Рабочая программа учебного предмета "Литература" в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 93.5 КБ |
Содержание тем учебного курса | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы по литературе
5 класс
1. Пояснительная записка:
1.1. Нормативно-правовые документы.
1.2. Общая характеристика учебного предмета.
1.3. Цели изучения литературы.
1.4.Ведущие задачи курса.
1.5. НРК
2. Перечень основных разделов, изучаемых в 5 классе.
3. Календарно-тематическое планирование.
4. Практические работы.
5. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 5 класса.
6. Перечень компонентов УМК
7. Контрольно-измерительные материалы.
- Пояснительная записка
5 класс
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; нормативно-правовые документы, цели и задачи курса, содержание тем учебного курса; НРК, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, приложение.
1.1 Календарно-тематическое планирование составлено на основании нормативно-правовых документов:
- «Сборник нормативных документов. Литература» Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, Москва, Дрофа, 2007 год.
- «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 кл.» под ред. В.Я. Коровиной, Москва, «Просвещение», 2006 год, рекомендованных Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
- Стандарт основного общего образования по литературе (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесенными приказами МО и Науки РФ от 24.01.2012 года № 39 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).
- Областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013/2014 учебный год (Приказ МО и Науки Челябинской области от 16.06.2011 года № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013/2014 учебный год»).
- Учебный план МАОУ СОШ № 34 на 2013-2014 учебный год.
- Инструктивно-методические письма МО и Науки Челябинской области, ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» (Приложение 3 к письму МО и Науки Челябинской области от 24.07.2013 № 03-02/5639).
Обучение осуществляется по учебнику-хрестоматии «Литература 5 класс» в 2-х частях. Автор-составитель В.Я.Коровина, М., Просвещение, 2011 год.
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
1.3. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.
5-6 класс
На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров ( в первую очередь лирики и эпоса).
Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся включают сочинения разных жанров, а также сочинение загадок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений.
В 5 классе ведущая проблема – внимание к книге.
Специальными целями преподавания литературы являются формирование основных компетенций: читательской, литературоведческой, коммуникативно-речевой.
Основные компетенции литературного образования:
- читательская компетенция (изучаемое произведение и его связи с другими произведениями, сходными по проблематике и художественным решениям)
- литературоведческая компетенция (основные теоретико-литературные понятия)
- коммуникативно-речевая компетенция (развитие речи учащихся)
Главным при изучении предмета «Литература» является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета. Содержание стандарта по литературе реализуется следующими видами усложняющей учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов: близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующим лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;
- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
В целях контроля уровня качества подготовки обучающихся предусматриваются уроки контроля, обобщения, практикумы, семинары.
Формы контроля уровня подготовки учащихся: сочинение, самостоятельная работа, тест, реферат.
1.4. Ведущие задачи курса:
- Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;
- Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- Грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На обучение литературе в 5 классе запланировано 70 часов (62 ч. + НРК - 8 часов)
Планирование рассчитано на 2 часа в неделю I полугодие и II полугодие.
Основная форма организации учебных занятий – классно-урочная система.
1.5. НРК
Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания литературного образования. Содержание регионального компонента литературного образования позволяет:
- приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, художественной литературы, к литературным традициям русского народа, народов, населяющих наш регион;
- сформировать представления о литературе как о социокультурном феномене;
- развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.
Преподавание литературы в 5 классе дополняется спецкурсом «Вокруг тебя – Мир…» (на основе УМК «Вокруг тебя - Мир»)
№ урока | Тема НРК | Кол-во часов | Творческие работы |
8 | Сказка «Общее счастье» | 1 | Написать развернутый ответ на вопрос: «Есть ли «общее счастье» у тебя и твоих одноклассников?» |
22 | Е.Носов «Трудный хлеб | 1 | Написать развернутый ответ на один из вопросов учебника |
29 | О.Уайльд «Мальчик-звезда» | 1 | Написать развернутый ответ на вопрос учебника |
39 | Д.Давыдов «1812» | 1 | Написать о том, какими правами должны обладать люди, оказавшиеся в плену |
47 | А.Куприн «Чудесный доктор» | 1 | Ответить на вопрос №5 |
57 | Итоговый урок | 1 | ИТОГО: 6 ч. |
- Основное содержание тем, изучаемых в 5 классе
№ п\п | Тема | Основное содержание | Кол-во часов |
1 | Введение. | Роль книги в жизни человека | 1 |
2 | Устное народное творчество | Малые жанры фольклора. Русские народные сказки. Сказки волшебные, бытовые, о животных | 6 |
3 | Из древнерусской литературы | Жанры древнерусской литературы. Летопись . «Повесть временных лет» | 1 |
4 | Из русской литературы 18 века | Роды и жанры литературы. М.В.Ломоносов. «Случились два астронома в пиру» | 1 |
5 | Из русской литературы 19 века. Русская литературная сказка | Басня. Истоки басни. Басни И.А.Крылова. Сказки В.А.Жуковского, баллада. А.С.Пушкин поэтизация образа няни; Пролог к поэме «Руслан и Людмила», А.Погорельский, В.М.Гаршин. Нравоучительное содержание и причудливые сюжеты сказок. Основные сведения о М.Ю.Лермонтове, Н.В.Гоголе, Н.А.Некрасове, И.С.Тургеневе, Л.Н.Толстом, А.П.Чехове. Проблематика произведений: человек и история, протест против крепостного права, бессмысленность и жестокость национальной вражды. Развитие представления о юморе. Поэты 19 века о Родине и о природе | 33 |
6 | Из литературы 20 века | Основные сведения о жизни и творчестве И.А.Бунина, В.Г.Короленко, С.А.Есенина, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского, С.Я.Маршака, А.Платонова, В.П.Астафьева. Основная проблематика произведений: человек и природа, быль и фантастика, оптимистическое восприятие окружающего мира. Стихотворные произведения о войне. | 18 |
7 | Из зарубежной литературы | Знакомство с авторами зарубежной литературы 19-20 веков и их произведениями | 9 |
ИТОГО: | 70 ч. |
- Практические работы
Триместр | Наизусть | Развитие речи | Контрольные работы |
I | 4 | 2 | 1 |
II | 3 | 2 (1 классное сочинение) | 1 |
III | 4 | 4 (2 классных сочинения) | 2 |
год | 11 | 8 | 4 |
- Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе
за курс 5 класса
В результате изучения литературы учащиеся
должны знать:
- Тексты художественных произведений, главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях;
- Тексты рекомендованные программой для заучивания наизусть;
- Основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, метафора, эпитет, юмор, роды литературы.
должны уметь:
- Выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изучаемом произведении;
- Правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты;
- Находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте;
- Пересказывать устно и письменно – кратко, подробно, выборочно – эпизод из эпического произведения, составлять план небольшого эпического произведения; составлять устный рассказ о литературном герое;
- Пользоваться справочным аппаратом учебника –хрестоматии и прочитанных книг.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Создания связного текста (устного и письменного);
- Определения своего круга чтения и оценки литературных произведений
- Перечень компонентов УМК
1. «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 кл.» под ред. В.Я.Коровиной, М., «Просвещение», 2006 год.
2. Учебник-хрестоматия «Литература 5 класс». Автор-составитель В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, М., «Просвещение», 2006 год.
3. Методическое пособие «Поурочные разработки по литературе 5 класс», Н.В.Егорова, М., «Вако», 2006 год.
4. «Методические советы. Литература 5 кл.», В.Я.Коровина, М., «Просвещение», 2006 год.
5. «Поурочные разработки по зарубежной литературе», Н.В.Егорова, М., «Вако», 2004 год.
6. «Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. 5 класс». Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.,» Н.А.Миронова, М., «Экзамен», 2006 год.
7. УМК «Вокруг тебя - мир»
ЦОРы:
- «Кирилл и Мефодий. Литература 5 класс»
- Презентации к урокам
- Контрольно-измерительные материалы
Содержание КИМов соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями к умениям и навыкам учащихся. Их назначение – оценить уровень достижений учащихся по литературе.
Изучение литературы в основной школе направлено на формирование основных компетенций: читательской, литературоведческой, коммуникативно-речевой. В связи с этим целью контрольных и проверочных работ является поэтапная оценка достижений учащихся в овладении всеми видами речевой деятельности.
Структура КИМов соотносится с оценкой качества образования: контроль за уровнем владения основных компетенций.
Тесты сгруппированы по темам в соответствии с программой по литературе для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной. Тесты можно использовать на любом этапе урока: проверка домашнего задания, совершенствование знаний, закрепление, повторение и систематизация изученного материала, контроль и оценка знаний. Каждый тест состоит из трех частей: вопросы с выбором ответа, вопросы с кратким ответом и творческое задание.
Контрольные работы (вариант 1 - для слабоуспевающих, вариант 2 – для сильных учащихся) представлены в системе, которая отражает специфику тестов в формате ЕГЭ (части А, В, С).
Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой. Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный.
Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа, однако этот ответ односложен (состоит из одного-двух слов).
Наиболее сложным является третий уровень (С). Вопросы этого уровня побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал. Ответ на вопрос уровня С не должен быть слишком большим – достаточно нескольких предложений.
Для итоговой проверки знаний по УМК «Вокруг тебя - мир» составлен кроссворд, в который включены все изученные термины и понятия.
Предварительный просмотр:
3. Календарно-тематическое планирование уроков литературы
5 класс
№ урока | Дата | Тема урока | Основные компетенции литературного образования (содержание и виды работ учащихся) | НРК | Основ-ные виды деятель-ности. | Результаты обучения | ||
читательс-кая | литературо- ведческая | коммуника-тивная | ||||||
I триместр | ||||||||
1 | Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся | Беседа. Тестирова-ние | Знать о роли книги в жизни человека, своеобразие нового предмета «литература». Уметь пользоваться учебником | |||||
2 | Устное народное творчество Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, скороговорки, колыбельные песни. (см. Приложение през.№1) | Детский фольклор | Фольклор жанр | Сочинение загадки, частушки | Рассказ учителя. Беседа | Знать: жанры фольклора, их отличительные признаки. Уметь: определять жанр произв. | ||
3 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка» (см. Приложение през.№2 ) Иван-царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Сказочные формулы | «Царевна-лягушка» | Виды сказок Фантастика сказка | Выразитель- ное чтение | Беседа. Обучение чтению | Знать: жанровые особенности сказок, их отличительные признаки, построение волшебных сказок. Уметь: переска-зывать сказки, характеризовать героев, видеть жанровые признаки сказок, пересказывать фрагменты сказок | ||
4 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой | Анализ эпизода | Обучение чтению. Беседа | |||||
5 | «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета. (см. Приложение през. №3) | «Иван-крестьянс-кий сын и чудо-юдо» | Волшебная сказка | Характерис-тика героя | Обучение чтению. беседа | |||
6 | Сказки о животных. Бытовые сказки. Народное представление о справедливости, добре и зле. (см. Приложение тест №1) | «Журавль и цапля» «Солдатская шинель» | Сказки о животных Бытовые сказки | Характерис-тика героев Выразитель-ное чтение | Обучение чтению. Беседа | |||
7 | Р.р. Обучение сочинению. (классное)
| Сочинение | Урок развития речи | |||||
8 | Письменный ответ на вопрос | №1 Сказка «Общее счастье» | Беседа. | |||||
9 | Древнерусская литература Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания. Фольклор и летописи (см. Приложение през.№4) | «Повесть временных лет» «Подвиг отрока киевлянина…» | Летопись Жанр Сюжет | Подробный пересказ Выразитель-ное чтение | Обучение чтению. Беседа | Знать: причины появления письменности у восточных славян, появление ДРЛ Уметь: выразительно читать | ||
10 | Русская литература 18 века М.В.Ломоносов. «Случились два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение (см. Приложение през.№5) | «Случились два астронома в пиру…» | Роды и жанры литературы | Выразитель-ное чтение | Обучение чтению. Беседа | Знать: некоторые факты биографии. Уметь: выразительно читать | ||
11 | Русская литература 19 века Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен) (см. Приложение през. №6) | Басня | Выразитель-ное чтение | Внеклассное чтение | Знать: роды, жанры литературы, особенности басни как литературного жанра, факты биографии Крылова. Уметь: определять идейно-смысловую нагрузку басни | |||
12 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях | «Волк и Ягненок» | Аллегория Мораль | Выразитель-ное чтение | Беседа. Обучение чтению | |||
13 | И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях (см. Приложение Тест №2) | «Ворона и Лисица» «Свинья под Дубом» | Аллегория мораль | Чтение по ролям наизусть | Беседа. Обучение чтению | Знать: историю создания басен, их содержание, моральный аспект. Уметь: понимать иносказательный смысл басен и их мораль | ||
14 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях | «Волк на псарне» | Эзопов язык | Выразитель-ное чтение | Рассказ учителя | |||
15 | В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский- сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки | «Спящая царевна» | Сказка литературная сюжет | Выразитель-ное чтение наизусть | Рассказ учителя Беседа | Знать: историю создания сказки, отличие литературной сказки от народной. Уметь: составлять план сказки, выразительно читать | ||
16 | В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады (см. Приложение през. №7) | «Кубок» | Баллада | Выразитель-ное чтение | Беседа | Знать: особенности жанра баллады, содержание баллады. Уметь: кратко пересказывать сюжет, характер-ка героев | ||
17 | А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни. Поэтизация образа Арины Родионовны | «Няне» | Лирика Рифма ритм | Выразитель-ное чтение наизусть | Рассказ учителя. Беседа | Знать: факты биографии Пушкина | ||
18 | А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок (см. Приложение през. №8) | «Руслан и Людмила» | поэма | Выразитель-ное чтение наизусть | Беседа. Обучение чтению | Знать: поэтические средства художественной выразительности. Уметь: работать с поэтическим текстом | ||
19 | Контрольная работа по теме: «Фольклор - русская литература 18-19 веков» (см. Приложение) | Письменные ответы на вопросы | Урок контроля | |||||
20 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. Система образов (см. Приложение през. №9) | «Сказка о мертвой царевне…» | Сказка литературная и народная | Характерис-тика героев | Беседа | Знать: содержание сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки. Уметь: описывать и характеризовать героев | ||
21 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению:
| сочинение | Урок развития речи | Знать: сюжеты сказок. Уметь: проводить сопоставительный анализ произведений | ||||
22 | II триместр | Письменный ответ на вопрос | №2 Е.Носов «Трудный хлеб» | |||||
23 | А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное | «Черная курица, или Подземные жители» | Литературная сказка | Выборочный пересказ Характерис-тика героя Анализ эпизода | Рассказ учителя Беседа. Обучение чтению | Знать: содержание и сюжет сказки | ||
24 | В.М.Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения | «Attalea Princeps» | Пафос | Подробный пересказ Характерис-тика героя | Обучение чтению. Беседа | Знать: содержание и сюжет сказки. Уметь: пересказывать эпизод | ||
25 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (см. Приложение през.№10) | «Бородино» | Баллада пафос | Выразитель-ное чтение | Рассказ учителя Обучение чтению | Знать: факты биографии поэта Первое представление о своеобразии лирики Лермонтова. Уметь: определять композицию произведения | ||
26 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения | Метафора Эпитет Сравнение Анафора антитеза | наизусть | Беседа. Обучение чтению | Знать: содержание произведения. Уметь: находить в тексте художественные средства выразительности | |||
27 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной повести | «Заколдованное место» | Реальность фантастика | Выразитель-ное чтение | Рассказ учителя. Обучение чтению | |||
28 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Юмор фантастика | Выборочный пересказ | Беседа | Знать: своеобразие первого сборника Гоголя. Уметь: характеризовать повествовательную манеру писателя, приводить примеры из текста | |||
29 | (см. Приложение) | Письменный ответ на вопрос | №3 О.Уайльд «Мальчик-звезда» | Беседа | ||||
30 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. (см. Приложение през.№11) | «На Волге» | эпитет | Выразитель-ное чтение | Рассказ учителя. Обучение чтению | Знать: черты личности поэта, нашедшие отражение в творчестве. Уметь: находить эпитеты и сравнения в поэтическом тексте | ||
31 | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | «Мороз, Красный нос» «Крестьянс-кие дети» | Эпитет, метафора, олицетворе-ние, сравнение | Речевая характерис-тика персонажа наизусть | Урок внеклас-сного чтения | Уметь: выразительно читать, определять тему и основную мысль произведения | ||
32 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. (см. Приложение през. №12) | «Муму» | Характерис-тика героев Анализ эпизода | Рассказ учителя. Обучение чтению | Знать: историю создания произведения, сюжет рассказа. Уметь: характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки, делать выводы, рассуждать, формулировать свои мысли, в том числе и письменно | |||
33 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. Тургенев – мастер портрета и пейзажа | Литературный герой Портрет пейзаж | Выборочный пересказ Анализ эпизода | Беседа. Практикум | ||||
34 | Р.р. Обучение сочинению (классное) по рассказу И.С.Тургенева «Муму»:
| Сочинение | Урок развития речи | Знать: правила написания сочинения на литературную тему | ||||
35 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева (см. Приложение) | Тестирова-ние | Урок контроля | |||||
36 | А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни | «Весенний дождь» | Эпитет Метафора Олицетворе-ние сравнение | Выразитель-ное чтение Анализ стихотворе-ния наизусть | Обучение чтению Практикум | Знать: средства художественной выразительности. Уметь: анализировать поэтический текст | ||
37 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. (см. Приложение Тест №3) | «Кавказский пленник» | Рассказ | Характерис-тика героя Выборочный пересказ | Рассказ учителя Обучение чтению | Знать: о творческом пути писателя, истории создания рассказа, приемы создания образа Уметь: работать с текстом художественного произведения, выполнять сопоставительную характеристику героев | ||
38 | Р.р. Жилин и Костылин. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»:
(см. Приложение през. №13) | Сравнитель-ная характерис-тика Анализ эпизода сочинение | Урок развития речи | |||||
39 | №4 Д.Давыдов «1812» | Беседа | ||||||
40 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. III триместр | «Хирургия» «Пересолил | юмор | Составление киносцена-рия | Рассказ учителя. Практикум | Знать: проблематику рассказа – осмеяние глупости и невежества героев. Уметь: читать по ролям | ||
41 | Русские поэты 19 века о Родине и о природе. Лирика Ф.Тютчева (см. Приложение през. №15) | «Зима недаром злится», «Есть в осени перво- начальной» | Стихотворный ритм | Выразитель-ное чтение наизусть | Практикум | Знать: средства художественной выразительности. Уметь: анализировать поэтический текст, выразительно читать | ||
42 | Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова (см. Приложение Тест №4) | Стихи о природе | Анализ лирического текста | Практи-кум | ||||
43 | Литература 20 века И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа | «Косцы» | Пейзаж | Выразитель-ное чтение | Внеклас- сное чтение | Знать: содержание рассказа и его тему. Уметь: определять тему и идею произведения | ||
44 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. | «В дурном обществе» | Выразитель-ное чтение Подробный пересказ | Рассказ учителя. Обучение чтению | Знать: содержание и композицию повести, роль портрета и пейзажа в произведении. Уметь: характеризовать героев, давать оценку поступкам | |||
45 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. Изображение города в повести. (см. Приложение през. №16) | Портрет композиция | Сравнитель-ная характе-ристика Анализ эпизода пересказ | Беседа. Практикум | ||||
46 | Р.р. Обучение сочинению (классное) по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»:
| Сжатый пересказ Анализ эпизода сочинение | Урок развития речи | Знать: правила написания сочинения на литературную тему | ||||
47 | (см. Приложение през.№17) | Письменный ответ на вопрос | №5 А.Куприн «Чудесный доктор» | Беседа | ||||
48 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями». | «Я покинул родимый дом» «Низкий дом с голубыми ставнями» | Средства выразитель-ности | Выразитель-ное чтение наизусть | Рассказ учителя. Обучение чтению | Знать: особенности изображения Родины в произведениях Есенина. Уметь: анализировать поэтический текст | ||
49 | П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Понятие о сказе. (см. Приложение Тест №5) | «Медной горы Хозяйка» | Выразитель-ное чтение Подробный пересказ | Рассказ учителя Обучение чтению | Знать: особенности стиля Бажова, отличие сказа от сказки. Уметь: пересказывать сказы Бажова | |||
50 | Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. (см. Приложение през. №18) | Сказ и сказка | пересказ | Беседа. | ||||
51 | К.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб» | «Теплый хлеб» | Литературная сказка | Выразитель-ное чтение | Рассказ учителя Беседа | Знать: содержание рассказов. Уметь: определять тему и идею произведения | ||
52 | Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения | Пейзаж | Характерис-тика героя Выборочный пересказ | Практикум | ||||
53 | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Человек и природа в произведении. | «Заячьи лапы» | Подробный пересказ | Внеклас- сное чтение | ||||
54 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки С.Я.Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. | «Двенадцать месяцев» | Драма пьеса | Чтение по ролям | Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа | Знать: признаки драматического произведения, особенности драматической сказки. Уметь: характеризовать героев произведения | ||
55 | Р.р. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»:
| Чтение по ролям Речевая характерис-тика героев сказки | Урок развития речи | |||||
56 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Оптимистическое восприятие окружающего мира | «Никита» | Быль фантастика | Сжатый пересказ | Рассказ учителя Беседа | Знать: содержание рассказа. Уметь: воспринять и осмыслить особый мир платоновской прозы | ||
57 | (см. Приложение Кроссворд) | Контрольная работа | №6 Урок итоговый | Урок контроля | ||||
58 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу | «Васюткино озеро» | Выразитель-ное чтение | Рассказ учителя Обучение чтению | Знать: как раскрывается характер и поведение героя в художественном произведении. Уметь: составлять план, анализировать эпизод | |||
59 | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении (см. Приложение през. №19) | Автобиогра-фическое про изведение | Сжатый пересказ Анализ эпизода | Рассказ учителя. Беседа | ||||
60 | Р.р. Классное сочинение:
| сочинение | Урок развития речи | Уметь: работать с планом, писать сочинение на заданную тему | ||||
61 | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов. Образ Родины в стихах о природе | Выразитель-ное чтение наизусть 2 произв. | семинар | Знать: средства художественной выразительности. Уметь: анализировать поэтический текст | ||||
62 | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты в произведениях Саши Черного. Юмор. | «Кавказский пленник» «Игорь-Робинзон» | юмор | Выразитель-ное чтение Чтение по ролям | Рассказ учителя Обучение чтению | Знать что такое юмор. Уметь выразительно читать и пересказывать художественное произведение | ||
63 | К.М.Симонов. Слово о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете…». Р.р. Война и дети. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». (см. Приложение през. №20) | К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» А.Твардовс-кий «Рассказ танкиста» | Письменное сообщение на тему: «Война и дети» наизусть | Рассказ учителя Беседа | Уметь: выразительно читать поэтическое произведение, определять тему и идею стихотворения | |||
64 | Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. | «Вереско-вый мед» | баллада | Выразитель-ное чтение | Рассказ учителя Обучение чтению | |||
65 | Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека | «Робинзон Крузо» | Характерис-тика героя Выборочный пересказ | Рассказ учителя. Беседа | Уметь: определять основную мысль произведения | |||
66 | Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда | «Снежная королева» | Реальность и фантастика | Характерис-тика героев | Рассказ учителя. Беседа | Знать: жанровые и композиционные особенности сказок Андерсена. Уметь: создавать портретную и сравнительную характеристику героев | ||
67 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. (см. Приложение през. №21) | Сжатый пересказ Выразитель-ное чтение | Беседа. Обучение чтению | |||||
68 | Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном | «О чем говорят цветы» | Выразитель-ное чтение Чтение по ролям | Внеклас- сное чтение | Уметь: определять тему и идею художественного произведения | |||
69 | М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек. Том и Бекки. Внутренний мир героев М.Твена (см. Приложение през. №22) | «Приключе-ния Тома Сойера» | Характерис-тика героев Сжатый пересказ | Внеклас- сное чтение | Знать: сюжет произведения. Уметь: составлять словесный портрет героя, оценивать и анализировать поступки | |||
70 | Итоговая контрольная работа (см. Приложение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...