Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса к учебнику- хрестоматии «Литература 8 класс» (Автор: Коровина В.Я,Журавлёв В.П.)
рабочая программа по литературе (8 класс)
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё. - оценивать свои и чужие поступки. - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться: - понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные универсальные учебные действия
Ученик научится: - планировать пути достижения цели, - устанавливать целевые приоритеты, - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»), - устанавливать и вырабатывать разные точки зрения, - аргументировать свою точку зрения, - задавать вопросы, - осуществлять контроль,
- составлять план текста,
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать условия выполнения учебной задачи.
-выделять альтернативные способы достижения цели.
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_8_klass.docx | 61.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Всеволода Павловича Сергеева с. Родничок Балашовского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО гуманитарного цикла __________/………/ Протокол № ____от «__» _________2019 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с.Родничок __________.........../ «____» _________2019 г | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ с.Родничок __________/………../ Приказ № ___ от «___» __________2019 г |
Рабочая программа учебного предмета
«Литература» для 8 класса
к учебнику- хрестоматии «Литература 8 класс»
(Автор: Коровина В.Я,Журавлёв В.П.)
Емельяновой Натальи Анатольевны,
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
на 2019-2020 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«____» __________2019 г
2019-2020 учебный год
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
« Литература 8 класс»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё. - оценивать свои и чужие поступки. - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться: - понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные универсальные учебные действия
Ученик научится: - планировать пути достижения цели, - устанавливать целевые приоритеты, - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»), - устанавливать и вырабатывать разные точки зрения, - аргументировать свою точку зрения, - задавать вопросы, - осуществлять контроль,
- составлять план текста,
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать условия выполнения учебной задачи.
-выделять альтернативные способы достижения цели.
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Раздел 2. Содержание учебного предмета «ЛИТЕРАТУРА 8 КЛАСС»
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка
дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя - гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются.Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.) Сатира и юмор в рассказах.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологи-ческое содержание.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине. Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отчественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о родине, родной природе (обзор)
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Исторический роман (развитие представлений).
Раздел 4. Календарно – тематическое планирование по литературе в 8 классе
(Приложение № 3)
№ п/п | Темаурока | Кол-вочасов | Дата | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
1. | Введение. Русская литература и история. Русские народные песни. Исторические песни. | 1 | |||
2 | Р.Р.Защита проекта «русские народные песни», «Предания». | 1 | |||
3 | Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов. | 1 | |||
4 | Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд». | 1 | |||
5 | Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | 1 | |||
6 | Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект. | 1 | |||
7 | Контрольная работа по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | 1 | |||
8 | Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов. | 1 | |||
9 | Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз». | 1 | |||
10 | Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева. | 1 | |||
11 | P.P.Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча». | 1 | |||
12 | P.P. Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «****» и «19 октября». | 1 | |||
13 | История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка»). | 1 | |||
14 | Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | |||
15 | P.P. Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | |||
16 | Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | |||
17 | P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои повести «Капитанская дочка» и их прототипы». | 1 | |||
18 | Сочинение по повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка» | 1 | |||
19 | «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма. | 1 | |||
20 | Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | 1 | |||
21 | Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы. | 1 | |||
22 | P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Проект. | 1 | |||
23 | Сочинение по поэме М.Ю Лермонтова « Мцыри» | 1 | |||
24 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. История создания. | 1 | |||
25 | «Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью». | 1 | |||
26 | Поворот русской драматургии к социальной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» | 1 | |||
27 | Отношение современной критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. | 1 | |||
28 | P.Р Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».Образ «маленького» человека в литературе. Проект. | 1 | |||
29 | P.P.Петербург как символ вечного адского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель». | 1 | |||
30 | Контрольная работа по произведениям Н.В. Гоголя. | 1 | |||
31 | Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы». | 1 | |||
32 | Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок) | 1 | |||
33 | Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения | 1 | |||
34 | Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений» | 1 | |||
35 | Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого. | 1 | |||
36 | Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала». | 1 | |||
37 | Сочинение «Нравственность в основе поступков героя рассказа J1.H. Толстого «После бала». | 1 | |||
38 | Вн. чт. А.С. Пушкин «Цветы последние милее...», М.Ю. Лермонтов «Осень»,Ф.И. Тютчев «Осенний вечер». | 1 | |||
39 | P.P. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. | 1 | |||
40 | История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви». | 1 | |||
41 | Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви». | 1 | |||
42 | Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». | 1 | |||
43 | P.P. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна). | 1 | |||
44 | P.P.Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл. | 1 | |||
45 | Поэма «Пугачев» С.А. Есенина на историческую тему. | 1 | |||
46 | Сочинение по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока. | 1 | |||
47 | И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем» | 1 | |||
48 | P.P. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Проект. | 1 | 06.04 | ||
48 | Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе. | 1 | 08.04 | ||
50 | P.P. М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе | 1 | 13.04 | ||
51 | М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». | 1 | |||
52 | Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин». | 1 | |||
53 | А.Т.Твардовский «Василий Теркин» Юмор на войне. | 1 | |||
54 | М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют». | 1 | |||
55 | А.И. Фатьянов «Соловьи»;Л.И. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне. | 1 | |||
56 | Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». | 1 | |||
57 | Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». | 1 | |||
58-58 | Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне. | 2 | |||
60 | И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча». «Привет, Россия...». | 1 | |||
61 | Поэты русского зарубежья: Н.А. Оцуп, З.Н. Гиппиус, Дон-Аминадо, И.А. Бунин. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов о Родине. | 1 | |||
62 | Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты. | 1 | |||
63 | Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема жертвенности. | 1 | |||
64 | Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа. | 1 | |||
65 | Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера. | 1 | |||
66 | Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго». | 1 | |||
67 | Итоговый тест на курс 8 класса | 1 | |||
68 | Обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов за год. Чтение на лето. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература» (предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной) 5-9 классы
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература» (предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной) 5-9 классы...
Рабочая программа учебного предмета "Литература" 5 класс к учебнику Коровиной 2021 г.
Рабочая программа соответствует содержанию обновленного учебника В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, 3 изд. М:Просвещение Рассчитана на 85 часов....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Литература" для учащихся с ЗПР 8 класс
программа разработана для учащихся с ОВЗ (задержка психоречевого развития), обучающихся в условиях инклюзии...