Открытый урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в лирике поэта.Стихотворение "Парус"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Данная разработка урока включает в себя биографию М.Ю Лермонтова, историю создания и анализ стихотворения "Парус".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literature.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 6 классе по теме: М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества в лирике поэта. Стихотворение «Парус». Цели урока:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова;
чтение и анализ стихотворения «Парус».
Дидактические задачи урока:
Учебные:
расширить представление о передаче эмоций через художественный текст;
познакомить с понятиями «антитеза», «инверсия»
Развивающие:
развивать умение учащихся анализировать лирическое произведение;
развивать умение строить монологические аргументированные высказывания по теме;
развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
способствовать формированию нравственных качеств у учащихся;
способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений и картин М.Ю. Лермонтова;
формировать положительное отношение к знаниям;
нравственное и эстетическое воспитание учащихся.
Форма проведения урока: презентация, заочное путешествие.
Форма организации учащихся: индивидуальная, коллективная.
Основной метод обучения: метод эвристической беседы.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оформление урока: Презентация «Мотивы одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова»
Методические особенности урока:
1. Использование ИКТ, Internet в подготовке учащимися сообщений о Лермонтове.
2. Заочное путешествие «М.Ю.Лермонтов – великий русский поэт».
3. Развивающее обучение
Ход урока: 1. Самоопределение к деятельности: 2.Актуализация ЗУН, необходимых и достаточных для введения нового: Задание для учащихся: Прослушайте отрывки из одного всем известного произведения: И только небо засветилось, Всё шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй… Смешались в кучу кони, люди И залпы тысячи орудий Слились в протяжный бой… - Из какого произведения эти строки? - Что вы помните об этом стихотворении с 5 класса? 3.Постановка целей и задач урока: -Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь сегодня на уроке? ( Слайды 1,2) -Запишите тему урока в рабочую тетрадь по литературе. - Каковы цели и задачи нашего урока? (Слайд 3) -Что вы знаете о М.Ю.Лермонтове с прошлого года? 4.Работа с автопортретом Лермонтова. -А знаете ли вы, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения – живописные? Он был талантливым художником.( Репродукции его картин мы посмотрим немного позже). Посмотрите на автопортрет Лермонтова в учебнике. -Каким изобразил себя поэт? ( Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказ. Но самое главное, что обращает на себя внимание,- это лицо, печальное, напряженное, с тоской в глазах). -Послушайте воспоминания выдающихся людей о личности поэта( книга В.П. Полухина «Читаем, думаем, спорим» Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений , поэм и даже роман. 5. Сообщение учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Вступительное слово учителя (слайды 4, 5, 6.) 1 ученик (рассказ о детстве писателя в Тарханах) – Слайды 7, 8, 9. Запись в тетрадь: Родился в Москве. Рано лишился матери. Воспитанием занималась бабушка – богатая помещица, жившая в селе Тарханы Пензенской губернии. 2 ученик (рассказ об обучении Лермонтова, его увлечениях) – Слайды 10,11,12. Запись в тетрадь: Обучался на дому, владел иностр. яз., играл на музыкальных инструментах, рисовал акварелью, лепил из воска. Будущий поэт любил природу. 3 ученик (чтение стихотворения «Взгляни опять: подобная Армиде…»). 4 ученик (рассказ о поездках Лермонтова на Кавказ, чтение стихотворения «И вижу я себя ребёнком») – Слайд 13. Запись в тетрадь: Бабушка трижды возила внука на Кавказ. 5 ученик (рассказ об обучении Лермонтова в Москве и Петербурге) – Слайды 14,15,16. Запись в тетради: В 13 лет Лермонтов поступил в 4 класс московского университетского Благородного пансиона. Охотно учился и в 14 лет начал писать стихи. В 15 лет поступил в Московский университет и жил у бабушки на Малой Молчановке. Через 2 года Лермонтов уехал в Петербург и поступил в военную школу. Очень тосковал по своих московских друзьях. В эти дни было создано стихотворение «Парус» 6. Чтение учителем стихотворения «Парус» 7. История создания стихотворения «Парус» (1832 г.) М.Ю.Лермонтов в 18-летнем возрасте приехал учиться в школу Гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Он отправился прогуливаться по городу, вышел на набережную и увидел раскинувшуюся гладь моря. - Что испытывает человек, находясь вблизи с морем? Что его волнует? ( Величие, простор. Постоянная изменчивость: то спокойное, безмятежное, то пенится и шумит. То лазурно – синее, то свинцово – серое. Вблизи моря думаешь о чем – серьёзном, сокровенном). 8. Анализ стихотворения. - Что вы представляете, слушая стихотворение? Какие картины видите? - Какое настроение возникает при чтении? Какое слово определяет это настроение? ( Эпитет «одинокий» ) - В стихотворении есть какая – то тайна. Попробуйте проникнуть в неё. - Сравните картины, нарисованные в 2 и 3 строфе? - Прочитайте первые две строки каждой строфы? Что рисуют они? - О чем говорят две последние строки каждой строфы? (Это голос самого поэта, его размышления). - О чем эти размышления? - Как называется художественное средство, когда одно явление противопоставляется другому? (антитеза) -Только один раз появляется слово «парус».А в других строчках – местоимения: «ищет он», «кинул он», « он счастия не ищет», « не от счастия бежит», « просит бури». - Можно ли так говорить о неодушевленном существе? - Почему, читая стихотворение, начинаешь думать о парусе, как о живом существе? ( только гордый, смелый человек не бежит от бури, а ищет встречи с ней? -Как называется такое выразительное средство? Найдите в стих. олицетворения. - Почему парус называют «мятежным»? ( т.к. ищет непокоя) К какому выразительному средству относится слово «мятежный». Найдите эпитеты в стихотворении. - В чем же смысл стихотворения?( Он видит парус и вспоминает гордых, мятежных, одиноких друзей, ими гордится, сочувствует им). Запись в тетрадь: «Парус» - создание 18-летнего поэта. Образ бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтическая связывается с одиночеством, мятежными стихиями. 9. Работа с рисунком Лермонтова. Рассмотрите акварельный рисунок М.Ю.Лермонтова «Парус». Сравните настроение, выраженное Лермонтовым в поэтическом «Парусе», с настроением, которое передает произведение живописи. 10. Понятие об инверсии. Перечитайте строки: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Поэт не только нарисовал картину, но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том- то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые. Если бы сказать об этом прозой, вы получили бы фразу иначе: «одинокий парус белеет в голубом тумане моря». И вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихах же эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк, это сделало их особенно заметными, выделенными. Необычный порядок слов в предложении называется инверсией. Инверсия – одно из выразительных средств стихотворной речи. Она помогает передать настроение. Задание для класса: Найдите ещё инверсии в стихотворении «Парус» и подумайте, какое настроение они помогают выразить. 11. Заключительное слово учителя. Прочитайте стихотворение ещё раз. Изменилось ли первое впечатление от стихотворения? 12.Рефлексия. - Что на уроке было самым интересным? Что очень сложным? Запишите на своих листочках. 13. Домашнее задание. 1. рассказ о Лермонтове 2. выучит стих наизусть На следующем уроке мы продолжим знакомство с творч.поэта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"
Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"
Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....
Открытый урок по теме: "Если душа родилась крылатой": тематический репертуар ранней лирики М.И. Цветаевой
Данный материал представляет собой конспект открытого урока по литературе (8 класс), а также презентацию к нему....
Презентация к открытому уроку по теме: "Если душа родилась крылатой": тематический репртуар ранней лирики М. Цветаевой
Материалы к открытому уроку по творчеству М.И. Цветаевой (8 класс)...
Совместная презентация "Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"
Презентация создана учащимися 6 класса к уроку литературы "Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"...
Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (урок - исследование)...
Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Презентация к уроку-анализу стихотворения-завещания М.Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу", завершающего тему "Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова". В ход урока включены...