Отношение взрослого и ребенка в рассказе И.А. Бунина «Цифры»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Домрачева Галина Леонидовна

Урок развития критического мышления на тему: " Отношение врослого и ребенка в рассказе И.А. Бунина "Цифры" в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature_domracheva_g.l.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

http://zazdoc.ru/tw_files2/urls_29/98/d-97273/97273_html_1278ed65.jpg

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 93»

603148 г. Нижний Новгород, ул. Мечникова, д. 74

тел/факс 225-19-89

e-mail: school93-2009@yandex.ru

Конспект

Урока по литературе в 7 «В» классе

тема: «Отношение взрослого и ребенка в рассказе И.А. Бунина «Цифры»»

                                                                                      Учитель рус. языка и литературы

                                                                                   Домрачева Галина Леонидовна

Нижний Новгород

2017 год


Конспект урока по литературе

Учитель: Домрачева Галина Леонидовна

Предмет: литература

Класс: 7

УМК: Коровина В.Я.

Литература. 7 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/ авт.-сост. В.Я. Коровина. – 17-е издание. - М.: просвещение, 2009.-303 с.

Тема урока: «Отношение взрослого и ребенка в рассказе И.А. Бунина «Цифры»».

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок развития критического мышления.

Основные методы и приемы: методика развития критического мышления «6 шляп мышления». Работа в группах, слово учителя, эвристическая беседа (в ходе ответа групп).

Цель: проследить отношения дяди и племянника в рассказе И.А. Бунина «Цифры».

Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с личностью и творчеством И.А. Бунина; ввести учащихся в художественный мир писателя, анализ его рассказа «Цифры».

Развивающие: умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать память, логическое мышление, речь;

Личностные: воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес, воспитание терпимости к детям, желания уходить от конфликта.

УУД:

Познавательные: извлечение информации из прозаического текста, умение строить устное высказывание, умение анализировать главные образы в произведении «Цифры».

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, высказывание предположений на основе учебного материала, планирование и контроль собственных учебных действий.

Личностные: нравственно-эстетическая ориентация через восприятие произведений искусства, формирование и аргументация собственного мнения, воспитание любви и сочувствия к ближним.

Коммуникативные: аргументировано отвечать на вопросы, обосновать свою точку зрения, умение, слушать мнение других учеников, сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение работать в группе.

Оборудование: раздаточный материал (рисунки 6 шляп).

Ход урока:

Этап урока

Работа на уроке

Мотивационно-ориентировочный этап:

  1. Организационный момент (2 минуты)

  1. Этап мотивации (3 минуты)

Операционно - исполнительный этап

  1. Деление на группы и выбор шляпы (5 минут)

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы с вами начинаем изучать творчество И.А. Бунина и познакомимся с особенностями его рассказа «Цифры»

Беседа с классом: Ребята, есть ли у вас младшие братья или сестры? Бывает ли между вами недопонимание, конфликты? Как вы их решаете?

Давайте посмотрим, как из конфликтной ситуации вышли дядя и племянник.

Урок проходит в технологии развития критического мышления – «6 шляп мышления».

Ребята, я прошу вас поделиться на 5 групп.

Каждая группа выберите себе одну из 5 шляп.

Слово учителя:

Теперь я объясню задачу каждой группы:

  1. Белая шляпа. Вы собираете факты из текста. Вы должны передать кратко сюжет, не раскрывая эмоциональную сторону произведения и характеры героев.

1)        Красная шляпа. Вы анализируете эмоциональную сторону произведения, раскрываете, что чувствовал каждый из героев во время происходящих событий.

2)         Желтая шляпа. Вы – оптимисты. Ваша задача выявить самое положительное, хорошее, что есть в этом тексте.

3)        Черная шляпа. Критики. Вы должны показать негативные стороны в произведении: в поведении героев, в их отношении друг к другу, в поступках.

4)        Зеленая шляпа. Творцы. Вы должны придумать другую, альтернативную концовку рассказа. Как могли иначе закончиться события?

А моя шляпа синяя. Это шляпа руководителя. Я буду вам подсказывать и контролировать вашу деятельность.

Группы работают, обсуждают, учитель им помогает, подсказывает, отвечает на вопросы, которые задают ученики.

Слушается ответ каждой группы, при необходимости их ответы дополняются одноклассниками или учителем.

2)        Работа в группах (10 минут).

3)        Выступление групп (20 минут).

  1. Подведение итогов работ групп (3 минуты)

Беседа с классом: какой общий вывод после ответа всех групп мы можем сделать? (Ребенок – особый человек. К нему нужно относиться бережно и внимательно. Лучше уделить ему время, чем вызвать конфликт. Ведь порыв мальчика был хорошим: он хотел учиться). На чьей вы стороне и почему? Как бы вы поступили на месте дяди?

Подведение итогов уроков.

Рефлексивно-оценочный этап (2 минуты).

Беседа с классом: Понравился ли вам рассказ? Понравился ли вам урок? Что интересного для вас было?

Всем спасибо за работу! Вы большие молодцы!

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: напишите рассказ этих же событий от лица мальчика (коротко).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"

Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....

Презентация к электронному уроку по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых" по рассказу И. Бунина "Цифры".

В презентации представлены приёмы и виды деятельности на уроке, а также даны краткие рекомендации к проведению урока....

Технологическая карта урока по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»

Цель:  P { margin-bottom: 0.21cm; } Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формиров...

Конспект урока в 7 классе. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в рассказе И.А.Бунина "Цифры".

В основе формирования способности художественного восприятия литературного текста лежит форма реально-практического диалога рассказчика и слушателя. Обучение школьников анализу литературно-художествен...

урок по литературе в 7 классе. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ. (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ)

конспект урока "Сложность взаимоотношений взрослых и детей. (по рассказу И. И. Бунина "Цифры"".урок начинается с картины В. серова "Портрет Микки Мамонтова". содержи...