Интегрированный урок по литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

 Гаврикова Елена Викторовна

Тема урока: Путешествие на Кавказ. Жилин и Костылин в плену у горцев. Лексическое значение слова.

 Урок  предназначен для учащихся 5 класса, включает  разнообразные задания по русскому я зыку и литературе, видеофрагмент   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.rar963.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие по Кавказу: русский офицер в плену у горцев. Жилин и Костылин.

              Лексическое значение слова

Лингвистический анализ художественного текста

Цель: обобщение и систематизация знаний по изученным темам на уроках русского языка и литературы

Задачи:

  1. Обучать умению отбирать материал из текста  для работы над определенной темой
  2. Составлять сравнительные характеристики  образов главных героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» на основе  выявленных сходств и отличий в их поведении; выяснить мотивы действий Жилина и бездействий  Костылина
  3. Развивать умение анализировать художественный текст, формируя взаимосвязи  литературоведения и лингвистики; составлять устное высказывание с приемами цитирования; распределять слова в особую семантическую группу
  4. Формировать интерес к учебно-исследовательской деятельности

УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения

Средства: текст  произведения в учебнике литературы 5 класс, видеоролик «Природа Кавказа»

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 Мотивация к учебной деятельности

Видеоролик «Природа Кавказа»

 Сегодня  на уроке мы с вами отправимся в путешествие. А куда именно попробуйте определить?

 Смотрят видеоролик, пытаются определить место путешествия

 Организовать детей, способствовать включить познавательную деятельность учащихся

Актуализация знаний

Беседа, сообщения учащихся

- Скажите, в каком произведении вы встречались  с описанием  природой  Кавказа, жизнью и бытом народов ?

Попробуйте сформулировать цель урока.

- Чем мы вами будем сегодня на уроке заниматься?

Каждое слово в произведении не бывает случайным.

С.Я. Маршак писал: «На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку»

- Какой раздел русского языка изучает лексическое значение слов? (лексикология)

Итак, мы обратимся с вами к лексикологии. Мы начнем с вами с разбора названия произведения «Кавказский пленник»

Кавказский – Кавказ

Кавказ, территория между Черным, Азовским и Каспийскими морями. Делится на Северный Кавказ, Предкавказье и Закавказье. Многие художники , восхищаясь  красотой Кавказа, создали замечательные полотна с изображение природы Кавказа и его горных массивов.

 У Величайших русских поэтов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова мы находим замечательные стихи о неповторимой  природе Кавказа

Отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Кавказский пленник»

Там Терек издали кружит, Меж скал пустынных протекает

И пеной зыбкой орошает

Высокий берег; лес молчит;

Лишь изредка олень пугливый

Через пустыню пробежит;

Или коней табун игривый

Молчанье дола возмутит.

Лежал ковер цветов узорный

По той горе и по холмам;

Внизу сверкал поток нагорный

И тек струисто по кремням.

А теперь давайте найдем описание природы Кавказа  в рассказе Толстого (глава 5)

От слов «На полдни за сарай лощина, табун ходит…» до «..Итак и думается ему, что это самая крепость русская»

Толстой  тоже бывал на Кавказе. В 1851 году старший брат Николай, офицер русской армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и простота казачьей жизни поразила Толстого. Кавказские впечатления впоследствии отразились в рассказах Толстого «Набег», «Рубка леса», «Хаджи-Мурат». Вернувшись в Россию Толстой  записал в дневнике, что полюбил «Край дикий, в котором, так странно и поэтически  соединяются две самые противоположные вещи- война и свобода.

Именно эта тема звучит в названии «Кавказский пленник»-свобода (простор, красоты Кавказа) и война (плен).

И еще одно значение слова «кавказский»?- Главные герои попадают в плен на Кавказе.

- Кто их взял в плен? – Жители Кавказа, кавказцы.

- Кто это такие?

Кавказцы – это горские народы, в большинстве своем исповедают мусульманскую религию (чеченцы, дагестанцы, осетины, ногайцы, аварцы,  и татары)

- Почему кавказцы  взяли русских в плен?

- Какая война была на Кавказе?  (сообщение)

Кавказская война 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа. Борьба горцев-мусульман с русскими проходила  под флагом газавата(«войны мусульман с иноверцами»). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-западного Кавказа к России. Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи.

Лев Толстой не сообщает читателю никаких исторических сведений, но зная историю и  географическое положение Кавказа, мы можем представить то место, где развивались действия.

Толстой строит свой рассказ на событиях, на самом сюжете, на интересе читателя к судьбе героя.

Слушают сообщения, формулируют выводы, выражают свое мнение

Сформировать представление об историческом времени, о народности, о географическом местоположении Кавказа

Продуктивная деятельность

Литература  Работа с текстом произведения. Составление сравнительной таблицы  «Герои в рассказе Л.Н. Толстого» Кавказский пленник»

Работа в парах

А. теперь перейдем к характеристике главных героев.

- Кто главные герои в рассказе Толстого «Кавказский пленник»?

-  Дает ли Толстой развернутые  портреты героев  через описание?

- Как вы думаете,  что фамилии героев могут?

- Что такое «жила»? – прочное окончание мышц; отсюда слово «жилистый», «двужильный».  Так говорят о выносливом, крепком человеке. Жилин- действие.

-  Что такое «костыль»? – палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре. Костылин- бездействие.

Проанализируем, какую роль играет лексическое значение фамилий главных героев.

Составим сравнительную характеристику героев по их поведению, описанию и отношению к ним автора и людей, которые их окружают.

Критерии

Жилин

Костылин

Звание

Внешность

Отношение с татарами

Занятия

Поведение героев во время нападения татар

Поведение героев во время побега

- Вернемся к названию произведения.

- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?

- Почему в единственном числе,  ведь  пленников было два? (так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным, говорит о том, что ему  больше нравится только один герой- Жилин)

 Цитируют, анализируют текст,  составляют сравнительную характеристику, делают выводы.

Составление  сравнительной характеристики

Русский язык

работа в группах, составление мини-проекта, работа с текстом произведения. Работа с  толковыми словарями

С помощью отдельных слов (лексических единиц) Толстой погружает нас в мир  одного из горских народов- татар. Какие это слова? Это слова, взятые из татарского языка, который относится к тюркским языкам. И вот здесь для нас важно знать лексическое значение этих слов- «незнакомцев»

 Кроме того, чтобы погрузить нас в мир татарского аула, Л. Толстой дает читателю описание одежды и внешнего вида татарина, татарки, татарских мальчишек и девочки, описание быта татарского аула, обычаев и блюд.

Сейчас мы с вами попробуем  воспроизвести  мир татарского аула.

Работа в группах:

1 группа – описание  одежда татар

2 группа- описание быта и их жилища татар

3 группа-  национальные блюда татар

4 группа-  обычаи татар.

Формулировка вывода

Анализирую  языковой материал,  составляют мини-проект, защита мини-проектов

Проект

Рефлексивная деятельность

Методика «Незаконченное предложение»

Ребята, какая цель  на уроке была нами поставлена

Сегодня на уроке я узнал…

 Я хочу быть похожим на…, потому что..

 Лексическое значение слова выполняет…., потому что….

Рассказ Толстого «Кавказский пленник» так назван потому, что…

В рассказе Толстого «Кавказский пленник» говорится о …..войне.

К народам Кавказа можно отнести….

Продолжают предложения

 

Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание

 Составить кроссворд по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Нарисовать иллюстрацию к произведению

Кроссворд, иллюстрации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Интегрированный урок по литературе и истории. Урок разработали: Ергалиева А.Б., Ильина Е.Е., Суворина Н.Е.

Интегрированнй урок по литературе и истории. По рассказу А. Толстого " Русский характер"....