М. Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Цель урока в создании условий для проявления познавательной активности учащихся в расширении и систематизации знаний о жизни М. Ю. Лермонтова и истоках его поэзии. Актуальность разработки определяется требованиями современного образования к формированию УУД учащихся. Урок направлен на формирование предметных метапредметных и личностных навыков, что отражается в формах работы, используемых на уроке (фронтальная, индивидуальная и групповая), повышающих степень активности учащихся в учебном процессе. На уроке происходит развитие широкого круга УУД, эффективное сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения (адектватно цели урока) обеспечивало высокую эмоциональную активность учащихся, определяло новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-lermontov.docx | 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Литература |
Класс | 7 класс |
Тип урока | Комбинированный (изучение новой темы с элементами повторения) |
Тема | М. Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. |
Цель урока для учителя | Создать на уроке условия для проявления познавательной активности учащихся в расширении и систематизации знаний о жизни М. Ю. Лермонтова и истоках его поэзии. |
Цель урока для учащихся | Расширить и систематизировать знания о жизни М. Ю. Лермонтова и истоках его поэзии. |
Задачи урока | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемые результаты | Предметные: расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, подчеркнуть яркую индивидуальность его поэтического гения. Познавательные УУД: находить в источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению; создавать собственный текст на основании имеющихся знаний. Регулятивные УУД: определять цели обучения, формулировать учебную задачу, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач; осуществлять рефлексию по результатам учебной работы. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог; сотрудничать для достижения общезначимой для коллектива цели; брать на себя ответственность за деятельность группы; использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей. Личностные УУД: воспитывать у обучающихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку. |
Оборудование | Выставка, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова; компьютер и проектор; раздаточный материал (индивидуальная карта, карты-памятки и листы с заданиями для работы в группе). |
Педагогические технологии | Проблемного обучения, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, дифференцированного подхода в обучении, ИКТ-технологии, здоровьесбережения, работа в группе. |
Методы обучения | Репродуктивный, метод творческого чтения и частично-поисковый в их сочетании. |
Технологическая карта урока
№ п\п | Этапы урока | Содержание | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный | Приветствие | 1 мин. | Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку. | Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. | |
2 | Мотивационный этап | Работа с известными понятиями. Проблематизация известного материала. Постановка учебной задачи. | 5 мин. | Предлагает ознакомиться с индивидуальной картой заданий и подписать её. Читает высказывание А. А. Ахматовой. Предлагает ответить на проблемный вопрос: «О ком идёт речь?» Подводит учащихся к формулировке темы и к пониманию цели урока. | Рассматривают и подписывают индивидуальную карту заданий. Слушают и предполагают, о ком идет речь в высказывании. Аргументируют свои предположения. Формулируют тему и цель урока. | Познавательные: осмыслять текст на возрастном уровне. Регулятивные: определять цели обучения. Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей. |
3 | Актуализация знаний | Повторение ранее пройденного материала (обращение к ранее прочитанным стихотворениям М. Ю. Лермонтова). | 5 мин. | Предлагает учащимся прочитать известные им стихотворения М. Ю. Лермонтова. Предлагает учащимся ответить на проблемные вопросы. | Читают наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова, поют романс под гитару на стихотворение М. Ю. Лермонтова. Высказывают свои мнения. | Познавательные: осмыслять текст на возрастном уровне. Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей. Личностные : понимание принадлежности к русской культуре. |
4 | Работа с новым материалом | Изучение жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, особенностей работы поэта над произведениями. Творческая работа учащихся. | 30 мин. | Предлагает послушать подготовленное учащимся сообщение о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Предлагает прочитать статью учебника о М. Ю. Лермонтове и, работая в группе, ответить на вопросы. После прослушивания всех групп предлагает ответить на вопрос: «Что для вас было новым в статье о М. Ю. Лермонтове?» Предлагает прочитать и обсудить в группе статью учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях». Предлагает в индивидуальной карте написать эссе или развернутый ответ на вопрос. Предлагает прочитать сочинение. | Учащийся рассказывает о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Работают в группе, читают и обсуждают статью, отвечают на вопросы в листе заданий, выступают с ответами. Обсуждают в группе и отвечают на вопрос. Представители групп выступают с ответами. Читают и обсуждают в группе статью учебника. Пишут эссе или развёрнутый ответ на вопрос. Читают сочинения. | Познавательные: находить в источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, осмыслять текст на возрастном уровне; создавать собственный текст на основании имеющихся знаний. Регулятивные: создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач. Коммуникативные: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог; сотрудничать для достижения общезначимой для коллектива цели; брать на себя ответственность за деятельность группы; использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей. Личностные : формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку. |
5 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Ответ на вопросы о личностных результатах в индивидуальной карте. | 4 мин. | Предлагает заполнить карту рефлексии в индивидуальной карте. Дает на дом домашнее задание на следующий урок, а также отсроченное задание по выбору. | Заполняют карту рефлексии, оценивают свою деятельность на уроке. Записывают домашнее задание. | Регулятивные: осуществлять рефлексию по результатам учебной работы. |
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:
- определение учащимися темы и цели урока;
- осмысленное выразительное чтение;
- устные ответы учащихся на поставленные вопросы с учетом содержания и речевого оформления;
- мониторинг работы группы (создание алгоритма деятельности, работа с информацией, взаимодействие и сотрудничество в группе); итоги работы группы на листе для заданий;
- творческая работа учащихся (эссе или развёрнутый ответ на вопрос в индивидуальной карте);
- статистика карт рефлексии.
Ход урока
Этап 1. Организационный момент. Приветствие.
Этап 2. Мотивационный этап.
- Учитель: У каждого из вас есть индивидуальная карта работы, подпишите её. (см. Приложение 1)
Я сейчас прочту высказывание А. А. Ахматовой. Попробуйте понять, о ком идет речь?
Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему… Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно.
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста…
А. А. Ахматова
Предположения учащихся. А. А. Ахматова говорит о М. Ю. Лермонтове.
- Формулировка учащимися темы и целей урока.
Учитель: А теперь назовите тему нашего урока.
Учащиеся говорят о том, что на уроке мы будем говорить о М. Ю. Лермонтове.
Учитель: Можем ли мы с уверенностью сказать, что знаем достаточно о М. Ю. Лермонтове, чтобы знакомиться с новыми его произведениями. Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Учащиеся предполагают, что на уроке нужно расширить представления о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтове.
Этап 3. Актуализация знаний о М. Ю. Лермонтове .
Учитель: Начнем наш урок литературы с поэтической пятиминутки и вспомним стихотворения М. Ю. Лермонтова, изученные в 5-6 классах.
Учащиеся читают наизусть стихотворения «Утес», «Тучи», «Парус».
Учащиеся поют романс под гитару «Выхожу один я на дорогу».
Что объединяет данные стихотворения?
Тема одиночества. (Размышления учащихся об одиночестве сосны, утеса, об одиночестве поэта).
Учитель: Слушая эти стихи, понимаешь, как одинок был этот поэт, мотив одиночества и печали постоянно звучит в его стихах. Почему?
Учащиеся отвечают, что на протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Тема одиночества проходит почти через все его произведения.
Учитель: Эпиграф нашего урока :
Выхожу один я на дорогу…
М. Ю. Лермонтов
Учитель: Как вы думаете, какое значение имеет слово «дорога» в стихотворении М. Ю. Лермонтова?
Учащиеся предполагают, что речь идет о жизненном пути.
Учитель: Действительно, дорога - это древний образ-символ. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. К использованию мотива дороги в своих произведениях прибегали многие классики: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н.С.Лесков, Н. В. Гоголь. Когда читаешь строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова, создается такое впечатление, что вместе с поэтом проходишь еще раз «кремнистый путь» его творческой жизни.
Этап 4. Работа с новым материалом.
Учитель: А сейчас послушаем небольшое сообщение о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
Презентация, выполненная учеником (индивидуальное домашнее задание по учебнику: Литература. 7 класс. Учебн. для общеобраз. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009 г.)
Учитель: Внимательно прочитайте статью учебника о М. Ю. Лермонтова (с. 114), которую написал литературовед Ираклий Андроников. Работая в группе, ответьте на вопросы, которые даны на листе заданий. Итоги работы группы кратко сформулируйте на листе заданий. (см. Приложение 2). Воспользуйтесь картой-памяткой для работы в группе (см. Приложение 3). Выберите, кто из группы будет озвучивать ответы.
Группа №1
- Чем знаменателен в русской истории год рождения М. Ю. Лермонтова?
- Почему детство поэта было невесёлым?
Группа №2
- Какие факты детства поэта стали основой его интереса к истории и Кавказу?
- Какими природными талантами обладал Лермонтов и как это отразилось в его творческой деятельности?
Группа №3
- Как Лермонтов попал в Петербург? Какие философские размышления о жизни дал поэту Петербург?
- Какие события русской истории волновали поэта?
Группа №4
- Как в истории русской литературы соединились имена А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова?
- Была ли случайностью гибель М. Ю. Лермонтова?
Каждый из полученных группами результатов раскрывает грани жизни М. Ю. Лермонтова и становится одним из элементов для расширения представления о личности поэта.
После прослушивания всех ответов в группе отвечают на вопрос: «Что для вас было новым в статье о Лермонтове?»
Учитель: Прочитайте и обсудите в группе статью учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях» (с.136). Напишите эссе или развернутый ответ на вопрос: «Что заинтересовало вас в воспоминаниях о Лермонтове? » (вопрос №3 индивидуальной карты). Сочинение пишите на оборотной стороне индивидуальной карты.
Чтение творческих работ.
Этап 5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Учитель: Недолгая, но яркая жизнь М.Ю.Лермонтова до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Как много успел он и сколько замыслов осталось не исполнено из-за преждевременной гибели поэта. Подумайте, достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока? Ответьте на вопрос № 4 индивидуальной карты. Продолжите предложение: «Сегодня на уроке литературы я узнал(а)…».
- Заполнение карты рефлексии в индивидуальной карте.
Учитель. Индивидуальные карты вы сдаете. Я прочитаю ваши творческие работы, и каждый из вас получит оценку за урок.
Домашнее задание.
Слайд 10
- Прочитать «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
- Отсроченное домашнее задание (на выполнение дается 2 недели) по выбору. Изучая творчество М. Ю. Лермонтова,
– напишите эссе «Чем пленяет меня М. Ю. Лермонтов?»
– при помощи средств ИКТ создайте свой портрет М. Ю. Лермонтова.
Приложение 1
Индивидуальная карта
Фамилия, имя, класс_______________________________________
- Прочитайте высказывание А. А. Ахматовой. Как вы думаете, о ком идет речь. Как вы это поняли?
Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему… Слово слушается его как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно.
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста…
А. А. Ахматова
- Внимательно прочитайте статью И. Андроникова о М. Ю. Лермонтове (с. 114). Работая в группе, ответьте на вопросы.
- Прочитайте и обсудите в группе статью учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях» (с. 136). Напишите эссе или развернутый ответ на вопросы: «Что заинтересовало вас в воспоминаниях о Лермонтове? »
- Продолжите предложение «Сегодня на уроке литературы я узнал(а)…
- Заполните карту рефлексии
Отметьте «+» или «-» то выражение, которое соответствует вашему состоянию. | + | _ |
1.Своей работой на уроке в целом я доволен | ||
2.Своей работой в группе я доволен | ||
3. Для меня не было подходящего задания | ||
4.Урок для меня показался коротким | ||
5.За урок я устал (а) | ||
6.Мое настроение улучшилось | ||
7.Материал урока мне был интересен | ||
8.Материал урока мне был полезен | ||
9.Сегодня на уроке мне было комфортно |
Приложение 2
Приложение 3
Карта-памятка для работы в малой группе
- выбери вместе со всеми руководителя группы;
- работай активно, серьезно относись к порученному заданию;
- взаимодействуй в группе с любым партнером или партнерами, уважай других;
- вежливо и доброжелательно общайся с партнерами;
- не прерывай других, не говори одновременно с другими;
- выслушай мнение других, старайся понять другого человека, даже если ты с ним не согласен;
- почувствуй ответственность не только за свои собственные успехи, но и за успехи твоей группы, класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение лиро-эпическому произведению. М. Лермонтов "Бородино"
Данный материал рассматривается в 5 классе при знакомстве с балладой М. Лермонтова "Бородино". Изучение данного произведения направлено на знакомство учащихся с лиро-эпическим произведением, помогает ...
Коллекция "Нетленность каменной души воспета музыкой поэта"
Коллекция "Нетленность каменной души воспета музыкой поэта"...
М. Ю .Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова
Серия уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова....
М. Ю .Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова
Серия уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова....
Урок литературы в 6 классе по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Тучи". Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе".
Данный урок является программным в курсе изучения литературы в 6 классе. На нем предлагается использовать интернет-ресурсы сайтов "Единая коллекция ЦОР" и "ФЦИОР"....
М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
теме Урок по новой о жизни и творчестве поэта. Цель урока: восстановить знания, полученные о творчестве поэта в прошлые годы, ознакомиться с биографией поэта....
Тема: «М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта».
Тема: «М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта»....