МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИКУМА ПО ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ.
методическая разработка по истории (10 класс)
В процессе эксперимента мы часто обращаемся к опросам, которые помогают понять изменения в отношении ребят к нравственности, их поведению, выявить насущную проблему, волнующую школьников. Так, например, мы исследовали такие темы:
Твоё мнение о современной молодёжи.
Что ты более всего ценишь в девушках/юношах?
«Какие вопросы ты бы задал для самопознания?
Почему так грубы между собой современники?
Что, по-твоему, необходимо изменить в школе для улучшения отношений между участниками учебного процесса?
Как влияют СМИ на моральные качества современной молодёжи? Все эти опросы нацелены на изучение личности учащегося, и в то же время являются ценностно-ориентировочными.
Изучение предмета «Основы морали» можно вести только при доверительных отношениях с классом. Школьники выпускных классов, участвовавшие в эксперименте, отличаются трудоспособностью, любознательностью, у ребят довольно «солидный» багаж впечатлений от экскурсий по историческим местам и городам России, есть опыт неформального общения, вынесенный из этих путешествий. Всё это побудило искать нетрадиционные формы уроков. С первых занятий уроки проводила в форме дискуссий, бесед, обсуждений литературных и жизненных ситуаций, стараюсь постоянно ставить ребят в ситуацию нравственного выбора, искать решение этой сложной проблемы. Нa одном из уроков по теме «Нравственные ценности» отдельные ученики выдвинули с их точки зрения обоснованный тезис о том, что в современном обществе свободным человеком может быть только богатый (разбогатевший при этом любым путём) и что «всех людей можно купить».
Некоторые ученики эту точку зрения активно не поддержали, но многие с ней согласились. Развернулась дискуссия: «Что не купишь за деньги?». Конечно, я ждала быстрой смены позиции радетелей свободы через богатство. Но примерно через месяц эти же ребята в очередной дискуссии доказывали необходимость уважать человека за его интеллектуальные, нравственные качества. И прежнее мнение оказалось опровергнутым ими же самими. На другом уроке по теме «Нравственные отношения – основа морали» возник спор: надо ли уступать место в общественном транспорте людям пожилого возраста?
Казалось бы, здесь не может быть иного отношения, кроме уважительного к людям, обременённым тяжестью лет. Но молодёжь сталкивается с раздражённостью этих людей, с их негативным, часто несправедливым отношением к молодёжи и даже с грубостью. Всё это
вызывает ответное неприятие, влияет на отношения между поколениями. Конечно, в такой ситуации мы неизбежно пришли к обсуждению причин раздражённости людей старшего поколения. Старшеклассники назвали и бедственное положение пенсионеров, и общую неудовлетворённость уровнем жизни тех, кто создавал материальное благополучие страны, и их нынешнюю беззащитность. Итогом урока стала идея коллективно разработать проект-исследование «История моей семьи в истории моей страны». Недавно я начала вести эту работу с каждым классом, так как поняла, что историю лет глубже понимают именно через семью. Выполняя этот проект, многие ребята составили генеалогическое древо семьи, описывали знаменательные события российской истории, очевидцами и участниками которых были их деды и прадеды, третьи описывали трудовые дела и подвит самых близких родных, отмеченные наградами страны. Эффект этой работы значительно выше всех нравоучительных бесед. Использую и такой приём, который называю: «Спроси свою совесть».
Прошу ребят подумать и не говорить вслух: «Когда и за что ты благодарил свою маму?», «Была ли у тебя на днях ситуация, когда тебе было стыдно за свой поступок, за свои слова?». «Был ли недавно момент, когда ты был доволен собой? Почему?» Работаем мы по учебно-методическому комплекту, предоставленным лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения. Комплект включает программу нравственного образования и практикум по «Основам морали».
Программа даёт лишь перечень главных тем курса, и в этом недостаток: программа шире простого перечисления тем. Можно предъявить претензии и к пояснительной записке к программе, которая посвящена изложению истории нравственного образования, но не указывает требований к выпускнику школы, получившему это образование. Программа содержит примерное поурочное планирование курса «Основ морали» (9−11-й классы). Темы едины для всех параллелей. Практикумы в основном носят теоретический характер, в качестве методических разработок даны только упражнения и задания, почти без примеров, без проблемных заданий, без тем и ситуаций для обсуждения. Считаю, что выставлять оценки за изучение экспериментального курса с такой темой некорректно, так как путь к нравственной истине значительно важнее для молодых людей, чем заученные понятия и суждения.
При подведении итогов изучения предмета полезно использовать защиту проектов по нравственной теме. Например: «Если бы я был главой Управы…». Тему предложило правительство Москвы. Это было бы достойным завершением школьного эксперимента изучения курса, а вместе с тем стало бы показателем нравственной зрелости выпускника, багажом его этических знаний, с которым можно смело вступать в мир взрослых идей и свершений. Материалы практикума по основам морали, этики и по обществознанию. Опрос учащихся 10 класса. 23 человека.
Тема 1. «Кто я?» Цель опроса: выявить критерии самоопределения учащихся. Вот как распределились ответы учащихся по четырём категориям самоопределения: 1. родополовая, 2. психологическая, 3. по отношению к школе, 4. по отношению к семье: родополовое – 41%, по отношению к школе – 29%, психологическое – 20%, по отношению к семье – 10%. Тема 2. «Нравственность и СМИ». Цель: выяснить роль СМИ в определении жизненных ценностей.
Вопросы и ответы:
Нравятся ли вам отечественные фильмы прошлых лет?
(Да – 19 чел., нет – 4 чел.).
Что Вы цените в отечественных фильмах прошлых лет?
1) отсутствие жестокости; 2) они интересны и познавательны; 3) режиссура и сюжет: 4) положительная атмосфера; 5) естественность, отсутствие вымысла; 6) духовное преобладает над материальным; 7) изображение настоящей жизни, без наигранности; 8) юмор; 9) патриотизм; 10) чистая любовь; 11) исторические события глазами режиссеров; 12) доброта, справедливость; 13) правдивая игра актёров; 14) люди; 15) 73
спокойные, интересные: 16) рассказывают интересные истории; 17) изображение исторических событий, в которых хотел бы принимать участие; 18) показывается воля к победе; 19) смысловая нагрузка.
Наиболее отмечаемы позиции 4,5, 12 и 13.
Что Вам нравится и не нравится в американских фильмах?
Таблица 1. Нравится. | Не нравится. |
Зрелищность. | Отсутствие смысла, примитив. |
Некоторые фильмы с очень глубоким смыслом. | Куча спецэффектов + классический сюжет, и всё без толку. |
Симпатичные актёры, счастливые концы. | Выдуманные сюжеты. |
Если в фильме присутствует хоть какой – то смысл. | Наигранность, нереалистичность, жестокость, обман, заблуждение. |
Яркость, красивое исполнение. | Похожие сюжеты. |
Актёрская игра в некоторых фильмах. | Коммерциализованность. |
Высокое качество. | Очень много негатива, сцены насилия, убийства. |
Всегда запутанный сюжет. | Игра некоторых актёров. |
Много юмора. | Даже если есть смысл. То они его доносят ужасно. |
Спецэффекты. | Бездуховность. |
Фантастика. | Боевики. |
Юмор и профессионализм тупых американских комедий. | Низменные чувства. |
Отношения между родителями и старшими детьми слишком наигранны.
Чаще всего среди положительных качеств назывались спецэффекты и красота. Среди негативных качеств наиболее часто упоминались жестокость и неправдоподобие. Какие ценности Вы отметили в отечественных фильмах?
уважение к старшим, к семье;
моральные, духовные, культурные: традиции и обычаи: идеология;
доброта, взаимопомощь, любовь к людям, честность, искренность, открытость: взаимоуважение, любовь;
гуманизм;
нравственность, понимание другого человека и терпимость;
трудолюбие, уважение к родителям;
индивидуальность;
любознательность;
соблюдение норм поведения. Наиболее часто назывались нравственность, понимание друг друга. Сформулируйте национальную идею или свою жизненную позицию. равенство народов;
переход от коллективизма к индивидуализму: каждый за себя и себе;
наша национальная идем: приучать молодежь к труду; а взрослым меньше думать о материальном благополучии; все должны быть патриотами;
стремление к лучшему, то есть любой гражданин нашего государства должен стремиться усовершенствовать государство, сделать его справедливым по отношению к народу; общительность, добро между людьми, взаимопомощь;
настоящее демократическое общество; капитализм;
стремление к лучшему;
приобщение молодежи к культуре (народным песням, танцам, некоторым обычаям). возрождение такой великой страны, как Россия, понимание того, что наша культура не хуже других, развитие экономики, нравственное воспитание, патриотизм, борьба с бедностью, борьба с коррупцией и бюрократизмом; сплочённость против врага;
развитие межнациональных отношений;
быть защитником Родины, жить в мире;
жить достойно и духовно, и материально;
мир в России и демократическое общество;
стремиться к лучшему будущему, к лучшей жизни. 6 человек затруднялись ответить на последний вопрос. Вариант того же опроса (влияние СМИ па моральные ценности современной молодежи) проведен среди десятиклассников: какие духовные ценности мы потеряли? уважение к старшим людям (22?%);
доверие обществу, в котором живём (17%); Патриотизм (13%).
романтизм, культура поведения, культура (17%);
забота о людях (13%);
толерантность (9%):
честность, доброта (9%) Каким вы видите выход из сложившейся ситуации? увеличить соотношение между негативной и позитивной информацией в пользу позитивной; убрать рекламу; более жёстко воспитывать в семье;
использовать архив СМИ;
снять руководство СМИ;
не развращать молодёжь;
пропагандировать прекрасное; в ввести цензуру, запрет на насилие;
выход зависит от каждого.
Выводы Что показали опросы? 1. Молодежь переживает, как и всё общество, переход к новым жизненным ценностям. Многие ребята привержены вечным нравственным ценностям, традиционным для России. Так, например, деньги, по результатам опросов, занимают 5- 6-е место на шкале ценностей, а семья, друзья делят 1−3-е место. 2. Отмечая особенность нравственных отношений в обществе, почти все ребята осудили грубость, общение на сленге, распространённость нецензурной речи. Однако это не означает, что сами они не пользуются именно этими формами общения. При исследовании владения нравственными понятиями более 50% подростков не могли найти синонимы понятиям «честь», «порядочность», «достоинство». 3. Исследования позволили мне сделать вывод о том, что между мною и учащимися, которым я с седьмого класса преподаю историю и обществознание, установились достаточно доверительные отношения. Диагностические исследования позволяют положительно ответить на вопрос, нужно ли вводить новый школьный курс «Основы морали». Этот курс получил устойчиво положительную оценку учащихся, выраженную одним из старшеклассников в такой форме: «Я стал лучше разбираться в себе и в людях». Старшеклассники получили в ходе обучения навыки ведения дискуссий, формирования и отстаивания собственной позиции по различным социальным проблемам, обрели умение анализировать жизненные ситуации, высказывать конструктивную критику. Правда, из-за перегруженности учебного плана «Основы морали» можно вводить скорее как модуль предмета обществознания. Особое значение имеет оценочный аспект уроков морали. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИКУМА ПО ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ.
В процессе эксперимента мы часто обращаемся к опросам, которые помогают понять изменения в отношении ребят к нравственности, их поведению, выявить насущную проблему, волнующую школьников. Так, например, мы исследовали такие темы:
Твоё мнение о современной молодёжи.
Что ты более всего ценишь в девушках/юношах?
«Какие вопросы ты бы задал для самопознания?
Почему так грубы между собой современники?
Что, по-твоему, необходимо изменить в школе для улучшения отношений между участниками учебного процесса?
Как влияют СМИ на моральные качества современной молодёжи? Все эти опросы нацелены на изучение личности учащегося, и в то же время являются ценностно-ориентировочными.
Изучение предмета «Основы морали» можно вести только при доверительных отношениях с классом. Школьники выпускных классов, участвовавшие в эксперименте, отличаются трудоспособностью, любознательностью, у ребят довольно «солидный» багаж впечатлений от экскурсий по историческим местам и городам России, есть опыт неформального общения, вынесенный из этих путешествий. Всё это побудило искать нетрадиционные формы уроков. С первых занятий уроки проводила в форме дискуссий, бесед, обсуждений литературных и жизненных ситуаций, стараюсь постоянно ставить ребят в ситуацию нравственного выбора, искать решение этой сложной проблемы. Нa одном из уроков по теме «Нравственные ценности» отдельные ученики выдвинули с их точки зрения обоснованный тезис о том, что в современном обществе свободным человеком может быть только богатый (разбогатевший при этом любым путём) и что «всех людей можно купить».
Некоторые ученики эту точку зрения активно не поддержали, но многие с ней согласились. Развернулась дискуссия: «Что не купишь за деньги?». Конечно, я ждала быстрой смены позиции радетелей свободы через богатство. Но примерно через месяц эти же ребята в очередной дискуссии доказывали необходимость уважать человека за его интеллектуальные, нравственные качества. И прежнее мнение оказалось опровергнутым ими же самими. На другом уроке по теме «Нравственные отношения – основа морали» возник спор: надо ли уступать место в общественном транспорте людям пожилого возраста?
Казалось бы, здесь не может быть иного отношения, кроме уважительного к людям, обременённым тяжестью лет. Но молодёжь сталкивается с раздражённостью этих людей, с их негативным, часто несправедливым отношением к молодёжи и даже с грубостью. Всё это
вызывает ответное неприятие, влияет на отношения между поколениями. Конечно, в такой ситуации мы неизбежно пришли к обсуждению причин раздражённости людей старшего поколения. Старшеклассники назвали и бедственное положение пенсионеров, и общую неудовлетворённость уровнем жизни тех, кто создавал материальное благополучие страны, и их нынешнюю беззащитность. Итогом урока стала идея коллективно разработать проект-исследование «История моей семьи в истории моей страны». Недавно я начала вести эту работу с каждым классом, так как поняла, что историю лет глубже понимают именно через семью. Выполняя этот проект, многие ребята составили генеалогическое древо семьи, описывали знаменательные события российской истории, очевидцами и участниками которых были их деды и прадеды, третьи описывали трудовые дела и подвит самых близких родных, отмеченные наградами страны. Эффект этой работы значительно выше всех нравоучительных бесед. Использую и такой приём, который называю: «Спроси свою совесть».
Прошу ребят подумать и не говорить вслух: «Когда и за что ты благодарил свою маму?», «Была ли у тебя на днях ситуация, когда тебе было стыдно за свой поступок, за свои слова?». «Был ли недавно момент, когда ты был доволен собой? Почему?» Работаем мы по учебно-методическому комплекту, предоставленным лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения. Комплект включает программу нравственного образования и практикум по «Основам морали».
Программа даёт лишь перечень главных тем курса, и в этом недостаток: программа шире простого перечисления тем. Можно предъявить претензии и к пояснительной записке к программе, которая посвящена изложению истории нравственного образования, но не указывает требований к выпускнику школы, получившему это образование. Программа содержит примерное поурочное планирование курса «Основ морали» (9−11-й классы). Темы едины для всех параллелей. Практикумы в основном носят теоретический характер, в качестве методических разработок даны только упражнения и задания, почти без примеров, без проблемных заданий, без тем и ситуаций для обсуждения. Считаю, что выставлять оценки за изучение экспериментального курса с такой темой некорректно, так как путь к нравственной истине значительно важнее для молодых людей, чем заученные понятия и суждения.
При подведении итогов изучения предмета полезно использовать защиту проектов по нравственной теме. Например: «Если бы я был главой Управы…». Тему предложило правительство Москвы. Это было бы достойным завершением школьного эксперимента изучения курса, а вместе с тем стало бы показателем нравственной зрелости выпускника, багажом его этических знаний, с которым можно смело вступать в мир взрослых идей и свершений. Материалы практикума по основам морали, этики и по обществознанию. Опрос учащихся 10 класса. 23 человека.
Тема 1. «Кто я?» Цель опроса: выявить критерии самоопределения учащихся. Вот как распределились ответы учащихся по четырём категориям самоопределения: 1. родополовая, 2. психологическая, 3. по отношению к школе, 4. по отношению к семье: родополовое – 41%, по отношению к школе – 29%, психологическое – 20%, по отношению к семье – 10%. Тема 2. «Нравственность и СМИ». Цель: выяснить роль СМИ в определении жизненных ценностей.
Вопросы и ответы:
Нравятся ли вам отечественные фильмы прошлых лет?
(Да – 19 чел., нет – 4 чел.).
Что Вы цените в отечественных фильмах прошлых лет?
1) отсутствие жестокости; 2) они интересны и познавательны; 3) режиссура и сюжет: 4) положительная атмосфера; 5) естественность, отсутствие вымысла; 6) духовное преобладает над материальным; 7) изображение настоящей жизни, без наигранности; 8) юмор; 9) патриотизм; 10) чистая любовь; 11) исторические события глазами режиссеров; 12) доброта, справедливость; 13) правдивая игра актёров; 14) люди; 15) 73
спокойные, интересные: 16) рассказывают интересные истории; 17) изображение исторических событий, в которых хотел бы принимать участие; 18) показывается воля к победе; 19) смысловая нагрузка.
Наиболее отмечаемы позиции 4,5, 12 и 13.
Что Вам нравится и не нравится в американских фильмах?
Таблица 1. Нравится. | Не нравится. |
Зрелищность. | Отсутствие смысла, примитив. |
Некоторые фильмы с очень глубоким смыслом. | Куча спецэффектов + классический сюжет, и всё без толку. |
Симпатичные актёры, счастливые концы. | Выдуманные сюжеты. |
Если в фильме присутствует хоть какой – то смысл. | Наигранность, нереалистичность, жестокость, обман, заблуждение. |
Яркость, красивое исполнение. | Похожие сюжеты. |
Актёрская игра в некоторых фильмах. | Коммерциализованность. |
Высокое качество. | Очень много негатива, сцены насилия, убийства. |
Всегда запутанный сюжет. | Игра некоторых актёров. |
Много юмора. | Даже если есть смысл. То они его доносят ужасно. |
Спецэффекты. | Бездуховность. |
Фантастика. | Боевики. |
Юмор и профессионализм тупых американских комедий. | Низменные чувства. |
Отношения между родителями и старшими детьми слишком наигранны. Чаще всего среди положительных качеств назывались спецэффекты и красота. Среди негативных качеств наиболее часто упоминались жестокость и неправдоподобие. Какие ценности Вы отметили в отечественных фильмах? уважение к старшим, к семье; моральные, духовные, культурные: традиции и обычаи: идеология; доброта, взаимопомощь, любовь к людям, честность, искренность, открытость: взаимоуважение, любовь; гуманизм; нравственность, понимание другого человека и терпимость; трудолюбие, уважение к родителям; индивидуальность; любознательность; соблюдение норм поведения. Наиболее часто назывались нравственность, понимание друг друга. Сформулируйте национальную идею или свою жизненную позицию. равенство народов; переход от коллективизма к индивидуализму: каждый за себя и себе; наша национальная идем: приучать молодежь к труду; а взрослым меньше думать о материальном благополучии; все должны быть патриотами; стремление к лучшему, то есть любой гражданин нашего государства должен стремиться усовершенствовать государство, сделать его справедливым по отношению к народу; общительность, добро между людьми, взаимопомощь; настоящее демократическое общество; капитализм; стремление к лучшему; приобщение молодежи к культуре (народным песням, танцам, некоторым обычаям). возрождение такой великой страны, как Россия, понимание того, что наша культура не хуже других, развитие экономики, нравственное воспитание, патриотизм, борьба с бедностью, борьба с коррупцией и бюрократизмом; сплочённость против врага; развитие межнациональных отношений; быть защитником Родины, жить в мире; жить достойно и духовно, и материально; мир в России и демократическое общество; стремиться к лучшему будущему, к лучшей жизни. 6 человек затруднялись ответить на последний вопрос. Вариант того же опроса (влияние СМИ па моральные ценности современной молодежи) проведен среди десятиклассников: какие духовные ценности мы потеряли? уважение к старшим людям (22?%); доверие обществу, в котором живём (17%); Патриотизм (13%). романтизм, культура поведения, культура (17%); забота о людях (13%); толерантность (9%): честность, доброта (9%) Каким вы видите выход из сложившейся ситуации? увеличить соотношение между негативной и позитивной информацией в пользу позитивной; убрать рекламу; более жёстко воспитывать в семье; использовать архив СМИ; снять руководство СМИ; не развращать молодёжь; пропагандировать прекрасное; в ввести цензуру, запрет на насилие; выход зависит от каждого. Выводы Что показали опросы? 1. Молодежь переживает, как и всё общество, переход к новым жизненным ценностям. Многие ребята привержены вечным нравственным ценностям, традиционным для России. Так, например, деньги, по результатам опросов, занимают 5- 6-е место на шкале ценностей, а семья, друзья делят 1−3-е место. 2. Отмечая особенность нравственных отношений в обществе, почти все ребята осудили грубость, общение на сленге, распространённость нецензурной речи. Однако это не означает, что сами они не пользуются именно этими формами общения. При исследовании владения нравственными понятиями более 50% подростков не могли найти синонимы понятиям «честь», «порядочность», «достоинство». 3. Исследования позволили мне сделать вывод о том, что между мною и учащимися, которым я с седьмого класса преподаю историю и обществознание, установились достаточно доверительные отношения. Диагностические исследования позволяют положительно ответить на вопрос, нужно ли вводить новый школьный курс «Основы морали». Этот курс получил устойчиво положительную оценку учащихся, выраженную одним из старшеклассников в такой форме: «Я стал лучше разбираться в себе и в людях». Старшеклассники получили в ходе обучения навыки ведения дискуссий, формирования и отстаивания собственной позиции по различным социальным проблемам, обрели умение анализировать жизненные ситуации, высказывать конструктивную критику. Правда, из-за перегруженности учебного плана «Основы морали» можно вводить скорее как модуль предмета обществознания. Особое значение имеет оценочный аспект уроков морали. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по основам духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса (17 часов)
Рабочая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «Программа по истории и культуре народов Марий Эл» (авторы Л.Е. Майкова, Г.И. Соловьёва). 1 – 11 классы. Йошкар – О...
Рабочая программа. Основы -духовно - нравственной культуры народов России. ФГОС 5 класс
Рабочая программа. Основы -духовно - нравственной культуры народов России. ФГОС 5 класс...
Рабочая программа кружка "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 7 класса
Программа на основе курса "ОДНКНР" для 7 классов...
Организация деятельности обучающихся на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. (Из опыта работы)
Организация деятельности обучающихся на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. (Из опыта работы)/ Учитель Гормакова Л.Д. ГБОУ Школа № 648 и...
Рабочая программа и КТП по "Основам духовно-нравственной культуры народов России" для 5 класса
Рабочая программа составлена в соответствии в требованиями ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5 классов (ФГОС)
Данная рабочая программа по истории для обучающихся 5 «а», «б», «в», «г» классов разработана на основе авторской программы Н.И. Ворожейкиной и Д.В. Заяц...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 6 классов (ФГОС)
Данная рабочая программа по истории для обучающихся 6 «а», «б», «в», «г» классов разработана на основе авторской программы Н.И. Ворожейкиной и Д.В. Заяц...