ктп по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
планирование уроков по литературе в 5 классе под редацией В.Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_liter._5_klass.docx | 46.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2014 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2014 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2014.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Срок реализации Программы – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классе. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение литературы в 5 классе отводится 105 часов (из них 3 часа за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, региональный компонент).
Количество учебных недель 35.
Рабочая программа предусматривает изучение литературы в объёме 3 часов в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.
Программой предусмотрено проведение:
1) уроков по развитию речи: 12
2) уроков внеклассного чтения: 11
3) контрольных работ: 3
Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» к окончанию 5 класса проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;
• понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Название раздела, темы | Содержание тем |
1. | ВВЕДЕНИЕ | Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. |
2. | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). |
3. | РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ | Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение. |
4. | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальное представление). |
5. | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА | Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление). |
6. | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА | Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления). |
7. | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения). «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление). Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации. |
8. | ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ | Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. |
9. | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА | Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление). Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. |
10. | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор) | Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление). «Ради жизни на Земле…» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. |
11. | ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ | И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. |
12. | ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ | Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). |
13. | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления). Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. |
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
за курс литературы
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;
• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
• создавать сочинения-миниатюры по картине.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
ВВЕДЕНИЕ 1 ЧАС | ||||
1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | 1 | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 10 часов | ||||
2 | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 1 | ||
3 | Детский фольклор. | 1 | ||
4 | Сказка как особый жанр фольклора. Русские народные сказки. Жанры народных сказок. | 1 | ||
5 | «Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой. | 1 | ||
6 | «Царевна – лягушка». Образ Ивана-Царевича. | 1 | ||
7 | "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная сказка героического содержания. | 1 | ||
8 | "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо". Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. | 1 | ||
9 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка "Солдатская шинель". | 1 | ||
10 | Составление волшебной сказки | 1 | ||
11 | Мои любимые сказки. | 1 | ||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 часа | ||||
12 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Русские летописи. | 1 | ||
13 | ПРОЕКТ «Сюжеты и герои русских летописей». | 1 | ||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 2 часа | ||||
14 | М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру...» | 1 | ||
15 | Роды и жанры литературы. | 1 | ||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 39 часов | ||||
16 | И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий | 1 | ||
17 | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях | 1 | ||
18 | Жанр басни. Повествование и мораль в басне | 1 | ||
19 | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова ПРОЕКТ «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях» | 1 | ||
20 | В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 1 | ||
21 | Главные герои сказки «Спящая царевна» | 1 | ||
22 | Баллада В.А. Жуковского «Кубок» | 1 | ||
23 | А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила». | 1 | ||
24 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил | 1 | ||
25 | Основные образы «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | ||
26 | Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского «Со сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина | 1 | ||
27 | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1 | ||
28 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка. | 1 | ||
29 | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Мир детства в изображении писателя. | 1 | ||
30 | Писатели-сказочники и их герои. В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps». П. П. Ершов «Конёк-Горбунок». | 1 | ||
31 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения | 1 | ||
32 | Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении «Бородино». | 1 | ||
33 | Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место». | 1 | ||
34 | «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете повести. | 1 | ||
35 | Урок-презентация повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | ||
36 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 1 | ||
37 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | 1 | ||
38 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | 1 | ||
39 | Герасим - «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. | 1 | ||
40 | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | ||
41 | Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества. | 1 | ||
42 | Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму». | 1 | ||
43 | Контрольная работа | 1 | ||
44 | А. А. Фет. Слово о поэте. «Чудные картины» А.А. Фета. Стихотворение «Весенний дождь». | 1 | ||
45 | Контрольное тестирование | 1 | ||
46 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Протест против национальной вражды. Сюжет рассказа. | 1 | ||
47 | Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Обучение сравнительной характеристике героев. | 1 | ||
48 | Тема дружбы в рассказе «Кавказский пленник». | 1 | ||
49 | Любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения. | 1 | ||
50 | Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник». | 1 | ||
51 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия». | 1 | ||
52 | Обучение составлению киносценария по рассказу "Хирургия". | 1 | ||
53 | Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте. | 1 | ||
54 | Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». | 1 | ||
Русские поэты 19 века о Родине 2 часа | ||||
55 | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев. Образ лета. И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев. А.Н. Майков, И.З. Суриков - средства создания образов родной природы. | 1 | ||
56 | Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века) «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» | 1 | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 22 часа | ||||
57 | И.А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 1 | ||
58 | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье-Вено. Портрет как средство изображения героев. | 1 | ||
59 | Сюжет и композиция повести. Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко. | 1 | ||
60 | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 1 | ||
61 | Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением | 1 | ||
62 | А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель». | 1 | ||
63 | С.А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…» | 1 | ||
64 | С.А. Есенин. «Низкий дом с голубыми ставнями…» Образ родного дома в стихах. | 1 | ||
65 | П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. | 1 | ||
66 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Образ Хозяйки Медной горы. | 1 | ||
67 | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | 1 | ||
68 | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Сказка «Теплый хлеб». Герои и их поступки. Роль пейзажа в сказке. Нравственные проблемы произведения. | 1 | ||
69 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». "Природа и человек в произведении. | 1 | ||
70 | Сказки К. Г. Паустовского. | 1 | ||
71 | С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. | 1 | ||
72 | Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | ||
73 | Подготовка к домашнему сочинению по пьесе- сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева», «Добро и зло в сказке». | 1 | ||
74 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». | 1 | ||
75 | Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1 | ||
76 | В.П Acтафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 1 | ||
77 | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа. | 1 | ||
78 | Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | 1 | ||
Поэты о Вов (1941 - 1945) 3 часа | ||||
79 | К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война. | 1 | ||
80 | А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. | 1 | ||
81 | Великая Отечественная война в жизни моей семьи. | 1 | ||
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе 3 часа | ||||
82 | Стихотворение И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» | 1 | ||
83 | Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б. Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..») | 1 | ||
84 | Н.М. Рубцов. «Родная деревня». Дон - Аминадо. «Города и годы». | 1 | ||
Писатели улыбаются 3 часа | ||||
85 | Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». | 1 | ||
86 | Ю.Ч.Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме. | 1 | ||
87 | Н. А. Тэффи. "Валя". | 1 | ||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13 часов | ||||
88 | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. | 1 | ||
89 | Даниель Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». | 1 | ||
90 | «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 | ||
91 | Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. | 1 | ||
92 | «Снежная королева». Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини. | 1 | ||
93 | «Снежная королева». Истории четвёртая и пятая. | 1 | ||
94 | «Снежная королева». Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом. | 1 | ||
95 | Сказки Х.- К. Андерсена | 1 | ||
96 | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | 1 | ||
97 | Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена. | 1 | ||
98 | Жорж Санд «О чем говорят цветы». | 1 | ||
99 | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | 1 | ||
100 | «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | 1 | ||
Итоги года 5 часов | ||||
101 | Контрольное тестирование | 1 | ||
102 | ПРОЕКТ «Памятники литературным героям» | 1 | ||
103 | ПРОЕКТ «Памятники литературным героям». Продолжение. | 1 | ||
104 | Итоговый урок (творческий отчёт) | 1 | ||
105 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...