Спецкурс "Женская поэзия России 19 века" для старших классах
элективный курс по литературе (10 класс) на тему
Цель спецкурса "Женская поэзия России 19 века" - познакомиться с творчеством поэтесс 19 века, которые являются неотъемлемой частью нашей богатейшей поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Спецкурс разработан для развития познавательных интересов обучающихся | 36.19 КБ |
spetskurs_zhenskaya_poeziya_.docx | 36.19 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦКУРС
«Женская поэзия России 19 века»
для обучающихся 9-10 классов
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школа №484 имени дважды
Героя Советского Союза В. И. Попкова
Куличева Галина Васильевна
Пояснительная записка
Для развития познавательных интересов учащихся старшего звена 9-11 классов был разработан специальный курс по русской литературе «Женская поэзия России XIX века», апробированный в 2011 году.
Цель данного курса – становление духовного мира школьника, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей, формируя высокие нравственно-эстетические качества. Спецкурс способствует овладению мастерством читателя, свободной и яркой речью.
Образовательные цели данного спецкурса:
*углубление знаний о русской поэзии XIX века через изучение женского поэтического творчества, бесконечное многообразие форм и жанров;
*представить пушкинскую эпоху-самый интересный период отечественной культуры;
* проиллюстрировать литературную деятельность русских поэтесс 19 века, творчество которых частично изучается в курсе школьной программы;
*способствовать проектной исследовательской деятельности обучающихся самостоятельно находить и демонстрировать материал;
Развивающие цели данного спецкурса:
*Развитие навыков актерского мастерства через выразительное чтение;
*Развивать творческий подход к изучению материала.
Цели и задачи данного спецкурса предполагают систематическое чтение произведений XIX века при целенаправленном знакомстве с историей, культурой данной эпохи.
Этим целям подчинены структура и содержание программы курса «Женская поэзия России XIX века». Он поможет организовать изучение литературы как искусства слова, акцентировать внимание учащихся на эстетических и нравственных ценностях, заложенных в произведениях З. Волконской, Е. Ростопчиной и других поэтесс.
Цели и задачи предполагаемого курса формируют у ребят способность к индивидуальному выбору изучаемого материала, сознательного подхода к обоснованности этого выбора. Такая способность рождается в ходе целенаправленной системы занятий.
Предполагаемые результаты:
Знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути женщин-поэтесс 19 века.
- Традиции русской литературы, нашедшие отражение в творчестве писательниц.
- Основных деятелей искусства, соприкоснувшихся с творчеством поэтесс 19 века: поэтов пушкинской поры, композиторов, художников.
Уметь:
*Выразительно читать стихотворные произведения, обучаясь актерскому мастерству, слушая аудиозаписи и вступления самих же обучающихся.
*Работать с литературой, интернет ресурсами, находить правильную и нужную информацию, выделять главное.
*Обобщать и систематизировать материал.
Владеть:
- Навыками самостоятельной организации творческой деятельности при создании рефератов, докладов, групповых выступлений, проектов.
- Основами публичных выступлений.
Программа спецкурса состоит из трех частей, рассчитанных на 20 часов.
- Первая часть включает три раздела:
Введение. История вопроса. Вниманию учащихся предлагается исследовать историю и пути возникновения и развития женского поэтического творчества. Содержание этой части позволит убедиться учащимся в том, что авторский вклад женщин в народную и литературную поэтическую сокровищницу был весьма значительным. Женщина выступала не только хранительницей фольклора, но являлась носителем поэтического богатства, обогащая русскую литературу собственным творчеством. В эту часть включается раздел о появлении первых русских «сочинительниц», которое совпало с бурным развитием русского театра, когда на сценические подмостки вышли талантливые русские певицы и драматические актрисы.
- Вторая часть курса состоит из пяти разделов. Это основная часть, определяющая исторические грани в творчестве женщин-поэтесс XIX века: традиции Державина в творчестве А, Буниной и А Волковой; традиции пушкинской эпохи в творчестве З. Волконской, Е Ростопчиной, Н. Павловой; некрасовские традиции гражданской поэзии в произведениях Ю Жадовской и А. Барыковой.
Историческим этапом в литературе является демократическое направление – стихи выдающейся революционерки-народоволки Веры Фигнер, яркое и своеобразное творчество Глафиры Галиной. В творчестве М. Лохвицкой и П. Соловьевой чувствуется веяние модернистской, декадентской эстетики, положившие началу символизма.
- Третья часть курса позволяет увидеть поэзию в музыке и знакомит учащихся с уникальными романсами выдающихся композиторов Глинкой, Даргомыжским, Рубинштейном, Чайковским на стихи Е. Ростопчиной, Г. Галиной и Ю. Жадовской.
Результатом трехлетнего изучения курса явились творческие работы, доклады, сообщения, рефераты, сочинения, стихотворения, написанные учащимися. В этих работах школьники доказали, что творчество русских поэтесс XIX столетия – неотъемлемая часть нашей богатейшей поэзии. Оно открыло дорогу деятельности поэтесс XX века, среди которых Анна Ахматова и Марина Цветаева, ставшие в ряд крупнейших творцов художественного слова.
Незримые нити тянутся из XIX века и к нашим дням, когда женщины заняли в поэзии столь значительное место.
Тематическое планирование спецкурса
«Женская поэзия России XIX века
I | Введение. История вопроса | 4ч | |
1. | История и пути возникновения и развития женской поэзии | 1ч | |
А) | Процесс рождения песни (М. Зубова и Е. Сандунова) | ||
Б) | У истоков русского театра – Параша Жемчугова, Мария Синявская, Елизавета Сандунова. | 1ч | |
2. | Первые русские «сочинительницы» - Ирина Федосова, Мария Кривополенова | 1ч | |
II | Исторические грани в творчестве женской поэзии XIX века | 15ч | |
1. | Традиции Державина | ||
А) | Первые поэтессы России – А.П. Бунина и А.А. Волкова | 1ч | |
2. | Пушкинские традиции в творчестве женщин-поэтов XIX века | ||
А) | З. Волконская – «Царица муз и красоты …» - писательница, певицв, композитор | 1ч | |
Б) | Поэзия нравственного идеала Е.П. Ростопчиной | 1ч | |
В) | Жизненные пути двух поэтов в судьбе Е.П. Ростопчиной – А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | 1ч | |
Г) | Творчество А.И. Готовцовой и Н.С. Тепловой | 1ч | |
Д) | «Лирика женского сердца» в творчестве К. Павловой – «поэта большого мастерства …», по мнению В. Белинского | 1ч | |
3. | Некрасовские традиции в творчестве Ю Жадовской и А. Барыковой | ||
А) | Своеобразие поэзии Ю. Жадовской | 1ч | |
Б) | Творческая судьба А. Барыковой | 1ч | |
4. | Демократическое направление в русской поэзии | ||
А) | Художественно одаренная натура Н.Д. Хвощинской – прозаика и критика | 1ч | |
Б) | Революционерка-народница Вера Фигнер | 1ч | |
В) | Яркая творческая судьба Глафиры Галиной | 1ч | |
Г) | Поэтесса, переводчица, прозаик Т. Щепина -Куперник | 1ч | |
5. | Зарождение модернистской, декадентской эстетики | ||
А) | Трагичность поэтического мира Мирры Лохвицкой | 1ч | |
Б)) | Лирика тоски и бесконечного одиночества П. Соловьевой | 1ч | |
В) | Поэт-лирик О. Чумина | 1ч | |
Г) | Поэт, прозаик, критик З. Гиппиус | 1ч | |
III | Поэзия в музыке | 20ч | |
1 | Романсы Е. Ростопчиной, Ю. Жадовской, Г. Галиной | ||
Поурочное планирование спецкурса
«Женская поэзия Росси XIX века».
Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Практическая часть |
| |||
Занятие №1 Ведение «История вопроса» | 1 час |
| Урок-лекция. Обзор литературы |
Занятие №2 | 1 час | I.Процесс рождения женской поэтической исповеди: песни русских поэтесс XVIII века М.В. Зубовой и Е.С. Сандуновой. II.У истоков русского театра: знаменитая исполнительница народных песен Параша Ковалева-Жемчугова (1768-1803 гг), Московская драматическая актриса Мария Синявская, любимица москвичей Елизавета Сандунова (1777-1826 ) | Защита рефератов. 1.Творчество М.В. Зубовой. 2.Творчество Е.С. Сандуновой. 3.У истоков русского театра. 4. Жизнь и судьба Параши Ковалевой-Жемчуговой. 5.Московская драматическая актриса Мария Синявская и Елизавета Сандунова. |
Занятие №3 Первые русские «сочинительницы» | 1 час | I.Появление первых русских «сочинительниц». 1.Екатерина Александровна Княжнина. М.В. Ломоносов любил о ней говорить: «Вот умная барышня!» 2.Творчество жен поэтов Державина и Хераскова. II.Сказительница из Заонежья Ирина Федосова и архангельская сказительница Кривополенова, материалами которых пользовались М. Горький, Н. Некрасов, М. Пришвин. | Сообщение учащихся по данной теме. Чтение и анализ произведений Сообщения учащихся |
| |||
Занятие №4 «Не трогайте парнасского пера. Не трогайте, пригожие вострушки!» (Е.А. Баратынский) | 1 час |
I.Первые русские поэтессы России, смело заявившие о себе в литературе, Анна Петровна Бунина и Анна Алексеевна Волкова. (Жизненный путь поэтесс) II.Стихи А. Буниной и А Волковой по духу, лексике, по жанровым признакам созвучны с творчеством Державина. | Родословная Буниной- исследование |
| |||
Занятие №5 «Царица муз и красоты …» | 1 час | I.З.А. Волконская. Жизнь и творческая судьба поэтессы. Душа литературного салона – писательница, певица, композитор. II. Посвящения Жуковского, Баратынского, Дельвига, Вяземского, Козлова, братьев Киреевских… | Слово учителя. Экскурсия в квартиру-музей З.Волконской Урок-концерт (чтение стихов) |
Занятие №6 Поэзия нравственного идеала. | 1 час | I.Жизнь и творческая судьба Е.П. Ростопчиной. II.Лирика Е.П.Ростопчиной, «исполненная жизни и красок» (П.А. Плетнев) стих. «Как должны писать стихи женщины (1840 г) | Чтение и анализ стихотворений Е.П. Ростопчиной |
Занятие №7 Жизненные пути двух поэтов: Е. Растопчиной и А. С. Пушкина | 1 час | I.Кумир поэтессы – А.С. Пушкин. Стихотворение «Две встречи». II.Жанровое разнообразие: стихи, элегии, романсы, дружеские послания и пеcни. В освоении этих жанров Е.П. Ростопчина опиралась на традиции Жуковского, Пушкина, а чуть позже – и Лермонтова. III.Я верю: под одной звездою мы с вами были рождены». Духовная связь М.Ю. Лермонтова и Е.П. Ростопчиной. | Чтение и анализ стихотворений |
Занятие №8 Творчество А.И. Готовцовой и Н.С. Тепловой | 1 час | I. «Дается редкому поэту быть политическим лицом» - посвящение П.А. Вяземского, А.И. Готовцовой. Творчество А.И. Готовцовой и выдающихся русских поэтов А.С. Пушкина и П.А. Вяземского. II.Извечное и неразрешимое столкновения «мечты», «существенности», «несколько экзальтированная женская дружба, грусть и религиозные упования в творчестве Н.С. Тепловой. | |
Занятие №9 «Лирика женского сердца» | 1 час | I.К. Павлова – поэт большого мастерства, большого диапазона. В.Г. Белинский назвал ее стих «алмазным», «лирикой женского сердца». II.Влияние Е. Баратынского на творчество К. Павловой. Она настойчиво выдвигает тему избранничества, пишет о высокой душе, поэте, противопоставляющей свой духовный мир окружающей действительности. Борьба страстей, тема внутренних противоречий личности (окрашена в поэзии Павловой трагически).. | |
А.П. Барыковой | |||
Занятие №10 Своеобразие поэзии Ю.В. Жадовской | 1 час | I.Жизнь и творческая судьба Ю.В. Жадовской. II.Своеобразие, самобытность поэзии Ю.В. Жадовской: боль безнадежной любви, мужественное приятие судьбы, одиночество, самоотречение. | |
Занятие №11 Творческая судьба А.П. Барыковой | 1 час | I.Лирика женского сердца в творчестве А.П. Барыковой. II.Влияние нравственного учения Л.Н. Толстого. III.Некрасовские традиции в творчестве поэтессы. Герои ее стихотворений – обездоленные и отверженные бедняки («Чужому горю», «Хата» 1881 г.), падшие женщины, брошенные дети. | |
| |||
Занятие №12 Художественно одаренная натура Н.Д. Хвощинской | 1 час | I.Прозаик, критик, художественно одаренная фигура – Н. Д. Хвощинская (псевдоним В. Крестовский) II.Революционно-демократические традиции в творчестве Н.Д. Хвощинской, героями ее произведений являются представители разных поколений «отступников», людей, сохранивших верность, (но сломленных), тех, кто развивал идеи общественной борьбы. | |
Занятие №13 Революционерка-народница Вера Фигнер | 1 час | I.Жизнь, творчество, личность. Нам выпало счастье – все лучшие силы. В борьбу за свободу отдать… II.Широкая панорама русской жизни середины прошлого века. Героическая борьба против самодержавия. | |
Занятие №14 Яркая творческая судьба Глафиры Галиной |
| I.Жизнь, творчество, личность. «Я пою свободная, как птица…» Стихотворения Г. Галиной (псевдоним Глафиры Адольфовны Эйнерлинг) отражали настроения, характерные для демократических слоев русского общества. II.Рассказы и сказки для детей. Перевод драматических произведений иностранных писателей, в частности «Брант» Ибсена. | |
Занятие №15 Поэтесса, переводчица, прозаик Т. Щепкина –Куперник. | 1 час | I.Представительница передовой демократической литературы, олицетворением которой уже на грани XIX – XX века стал М. Горький. II.Популярность стихотворения «На родине», написанного под впечатлением расстрела манифестации петербургских рабочих у Зимнего дворца 9 января 1905 года. | |
| |||
Занятие №16 Трагичность поэтического мира в творчестве М. Лохвицкой | 1 час |
М. Лохвицкой.
… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мы сеем свет, где солнца нет …» | |
Занятие №17 Лирика тоски и бесконечного одиночества | 1 час |
| |
Занятие №18 Поэт-лирик О.Н. Чумина | 1 час |
О. Чуминой. | |
Занятие №19 Поэт, прозаик, критик З.Н. Гиппиус | 1 час |
| |
| |||
Занятие №20 Поэзия в музыке | 1 час |
|
Список литературы
1. | Банников Н.В. | Русские поэтессы XIX века. М., «Советская Россия», 1979 |
2. | Афанасьев В. | Русская элегия. Книга XVIII – начало XIX в. Антология. М., «Советская Россия»,1983 г |
3. | Волков Г. | «Тебя как первую любовь…» М., «Детская литература», 1980 г. |
4. | Кузьмин А.И. | У истоков русского театра. М., «Просвещение», 1989 г. |
5. | Шевляков м. | Женщина. Жизнь и Любовь. М., «Терра»- Книжный клуб, 1999 г. |
6. | Иванова Т.Г. | Русские народные сказатели. М., Издательство «Правда», 1989 г. |
7. | Петрова С.М. | А.С. Пушкин о литературе. Избранное. М., «Детская литература», 1977 г. |
8. | Чижова И.Б. | «…Души волшебное светило …», Санкт-Петербург, Издательство «Логос», 1993 г. |
9. | Басина Б. | Петербургская повесть. Ленинград, «Детская литература», 1974 г. |
10. | Коровин В.И. | Поэты Пушкинской поры. Ь., «Просвещение», 1980 г. |
11. | Григорович В.Б. | Слово о музыке. Русские композиторы XIX века. М., «Просвещение», 1990 г. |
12. | Николаев П.А. | Русские писатели. Библиографический словарь в 2-х томах. М., «Просвещение», 1990 г. |
13. | Осьмаков Н.В. | Поэзия революционного народничества. М., 1961 г. |
14. | Старицына З.А. | Неопубликованные переводы А.П. Барыковой из Беранже. Русская литература, 1977, №4 |
15 | Семенов-Тян-Шанская В. | Забытая муза //ж-л «Работница», №12,1974 г. |
16. | Добролюбов Н.А. | Стихотворения Юлии Жадовской. Собр. Соч. М.; Л., 1962 г. |
17. | Благова В.А. | Поэзия и личность Ю.В. Жадовской, Саратов,1981 г. |
18. | Белинский В.Г. | Полн.собр.соч. –т.X |
19. | Ранчина А.М | Ростопчина Е.П. Счастливая женщина. Литературные сочинения. М. Правда .1991//http://az.lib.ru |
20. | Волконская Зинаида Александровна | http://pompirko.ru |
21 | Охотин Н.Г | Волконская Зинаида Александровна. Русские писатели.1800-1917. М.СЭ,1989. |
22 | Файнштейн М.Ш. | Писательницы пушкинской поры. Историко-литературные очерки.1989 |
23 | Сборник русской поэзии «Лирикон» | // http://lirikon.ru |
24 | Лукович И.Е. В салоне З.А.Волконской | «Литература в школе» 2003 |
25 | Пыляев М.И | Энциклопедия императорского Петербурга. М. ЭКСМО,2007, с.142. |
Предварительный просмотр:
СПЕЦКУРС
«Женская поэзия России 19 века»
для обучающихся 9-10 классов
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школа №484 имени дважды
Героя Советского Союза В. И. Попкова
Куличева Галина Васильевна
Пояснительная записка
Для развития познавательных интересов учащихся старшего звена 9-11 классов был разработан специальный курс по русской литературе «Женская поэзия России XIX века», апробированный в 2011 году.
Цель данного курса – становление духовного мира школьника, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей, формируя высокие нравственно-эстетические качества. Спецкурс способствует овладению мастерством читателя, свободной и яркой речью.
Образовательные цели данного спецкурса:
*углубление знаний о русской поэзии XIX века через изучение женского поэтического творчества, бесконечное многообразие форм и жанров;
*представить пушкинскую эпоху-самый интересный период отечественной культуры;
* проиллюстрировать литературную деятельность русских поэтесс 19 века, творчество которых частично изучается в курсе школьной программы;
*способствовать проектной исследовательской деятельности обучающихся самостоятельно находить и демонстрировать материал;
Развивающие цели данного спецкурса:
*Развитие навыков актерского мастерства через выразительное чтение;
*Развивать творческий подход к изучению материала.
Цели и задачи данного спецкурса предполагают систематическое чтение произведений XIX века при целенаправленном знакомстве с историей, культурой данной эпохи.
Этим целям подчинены структура и содержание программы курса «Женская поэзия России XIX века». Он поможет организовать изучение литературы как искусства слова, акцентировать внимание учащихся на эстетических и нравственных ценностях, заложенных в произведениях З. Волконской, Е. Ростопчиной и других поэтесс.
Цели и задачи предполагаемого курса формируют у ребят способность к индивидуальному выбору изучаемого материала, сознательного подхода к обоснованности этого выбора. Такая способность рождается в ходе целенаправленной системы занятий.
Предполагаемые результаты:
Знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути женщин-поэтесс 19 века.
- Традиции русской литературы, нашедшие отражение в творчестве писательниц.
- Основных деятелей искусства, соприкоснувшихся с творчеством поэтесс 19 века: поэтов пушкинской поры, композиторов, художников.
Уметь:
*Выразительно читать стихотворные произведения, обучаясь актерскому мастерству, слушая аудиозаписи и вступления самих же обучающихся.
*Работать с литературой, интернет ресурсами, находить правильную и нужную информацию, выделять главное.
*Обобщать и систематизировать материал.
Владеть:
- Навыками самостоятельной организации творческой деятельности при создании рефератов, докладов, групповых выступлений, проектов.
- Основами публичных выступлений.
Программа спецкурса состоит из трех частей, рассчитанных на 20 часов.
- Первая часть включает три раздела:
Введение. История вопроса. Вниманию учащихся предлагается исследовать историю и пути возникновения и развития женского поэтического творчества. Содержание этой части позволит убедиться учащимся в том, что авторский вклад женщин в народную и литературную поэтическую сокровищницу был весьма значительным. Женщина выступала не только хранительницей фольклора, но являлась носителем поэтического богатства, обогащая русскую литературу собственным творчеством. В эту часть включается раздел о появлении первых русских «сочинительниц», которое совпало с бурным развитием русского театра, когда на сценические подмостки вышли талантливые русские певицы и драматические актрисы.
- Вторая часть курса состоит из пяти разделов. Это основная часть, определяющая исторические грани в творчестве женщин-поэтесс XIX века: традиции Державина в творчестве А, Буниной и А Волковой; традиции пушкинской эпохи в творчестве З. Волконской, Е Ростопчиной, Н. Павловой; некрасовские традиции гражданской поэзии в произведениях Ю Жадовской и А. Барыковой.
Историческим этапом в литературе является демократическое направление – стихи выдающейся революционерки-народоволки Веры Фигнер, яркое и своеобразное творчество Глафиры Галиной. В творчестве М. Лохвицкой и П. Соловьевой чувствуется веяние модернистской, декадентской эстетики, положившие началу символизма.
- Третья часть курса позволяет увидеть поэзию в музыке и знакомит учащихся с уникальными романсами выдающихся композиторов Глинкой, Даргомыжским, Рубинштейном, Чайковским на стихи Е. Ростопчиной, Г. Галиной и Ю. Жадовской.
Результатом трехлетнего изучения курса явились творческие работы, доклады, сообщения, рефераты, сочинения, стихотворения, написанные учащимися. В этих работах школьники доказали, что творчество русских поэтесс XIX столетия – неотъемлемая часть нашей богатейшей поэзии. Оно открыло дорогу деятельности поэтесс XX века, среди которых Анна Ахматова и Марина Цветаева, ставшие в ряд крупнейших творцов художественного слова.
Незримые нити тянутся из XIX века и к нашим дням, когда женщины заняли в поэзии столь значительное место.
Тематическое планирование спецкурса
«Женская поэзия России XIX века
I | Введение. История вопроса | 4ч | |
1. | История и пути возникновения и развития женской поэзии | 1ч | |
А) | Процесс рождения песни (М. Зубова и Е. Сандунова) | ||
Б) | У истоков русского театра – Параша Жемчугова, Мария Синявская, Елизавета Сандунова. | 1ч | |
2. | Первые русские «сочинительницы» - Ирина Федосова, Мария Кривополенова | 1ч | |
II | Исторические грани в творчестве женской поэзии XIX века | 15ч | |
1. | Традиции Державина | ||
А) | Первые поэтессы России – А.П. Бунина и А.А. Волкова | 1ч | |
2. | Пушкинские традиции в творчестве женщин-поэтов XIX века | ||
А) | З. Волконская – «Царица муз и красоты …» - писательница, певицв, композитор | 1ч | |
Б) | Поэзия нравственного идеала Е.П. Ростопчиной | 1ч | |
В) | Жизненные пути двух поэтов в судьбе Е.П. Ростопчиной – А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | 1ч | |
Г) | Творчество А.И. Готовцовой и Н.С. Тепловой | 1ч | |
Д) | «Лирика женского сердца» в творчестве К. Павловой – «поэта большого мастерства …», по мнению В. Белинского | 1ч | |
3. | Некрасовские традиции в творчестве Ю Жадовской и А. Барыковой | ||
А) | Своеобразие поэзии Ю. Жадовской | 1ч | |
Б) | Творческая судьба А. Барыковой | 1ч | |
4. | Демократическое направление в русской поэзии | ||
А) | Художественно одаренная натура Н.Д. Хвощинской – прозаика и критика | 1ч | |
Б) | Революционерка-народница Вера Фигнер | 1ч | |
В) | Яркая творческая судьба Глафиры Галиной | 1ч | |
Г) | Поэтесса, переводчица, прозаик Т. Щепина -Куперник | 1ч | |
5. | Зарождение модернистской, декадентской эстетики | ||
А) | Трагичность поэтического мира Мирры Лохвицкой | 1ч | |
Б)) | Лирика тоски и бесконечного одиночества П. Соловьевой | 1ч | |
В) | Поэт-лирик О. Чумина | 1ч | |
Г) | Поэт, прозаик, критик З. Гиппиус | 1ч | |
III | Поэзия в музыке | 20ч | |
1 | Романсы Е. Ростопчиной, Ю. Жадовской, Г. Галиной | ||
Поурочное планирование спецкурса
«Женская поэзия Росси XIX века».
Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Практическая часть |
| |||
Занятие №1 Ведение «История вопроса» | 1 час |
| Урок-лекция. Обзор литературы |
Занятие №2 | 1 час | I.Процесс рождения женской поэтической исповеди: песни русских поэтесс XVIII века М.В. Зубовой и Е.С. Сандуновой. II.У истоков русского театра: знаменитая исполнительница народных песен Параша Ковалева-Жемчугова (1768-1803 гг), Московская драматическая актриса Мария Синявская, любимица москвичей Елизавета Сандунова (1777-1826 ) | Защита рефератов. 1.Творчество М.В. Зубовой. 2.Творчество Е.С. Сандуновой. 3.У истоков русского театра. 4. Жизнь и судьба Параши Ковалевой-Жемчуговой. 5.Московская драматическая актриса Мария Синявская и Елизавета Сандунова. |
Занятие №3 Первые русские «сочинительницы» | 1 час | I.Появление первых русских «сочинительниц». 1.Екатерина Александровна Княжнина. М.В. Ломоносов любил о ней говорить: «Вот умная барышня!» 2.Творчество жен поэтов Державина и Хераскова. II.Сказительница из Заонежья Ирина Федосова и архангельская сказительница Кривополенова, материалами которых пользовались М. Горький, Н. Некрасов, М. Пришвин. | Сообщение учащихся по данной теме. Чтение и анализ произведений Сообщения учащихся |
| |||
Занятие №4 «Не трогайте парнасского пера. Не трогайте, пригожие вострушки!» (Е.А. Баратынский) | 1 час |
I.Первые русские поэтессы России, смело заявившие о себе в литературе, Анна Петровна Бунина и Анна Алексеевна Волкова. (Жизненный путь поэтесс) II.Стихи А. Буниной и А Волковой по духу, лексике, по жанровым признакам созвучны с творчеством Державина. | Родословная Буниной- исследование |
| |||
Занятие №5 «Царица муз и красоты …» | 1 час | I.З.А. Волконская. Жизнь и творческая судьба поэтессы. Душа литературного салона – писательница, певица, композитор. II. Посвящения Жуковского, Баратынского, Дельвига, Вяземского, Козлова, братьев Киреевских… | Слово учителя. Экскурсия в квартиру-музей З.Волконской Урок-концерт (чтение стихов) |
Занятие №6 Поэзия нравственного идеала. | 1 час | I.Жизнь и творческая судьба Е.П. Ростопчиной. II.Лирика Е.П.Ростопчиной, «исполненная жизни и красок» (П.А. Плетнев) стих. «Как должны писать стихи женщины (1840 г) | Чтение и анализ стихотворений Е.П. Ростопчиной |
Занятие №7 Жизненные пути двух поэтов: Е. Растопчиной и А. С. Пушкина | 1 час | I.Кумир поэтессы – А.С. Пушкин. Стихотворение «Две встречи». II.Жанровое разнообразие: стихи, элегии, романсы, дружеские послания и пеcни. В освоении этих жанров Е.П. Ростопчина опиралась на традиции Жуковского, Пушкина, а чуть позже – и Лермонтова. III.Я верю: под одной звездою мы с вами были рождены». Духовная связь М.Ю. Лермонтова и Е.П. Ростопчиной. | Чтение и анализ стихотворений |
Занятие №8 Творчество А.И. Готовцовой и Н.С. Тепловой | 1 час | I. «Дается редкому поэту быть политическим лицом» - посвящение П.А. Вяземского, А.И. Готовцовой. Творчество А.И. Готовцовой и выдающихся русских поэтов А.С. Пушкина и П.А. Вяземского. II.Извечное и неразрешимое столкновения «мечты», «существенности», «несколько экзальтированная женская дружба, грусть и религиозные упования в творчестве Н.С. Тепловой. | |
Занятие №9 «Лирика женского сердца» | 1 час | I.К. Павлова – поэт большого мастерства, большого диапазона. В.Г. Белинский назвал ее стих «алмазным», «лирикой женского сердца». II.Влияние Е. Баратынского на творчество К. Павловой. Она настойчиво выдвигает тему избранничества, пишет о высокой душе, поэте, противопоставляющей свой духовный мир окружающей действительности. Борьба страстей, тема внутренних противоречий личности (окрашена в поэзии Павловой трагически).. | |
А.П. Барыковой | |||
Занятие №10 Своеобразие поэзии Ю.В. Жадовской | 1 час | I.Жизнь и творческая судьба Ю.В. Жадовской. II.Своеобразие, самобытность поэзии Ю.В. Жадовской: боль безнадежной любви, мужественное приятие судьбы, одиночество, самоотречение. | |
Занятие №11 Творческая судьба А.П. Барыковой | 1 час | I.Лирика женского сердца в творчестве А.П. Барыковой. II.Влияние нравственного учения Л.Н. Толстого. III.Некрасовские традиции в творчестве поэтессы. Герои ее стихотворений – обездоленные и отверженные бедняки («Чужому горю», «Хата» 1881 г.), падшие женщины, брошенные дети. | |
| |||
Занятие №12 Художественно одаренная натура Н.Д. Хвощинской | 1 час | I.Прозаик, критик, художественно одаренная фигура – Н. Д. Хвощинская (псевдоним В. Крестовский) II.Революционно-демократические традиции в творчестве Н.Д. Хвощинской, героями ее произведений являются представители разных поколений «отступников», людей, сохранивших верность, (но сломленных), тех, кто развивал идеи общественной борьбы. | |
Занятие №13 Революционерка-народница Вера Фигнер | 1 час | I.Жизнь, творчество, личность. Нам выпало счастье – все лучшие силы. В борьбу за свободу отдать… II.Широкая панорама русской жизни середины прошлого века. Героическая борьба против самодержавия. | |
Занятие №14 Яркая творческая судьба Глафиры Галиной |
| I.Жизнь, творчество, личность. «Я пою свободная, как птица…» Стихотворения Г. Галиной (псевдоним Глафиры Адольфовны Эйнерлинг) отражали настроения, характерные для демократических слоев русского общества. II.Рассказы и сказки для детей. Перевод драматических произведений иностранных писателей, в частности «Брант» Ибсена. | |
Занятие №15 Поэтесса, переводчица, прозаик Т. Щепкина –Куперник. | 1 час | I.Представительница передовой демократической литературы, олицетворением которой уже на грани XIX – XX века стал М. Горький. II.Популярность стихотворения «На родине», написанного под впечатлением расстрела манифестации петербургских рабочих у Зимнего дворца 9 января 1905 года. | |
| |||
Занятие №16 Трагичность поэтического мира в творчестве М. Лохвицкой | 1 час |
М. Лохвицкой.
… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мы сеем свет, где солнца нет …» | |
Занятие №17 Лирика тоски и бесконечного одиночества | 1 час |
| |
Занятие №18 Поэт-лирик О.Н. Чумина | 1 час |
О. Чуминой. | |
Занятие №19 Поэт, прозаик, критик З.Н. Гиппиус | 1 час |
| |
| |||
Занятие №20 Поэзия в музыке | 1 час |
|
Список литературы
1. | Банников Н.В. | Русские поэтессы XIX века. М., «Советская Россия», 1979 |
2. | Афанасьев В. | Русская элегия. Книга XVIII – начало XIX в. Антология. М., «Советская Россия»,1983 г |
3. | Волков Г. | «Тебя как первую любовь…» М., «Детская литература», 1980 г. |
4. | Кузьмин А.И. | У истоков русского театра. М., «Просвещение», 1989 г. |
5. | Шевляков м. | Женщина. Жизнь и Любовь. М., «Терра»- Книжный клуб, 1999 г. |
6. | Иванова Т.Г. | Русские народные сказатели. М., Издательство «Правда», 1989 г. |
7. | Петрова С.М. | А.С. Пушкин о литературе. Избранное. М., «Детская литература», 1977 г. |
8. | Чижова И.Б. | «…Души волшебное светило …», Санкт-Петербург, Издательство «Логос», 1993 г. |
9. | Басина Б. | Петербургская повесть. Ленинград, «Детская литература», 1974 г. |
10. | Коровин В.И. | Поэты Пушкинской поры. Ь., «Просвещение», 1980 г. |
11. | Григорович В.Б. | Слово о музыке. Русские композиторы XIX века. М., «Просвещение», 1990 г. |
12. | Николаев П.А. | Русские писатели. Библиографический словарь в 2-х томах. М., «Просвещение», 1990 г. |
13. | Осьмаков Н.В. | Поэзия революционного народничества. М., 1961 г. |
14. | Старицына З.А. | Неопубликованные переводы А.П. Барыковой из Беранже. Русская литература, 1977, №4 |
15 | Семенов-Тян-Шанская В. | Забытая муза //ж-л «Работница», №12,1974 г. |
16. | Добролюбов Н.А. | Стихотворения Юлии Жадовской. Собр. Соч. М.; Л., 1962 г. |
17. | Благова В.А. | Поэзия и личность Ю.В. Жадовской, Саратов,1981 г. |
18. | Белинский В.Г. | Полн.собр.соч. –т.X |
19. | Ранчина А.М | Ростопчина Е.П. Счастливая женщина. Литературные сочинения. М. Правда .1991//http://az.lib.ru |
20. | Волконская Зинаида Александровна | http://pompirko.ru |
21 | Охотин Н.Г | Волконская Зинаида Александровна. Русские писатели.1800-1917. М.СЭ,1989. |
22 | Файнштейн М.Ш. | Писательницы пушкинской поры. Историко-литературные очерки.1989 |
23 | Сборник русской поэзии «Лирикон» | // http://lirikon.ru |
24 | Лукович И.Е. В салоне З.А.Волконской | «Литература в школе» 2003 |
25 | Пыляев М.И | Энциклопедия императорского Петербурга. М. ЭКСМО,2007, с.142. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок литературы и МХК "Поэзия Велимира Хлебникова" 11 класс
Урок посвящен творчеству замечательного астраханского поэта XIX века Виктора Владимировича Хлебникова. Марериал дан в контексте эпохи....
Окрытый урок по русскому языку по теме "Изображение зимнего пейзажа языком поэзии и живописи" 7 класс
Презентация к уроку :Сочинение по кратине К.Юона "Конец зимы"...
Задания по поэзии Серебряного века 11 класс
Задания в формате ЕГЭ...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс по литературе "Серебряный век русской поэзии" в старших классах.
В элективном курсе по литературе "Серебряный век русской поэзии" в старших классах дается целостное представление о периоде, именуемом в литературе "Серебряный век"...
МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИКУМА ПО ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ.
В процессе эксперимента мы часто обращаемся к опросам, которые помогают понять изменения в отношении ребят к нравственности, их поведению, выявить насущную проблему, волнующую школьников. Так, наприме...
Специфические методы обучения иностранным языкам: «Английская поэзия на уроках в старших классах»
Специфические методы обучения иностранным языкам: «Английская поэзия на уроках в старших классах»...