Элективный курс по литературе "Серебряный век русской поэзии" в старших классах.
элективный курс по литературе на тему

Ким-оол Чечек Семеновна

В элективном курсе по литературе "Серебряный век русской поэзии" в старших классах дается целостное представление о периоде, именуемом в литературе "Серебряный век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_literature._kim-ool_ch.s.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ.

Ким-оол Чечек Семёновна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г. Кызыла Республики Тыва. -mail: kimoolchechek@yandex.ru

Пояснительная записка

«Серебряный век» – один из ярких и блистательных периодов в истории развития русской литературы. Но рассматривать его без учета тысячелетней истории России, ее национальной культуры, религии - нельзя. Нельзя также не учитывать, что это был период, названный Золотым веком русской философии, который особенно сильно повлиял на художников слова, а также невозможно не учитывать того, что русский ренессанс «произрастал» из «большого», европейского, Ренессанса.

Все выше перечисленные «составляющие» являются истоками рождения «новой поэзии» 1900 – 1920 годов. В современных УМК по литературе этот культурный пласт очерчен нечетко, фрагментарно. Желание глубже, подробнее познакомить учащихся с этим удивительным феноменом отечественной литературы послужило причиной создания собственной программы элективного курса «Серебряный век» русской поэзии».

Содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по предыдущим темам элективного курса или знаниями базового уровня по литературе, по русскому языку, по смежным дисциплинам и основывается на методах и формах активного обучения, способствует эмоциональному, интеллектуальному и творческому развитию учащихся, что полностью соответствует современным целям и задачам российского образования, главной цели моей педагогической деятельности.

Цель программы элективного курса - дать учащимся целостное представление о периоде, именуемом в литературе «Серебряный век русской поэзии».

Основные задачи курса.

а) Образовательные:

- познакомить учащихся с биографией и творчеством поэтов периода конца Х1Х-начала ХХ в., показать роль их мировоззрения на отечественную литературу ХХ в.;

- учить познавать художественный мир поэта в историко-литературном, культурном, философском аспектах;

- подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету «Литература».

б) Развивающие:

- совершенствовать умения и навыки исследовательской работы, развивать творческие способности учащихся (в том числе и поэтические);

- совершенствовать представление о литературе как культурном феномене в жизни нации и человека;

- формировать у учащихся целостное представление о причинах, истоках рождения «новой поэзии»;

- учить грамотно строить высказывания (речь) в различных жанрах и формах;

- развивать творческие способности и исследовательские умения и навыки в соответствии с умственным и интеллектуальным потенциалом учащихся.

в) Воспитательные:

-воспитывать интерес к поэзии;

-приобщать учащихся к богатствам отечественной поэзии, воспитывать чувство патриотизма.

По окончании курса учащиеся должна знать/понимать:

- причины, истоки рождения «новой поэзии», иметь целостное представление о феноменальном явлении в отечественной литературе, именуемом «Серебряный век русской поэзии»;

- основные этапы жизни, творчества, особенности «словесной походки» представителей поэтического творчества периода 1900-1921 гг;

- знать основные труды поэтов (как поэтические, так и монографические), термины и понятия, сопряженные с той или иной темой занятия;

- понимать роль и значение «новой поэзии» в развитии отечественной лирики, литературы последующих десятилетий.

Уметь:

- определять принадлежность произведений тому или иному автору по стилю, языку, смысловой особенности;

- выполнять различные виды анализа поэтического текста (на материале произведений представителей Серебряного века);

- применять знания, полученные на занятиях элективного курса, в нестандартных условиях;

- выполнять посильную творческую и исследовательскую работу;

- грамотно строить свои высказывания в различных формах и жанрах.

Формы работы с учащимися, контроль знаний и умений отражены в содержании Программы.

На изучение элективного курса отводится 34 часа. Большое количество часов отведено темам «Введение» и «Символизм», так как они оказывают заметное влияние на русскую поэзию, литературу последующих десятилетий, на русскую культуру в целом.

Изучая материал курса, следует помнить, что одним из мотивов рождения «новой поэзии» является идея «нового религиозного сознания» (духовного пробуждения), поэтому следует четко разграничивать понятия: «философско-религиозные идеи Серебряного века», «собственно философская мысль», «литература рубежа веков», «литература Серебряного века», «Серебряный век русской поэзии».

Отдельной строкой в теме «Символизм» вынесен материал об И. Ф. Анненском, так как по одним источникам он является «младосимволистом» (Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс, под ред. А. Кутузова), по другим сообщается, что «художник не принадлежал к символисткой школе, но внутренне был близок символистам» (Николаев П. А. Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1990 и в книге Банникова Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993).

Программа может подойти к любому УМК, а также быть реализована как в профильном, так и в общеобразовательном классах.

Результатом работы на занятиях элективного курса должен стать духовный рост ученика, его общее интеллектуальное развитие, успешная сдача итоговой аттестации.

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ»

34 часа

Тема занятия

Содержание

Связь темы и ее разделов с историко,-теоретико,-литературными, философскими, эстетическими знаниями и понятиями

Виды деятельности по развитию

интеллектуальных, творческих, аналитических способностей учащихся

Формы,

методы контроля

Кол-во

часов

1.Введение.Исторический и идейный фон художественного творчества России рубежа веков.

Череда катастроф, созданных человеком в период с 1900 по 1920 гг

Бездуховность времени.

Неоднозначное освещение его в науке.

(Революция 1905 г. Первая мировая война. Февральская буржуазная революция. Октябрьская революция 1917 г.).

1. Лекция.

2. Запись лекции в форме тезисов.

3. Анализ одного из исторических моментов.

4. Запись выводов в произвольной форме.

Ответ на вопрос: «Какова литературная обстановка в эпоху «общественного смерча»?»

Европейский Ренессанс и русская действительность.

Истоки русского ренессанса.

Культурный подъем в России рубежа 19-20 веков.

Поиск новых художественных форм, стилей в различных сферах искусства.

(Живопись

И.Е. Репина,

М.А. Врубеля,

М.В. Нестерова,

Б.М. Кустодиева,

В.М. Васнецова.

Группа «Мир искусств»;

Сценическое искусство К.С. Станиславского,

Москвина,А.Павловой, В.Ф. Комиссаржевской, М.А. Чехова,

Ф.И. Шаляпина,

А.В.Неждановой;

Музыкальные шедевры

Римского-Корсакова, А.Н. Скрябина,

С.В. Рахманинова,

И. Ф. Стравинского.

1. Ренессанс

(Возрождение),

античная культура, христианский гуманизм,

вокальная и инструментальная полифония, сольная песня, кантата, опера,

баллада, мадригал.

2. Модернизм,

авангардизм,

импрессионизм, драма, эссе, композиция, ремарка, сюжет.

1. Доклады учащихся о наиболее ярких представителях Европейского Ренессанса в области живописи, литературы, музыки, архитектуры.

Живопись: Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль,

Микеланджело,

Веласкес, Гойя, Рембрант…

Архитектура: Браманте, Палладио, Леско, Делорм…

Литература: Ф.Рабле,

М. де Сервантес, Петрарка, Шекспир, Боккаччо…

Оформление стенда «Галерея образов эпохи Возрождения».

2. Прослушивание отечественных музыкальных шедевров.

1. Рассказ об одной из картин европейских художников эпохи Возрождения.

2. Письменный сравнительный анализ «Картина Мазаччо «Троица» и икона Андрея Рублева «Троица».

3. Рассказ об истории создания одной из картин русских художников эпохи Возрождения.

Философские идеи Серебряного века.

Отличие от собственно философской мысли.

Труды

В. Соловьева,

Н. Бердяева,

Д. Мережковского,

С. Булгакова

и их влияние на поэзию Серебряного века.

Философия, философский аспект, идеология, мистика,

оккультизм,

неохристианство,

«новое религиозное сознание», русский ренессанс, культурно-религиозный ренессанс.

1. Лекция с элементами беседы:

а). религия и культура;

б). философы и литераторы;

в). идеи обновления христианского самосознания;

г). интеллигенция и церковь.

2. Работа с первоисточником:

Д. Мережковский

«О причинах упадка и о новых течениях…»

Письменный ответ на вопрос: «Говоря о новых течения в русской литературе, на каких проблемах сосредоточил свое внимание Д. Мережковский?»

Итоговое занятие:

«Европейский и русский ренессансы – две встречные взаимопроникающие, взаимокорректирую-щие тенденции».

Взаимопроникновение культур

1. Свободная дискуссия: выявление сходных мотивов в произведениях Европейского и русского ренессансов на примере одного - двух произведений.

2. Конкурс проблемных вопросов по теме «Введение».

1. Письменный вывод:

«Причины, истоки рождения «новой поэзии»?»

2. Работа с философским словарем.

II.Символизм.

Русский символизм.

История символизма.

Категории музыки и

символа.

Символизм, символ, ассоциативное значение «развоплощение слова», старославянская лексика, словесно-музыкальное построение, «сокровенное отдельного звука», реальное и мистическое, «внутренние» символы.

Обзорная лекция

с элементами беседы (с опорой на уже известное).

Тест по теме

«Символизм».

«Старшие»

символисты.

а) Владимир

Сергеевич

Соловьев

(1853-1990) -

«духовный отец» русского символизма.

Внутренний мир и система мировоззренческих категорий философа и

поэта.

Основные мотивы его творчества.

Обоснование символизма.

Художественное и историческое в прозе Мережковского.

Жизнь и творчество в эмиграции.

Позитивизм, двоемирие, «положительное всеединство».

1. Лекция учителя по теме.

2. Работа с первоисточниками (по выбору):

а). «Кризис западной философии. Против позитивистов»;

б). «Философские основы цельного знания» (учение о «положительном всеединстве»).

в). «Красота в природе» (1889год);

г). «Общий смысл искусства» (1890год);

д). «Смысл любви» (1892-1894 годы);

е). «Оправдание добра» (1897-1899 годы).

(Работы посвящены проблемам эстетики, нравственной философии, истории культуры).

1.Статья В.Соловьева «Лермонтов».

«В чем В. Соловьев обвиняет Лермонтова?».

2. Познакомиться со статьями (по выбору):

а). «Поэзия Тютчева»;

б). «О границах искусства»;

в). Статьи о Пушкине, Достоевском, Толстом.

б) Федор

Кузьмич

Сологуб(Тетерников)

(1863-1927).

Темы и

мотивы ранней лирики.

Главные книги стихов.

Драматургическая и

переводческая деятельность Ф.Сологуба.

Лирика, лирический жанр, лирический герой, драматический жанр, отзыв.

1. Краткое сообщение о жизни и творчестве.

2. Анализ одного из сборников стихов («Родине», 1906, «Змий», 1907, «Алый мак»).

Отзыв об одном из понравившихся стихотворений Сологуба.

в) Дмитрий

Сергеевич

Мережковский(1861-1941) –

философ, поэт, писатель, литературовед.

Основные мотивы его творчества.

Обоснование символизма.

Д.Мережковский и В. Соловьев о Лермонтове и о Пушкине.

Философские идеи Серебряного века, прием антитезы, план-конспект.

Лекция учителя с элементами беседы

с опорой на известное

из темы

«Введение».

1.Восприятие, истолкование, анализ одного из ранних произведений Мережковского (по выбору).

2. Прочитать и составить план-конспект статей:

а). В. Брюсова «Мережковский как поэт»;

б).«Поэт сверхчеловечества».

3. Подготовить рассказ о жизни Мережковского в эмигрантский период.

г) Зинаида

Николаевна

Гиппиус

(1869-1945) -

поэт, прозаик, критик, видный деятель первой волны символистов.

«Вечные темы» в творчестве поэтессы.

З.Гиппиус и религиозно-философские собрания.

Журнал «Новый путь».

Влияние первой русской революции на ее творчество.

Литературно-критическая деятельность (обоснование символизма как художественного мировоззрения «нового времени»).

Эмигрантское творчество.

Понятие «вечные темы», комплексный анализ поэтического текста, рецензия.

Доклад учащихся о жизни и творчестве З.Гиппиус, ее литературно-критической деятельности.

Написать рецензию на один из поэтических сборников З.Гиппиус

или прочитать один - два рассказа из сборников «Черное по белому», «Лунные муравьи».

д) Константин

Дмитриевич

Бальмонт

(1867 – 1942) – солнечный поэт России.

Мотив печали, одиночества, усталости… в раннем поэтическом творчестве поэта.

Эстетическое совершенство поэзии К.Бальмонта

Изысканная образность,

музыкальность,

противоречивость – как следствие изменчивости его души, ума, таланта. Переводческая и очерковая деятельность поэта.

Импрессионизм,

аллитерация,

«сокровенное отдельного звука»,

ритмический рисунок, стихотворный размер, пластина образов, психологическая лирика, цитатный план.

1. Лекция о жизни и творчестве поэта.

2. Работа с первоисточником «Элементарные слова и о символической поэзии».

1. Составить цитатный план по лекции учителя о жизни и творчестве К. Бальмонта.

2. Письменный анализ стихотворения «Фантазия.

3. Познакомиться со сборником стихов «Солнечная пряжа».

е) Валерий

Яковлевич

Брюсов

(1873 – 1924) – крупнейший организатор символистского движения 1904 -1909 г.г.

Жизнь и творчество.

Лучшие книги поэта.

В.Брюсов – поэт, прозаик, историк, беллетрист, переводчик, драматург.

Сложный план.

1. Доклады учащихся о жизни и творчестве В.Брюсова.

2. Обзор статей В.Брюсова:

а). «Смысл современной поэзии» (о символизме);

б). «Свобода слова»;

в). «Ключи тайн».

3. Доклад «В. Брюсов - крупнейший организатор символистского движения 1904-1909 годов».

Анализ,

восприятие,

оценка стихотворения «Кинжал».

ж) Иннокентий

Федорович

Анненский

(1855 -1909).

Жизнь и творчество.

Этическое и эстетическое в его творчестве.

Глубокий философский смысл поэзии И. Анненского.

Влияние античности на творчество поэта.

Внутренняя близость его поэзии символистам.

Особенности «символа» в его творчестве.

Переводческая и литературно-критическая деятельность И.Анненского.

Этическое и эстетическое в искусстве, жанровое своеобразие трагедии, импрессионистичность стиля, художественный метод, «психологический символизм».

1. Лекция.

2. Доклад.

Познакомиться со сборником стихов «Кипарисовый ларец».

Младосимволисты

(теурги)

а) Владимир

Сергеевич

Соловьев

(1853 – 1900).

Роль его учения в становлении эстетики младосимволистов.

Сложность, противоречивость,

художественно-

эстетическое своеобразие творчества

В. Соловьева.

Теургия,

теократия,

теософия,

образы, символы, философский лиризм, схематичный план.

1. Беседа на основе имеющихся сведений о жизни и деятельности

В.Соловьева (см. тему «Введение»).

2. Лекция учителя «Роль учения В. Соловьева в становлении эстетики млодосимволистов».

1.Составить схематичный план по материалам беседы и лекции о В.Соловьеве.

2. Познакомиться со статьей В.Соловьева (см. «Старшие символисты», п. 6).

б) Вячеслав

Иванович

Иванов

(1866 - 1949) – философ, поэт, драматург, переводчик, «ловец человеческих душ».

В. И. Иванов – неиссякаемый источник изощренных теорий.

«Среды» на «башне».

Первые сборники стихов.

Обоснование Ивановым эстетической теории русского символизма.

Мир «феноменов» и мир «ноуменов», параллелизм двух миров, отзыв.

1. Краткое сообщение о жизни и творчестве В.Иванова. Темы? Мотивы? Образы?

2. Доклад

«Среды» на башне.

Написать отзыв об одном из стихотворений из сборников «Свет вечерний» или из цикла «Человек».

в) Андрей

Николаевич

Белый (Бугаев)

(1880 - 1934) – теоретик символизма, поэт, прозаик, критик.

Статьи А. Белого «Почему я стал символистом»,

«О теургии».

Увлечение философией Канта, Спенсера, Ницше, В.Соловьева, Шопенгауера.

Утверждение музыки как господствующего вида в искусстве.

«Симфонии» А. Белого.

Система образов, язык, стиль.

«Народничество» А.Белого.

Мистическое и рациональное, апокалипсис, антропософия, цветопись, ритмический рисунок, двухсложный и трехсложный размеры стихотворения,

музыкальная

выразительность,

звуковая организация стихотворения, стиль ритмической прозы.

1. Лекция учителя.

2. Доклад «Народничество А. Белого».

Конспект статьи А. Белого «Почему я стал символистом?» или

2. Рассказ об одной из

«симфоний»

А. Белого

(«Северная»,

«Драматическая», «Возврат», «Кубок метелей»).

г) Александр

Александрович

Блок

(1880-1921).

Поэт, его время, творчество.

«Дневник» Блока -

«исповедь правдивой души».

Ст. «Интеллигенция

и революция» и «Народ и интеллигенция» (1908г.).

Символика поэта.

Духовное завещание Блока потомкам

(Ст. «О

назначении поэта»).

Блок в воспоминаниях

современников.

Символ,

идея «вочеловечива-ния».

1. Анкетирование «Что бы хотели узнать об А.Блоке?».

2. Лекция учителя о сложном и противоречивом жизненном и творческом пути А. Блока.

3. Работа с первоисточниками из п. 3.

4. Работа в группах «Стихи русских поэтов, посвященных А.Блоку».

1. Прочитать книгу Е.П. Енишерлдова «Я лучшей доли не искал…»

или чтение статей из нее.

2. Письменный анализ одного из стихотворений А. Блока.

3. Подготовить доклад: «А. Блок и М.Врубель. Сходные мотивы творчества».

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

по теме

«Символизм».

Двоящийся философский лик поэзии символистов.

Выявление сходных мотивов и тенденций в творчестве старших и младших символистов.

Причины распада «символистской школы».

Роль символизма в дальнейшем развитии и обновлении русской литературы ХХ в.

Семинар.

Ответ на вопрос «Причины распада символистской школы?».

ЗАЧЕТ

по разделам

1 и II

Докажите или опровергните слова

Н.В.Банникова:

«…Постулаты символизма отнюдь не нивелировали его творцов; они были людьми яркой индивидуальности: у каждого в поэзии свой тембр голоса, своя палитра красок, свой облик. Певучий Бальмонт, первым из символистов достигший всероссийской известности и славы; многогранный, с литыми бронзовыми строфами, Брюсов, наиболее земной, наиболее далекий от мистики, наиболее реалистичный по духу среди своих собратий; до болезненности тонкий психолог, созерцатель Иннокентий Анненский; мятующийся Андрей Белый, создавший замечательную книгу стихов о задыхающейся в годы реакции после девятьсот пятого года России «Пепел» и романы «Серебряный голубь» и «Петербург»; мастер горестных в своей музыкальности стихов Сологуб; многомудрый Вячеслав Иванов, «ловец человеческих душ», знаток Эллады, неиссякаемый источник изощренных теорий; Александр Блок, с годами ставший национальным поэтом, нашей гордостью, - Блок, чья поэзия – и печальная, и полная светлой любви песнь о родине, и повесть о своих пожизненных духовных путях и блужданиях».

III. Акмеизм.

Русский неоромантизм.

Понятие неоромантизма.

Акмеизм как национальная форма неоромантизма.

Создание «Цеха поэтов»

(1911-1914г.г.).

«Манифест» школы акмеистов.

Журнал «Гиперборей».

Неоромантизм, русский неоромантизм, акмеизм, национальная форма неоромантизма, манифест.

Работа с первоисточниками:

1). Ст.

«Некоторые течения в современной русской поэзии» (С.Городецкий).

2). Ст.

«Наследие символизма и акмеизм»

(Н. Гумилев).

Знать основные положения статей пункта 5.

а) Н. Гумилев

(1886-1921).

Судьба Н. С. Гумилева - преломление светлой и трагической судьбы русской интеллигенции.

Экзотическая и африканская тема в творчестве поэта.

«Риторическая»

стилистика Гумилева.

«Костер» - самая русская книга поэта.

Дипломатическая и переводческая деятельность Н. Гумилева.

Экзотика, риторическая стилистика.

1. Лекция

о жизни и творчестве Гумилева.

2. Анализ сборника стихов «Костер»

В 1920г. одна из рижских газет писала: «Н. Гумилев - Андре Шенье русской

революции»

Докажите или опровергните это утверждение.

б) Анна

Ахматова (Горенко)

(1889-1966).

Жизнь, судьба, творчество в переломную эпоху.

Раннее творчество поэтессы.

Новаторство художественной формы поэтессы.

Связь поэзии Ахматовой с поэзией Античности,

Средневековья,

Возрождения.

1. Лекция учителя.

2. Доклад учащихся о связи поэзии Ахматовой с поэзией Античности,

Средневековья,

Возрождения.

3. Просмотр видеозаписи.

1. Подготовить доклад «Поэзия Анны Ахматовой - «дневник души» поэтессы».

2.Репетиция литературно-музыкальной композиции «Мне дали имя при крещенье -Анна…»

в) Осип

Мандельштам

(1891-1938).

Судьба поэта.

Его противостояние «веку-волкодаву».

«Мышление культурой» как главная особенность нравственной поэзии

О. Мандельштама.

«Пора вам знать: Я тоже

современник…»

Воронежский цикл стихов поэта.

1.Сообщение учащихся о жизни и творчестве, судьбе поэта.

2. Работа со статьей «Утро акмеизма».

Анализ одного из стихотворений поэта из сборника «Камень» (по выбору учащихся)

V. Футуризм.

Кубофутуризм.

Понятие «футуризма».

Место и назначение в русской поэзии.

Футуристы.

Кубофутуристы.

Манифест русского футуризма «Пощечина

общественному

вкусу» (1912г.).

Футуризм,

кубофутуризм, эгофутуризм.

1.Лекция учителя.

2.Работа со статьей «Пощечина общественному вкусу».

Проект «Футуризм в русской литературе начала ХХ века».

В. В. Маяковский

(1893-1930).

Автобиографическая книга «Я - сам».

Маяковский-человек и Маяковский-поэт.

Отказ поэта от принципов «Манифеста».

«Я хочу быть понят моей страной…».

Поэты содружества «Центрифуга».

Нигилизм, антибуржуазность, антиэстетичность, дерзкая (парадоксальная) метафоричность, эпатаж, контраст, пластика образов, гипербола

1.Беседа с учащимися с опорой на известное из жизни и творчества поэта.

2.Отзыв учащихся об автобиографической книге «Я сам».

1.Письмен-ный ответ на вопрос «Причины отказа Маяковского от принципов «Манифеста»?

2. Подготовить доклад на тему «Красота и сила чувств в поэзии Маяковского».

3.Анализ одного из стихотворений

о любви.

Эгофутуризм.

Его место и значение рубежа веков.

Манифест эгофутуризма.

И.Северянин (Лотарев)

(1887-1941)

«Остропережитые темы поэта».

Своеобразный характер поэзии («Поэзы» Северянина).

Эмигрантский период в его творчестве.

Тема России в творчестве И.Северянина.

Футуристический эпатаж, неологизм, «поэзы».

1.Краткое сообщение учащихся о жизни и творчестве И.Северянина.

Устный ответ на вопрос

«В чем заключается поэтическое своеобразие И.Северянина?»

VI. Имажинизм.

Понятие об имажинизме.

Роль течения в развитии литературы ХХ века.

Имажинизм, деревенская поэзия.

1.Лекция учителя.

С. Есенин

(1895-1925)

и имажинизм.

Поэты есенинского круга:

Н. Клюев,

П. Орешин,

С. Клычков.

Трактат «Ключи Марии».

Связь поэзии С. Есенина с японскими хокку (хайку).

2.Доклады учащихся о поэтах есенинского круга.

3.Работа с первоисточником:

Ст. «Ключи Марии».

Познакомиться со сборником стихов японских хокку «Одинокий сверчок».

Ответить на вопрос «В чем сходство поэзии Есенина и поэзии японских мастеров словесного искусства?» (или реферат на эту тему).

VII. Вне групп.

а) М.Цветаева

(1892-1941).

Судьба, жизнь, раннее творчество.

Поэзия М.Цветаевой -«своеобразное синтетическое проявление русского модернизма».

Драматургия поэтессы.

Модернизм,

«новое звучание воздуха»,

драма.

1.Лекция учителя о жизни и творчестве поэтессы, своеобразии поэтического стиля.

2.Обзор сборников стихов «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь».

1.Какие стихи М. Цветаевой положены на музыку?

2.Анализ стихотворения

«Сон 1».

б) В.Ходасевич

(1886-1939)

Автобиографичность его произведений.

«Вечные темы» в творчестве поэта.

в) Б.Л.Пастернак

(1890-1960)

«Я весь мир заставил плакать над красотой земли моей…».

Раннее творчество поэта.

«Кружок для исследования проблем эстетической культуры и символизма в искусстве».

Доклад «Символизм и бессмертие». Группа «Лирика».

Пастернак и группа «Центрифуга».

Причины размежевания Б.Пастернака с символистами и футуристами.

Изломанный синтаксис,

метанимичность поэзии.

Обзор ранних сборников стихов: «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1917).

Письменный ответ на вопрос: «Мое понимание поэзии

Пастернака»

или

«История одного стихотворения Б.Пастернака».

VIII. Итоговое занятие.

Развитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века.

Влияние «новой поэзии» на литературу последующих десятилетий, на русскую литературу в целом.

IX. Защита проектов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993.
  2. Баранников А.В. Русская литература ХХ в. Хрестоматия для 11 класса. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала ХХ в. и журнал «Путь» //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. – М.: 1994.
  4. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. – Париж, 1949.
  5. Богданов В.А. Самокритики символизма. – М.: Просвещение, 1986.
  6. Волков Г.Н. А.Блок. Дневник. – М.: Советская Россия, 1989.
  7. Вольпе Ц. О поэзии А.Белого // Белый А.Стихотворения. – Л.: 1940.
  8. Журавлева В.П. Литература в 11 классе. Методические советы. – М.: Просвещение, 1997.
  9. Комаров Н. Александр Блок. Методические рекомендации в помощь учителю. – Казань, 1971.
  10. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии эстетики русского символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца Х1Х-начала ХХ в.в. – М.: 1975.
  1. Лукашов Л.М. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
  2. Лысый Ю.И. Русская литература ХХ в. Учебник-практикум. – М.: Мнемозина, 1998.
  3. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Полное собрание сочинений. Т. 17. – М.: 1913.
  4. Розов В. Религия и культура. Полное собрание сочинений. – М.: 1990.
  5. Федоров А.В. Иннокентий Анненский: личность и творчество. - Л.: 1984.
  6. Иллюстрированный Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  7. Энциклопедия живописи. - СПб: Аст, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс как средство профильного обучения на старшей ступени полного (среднего) образования

Обучение информатике должно обеспечить формирование у студентов новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том чис...

Элективный курс по английскому языку для учащихся старшей школы “Бизнес и коммерция”

Элективный курс “Бизнес и коммерция” предназначен для учащихся старшей школы и нацелен на ознакомление с корпоративной культурой и этикой делового общения, а также в определенной степени прививает нав...

Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Программа элективного курса на билингвальной основе «Русская и немецкая фразеология» для 9 класса

Знание фразеологии – это обязательное условие глубокого владения любым языком. Цель работы по фразеологии предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами зна...