». //Литература в школе, № 8, 2002г.
- Чалмаев В.А. «Русская проза 1980 – 2000 годов на перекрестке мнений и споров». // Литература в школе, № 4-5, 2002г.
- Черняк М.А. Современная русская литература. Учебно-методические материалы: М, Экспо, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учитель года - 2014 программа элективного курса Основы генетического анализа
программа элективного курса...
Учитель года - 2014 программа элективного курса Основы генетического анализа
программа элективного курса...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)
Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...

Программа элективного курса по литературе. Анализ лирического произведения. 10 класс
Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литератур...

рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста"
Рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста" 8 класс...

Рабочая программа элективного курса "Основы химического анализа".
Данная программа, по учебной дисциплине - химия, предназначена для изучения химии в учреждениях общего образования, реализующих образовательную программу основного общего образования, в условиях профи...