Тема: «М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта».
Цели: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, условиями, в которых формировался его характер, дать представление о своеобразии лирики М.Ю. Лермонтова; воспитывать желание вновь и вновь обращаться к поэзии М.Ю. Лермонтова.
Словарная работа: вольный, мятежный, одарённый, трагический, тревожный, неспокойный (слова записаны на доске).
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, компьютер, проектор, видеофрагменты из жизни поэта.
Ход урока:
Вереницей идут года,
И не видно черты их конечной
Лермонтов..., Он с нами навсегда,
В строй живых Записан он навечно!
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя.
Вереницей идут года,
И не видно черты их конечной. Лермонтов ...
Он с нами навсегда,
В строй живых записан он навечно!
Это жизни дни его вернулись,
Он в нее хозяином вошел,
Именем библиотек и улиц,
Пароходов, институтов, школ ...
В книгах - трудным временем проверен,
В ярком блеске добрых, смелых глаз.
Он - живой,- не памятником в сквере
Вновь и вновь рождается для нас!
Это стихотворение написал Павел Алдахин.
- О ком это стихотворение? (О М.Ю. Лермонтове, двухсотлетний юбилей со дня рождения которого мы отмечаем в 2014 году).
- Какие произведения М.Ю. Лермонтова вам знакомы? («Бородино», «Парус», «Тучи», «Утес», «И скучно и грустно»).
- А знаете ли вы, что поэт М.Ю.Лермонтов оставил и другие произведения – живописные? Он был талантливым художником. Рассмотрим его портрет. Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа. Но самое главное, что обращает на себя внимание, - это лицо, печальное, напряжённое, с тоской в глазах.
- Если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу обнаружим, что люди, знавшие его лично, совершенно расходятся в представлении о его внешности. Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с маленькими глазами. Лермонтов был очень разным: злым и угрюмым, скучным и ласковым, добрым и раздражительным, спокойным.
Как вам уже известно, 28 января 1837 года по Петербургу разнесся слух о том, что Пушкин стрелялся с Дантесом и ранен смертельно. На другой день Пушкина не стало. Гибель Пушкина взбудоражила и наполнила негодованием весь просвещенный Петербург, вызвав прилив любви к поэту, небывалый в истории мировой литературы. Десятки тысяч людей перебывали возле дома на Мойке, где умирал Пушкин. Мощное выражение общественного протеста заставило правительство Николая I принять чрезвычайные меры: дом поэта в час выноса тела был оцеплен жандармами, панихида в Исаакиевской церкви отменена и отслужена в церкви придворной, куда пускали по специальным билетам, гроб с телом Пушкина отправлен в псковскую деревню ночью, тайно и под конвоем. В такой обстановке М.Ю. Лермонтов пишет свое известное стихотворение «На смерть Поэта». Это стихотворение было воспринято в русском обществе как выдающееся по смелости выражение политического протеста. Лермонтов единственный в то время сказал о причинах гибели поэта правду, о которой молчали даже друзья Пушкина. Стихотворение, по сведениям, распространялось в списках уже 30 января – на другой день после смерти Пушкина. (Приложение №1).
3. Словарная работа.
На доске слова написаны: вольный, мятежный, одарённый, трагический, тревожный, неспокойный.
- Прочтите слова, написанные на доске. Все ли слова знакомы? (Объяснение лексического значения слов, запись слов в тетрадь). (Вольный – свободный, независимый, ничем не стеснённый; мятежный – причастный к мятежу, поднимающий мятеж, тревожный, неспокойный, бурный; одарённый – талантливый; трагический – полный страданий, потрясающий; тревожный – полный тревоги, волнения, выражающий тревогу, беспокойство; неспокойный – лишенный спокойствия).
Именно эти слова могут стать главными в нашем рассказе о личности и судьбе М.Ю.Лермонтова.
4. Знакомство с биографией поэта. Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти годы написать прекрасные произведения. Он был человеком необычайно одарённым. Он играл на скрипке, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Познакомимся с тем, как прошло детство поэта, кто его воспитывал, где он вырос. (Приложение 2).
Поэт родился в Москве, в дворянской семье. Детство Лермонтова прошло в Тарханах – имении его бабушки Е.А.Арсеньевой в Пензенской губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким языками. В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву. Детство поэта, несмотря на то, что его очень любила бабушка, было безрадостным, так как мама умерла, а с отцом он не виделся. Чувство глубокого одиночества с самого детства терзало ребёнка. Финалом своей жизни М.Ю. Лермонтов повторил А.С.Пушкина. В 1830г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи. В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 г. состоялось первое появление стихов Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. В 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ. В 1840г. военный суд за дуэль приговаривает Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ. Он уезжает, где принимает участие в военных действиях и обращает на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством", за которое его представляют к награде. Лермонтов — один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе. Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая неоконченных сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно. Романтическая поэтика характерна для творчества Лермонтова: исключительные, зачастую экзотические, образы, приподнятый тон, пышный язык — таковы ее отличительные черты. В период его творческой зрелости автор стремится дать объективную характеристику явлений действительности. Некоторые особенности старой манеры сохранились и в этот период — только художественно утонченные и искусно применяемые, с соблюдением высокого вкуса и чувства меры.
Лермонтов прожил всего 27 лет. Жизнь его оборвалась от пули Николая Мартынова в июле 1841 г. на дуэли у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска. Во время дуэли началась гроза. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно. Мартынов быстро подошёл к барьеру и выстрелил в поэта, выстрел был смертельным. (Приложение 3).
17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска". А в 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых. В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.
Лермонтов М.Ю. родился в 1814 г., погиб на дуэли в 1841, но между двумя этими датами незримо стоит еще одна дата, которая имеет прямое отношение и к Лермонтову, и к его творчеству. Какая же это дата?
Восстание декабристов на Сенатской площади было разгромлено, 5 декабристов повешены, 120 человек отправлены на каторгу. Таким жестоким было наказание тем, кто думал о свободе для народа, о счастье, о равенстве. Россия погрузилась во мрак реакции, имена декабристов нельзя было упоминать. Произведения их, а многие из них были поэты, писатели, приказано не печатать, не читать. Родным было запрещено носить по ним траур, даже упоминать их в разговоре было запрещено. Царь боялся разговоров о свободе, равенстве, а люди боялись ссылок, тюрьмы, страшились каторги. Таких было большинство. И вот в такое время начинает творить М.Ю.Лермонтов, воспитанный на вольнолюбивых стихах А.С.Пушкина.
По рождению он был дворянином, внуком богатой помещицы, поэтому круг его знакомых и родных - люди обеспеченные, богатые, близкие к царскому двору и царю. Лермонтов видел в них только желание покоя, богатства, чинов, наград из рук царя, видел, что они думают только о личном благе, что они напуганы участью декабристов, что они боятся борьбы.
5. Проверка знаний. Тестирование. (Приложение 4).
6. Взаимопроверка. Ключи:
- В
- Г
- Б
- В
- Он ищет, он кинул, он бежит, он просит
- Ямб.
6. Домашнее задание: прочитать «Песню про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в лирике поэта.Стихотворение "Парус"
Данная разработка урока включает в себя биографию М.Ю Лермонтова, историю создания и анализ стихотворения "Парус"....
М. Ю .Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова
Серия уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова....
Урок литературы в 6 классе по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Тучи". Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе".
Данный урок является программным в курсе изучения литературы в 6 классе. На нем предлагается использовать интернет-ресурсы сайтов "Единая коллекция ЦОР" и "ФЦИОР"....
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности
В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....
М. Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта
Цель урока в создании условий для проявления познавательной активности учащихся в расширении и систематизации знаний о жизни М. Ю. Лермонтова ...
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Чувство одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова
Урок "открытия" нового знания....
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино»
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино»...