интегрированный урок литературы и МХК "Поэзия Велимира Хлебникова" 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок посвящен творчеству замечательного астраханского поэта XIX века Виктора Владимировича Хлебникова. Марериал дан в контексте эпохи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_ur.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Фадеева Н.В. учитель русского языка и литературы МБОУ« Волго-Каспийская сош» Камызякского района Астраханской области.

Интегрированный урок литературы и МХК

Тема « Поэзия Велимира Хлебникова».

 «Тихий пророк» в своем Отечестве.

Цели:

- показать огромный духовный потенциал народно-поэтической стихии, царящей в творчестве самобытного автора, нашего земляка.

- совершенствовать умение анализа лирического произведения.

- развивать творческие возможности учащихся.

-прививать уважительное отношение к «негромким» именам литературы.

Эпиграф:

                                             Я вам расскажу, что я из будущего чую

                                                                      Мои зачеловеческие сны.

                                                                                   

                                                                                   В. Хлебников

Оформление:

1.   Мультимедийный проектор

2.   На доске

Будетлянин (человек Будущего), Король поэтов, король времени., Председатель Земного шара, Словождь, Гражданин всей истории Виктор Владимирович Хлебников, Велимир (Великий мир, Повелитель мира).                                                                                                        

3 Выставка картин художников, современников Хлебникова.

Ход урока:

Учитель литературы:

Музыка. Аве Мария. 1. Холодный и голодный январь 1922 года. На заснеженном перроне одного из московских вокзалов беспомощно застыл высокий, похожий на «длинноногую задумчивую птицу» человек в парусиновых брюках и выцветшей с заплатами на локтях рубашке. За плечами его мешок из   г большой холщовой наволочки. Кто это? Нищий? Безумец? Странствующий лицедей?

Он растерянно смотрит по сторонам своими мудрыми и светлыми глазами, какие могут быть только у человека, безмерно любящего людей и мечтающего их осчастливить.

Это Велимир Хлебников, поэт и философ, наш земляк. Он прожил несправедливо короткую жизнь всего 37 лет. Те, кто жил в одно время с поэтом, называли его «заумником», а стихи «заумными», сам же себя он считал «будетлянином».

Он был ученым - провидцем, опередившим идеи Чижевского о влиянии солнечных бурь на земные события, его «смыслозём» предвосхищает г «ноосферу» Вернадского, его рукописи изучают математики, кибернетики, астрофизики.

Цель нашего урока - прикоснуться к поэзии этого человека, открыть огромный духовный потенциал народно-поэтической стихии его творчества, совершенствовать лингвистический разбор стихов, попробовать полюбить его словотворчество.

Во время урока информацию, нужную и ценную для вас, нужно записать в тетрадь.

Слайд.   Новаторство в литературе - это разрушение канонов; воспринимаемых в данный момент как норма.

Ведущий:  Литературный вечер в кафе. Благопристойная, интеллигентная публика внимает степенным писателям, поэтам, провожая со сцены кого бурными, кого вежливыми аплодисментами. Конферансье вечера с запинкой объявляет: « А теперь, господа, молодые поэты, назвавшие себя группой кубофутуристов , желают познакомить нас со своей литературной программой. (Выходят кубофутуристы: Маяковский в желтой кофте с бантом,Каменский,Бурлюк с разрисованными лицами, Гуро, Хлебников. Громко, с выражением читают отрывки из манифеста «Пощечина общественному вкусу»)

-  Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Черным и прочим нужна лишь дача на реке;

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество; -Только мы -лицо нашего времени!

- Прошлое тесно! Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности!

- Мы презираем Славу!

- Мы выдвинули новые принципы творчества!

- Мы отрицаем правописание, нами уничтожены знаки препинания!

- Мы расшатали синтаксис!

- Гласные мы понимаем как время и пространство, согласные - краска, звук, запах.

- Нами сокрушены ритмы.

- Мы, будетляне, любим пользоваться разрубленными словами, полусловами.

- Мы новые люди новой жизни.

Ведущий: «Довольно! Кто их допустил сюда!? Это же не поэты, это табор дикарей, шайка хулиганов.                                          ( замирают)

Ведущий: Скандал. Благопристойная публика ревела, свистела. Известные мастера слова возмущались. Кубофутуристам не удалось закончить выступление, их попросили со сцены.

Слайд

Словарь. Эпотаж.

З.Как можно озаглавить эпизод? (скандальное появление кубофутуризма в литературе).

Почему они отвергают мастеров прошлого и настоящего?

(во- первых, мастера были выходцами из богатых слоев, во- вторых,

намеренно вызвать возмущение, взрыв, интерес к себе).

Кубофутуристы не просто заявили о себе как о новаторах, они ими и были,

И действительно, их творчество было необычно по содержанию и

совершенно новым по форме. Равнодушными они не оставили никого,

одних раздражали, других смущали, третьи восторгались ими.

Сегодня мы будем говорить о творчестве одного из них. Это Велимир

Хлебников. К сегодняшнему уроку вы получили творческие задания, анализ

стихов, сообщения .

4.  Выступление ученицы со стихотворением «Тополь». Анализ. Мультимедиа.

5.  Выступление учащегося со стихотворением «Там, где жили свиристели...»

Выступление учащихся о том, что им больше всего запомнилось во время посещения музея В.В.Хлебникова.

6.  Анализ вместе с учителем. Перед вами стихотворение «Бобэоби». Прочитаем его вслух.

а) Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? (странное)

б) О чем он говорит в нем? Что он пытается нам объяснить? ( с помощью слов и звуков пытается нарисовать в нашем воображении линии, передать цвет, создать портрет).

в)  чтение первой строчки.

Б- работа губ. Какие вы представляете губы? (крупные, чувственные/

Вээоми - круглые загадочные глаза

пиээо - густые прямые брови.

Гзи-гзи-гзэо - крупные звенья из драгоценного металла.

г) Черты лица резкие или плавные? ( мягкие)

■V,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Л

д) Было бы понятно стихотворение, если бы в нем были только звукообразования?

е) С помощью чего эти звукообразования получили значение? (с помощью обычных слов)

ё) Есть ли в стихотворении рифма? (белый стих)

ж) Покажите в стихотворении ассонанс/ [о], [е]./

з) покажите аллитерацию.

1.стр {б}

2 стр { в}

3 стр [п]

4 стр [л]

5 стр [г]

ж) покажите синтаксический параллелизм.

Учитель МХК:                                                                                          

Живопись и литература - разные виды искусства. Живописец творит кистями, оружие поэта - только слово .Посмотрите на этот портрет Каземира Малевича «Голова крестьянина». Это репродукция с картины художника

з) Как понимать слово «жило»?

Лицо «жило». (Оно не застывшее, двигающееся, живое). Оно живет вне

времени и пространства. А может, это вот такое лицо?

Ф. Рокотов « Портрет Александры Петровны Струйской», созданный в первой

половине 18 века, но волнующий в 21 веке, живущий вне времени и

пространства. Как в стихотворении Н. Заболоцкого «Портрет»

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач.

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Хлебников пишет об этом же! Но по-другому.

Учитель литературы:

7. Продолжим разговоре стихах поэта. Выступления учащихся о поэме «Хаджи- Тархан» , стихотворении «Камыши-времыши». Велимир Хлебников говорит: «Словотворчество-враг книжного окаменения». К чему обращался Хлебников создавая слова? Оказывается, как выяснили ученые, только в первобытном обществе, в языческой культуре Хлебников находил в первозданном виде общечеловеческие ценности, лишенные классовых, исторических, национальных предрассудков. Отсюда обращение к образному и выразительному славянского фольклору, языческим заговорам, заклинаниям. Книга известного русского фольклориста Сахарова «Сказания русского народа» (183бг) - вот основа всех заумных  стихов. Хлебникова критики обвиняли в излишнем словотворчестве, забыв о том, что русский язык состоит не только из литературного языка, но и многочисленных говоров, диалектов. Поэт изучал и хранил это в кладовой памяти, а потом извлекал и показывал людям.

Учитель МХК:

8.В семье Хлебниковых талантом был наделен не один Виктор.

Вера Хлебникова и стихи Велимира. Сообщение учащегося.

Что представляет собой русская живопись этого периода?

Русская поэзия тесно связана с живописью, тесно связаны друг с другом

поэты и художники, художники и поэты. Знакомство с картинами.

Учитель литературы: Сценка.

Меньше всего он был похож на типичного литератора тех времен. Ведущий: Место действия - маленькая комната в полуподвальном помещении. Действующие лица: Маяковский - гость, Хлебников - хозяин. М. - Темень какая! Как ты здесь живешь?

Хл. - Что ты, я здесь как царь египетский! Скоро меня отсюда выставят! Да ты не бойся, я же марсианин, зачем мне здесь жилье на вашей Земле?

М. - Вот что, марсианин, наш сборник уже почти готов к публикации, все подготовили свои стихи. Дело только за тобой. Пропал куда-то, в «Собаке» не появляешься. Ты подготовил стихи для печати?

 Хл.- Нетеще.

М. - Тянуть уже некуда. Дай мне рукописи, я сам сделаю подборку стихов. (Хлебников подает старинную наволочку, набитую исписанными листами бумаги). Ну знаешь, меня возмущает твоя небрежность! Ты же гениален

■л

чертовски, Колумб новых поэтических материалов.

Хл.- Хорошо сказал.

М, - ...а работами своими разбрасываешься, хранишь в каких - то тряпках.

Живешь как бродяга, по чужим углам ночуешь. Сколько ценных стихов уже

пропало.

Хл, - Не ругайся, не думай, что я бездельничаю. Я много работаю, пишу.

Знаешь ли, в последнее время я очень увлекся законами истории. Мне"

кажется, история человечества развивается по каким - то математическим

законам. Если эти законы открыть, можно просчитать будущее!

М.- Что за бред?

Хл. - Да ты послушай..../Занавес/

Беседа. О ком эпиграф? (о Хлебникове). Так каким же был ученый, философ и поэт Хлебников? («Тихий» пророк). (Он был скромен, не любил крикливость, показуху. Не участвовал в людской суете, не заботился о судьбе стихов, много терял, раздаривал, рукописи таскал в мешках из города в город, даже иногда разжигал ими костер в

Председатель Земного Шара, Хлебников сам верил в свое предназначение.

Поэтому его нисколько не удивило предложение имаженистов Есенина и

Мариенгофа, совершить обряд посвящения на этот высокий пост. Он не

почувствовал ни насмешки, ни подвоха.

Стоял , на сцене в белой рясе, босой, со скрещенными руками, Хлебников

нисколько не смущался и, глядя невидящими глазами в затаивший дыхание

зал, повторял: «Верую» после каждого четверостишия, исполняемо

Есениным.

Когда же Хлебникову сказали, что ритуал посвящения - всего лишь глупая

шутка, балаган, он был расстроен. Вновь он был не понят.

И с ужасом я понял,

Что я никем не видим... Вот таким одиноким мечтателем он был. Я надеюсь, что вам понравилась эта работа.

Учитель МХК:

Недавно мы посетили дом-музей Хлебникова в г. Астрахани. Что запомнили, что понравилось?

Выводы.  Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шумилина Л.П., Ахмедова Г.Н. Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе "Трагизм судеб русской творческой интеллигенции Серебряного века".

Поскольку в программах по истории и литературе в 11 классе  (да и не только в 11-ом) есть "точки соприкосновения", то появилась замечательная возможность проводить интегр...

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".

Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе

Литературно-музыкальный экскурс "В ней есть душа, в ней есть свобода..."...

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

Интегрированный урок литературы, музыки, ИЗО в 6 классе. Тема урока " Очарованье русского пейзажа".

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "Очарованье русского пейзажа". ( лирика поэтов 19 века: Баратынского, Полонского, Толстого)...