интегрированный урок литературы и МХК "Поэзия Велимира Хлебникова" 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок посвящен творчеству замечательного астраханского поэта XIX века Виктора Владимировича Хлебникова. Марериал дан в контексте эпохи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_ur.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Фадеева Н.В. учитель русского языка и литературы МБОУ« Волго-Каспийская сош» Камызякского района Астраханской области.
Интегрированный урок литературы и МХК
Тема « Поэзия Велимира Хлебникова».
«Тихий пророк» в своем Отечестве.
Цели:
- показать огромный духовный потенциал народно-поэтической стихии, царящей в творчестве самобытного автора, нашего земляка.
- совершенствовать умение анализа лирического произведения.
- развивать творческие возможности учащихся.
-прививать уважительное отношение к «негромким» именам литературы.
Эпиграф:
Я вам расскажу, что я из будущего чую
Мои зачеловеческие сны.
В. Хлебников
Оформление:
1. Мультимедийный проектор
2. На доске
Будетлянин (человек Будущего), Король поэтов, король времени., Председатель Земного шара, Словождь, Гражданин всей истории Виктор Владимирович Хлебников, Велимир (Великий мир, Повелитель мира).
3 Выставка картин художников, современников Хлебникова.
Ход урока:
Учитель литературы:
Музыка. Аве Мария. 1. Холодный и голодный январь 1922 года. На заснеженном перроне одного из московских вокзалов беспомощно застыл высокий, похожий на «длинноногую задумчивую птицу» человек в парусиновых брюках и выцветшей с заплатами на локтях рубашке. За плечами его мешок из г большой холщовой наволочки. Кто это? Нищий? Безумец? Странствующий лицедей?
Он растерянно смотрит по сторонам своими мудрыми и светлыми глазами, какие могут быть только у человека, безмерно любящего людей и мечтающего их осчастливить.
Это Велимир Хлебников, поэт и философ, наш земляк. Он прожил несправедливо короткую жизнь всего 37 лет. Те, кто жил в одно время с поэтом, называли его «заумником», а стихи «заумными», сам же себя он считал «будетлянином».
Он был ученым - провидцем, опередившим идеи Чижевского о влиянии солнечных бурь на земные события, его «смыслозём» предвосхищает г «ноосферу» Вернадского, его рукописи изучают математики, кибернетики, астрофизики.
Цель нашего урока - прикоснуться к поэзии этого человека, открыть огромный духовный потенциал народно-поэтической стихии его творчества, совершенствовать лингвистический разбор стихов, попробовать полюбить его словотворчество.
Во время урока информацию, нужную и ценную для вас, нужно записать в тетрадь.
Слайд. Новаторство в литературе - это разрушение канонов; воспринимаемых в данный момент как норма.
Ведущий: Литературный вечер в кафе. Благопристойная, интеллигентная публика внимает степенным писателям, поэтам, провожая со сцены кого бурными, кого вежливыми аплодисментами. Конферансье вечера с запинкой объявляет: « А теперь, господа, молодые поэты, назвавшие себя группой кубофутуристов , желают познакомить нас со своей литературной программой. (Выходят кубофутуристы: Маяковский в желтой кофте с бантом,Каменский,Бурлюк с разрисованными лицами, Гуро, Хлебников. Громко, с выражением читают отрывки из манифеста «Пощечина общественному вкусу»)
- Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Черным и прочим нужна лишь дача на реке;
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество; -Только мы -лицо нашего времени!
- Прошлое тесно! Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности!
- Мы презираем Славу!
- Мы выдвинули новые принципы творчества!
- Мы отрицаем правописание, нами уничтожены знаки препинания!
- Мы расшатали синтаксис!
- Гласные мы понимаем как время и пространство, согласные - краска, звук, запах.
- Нами сокрушены ритмы.
- Мы, будетляне, любим пользоваться разрубленными словами, полусловами.
- Мы новые люди новой жизни.
Ведущий: «Довольно! Кто их допустил сюда!? Это же не поэты, это табор дикарей, шайка хулиганов. ( замирают)
Ведущий: Скандал. Благопристойная публика ревела, свистела. Известные мастера слова возмущались. Кубофутуристам не удалось закончить выступление, их попросили со сцены.
Слайд
Словарь. Эпотаж.
З.Как можно озаглавить эпизод? (скандальное появление кубофутуризма в литературе).
Почему они отвергают мастеров прошлого и настоящего?
(во- первых, мастера были выходцами из богатых слоев, во- вторых,
намеренно вызвать возмущение, взрыв, интерес к себе).
Кубофутуристы не просто заявили о себе как о новаторах, они ими и были,
И действительно, их творчество было необычно по содержанию и
совершенно новым по форме. Равнодушными они не оставили никого,
одних раздражали, других смущали, третьи восторгались ими.
Сегодня мы будем говорить о творчестве одного из них. Это Велимир
Хлебников. К сегодняшнему уроку вы получили творческие задания, анализ
стихов, сообщения .
4. Выступление ученицы со стихотворением «Тополь». Анализ. Мультимедиа.
5. Выступление учащегося со стихотворением «Там, где жили свиристели...»
Выступление учащихся о том, что им больше всего запомнилось во время посещения музея В.В.Хлебникова.
6. Анализ вместе с учителем. Перед вами стихотворение «Бобэоби». Прочитаем его вслух.
а) Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? (странное)
б) О чем он говорит в нем? Что он пытается нам объяснить? ( с помощью слов и звуков пытается нарисовать в нашем воображении линии, передать цвет, создать портрет).
в) чтение первой строчки.
Б- работа губ. Какие вы представляете губы? (крупные, чувственные/
Вээоми - круглые загадочные глаза
пиээо - густые прямые брови.
Гзи-гзи-гзэо - крупные звенья из драгоценного металла.
г) Черты лица резкие или плавные? ( мягкие)
■V, Л
д) Было бы понятно стихотворение, если бы в нем были только звукообразования?
е) С помощью чего эти звукообразования получили значение? (с помощью обычных слов)
ё) Есть ли в стихотворении рифма? (белый стих)
ж) Покажите в стихотворении ассонанс/ [о], [е]./
з) покажите аллитерацию.
1.стр {б}
2 стр { в}
3 стр [п]
4 стр [л]
5 стр [г]
ж) покажите синтаксический параллелизм.
Учитель МХК:
Живопись и литература - разные виды искусства. Живописец творит кистями, оружие поэта - только слово .Посмотрите на этот портрет Каземира Малевича «Голова крестьянина». Это репродукция с картины художника
з) Как понимать слово «жило»?
Лицо «жило». (Оно не застывшее, двигающееся, живое). Оно живет вне
времени и пространства. А может, это вот такое лицо?
Ф. Рокотов « Портрет Александры Петровны Струйской», созданный в первой
половине 18 века, но волнующий в 21 веке, живущий вне времени и
пространства. Как в стихотворении Н. Заболоцкого «Портрет»
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач.
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Хлебников пишет об этом же! Но по-другому.
Учитель литературы:
7. Продолжим разговоре стихах поэта. Выступления учащихся о поэме «Хаджи- Тархан» , стихотворении «Камыши-времыши». Велимир Хлебников говорит: «Словотворчество-враг книжного окаменения». К чему обращался Хлебников создавая слова? Оказывается, как выяснили ученые, только в первобытном обществе, в языческой культуре Хлебников находил в первозданном виде общечеловеческие ценности, лишенные классовых, исторических, национальных предрассудков. Отсюда обращение к образному и выразительному славянского фольклору, языческим заговорам, заклинаниям. Книга известного русского фольклориста Сахарова «Сказания русского народа» (183бг) - вот основа всех заумных стихов. Хлебникова критики обвиняли в излишнем словотворчестве, забыв о том, что русский язык состоит не только из литературного языка, но и многочисленных говоров, диалектов. Поэт изучал и хранил это в кладовой памяти, а потом извлекал и показывал людям.
Учитель МХК:
8.В семье Хлебниковых талантом был наделен не один Виктор.
Вера Хлебникова и стихи Велимира. Сообщение учащегося.
Что представляет собой русская живопись этого периода?
Русская поэзия тесно связана с живописью, тесно связаны друг с другом
поэты и художники, художники и поэты. Знакомство с картинами.
Учитель литературы: Сценка.
Меньше всего он был похож на типичного литератора тех времен. Ведущий: Место действия - маленькая комната в полуподвальном помещении. Действующие лица: Маяковский - гость, Хлебников - хозяин. М. - Темень какая! Как ты здесь живешь?
Хл. - Что ты, я здесь как царь египетский! Скоро меня отсюда выставят! Да ты не бойся, я же марсианин, зачем мне здесь жилье на вашей Земле?
М. - Вот что, марсианин, наш сборник уже почти готов к публикации, все подготовили свои стихи. Дело только за тобой. Пропал куда-то, в «Собаке» не появляешься. Ты подготовил стихи для печати?
Хл.- Нетеще.
М. - Тянуть уже некуда. Дай мне рукописи, я сам сделаю подборку стихов. (Хлебников подает старинную наволочку, набитую исписанными листами бумаги). Ну знаешь, меня возмущает твоя небрежность! Ты же гениален
■л
чертовски, Колумб новых поэтических материалов.
Хл.- Хорошо сказал.
М, - ...а работами своими разбрасываешься, хранишь в каких - то тряпках.
Живешь как бродяга, по чужим углам ночуешь. Сколько ценных стихов уже
пропало.
Хл, - Не ругайся, не думай, что я бездельничаю. Я много работаю, пишу.
Знаешь ли, в последнее время я очень увлекся законами истории. Мне"
кажется, история человечества развивается по каким - то математическим
законам. Если эти законы открыть, можно просчитать будущее!
М.- Что за бред?
Хл. - Да ты послушай..../Занавес/
Беседа. О ком эпиграф? (о Хлебникове). Так каким же был ученый, философ и поэт Хлебников? («Тихий» пророк). (Он был скромен, не любил крикливость, показуху. Не участвовал в людской суете, не заботился о судьбе стихов, много терял, раздаривал, рукописи таскал в мешках из города в город, даже иногда разжигал ими костер в
Председатель Земного Шара, Хлебников сам верил в свое предназначение.
Поэтому его нисколько не удивило предложение имаженистов Есенина и
Мариенгофа, совершить обряд посвящения на этот высокий пост. Он не
почувствовал ни насмешки, ни подвоха.
Стоял , на сцене в белой рясе, босой, со скрещенными руками, Хлебников
нисколько не смущался и, глядя невидящими глазами в затаивший дыхание
зал, повторял: «Верую» после каждого четверостишия, исполняемо
Есениным.
Когда же Хлебникову сказали, что ритуал посвящения - всего лишь глупая
шутка, балаган, он был расстроен. Вновь он был не понят.
И с ужасом я понял,
Что я никем не видим... Вот таким одиноким мечтателем он был. Я надеюсь, что вам понравилась эта работа.
Учитель МХК:
Недавно мы посетили дом-музей Хлебникова в г. Астрахани. Что запомнили, что понравилось?
Выводы. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шумилина Л.П., Ахмедова Г.Н. Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе "Трагизм судеб русской творческой интеллигенции Серебряного века".
Поскольку в программах по истории и литературе в 11 классе (да и не только в 11-ом) есть "точки соприкосновения", то появилась замечательная возможность проводить интегр...
Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Предлагаемый урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".
Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе
Литературно-музыкальный экскурс "В ней есть душа, в ней есть свобода..."...
Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»
Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...
Интегрированный урок литературы, музыки, ИЗО в 6 классе. Тема урока " Очарованье русского пейзажа".
Открытый урок литературы в 6 классе на тему "Очарованье русского пейзажа". ( лирика поэтов 19 века: Баратынского, Полонского, Толстого)...
- Мне нравится (1)