Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._9_kl.docx | 97.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03. 2004 года, Примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы В.Я Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина и др « Литература» (Программы общеобразовательных учреждений «Литература, 5- 11 классы») - М. Просвещение, 2008г. без изменений и дополнений.
Данная программа адресована обучающимся 9 класса. Срок реализации программы - 1год.
Учебно – методический комплект
Литература – предметная линия УМК по курсу «Литература» 5-9 классы под редакцией В.Я.Коровиной:
1.Программа по литературе 5-9 кл., авторы: В.Я.Коровина и др.-М.: «Просвещение»,2008 г.
2.Учебник – хрестоматия « Литература 9 кл.», авторы: В.П.Полухина, В.Я.Коровина-М.: «Просвещение», 2013г, 2016г.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации реализуется примерной программой, в соответствии с которой на изучение курса литературы на ступени основного общего образования выделено 385 часов, в том числе: в 9 классе – 105 ч ( 3 часа в неделю).
Учебный план школы на 2017 – 2018 учебный год на изучение литературы в 9 классе отводит 3 часа в неделю из часов федерального компонента и реализуется авторской программой «Литература, 5-9 классы», авторы: В.Я Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина и др., М. «Просвещение», 2008г., рассчитанной на 3 часа в неделю, 102 часа в год, уровень обучения - базовый.
Внесённые изменения в авторскую программу
В авторскую программу внесены следующие изменения: количество часов раздела «Из русской литературы ХIХ века » увеличила на 3 ч.
Считаю такое распределение часов обоснованным для данного класса.
Рабочая программа предусматривает следующие виды контроля: : входной контроль, устный ответ на вопрос, устный опрос, составление плана сочинения, статьи, выразительное чтение произведений, составление характеристики героев, тесты, сочинения, развернутое устное монологическое высказывание, цитатный рассказ об одном из героев произведения, сжатый пересказ, контрольная работа, устное словесное рисование персонажа, составление психологического портрета героя, краткий конспект статьи, краткий пересказ, составление тезисов, контрольные работы, чтение по ролям, викторина.
Содержание учебного предмета ( 102ч)
Введение - 1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством,
возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 3 ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 9 ч.
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог»Державина и его особенности.
Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга вМоскву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его
содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 55 ч.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности,
встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика,
фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады.
Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным
чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности
композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.«Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный»— противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений»(В. Г. Белинский).Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума»,«Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с«Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция
Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех
(развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 26 ч
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.
Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация
(углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ
праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди
людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен.
Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразиелирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...»,
«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта.
Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России— главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...»,«Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью —потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник»,
«Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.
Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ,с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А.Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 8 ч.
Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.
Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный(изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический(интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-
философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев
Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии.
Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к
основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Требования к уровню подготовки выпускников обучающихся по данной программе
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,
Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать
характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных
средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только
для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная
литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета.
Виды контроля и система оценивания обучающихся
№ п/п | Четверть | Контрольные работы | |||
Домашние сочинения | Классные сочинения | Контрольные работы | Промежуточная аттестация | ||
1. | I четверть | 09.09 | 30.09 | 11.11 | |
2. | II четверть | 02.12 | |||
3. | III четверть | 13.01 | 01.02 21.02 | 17.03 | |
4. | IV четверть | 10.05 | 21.04 | ||
ВСЕГО: | 3 | 3 | 3 | 1 |
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%
Учебно – тематическое планирование
№п/п | Раздел программы | Всего кол-во часов по программе | ||||
Домашние сочинения | Классные сочинения | Контрольные работы | Промежуточная аттестация | |||
1 | Введение | 1 | ||||
2 | Из древнерусской литературы | 3 | 1 | |||
3 | Из литературы XVIII века | 9 | 1 | |||
4 | Из русской литературы XIX века | 55 | 2 | 2 | 1 | |
5 | Из русской литературы XX века | 26 | 2 | 1 | ||
6 | Из зарубежной литературы | 8 | ||||
Всего: | 102 | 3 | 3 | 3 | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Программа по литературе 5-9 кл., авторы: В.Я.Коровина и др.-М.: «Просвещение»,2008 г.
2.Учебник – хрестоматия « Литература 9 кл.», авторы: В.П.Полухина, В.Я.Коровина-М.: «Просвещение»,2013г.
Список литературы
Основная литература:.
1. И.Д.Постричева « Тестовые задания по литературе. 9 класс» -Курск, 2011.
Дополнительная литература:
1.В.Я.Коровина « Фонохрестоматия к учебнику « Литература 9 кл.» - М.: «Просвещение»,2013г.
2. Образовательные электронные ресурсы:
http://www.alleng.ru/index.htmсайт «Всем, кто учится».
http://www.rol.ru– Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru– Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература».
http://www.gramota.ru - справочно – информационный интернет – портал «Русский язык»
http://www.slovar.plib.ruЭлектронные словари
Календарно-тематическое планирование (102 ч)
№ п/п | № по теме | Тема урока | Тип урока | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата по плану | Дата факт. | ||||||||||||
1 четверть Введение(1 час) | ||||||||||||||||||||
1 | 1 | Правила ТБ при работе в кабинете. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни. Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание. | С.3 учить по тетради | 02.09 | |||||||||||||
Древнерусская литература (3часа) | ||||||||||||||||||||
2 | 1 | Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер. Уметь характеризовать данный период развития литературы. | С. 4-8 | 06.09 | |||||||||||||
3 | 2 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра. | С.8-34, отрывок наизусть | 07.09 | |||||||||||||
4 | 3 | Художественные особенности «Слова», специфика жанра, образов, языка. Подготовка к домашнему сочинению | Комбиниро ванный урок | Домашнее сочинение | Знать жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве. Уметь выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного языка. | напис. сочинение | 09.09 | |||||||||||||
Русская литература ХVIII века (9 часов) | ||||||||||||||||||||
5 | 1 | Анализ сочинения. Общая характеристика русской литературы ХVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве | Урок - лекция | Составление тезисного плана | Знать основные черты классицизма как литературного направления. | С.36-42 | 13.09 | |||||||||||||
6 | 2 | Входной контроль. Техника чтения. М.В.Ломоносов- реформатор русского языка и стихосложения. Особенности содержания стихотворения «Вечернее размышление» | Комбиниро ванный урок | Проверка техники чтения | Знать биографию М.В.Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения. | С.51 -52чит. | 14.09 | |||||||||||||
7 | 3 | Прославление Родины, мира, науки и просвещения в оде М.В.Ломоносова «На день восшествия» | Комбиниро ванный урок | Составление тезисного плана | Знать особенности жанра оды. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных искусств. | С.53-60, отрывок наизусть | 16.09 | |||||||||||||
8 | 4 | Обличение несправедливости в стихотворении Г.Р.Державина «Властителям и судиям». «Памятник» - бессмертие поэта | Урок – практикум | Устный опрос | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти, Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции. | С.66 наизусть | 20.09 | |||||||||||||
9 | 5 | Стихотворение Н.М.Карамзина «Осень» как произведение сентиментализма | Комбиниро ванный урок | Выразительное чтение произведения | Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, Знать биографию журналиста, писателя, новаторский характер.его литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание. | Чит.с .99-100 | 21.09 | |||||||||||||
10 | 6 | Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» | Комбиниро ванный урок | Тест 1. Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» | Знать содержание произведения. Уметь коротко пересказать содержание произведения, формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении. | С.83-99 | 23.09 | |||||||||||||
11 | 7 | Изображение российской действительности в произведении А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву | Урок усвоения новых знаний. | Составление характеристики героев | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведе-ния, давать характе- ристику героев. | Чит. гл. «Любани» | 27.09 | |||||||||||||
12 | 8 | Особенности повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву» | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию. | Чит. гл. «Пешки», «Спасская полесть» | 28.09 | |||||||||||||
13 | 9 | Развитие речи. Сочинение «Литература ХVIII века в восприятии современного читателя» | Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков | Сочинение «Литература ХVIII века в восприятии современного читателя» | Уметь высказывать свои мысли по восприятию произведений этого столетия. | Чит. о русской и мировой литературе ХIХ века | 30.09 | |||||||||||||
Из русской литературы ХIХ века (55 часов) | ||||||||||||||||||||
14 | 1 | Анализ сочинения. Общая характеристика русской и мировой литературы ХIХ века. Понятие о романтизме и реализме | Урок - лекция | Устный опрос | Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь давать развернутый ответ на вопрос. | С.104 -112 | 04.10 | |||||||||||||
15 | 2 | Возможности поэтического языка, романтика к слову в лирике В.А.Жуковского | Урок усвоения новых знаний. | Выразительное чтение произведения | Знать основные черты романтизма как литературного направления. Теоретико- литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно- выразительных средств. | С.113-122 | 05.10 | |||||||||||||
16 | 3 | Нравственный мир героини, язык баллады В.А.Жуковского «Светлана» | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение. | С.131-138 | 07.10 | |||||||||||||
17 | 4 | Личность и судьба драматурга А.С.Грибоедова | Урок - лекция | Развернутое устное монологичес кое высказывание «Портрет писателя» | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного. | С.141-147 | 11.10 | |||||||||||||
18 | 5 | Чацкий в системе образов комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать особенности комедии как жанра, теоретико- литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии. | С.147-157, читать 1действие | 12.10 | |||||||||||||
19 | 6 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | Комбиниро ванный урок | Составление характеристики главных героев | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую. | Читать 2 действие | 14.10 | |||||||||||||
20 | 7 | Общечеловеческое звучание образов персонажей в комедии «Горе от ума» | Комбиниро ванный урок | Составление характеристики главных героев | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию. | Читать 3 действие | 18.10 | |||||||||||||
21 | 8 | Картина нравов, острая сатира в комедии А.С.Грибоедова | Комбиниро ванный урок | Составление характеристики главных героев | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты. | Читать 4 действие | 19.10 | |||||||||||||
22 | 9 | Особенности композиции и язык комедии А.С.Грибоедова. | Комбиниро ванный урок | Цитатный рассказ об одном из героев произведения | Знать особенности композиции и язык комедии. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую. | наизусть отрывок из комедии | 21.10 | |||||||||||||
23 | 10 | Критика о комедии «Горе от ума» И.А.Горчаров «Мильон терзаний» | Комбиниро ванный урок. | Составление плана статьи | Знать основные положения статьи. Уметьотбирать материал из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С.Пушкина о Чацком. | С.158-164 | 25.10 | |||||||||||||
24 | 11 | Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Лицейская лирика, лирика дружбы | Комбиниро ванный урок | Сжатый пересказ текста | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С,Пушкина, основные черты реализма как литературного направления. Уметь сжато пересказывать текст. | С.169-174 | 26.10 | |||||||||||||
25 | 12 | Лирика А.С.Пушкина петербургского периода, проблема свободы и власти в ней | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать, что такое свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы. | С.175 - 176 наизусть «К Чаадаеву» | 28.10 | |||||||||||||
II четверть | ||||||||||||||||||||
26 | 13 | Любовь как гармония души в любовной лирике А.С.Пушкина | Комбиниро ванный урок | Выразительное чтение стихотворения | Знать адресатов любовной лирики. Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики. Уметь выразительно читать стихотворения, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы. | С.189-193 наизусть «Я вас любил» | 08.11 | |||||||||||||
27 | 14 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворение. | С.178-188, 195-200 наизусть «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» | 09.11 | |||||||||||||
28 | 15 | Контрольная работа по лирике ХIХ века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина | Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков | Контрольная работа по лирике ХIХвека, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина | Уметь высказывать свои мысли по восприятию произведений этого столетия. | Чит. лирику Пушкина | 11.11 | |||||||||||||
29 | 16 | Анализ контрольной работы. Романтическая поэма А.С.Пушкина «Цыганы» | Комбиниро ванный урок | Составление характеристики героев | Знать признаки романтизма, сюжет поэмы. Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику. | Чит. поэму | 15.11 | |||||||||||||
30 | 17 | История создания, замысел и композиция романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа. Уметь выделять смысловые части текста. | С.221-230 читать IиII главы | 16.11 | |||||||||||||
31 | 18 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского в романе «Евгений Онегин» | Комбиниро ванный урок | Составление характеристики героев | Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметьдавать характеристику литературному герою. | С.230 - 240 читать III и IV главы | 18.11 | |||||||||||||
32 | 19 | Татьяна Ларина - нравственный идеал А.С.Пушкина | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе. | С.240-245 наизусть отрывок, читать V главу | 22.11 | |||||||||||||
33 | 20 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать текст художественного произведения, Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения. | Читать VI и VII главы | 23.11 | |||||||||||||
34 | 21 | Автор как идейно – композиционный и лирический центр романа | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора. | С.245 читатьVIII главу | 25.11 | |||||||||||||
35 | 22 | Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Его реализм | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать реалистические основы романа. Уметь понимать его идейно- нравственный смысл. | С.245--249 читать IХ главу | 29.11 | |||||||||||||
36 | 23 | Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать критические оценки романа. Уметь анализировать поступки главных героев. | С.249-254 | 30.11 | |||||||||||||
37 | 24 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Евгений Онегин» | Урок обобщения и систематизации знаний | Домашнее сочинение | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой. | написать сочинение | 02.12 | |||||||||||||
38 | 25 | Внеклассное чтение. Проблема «гения и злодейства в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» | Урок-практикум | Устный опрос | Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. вдохновение.Уметь писать, рассуждать по поднятым в произведении проблемам. | С.204-215 | 06.12 | |||||||||||||
39 | 26 | Анализ сочинения. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в его лирике | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | Знать понятия: мотив, лирический герой, романтизм, скептицизм, основные мотивы лирики.Уметь анализировать стихотворения. | С.260-270, наизусть «И скучно и грустно», с.296 | 07.12 | |||||||||||||
40 | 27 | Образ поэта- пророка в лирике М.Ю.Лермонтова | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать основные мотивы лирики поэта. Уметь анализировать стихотворение по вопросам. | С.285-287, наизусть «Пророк» | 09.12 | |||||||||||||
41 | 28 | Любовная лирика М.Ю.Лермонтова | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать адресатов любовной лирики. Уметь анализировать текст на лексическом уровне. | С.292-295 | 13.12 | |||||||||||||
42 | 29 | Тема России и ее своеобразие в лирике М.Ю.Лермонтова | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать основные признаки эпохи. Уметь выделять смысловые части текста. | С.279-280, наизусть «Родина» | 14.12 | |||||||||||||
43 | 30 | Сложность композиции психологического романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» | Комбиниро ванный урок | Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа? | Знать понятия: роман, психологический роман, содержание романа. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции. | С.303 - 313 читать главу «Бэла» | 16.12 | |||||||||||||
44 | 31 | Печорин как представитель «портрета поколения» в романе «Герой нашего времени» | Комбиниро ванный урок | Устное словесное рисование персонажа | Знать текст повести «Бэла». Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей. | С.314-318, читать главу «Максим Максимыч» | 20.12 | |||||||||||||
45 | 32 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера в романе М.Ю.Лермонтова | Комбиниро ванный урок | Составление психологического портрета героя | Знать содержание «Журнала Печорина». Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. | читать главу «Тамань» | 21.12 | |||||||||||||
46 | 33 | Печорин в системе мужских образов романа «Герой нашего времени» | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать текст повести; композиционное значение повести; проблематику и художественные особенности. | читать главу «Княжна Мери» | 23.12 | |||||||||||||
47 | 34 | Печорин в системе женских образов романа | Комбиниро ванный урок | Составление характеристики героя | Знать понятие «двойник», содержание повести. Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану, раскрывать «историю души человеческой». | читать главу «Княжна Мери» | 27.12 | |||||||||||||
3 четверть | ||||||||||||||||||||
48 | 35 | Романтизм и реализм романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать понятия реализм и романтизм. Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их. | С.312-313, читать главу «Фаталист» | 10.01 | |||||||||||||
49 | 36 | Роман «Герой нашего времени в оценке В.Г.Белинского | Комбиниро ванный урок | Краткий конспект статьи В.Г.Белинского | Знать оценку романа В.Г.Белинским. Уметь находить отрывки для оценки героев | С.330 | 11.01 | |||||||||||||
50 | 37 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» | Урок комплексно го применения знаний знаний | Домашнее сочинение | Знать идейно – нравственный смысл романа. Уметь анализировать героев романа, составлять план сочинения. | напис. сочинение | 13.01 | |||||||||||||
51 | 38 | Жизнь и творчество Н.В.Гоголя | Урок - лекция | Устный опрос | Знать страницы жизни и творчества, проблематику и поэтику первых сборников Гоголя «Вечера…», «Миргород». Уметь выделять главное. | С.332-336 | 17.01 | |||||||||||||
52 | 39 | Анализ сочинения. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. | С.338- 352 | 18.01 | |||||||||||||
53 | 40 | Образ города в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать текст поэмы. Уметь кратко пересказывать текст, давать обобщающую характеристику чиновникам. | Чит.I главу | 20.01 | |||||||||||||
54 | 41 | Система образов помещиков в поэме «Мертвые души» | Комбиниро ванный урок | Составление характеристики литературного персонажа | Знать текст поэмы. Понимать способы создания образов помещиков. Уметь составлять характеристику литературного персонажа. | Чит.II – VI главы | 24.01 | |||||||||||||
55 | 42 | Мертвые и живые души в поэме Н.В.Гоголя | Комбиниро ванный урок | Составление характеристики литературного персонажа | Знать прием зоологизации, типический характер, текст поэмы. Понимать способы создания образа Чичикова. Уметь составлять характеристику литературного персонажа. | Читать VII -Х главы | 25.01 | |||||||||||||
56 | 43 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой | Комбинированный урок | Составление характеристики литературного персонажа | Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси – Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков. Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы. | читать ХI главу | 27.01 | |||||||||||||
57 | 44 | Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в оценке В.Г.Белинского | Урок обобщения и систематизации знаний | Устный опрос | Знать текст произведения, причины незавершенности поэмы, критическую оценку поэмы В.Г.Белинским, темы лирических отступлений. Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст. | С.341-343 | 31.01 | |||||||||||||
58 | 45 | Развитие речи. Классное сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» | Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков | Классное сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» | Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов. | Чи. о творчестве А.Н.Островского | 01.02 | |||||||||||||
59 | 46 | Анализ сочинения. Жизнь и творчество А.Н.Островского. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок» | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | Знать творческую биографию писателя, содержание произведения. Уметь характеризовать героев. | Читать пьесу | 03.02 | |||||||||||||
60 | 47 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность - не порок» | Комбиниро ванный урок | Составление характеристики героев | Знать идейный смысл пьесы. Уметь давать характеристику героев пьесы. | Анализ вопросов в тетради | 07.02 | |||||||||||||
61 | 48 | Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. | Урок - лекция | Составление тезисов | Знать этапы жизни и творчества писателя. Уметь понимать внутренний мир писателя. | С.377-385 | 08.02 | |||||||||||||
62 | 49 | Тип «петербургского мечтателя» в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи» | Комбиниро ванный урок | Тест 2. Ф.М.Достоев ский « Белые ночи» | Знать содержание. Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему. | С.389-399 | 10.02 | |||||||||||||
63 | 50 | Внеклассное чтение. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи» | Урок - диалог | Составление характеристики главного героя | Знать идейно-нравственный смысл повести. Уметь дать оценку роли Настеньки в ней. | С.399-407 | 10.02 | |||||||||||||
64 | 51 | Формирование личности героя повести Л.Н.Толстого «Юность» | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии. Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | Читать главу «Юность» | 14.02 | |||||||||||||
65 | 52 | Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе Х1Х века в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника» | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека» | читать рассказ | 15.02 | |||||||||||||
66 | 53 | Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска» | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать содержание рассказа. Уметь характеризовать внутренний мир героя через его поступки. | пересказ | 17.02 | |||||||||||||
67 | 54 | Развитие речи. Классное сочинение по произведениям А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова | Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков | Классное сочинение по произведениям А.Н.Островского, Ф.М.Достоев ского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение. | Чит. о русской поэзии Х1Х века | 21.02 | |||||||||||||
68 | 55 | Анализ сочинения. Внеклассное чтение. Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Х века | Урок - практикум | Выразительное чтение стихотворений | Знать многообразие тем русской поэзии Х1Х века. Уметь выразительно читать стихотворения. | выуч. наизусть стихотворение | 22.02 | |||||||||||||
Из русской литературы ХХ века (26 часов) | ||||||||||||||||||||
69 | 1 | Анализ сочинения. Многообразие жанров и направлений русской литературы ХХ века | Урок - лекция | Составление тезисов | Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литературных направлений. | С.3-5 | 24.02 | |||||||||||||
70 | 2 | Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи» | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Темные аллеи» Уметь анализировать произведение. | С.42-47 | 28.02 | |||||||||||||
71 | 3 | Повесть И.А.Булгакова «Собачье сердце» как социально философская сатира на современное общество | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. | читать повесть | 01.03 | |||||||||||||
72 | 4 | Система образов повести «Собачье сердце» | Урок освоения новых умений и навыков. | Устный опрос | Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины. Уметь определять нравственную проблематику повести. | Читать повесть | 03.03 | |||||||||||||
73 | 5 | Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» | Комбиниро ванный урок | Составление характеристики главного героя | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека» Уметь характеризовать образ главного героя. | С.173-184 | 07.03 | |||||||||||||
74 | 6 | Реализм М.А.Шолохова в рассказе «Судьба человека» | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать содержание рассказа. Уметь понимать переплетение судьбы человека и судьбы Родины. | С.185-195 | 10.03 | |||||||||||||
75 | 7 | Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор». Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. | С.248-266 | 14.03 | |||||||||||||
76 | 8 | Нравственный смысл рассказа- притчи А.И.Солженицына «Матренин двор» | Комбиниро ванный урок | Устный опрос | Знать текст произведения, понятие «праведничество». Уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы. | С.267-284 | 15.03 | |||||||||||||
77 | 9 | Контрольная работа по произведениям писателей ХХ века | Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков | Контрольная работа по произведениям писателей ХХ века | Знать содержание произведений. Уметь произвести их анализ. | Чит. о русской поэзии Серебряного века | 17.03 | |||||||||||||
78 | 10 | Анализ контрольной работы. Общий обзор русской поэзии Серебряного века | Урок - лекция | Составление тезисов | Знать содержание теоретико- литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале. | Учить по тетради | 21.03 | |||||||||||||
79 | 11 | Своеобразие лирических интонаций поэзии А.А.Блока. | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать основные факты биографии поэта. Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока. Знать особенности трагедии лирического героя. | С.62-65, наизусть стихотворе- ние | 22.03 | |||||||||||||
IV четверть | ||||||||||||||||||||
80 | 12 | Тема Родины в лирике С.А.Есенина | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы. | С.80-81 | 04.04 | |||||||||||||
81 | 13 | Народно- песенная основа лирики С.А.Есенина | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать идейный смысл стихов. Уметь читать их выразительно. | С.82-88, наизусть стихотворе- ние | 05.04 | |||||||||||||
82 | 14 | Новаторство поэзии В.В.Маяковского | Комбинированный урок | Составление тезисов | Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации. Уметьвыразительно читать стихотворения Маяковского. | С.101-103 | 07.04 | |||||||||||||
83 | 15 | В.В.Маяковский о труде поэта | Комбинированный урок | Выразительное чтение произведения | Знать идейный смысл стихотворений. Уметь читать их выразительно. | С.103-104, наизусть отрывок из стихотворе- ния «Люблю» | 11.04 | |||||||||||||
84 | 16 | Особенности поэтики М.И.Цветаевой | Комбинированный урок | Выразительное чтение произведения | Знать факты биографии поэтессы, особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | С.119-121 | 12.04 | |||||||||||||
85 | 17 | Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве» | Комбинированный урок | Выразительное чтение произведения | Знать идейный смысл стихотворений. Уметь их читать выразительно. | С.122-124 наизусть стихотворение | 14.04 | |||||||||||||
86 | 18 | Философский характер лирики Н.А.Заболоцкого | Комбинированный урок | Выразительное чтение произведения | Знать факты биографии поэта, тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | С.161-166, наизусть стихотворе- ние | 18.04 | |||||||||||||
87 | 19 | Трагические интонации в любовной лирике А.А.Ахматовой | Комбинированный урок | Выразительное чтение произведения | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, трагические интонации в любовной лирике. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | С.127-138 | 19.04 | |||||||||||||
88 | 20 | Промежуточная аттестация. Техника чтения. Особенности поэтики А.А.Ахматовой | Комбинированный урок | Выразительное чтение произведения | Знать идейный смысл стихотворений. Уметь понимать особенности поэтики | С.138-144, наизусть стихотворе- ние | 21.04 | |||||||||||||
89 | 21 | Философская глубина лирики Б.Л.Пастернака | Комбинированный урок | Выразительное чтение произведения | Знать факты биографии поэта, тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | С.198--205 | 25.04 | |||||||||||||
90 | 22 | Интонация и стиль стихотворений А.Т.Твардовского | Комбинированный урок | Выразительное чтение произведения | Знать факты биографии поэта, тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта. Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения. | С.225-227, наизусть стихотворе ние | 26.04 | |||||||||||||
91 | 23 | Проблемы и интонации стихов о Великой Отечественной войне | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать проблемы стихов. Уметь их выразительно читать. | С.228-235 | 28.04 | |||||||||||||
92 | 24 | Романсы и песни как синтетический жанр искусства | Урок - лекция | Составление тезисов | Знать романсы и песни как жанр искусства наизусть. Уметь анализировать этот жанр. | С.290-294 | 03.05 | |||||||||||||
93 | 25 | Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ – ХХ веков | Урок-концерт | Выразительное чтение произведений | Знать песни и романсы этого времени. Уметь их выразительно исполнять. | С.294-306 | 05.05 | |||||||||||||
94 | 26 | Контрольная работа по русской лирике ХХ века | Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков | Контрольная работа по русской лирике ХХ века. | Знать темы лирики. Уметь характеризовать ее художественные особенности | Чит. о творчестве античных лириков | 10.05 | |||||||||||||
Из зарубежной литературы (8 часов) | ||||||||||||||||||||
95 | 1 | Анализ контрольной работы. Внеклассное чтение. Поэтическое творчество античных лириков Катулла и Горация | Урок - практикум | Устный опрос | Знать поэтическое творчество античных писателей. Уметь читать их выразительно. | С.312-318 | 12.05 | |||||||||||||
96 | 2 | Универсально-философский характер «Божественной комедии» Д.Алигьери | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | Иметь представление о творчестве Данте, героях произведения. Уметь выразительно читать текст песен. | С.325-335 | 12.05 | |||||||||||||
97 | Общечеловеческое значение героев трагедии У. Шекспира «Гамлет» | Комбинированный урок | Устный опрос | Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения. | Читать I-II акты | 16.05 | ||||||||||||||
98 | 4 | Гамлет как вечный образ мировой литературы | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать идейный смысл произведения. Уметь выразительно читать его по ролям. | Читать III-V акты. | 16.05 | |||||||||||||
99 | 5 | «Фауст» как философская трагедия И.В.Гете | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен. Уметь раскрывать мотивы поступков героев. | С.345-356 | 17.05 | |||||||||||||
100 | 6 | Идейный смысл трагедии «Фауст» | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать идейный смысл трагедии. Уметь выразительно читать ее по ролям. | Читать трагедию | 17.05 | |||||||||||||
101 | 7 | «Фауст» как вечный образ мировой литературы | Комбинированный урок | Устный опрос | Знать идейный смысл трагедии. Уметь выразительно читать ее по ролям. | Читать трагедию | 23.05 | |||||||||||||
102 | 8 | Итоговый урок за курс 9 класса. Выявление уровня литературного развития обучающихся. | Урок обобщения и систематизации знаний | Викторина по изученным произведениям | Уметь применять полученные знания на практике. | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета "Литература" в 5 классе
Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобра...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса к учебнику- хрестоматии «Литература 8 класс» (Автор: Коровина В.Я,Журавлёв В.П.)
Личностные универсальные учебные действияУченик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2084577) учебного предмета «Литература» для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета "Литература" для 5 класса (136 ч ) основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по литературе для 5 класса, составленная в соответствии с обновленными ФГОС....