урок по литературе в 7 классе. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ. (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Нурисламова Анна Гайнитдиновна

конспект урока "Сложность взаимоотношений взрослых и детей. (по рассказу И. И. Бунина "Цифры"".

урок начинается с картины В. серова "Портрет Микки Мамонтова". 

содержит также презентацию. сложность взаимоотношений показывается с помощью методики "шести шляп".

дети самостоятельно выводят тему урок, делают выводы. знания закрепляются с помощью теста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Красная Башкирия

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

на тему:

 СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ.

(ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ)

Учитель русского языка и литературы: Нурисламова А. Г.

2018

УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ. (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ)

Цели:      1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.

2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?

3. Показать произведение в единстве формы и содержания.

4. Выявить особенности композиции и раскрыть организацию рассказа для понимания идеи произведения.

1. Совершенствовать навыки связной монологической речи.

2. Совершенствовать навыки работы с художественным текстом.

3. Развивать внимание, умение мыслить самостоятельно.

1. Научить детей уважать личность гражданина (пусть это и ребенок).

2. Обратить внимание на сложность внутреннего мира человека.

3. Учить терпимости, честности, пониманию, умению прощать.

Оборудование: Проектор. Рисунки к произведению. Портрет И. А. Бунина.

  1. Вступление.
  2.  Постановка темы и целей урока.

Беседы по картине В. Серова «Портрет Микки Мамонтова».           

    • Посмотрите на картину внимательно. Что вы можете сказать о малыше?

( Портрет похож на мальчика из рассказа «Цифры» Бунина  - жажда познания, глаза горят пытливым огнем, он хочет узнавать новое, еле-еле сидит на стуле, готовый сорваться с места и побежать в большой, незнакомый, но такой интересный мир)

Правильно. На том уроке мы с вами познакомились с И. А. Буниным и начали разбирать рассказ Бунина.  

- О чем же этот текст? – о сложных взаимоотношениях детей и взрослых.

 - какие цели мы поставим перед собой – как выйти из конфликта между родителями и нами.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

КОНФЛИКТ - Столкновение, серьезное разногласие, спор.

Попробуем в ходе урока понять, как выйти из конфликта.

  1. Основная часть. Беседа по прочитанному:
  1. Как соотносится в рассказе автор и рассказчик? (одно лицо)
  2. Кто главный герой рассказа? (Женя)

С чего начинается рассказ? • Итак, рассказ начинается с заключения.

Давайте воспроизведем события того дня. И будем заполнять такую табличку – (обьясняю)

  1. Утро. Что там произошло?

У мальчика в голову пришла идея иметь собственные предметы для письма, чтобы научиться рисовать цифры. Причем это надо было сделать непременно сейчас, сегодня! НЕТЕРПЕЛИВОСТЬ.

 - Реакция взрослых какова? ОБМАН,

 - А чем оправдывается дядя, прочтите («не полагается баловать детей»).

Что плохого в поведении мальчика? СПОРИТ

 - Поднимите руку те, кому знакома ситуация, когда в жизни, или, наоборот, радостные минуты, взрослые отмахивались от вас?

  1. День.

Что происходило потом? БАЛОВСТВО.

(мальчик назло начал прыгать и кричать.)

Что сделал дядя? Правильно ли была его ответная реакция? ГРУБОСТЬ.

Опишите реакцию мальчика. ИСТЕРИКА.

Почему за него никто не защитился? Им было жаль его?

  1. Через полчаса после конфликта.

 - как дальше складывались отношения?

 - Какую фразу вы выделили как главную? («Как сжалось мое сердце при виде этих коробочек!»)

- Почему? (пустое занятие, показывает беспомощность ребенка и разбивает мнение дяди о себе, как о воспитателе).

 - Мальчик от обиды говорил жестокие слова. ОБИДНЫЕ СЛОВА.

 - Взрослые пытались взывать к совести  ИГНОР.

  1. Вечер.  Слова бабушки. ШАНТАЖ.        
  1. Метод шляп. Разбиваю класс на группы.

А теперь давайте примерим на себя образы этих героев.

ДЯДЯ. Черная шляпа. Расскажите о своей обиде.

БАБУШКА. Желтая шляпа. Сама доброта. Передайте мысли бабушки. Как она хотела бы защититься за внучка своего.

МАЛЬЧИК. Красная шляпа. Огонь. Эмоции. Расскажите от имени мальчика о своей обиде.

МАМА. Белая шляпа. Расскажите с помощью фактов о событиях. Сухо. Без эмоций.

А теперь поменяемся шляпами.

  1. Проверка д/з. зачитывают пословицы на тему ссора, подходящие к рассказу.
  2. Работа с таблицей.

Взрослые

Мальчик.

-

-

Обман

Нетерпеливость

Грубость

Спорит

Игнор

Баловство

Напоминание

Истерика.

Шантаж

Обидные слова.

 Встаньте, пожалуйста, все. А теперь сядьте те, кто считает, что прав был мальчик, потом, кто считает дядю правым. И те, кто думает, что оба правы и виноваты.

 - А теперь посмотри на доску.

Итог – в конфликте правы и виноваты бывают всегда оба.

  1. Перед сном.         Как произошло примирение? Мальчик осознал свою вину?

Давайте перечитаем эти строки:

Счастье, счастье! Ты открыл утром глаза, переполненный жаждою счастья. И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее!Но жизнь ответила:— Потерпи.— Ну пожалуйста! — воскликнул ты страстно.— Замолчи, иначе ничего не получишь!— Ну погоди же! — крикнул ты злобно.И на время смолк.Но сердце твое буйствовало. Ты бесновался, с грохотом валял стулья, бил ногами в пол, звонко вскрикивал от переполнявшей твое сердце радостной жажды... Тогда жизнь со всего размаха ударила тебя в сердце тупым ножом обиды. И ты закатился бешеным криком боли, призывом на помощь. Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни... Смирись, смирись! И ты смирился.

Он сломлен. Не виноват. но смирился.

 А теперь вспомним процесс примирения. Прочитаем по ролям их диалог.


— Дядечка! — сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье и все еще алкая его. — Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня. Но жизнь обидчива. Она сделала притворно печальное лицо.— Цифры! Я понимаю, что это счастье... Но ты не любишь дядю, огорчаешь его...— Да нет, неправда, — люблю, очень люблю! — горячо воскликнул ты. И жизнь наконец смилостивилась.— Ну уж бог с тобою! Неси сюда к столу стул, давай карандаши, бумагу...

Словарная работа.

АЛКАЯ - Алкать — (иноск.) сильно желать чего-нибудь.

 - А понял ли дядя, что был не совсем прав в воспитании мальчика?

( да. Спустя столько лет мальчик все забыл, а дядя помнит все детально.)

 - как дядя называет свой поступок? (великий грех)

  1. Подведение итогов.

Вывод: при  конфликте надо сначала посмотреть на ссору с разных сторон. Понять, что от ссоры всем плохо. И у каждого своя правда.

Как следует выйти из конфликта?  - нужно уметь прощать, быть добрее друг другу. Уметь переступать через свои принципы и обиды.

 Рефлексия.

 - достигли ли мы цели урока?

 - что понравилось или не понравилось вам сегодня на уроке?

А теперь поставьте себе оценку за урок.

  1. д//з. 1. Легкий. Дать характеристику любому из героев.
  1. Более сложный.  Что необходимо делать, чтобы взрослым и детям достичь взаимопонимания?

Если осталось время.

Тест. 3);4);4);1);3);2);3);2);1);3)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В. А. Серов «Мика Морозов»

Слайд 3

Конфликт Столкновение, серьезное разногласие, спор.

Слайд 4

УТРО …

Слайд 5

ДЕНЬ

Слайд 7

После ссоры… Вечер...

Слайд 8

ПРИМИРЕНИЕ

Слайд 9

АЛКАЯ - АЛКАТЬ ( иноск .) сильно желать чего-нибудь .

Слайд 10

Дать характеристику любому из героев. Что необходимо делать, чтобы взрослым и детям достичь взаимопонимания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"

Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....

Конспект урока в 7 классе. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в рассказе И.А.Бунина "Цифры".

В основе формирования способности художественного восприятия литературного текста лежит форма реально-практического диалога рассказчика и слушателя. Обучение школьников анализу литературно-художествен...

Отношение взрослого и ребенка в рассказе И.А. Бунина «Цифры»

Урок развития критического мышления на тему: " Отношение врослого и ребенка в рассказе И.А. Бунина "Цифры" в 7 классе....

Иван Алексеевич Бунин. РАССКАЗ «ЦИФРЫ». СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Цели: образовательные: 1. Совершенствовать навыки работы с художественным текстом.2.Выявить конфликт, положенный в основу произведения; раскрыть образы главных героев3.Выявить идею  рас...

Самоанализ урока по литературе 8 класс Тема: «Взаимоотношение, счастье и любовь в семье (на примера рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»

Самоанализ урокапо литературе 8 классТема:  «Взаимоотношение, счастье и любовь в семье (на примера рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»...