Сложность взаимоотношений взрослых и детей по рассказу И.А. Бунина «Цифры»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Автор работы учитель русского языка и литературы Рыжкова Татьяна Николаевна
Урок открытых мыслей
Сложность взаимоотношений взрослых и детей по рассказу И.А. Бунина «Цифры»
Цель: развитие речи учащихся средствами монолога, диалога, полилога с использованием различных форм чтения.
«Вернется ли когда-нибудь та свежесть , беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладали в детстве,» Л.Толстой
Ход урока.
- В учебнике 7 класса есть несколько произведений, в той или иной степени соприкасающихся с темой «детства». Это и гуманные наставления Владимира Мономаха, и повесть Л.Толстого «Детство», в которой раскрыт особый мир детей и взрослых в дворянской семье, и повесть Дж. Олдриджа . Последний «дюйм» о жестоких отношениях отца и сына ,способствующих взрослению ребенка ,и другие произведения ,с которыми мы еще будем знакомиться . Все они помогают осознать проблемы общения детей и взрослых, проблемы воспитания ,формирования характера человека.
В рассказе Бунина «Цифры» ,с содержанием которого вы познакомитесь, вводит читателей в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей .
Прислушаемся к голосу автора ,попробуем осознать ,чем интересны характеры героев ,их поступки ,что хотел автор открыть для нас.
-Чтение наизусть отрывка из рассказа. (гл.1 до слов «но это была слишком крупная ссора»)
-Ученица прочитала начало рассказа.
Скажите, какое местоимение встретится в каждом предложении этого отрывка? (ты)
-От чьего лица ведётся повествование? (ответы)
-Почему же в этом рассказе от первого лица постоянное «ты»? К кому же обращается герой-повествователь? (Ты - это главный герой рассказа. Возникает ощущение, будто обращаются к каждому из нас.)
-Мы становимся свидетелями чьего-то оправдания. Тебе что-то хочет объяснить взрослый человек, перед тобой в чём-то повиниться, с твоей детской помощью понять в жизни то, чего не понимал раньше.
Например, не случайно Бунин разбил свой рассказ на отдельные главки, каждая должна стать для нас ступенькой на пути к пониманию всего происходящего, да и самих себя.
2.
-Обратимся к 1 главе. что можете сказать об отношениях дяди и мальчика ,
-Почему именно к дяде, а не к маме и не к бабушке обратился Женя с просьбой показать цифры? (ответы)
-С чего же началось то, что и через годы не даёт покоя этому безымянному взрослому дядюшке? Попробуем понять это, наблюдая инсценирование отрывка из 2 главы.
-Сценка (2 учащихся). Диалог дяди и Жени.
-Почему произошёл конфликт между героями? (Ответ)
-Чем вызвана просьба мальчика?
-Почему же дядя не пошёл ему навстречу?
-На какое мудрое правило дядя ссылается, оправдывая себя? («Вредно, не полагается баловать детей») (зачитать)
-(Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда взрослые отмахнулись от вас в трудную минуту? Если да, то поднимите руки. (Реакция учащихся)
3.
-Продолжим читать Бунина, следуя за автором.(3 глава)
-Какой поступок мальчика вывел дядю из себя? (Зачитать до слов «…Крикнул в такт»)
-В чем ,по-вашему ,был виноват мальчик?
-Можно ли добиться от жизни чего-нибудь таким поведением?
-Почему же Женя протестует?(У него немного жизненного опыта, не понимает ,почему ему отказывали)
-Какие слова находит автор для выражения чувств ребенка?(гл.3)
-Владеет ли собой дядя после объявленного бунта?((Зачитаем главу 3)(оценить)
-Только ли для детей написан рассказ, чтобы показать, как не надо себя вести или….?(10-20)
-Сочувствуют ли взрослые Жене? Какие примеры их переживаний видим в 4 главе?
-Почему же не утешили?(Соблюдать правила воспитания для них важнее, чем порыв сердца)
4.
Обратимся к эпиграфу
-Эпиграфом к уроку стали слова Л.Толстого из произведения «Детство»(читаем)
- О чем, по мысли великого писателя, порой забывают взрослые? (о том, что были маленькими, забывают о своих детских радостях и горестях, превратились в строгих дядей и тетей)
-Глава 4 начинается необычно, с вопроса: «И мы тотчас помирились? – спрашиваешь ты»
-Как вы думаете, помнит ли мальчик « что произошло в тот зимний вечер?(Нет)
-А почему забыл?(ответы)
-А взрослый?(ответы)
-Почему после конфликта с Женей дядя стал анализировать свою жизнь?(Это помогло ему критически взглянуть на себя)
-О чем он размышлял в главе?
-Кто же виноват в ссоре мальчика и дяди?
-На чьей стороне автор? А вы? (Размышления)
-Кто первым пошел на примирение? Каким он становится?(ответы)
-Удовлетворен ли дядя?
5.
ИТОГИ. В тот вечер дядя научил мальчика писать цифры. А сам он получил от мальчика урок?
-Что ,по-вашему, должно быть в основе отношений мальчики и дяди?
- А какие выводы на взрослые выводы вы сделаете для себя? (Ответы ) ( Помогать открыть нам непростую арифметику чувств? ) Работа с магнитной доской, заготовленные учителем трафареты с ответами)
-Интервью корреспондента школьной газеты «Тусовочка»
Вопрос детям «Легко ли быть ребенком?»
Вопрос гостям «Легко ли быть взрослым?»
Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание. Бунин «Лапти», стр. 197-199
Использованная литература:
Бунин в школе. О.Ю. Богданова. – Книга для учителя. Дрофа. Москва.2007
В творческой лаборатории И.А. Бунина. – Сборник статей.
И.А.Бунин. Рассказ «Цифры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).
1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...
Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"
Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....
ТЕМА: «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ»
ЦЕЛЬ: создать условия для осознания родителями и детьми, что СЕМЬЯ – это единое целое, связанное чувством любви и ответственности друг за друга. ЗАДАЧИ: Обсудить с родителями и детьми проблему по...
Конспект урока в 7 классе. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в рассказе И.А.Бунина "Цифры".
В основе формирования способности художественного восприятия литературного текста лежит форма реально-практического диалога рассказчика и слушателя. Обучение школьников анализу литературно-художествен...
Отношение взрослого и ребенка в рассказе И.А. Бунина «Цифры»
Урок развития критического мышления на тему: " Отношение врослого и ребенка в рассказе И.А. Бунина "Цифры" в 7 классе....
урок по литературе в 7 классе. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ. (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ)
конспект урока "Сложность взаимоотношений взрослых и детей. (по рассказу И. И. Бунина "Цифры"".урок начинается с картины В. серова "Портрет Микки Мамонтова". содержи...
Иван Алексеевич Бунин. РАССКАЗ «ЦИФРЫ». СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Цели: образовательные: 1. Совершенствовать навыки работы с художественным текстом.2.Выявить конфликт, положенный в основу произведения; раскрыть образы главных героев3.Выявить идею рас...