урок по литературе в 7 классе. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ. (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ)
план-конспект урока по литературе (7 класс)
конспект урока "Сложность взаимоотношений взрослых и детей. (по рассказу И. И. Бунина "Цифры"".
урок начинается с картины В. серова "Портрет Микки Мамонтова".
содержит также презентацию. сложность взаимоотношений показывается с помощью методики "шести шляп".
дети самостоятельно выводят тему урок, делают выводы. знания закрепляются с помощью теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по произведению И. Бунина "Цифры"" | 26.22 КБ |
презентация к уроку. | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с. Красная Башкирия
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
на тему:
СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ.
(ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ)
Учитель русского языка и литературы: Нурисламова А. Г.
2018
УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ. (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ)
Цели: 1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.
2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?
3. Показать произведение в единстве формы и содержания.
4. Выявить особенности композиции и раскрыть организацию рассказа для понимания идеи произведения.
1. Совершенствовать навыки связной монологической речи.
2. Совершенствовать навыки работы с художественным текстом.
3. Развивать внимание, умение мыслить самостоятельно.
1. Научить детей уважать личность гражданина (пусть это и ребенок).
2. Обратить внимание на сложность внутреннего мира человека.
3. Учить терпимости, честности, пониманию, умению прощать.
Оборудование: Проектор. Рисунки к произведению. Портрет И. А. Бунина.
- Вступление.
- Постановка темы и целей урока.
Беседы по картине В. Серова «Портрет Микки Мамонтова».
• Посмотрите на картину внимательно. Что вы можете сказать о малыше?
( Портрет похож на мальчика из рассказа «Цифры» Бунина - жажда познания, глаза горят пытливым огнем, он хочет узнавать новое, еле-еле сидит на стуле, готовый сорваться с места и побежать в большой, незнакомый, но такой интересный мир)
Правильно. На том уроке мы с вами познакомились с И. А. Буниным и начали разбирать рассказ Бунина.
- О чем же этот текст? – о сложных взаимоотношениях детей и взрослых.
- какие цели мы поставим перед собой – как выйти из конфликта между родителями и нами.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
КОНФЛИКТ - Столкновение, серьезное разногласие, спор.
Попробуем в ходе урока понять, как выйти из конфликта.
- Основная часть. Беседа по прочитанному:
- Как соотносится в рассказе автор и рассказчик? (одно лицо)
- Кто главный герой рассказа? (Женя)
С чего начинается рассказ? • Итак, рассказ начинается с заключения.
Давайте воспроизведем события того дня. И будем заполнять такую табличку – (обьясняю)
- Утро. Что там произошло?
У мальчика в голову пришла идея иметь собственные предметы для письма, чтобы научиться рисовать цифры. Причем это надо было сделать непременно сейчас, сегодня! НЕТЕРПЕЛИВОСТЬ.
- Реакция взрослых какова? ОБМАН,
- А чем оправдывается дядя, прочтите («не полагается баловать детей»).
Что плохого в поведении мальчика? СПОРИТ
- Поднимите руку те, кому знакома ситуация, когда в жизни, или, наоборот, радостные минуты, взрослые отмахивались от вас?
- День.
Что происходило потом? БАЛОВСТВО.
(мальчик назло начал прыгать и кричать.)
Что сделал дядя? Правильно ли была его ответная реакция? ГРУБОСТЬ.
Опишите реакцию мальчика. ИСТЕРИКА.
Почему за него никто не защитился? Им было жаль его?
- Через полчаса после конфликта.
- как дальше складывались отношения?
- Какую фразу вы выделили как главную? («Как сжалось мое сердце при виде этих коробочек!»)
- Почему? (пустое занятие, показывает беспомощность ребенка и разбивает мнение дяди о себе, как о воспитателе).
- Мальчик от обиды говорил жестокие слова. ОБИДНЫЕ СЛОВА.
- Взрослые пытались взывать к совести ИГНОР.
- Вечер. Слова бабушки. ШАНТАЖ.
- Метод шляп. Разбиваю класс на группы.
А теперь давайте примерим на себя образы этих героев.
ДЯДЯ. Черная шляпа. Расскажите о своей обиде.
БАБУШКА. Желтая шляпа. Сама доброта. Передайте мысли бабушки. Как она хотела бы защититься за внучка своего.
МАЛЬЧИК. Красная шляпа. Огонь. Эмоции. Расскажите от имени мальчика о своей обиде.
МАМА. Белая шляпа. Расскажите с помощью фактов о событиях. Сухо. Без эмоций.
А теперь поменяемся шляпами.
- Проверка д/з. зачитывают пословицы на тему ссора, подходящие к рассказу.
- Работа с таблицей.
Взрослые | Мальчик. |
- | - |
Обман | Нетерпеливость |
Грубость | Спорит |
Игнор | Баловство |
Напоминание | Истерика. |
Шантаж | Обидные слова. |
Встаньте, пожалуйста, все. А теперь сядьте те, кто считает, что прав был мальчик, потом, кто считает дядю правым. И те, кто думает, что оба правы и виноваты.
- А теперь посмотри на доску.
Итог – в конфликте правы и виноваты бывают всегда оба.
- Перед сном. Как произошло примирение? Мальчик осознал свою вину?
Давайте перечитаем эти строки:
Счастье, счастье! Ты открыл утром глаза, переполненный жаждою счастья. И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее!Но жизнь ответила:— Потерпи.— Ну пожалуйста! — воскликнул ты страстно.— Замолчи, иначе ничего не получишь!— Ну погоди же! — крикнул ты злобно.И на время смолк.Но сердце твое буйствовало. Ты бесновался, с грохотом валял стулья, бил ногами в пол, звонко вскрикивал от переполнявшей твое сердце радостной жажды... Тогда жизнь со всего размаха ударила тебя в сердце тупым ножом обиды. И ты закатился бешеным криком боли, призывом на помощь. Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни... Смирись, смирись! И ты смирился.
Он сломлен. Не виноват. но смирился.
А теперь вспомним процесс примирения. Прочитаем по ролям их диалог.
— Дядечка! — сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье и все еще алкая его. — Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня. Но жизнь обидчива. Она сделала притворно печальное лицо.— Цифры! Я понимаю, что это счастье... Но ты не любишь дядю, огорчаешь его...— Да нет, неправда, — люблю, очень люблю! — горячо воскликнул ты. И жизнь наконец смилостивилась.— Ну уж бог с тобою! Неси сюда к столу стул, давай карандаши, бумагу...
Словарная работа.
АЛКАЯ - Алкать — (иноск.) сильно желать чего-нибудь.
- А понял ли дядя, что был не совсем прав в воспитании мальчика?
( да. Спустя столько лет мальчик все забыл, а дядя помнит все детально.)
- как дядя называет свой поступок? (великий грех)
- Подведение итогов.
Вывод: при конфликте надо сначала посмотреть на ссору с разных сторон. Понять, что от ссоры всем плохо. И у каждого своя правда.
Как следует выйти из конфликта? - нужно уметь прощать, быть добрее друг другу. Уметь переступать через свои принципы и обиды.
Рефлексия.
- достигли ли мы цели урока?
- что понравилось или не понравилось вам сегодня на уроке?
А теперь поставьте себе оценку за урок.
- д//з. 1. Легкий. Дать характеристику любому из героев.
- Более сложный. Что необходимо делать, чтобы взрослым и детям достичь взаимопонимания?
Если осталось время.
Тест. 3);4);4);1);3);2);3);2);1);3)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конфликт Столкновение, серьезное разногласие, спор.
УТРО …
ДЕНЬ
После ссоры… Вечер...
ПРИМИРЕНИЕ
АЛКАЯ - АЛКАТЬ ( иноск .) сильно желать чего-нибудь .
Дать характеристику любому из героев. Что необходимо делать, чтобы взрослым и детям достичь взаимопонимания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).
1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...
Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"
Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....
Сложность взаимоотношений взрослых и детей по рассказу И.А. Бунина «Цифры»
Урок развития речи в 7 классе...
Конспект урока в 7 классе. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в рассказе И.А.Бунина "Цифры".
В основе формирования способности художественного восприятия литературного текста лежит форма реально-практического диалога рассказчика и слушателя. Обучение школьников анализу литературно-художествен...
Отношение взрослого и ребенка в рассказе И.А. Бунина «Цифры»
Урок развития критического мышления на тему: " Отношение врослого и ребенка в рассказе И.А. Бунина "Цифры" в 7 классе....
Иван Алексеевич Бунин. РАССКАЗ «ЦИФРЫ». СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Цели: образовательные: 1. Совершенствовать навыки работы с художественным текстом.2.Выявить конфликт, положенный в основу произведения; раскрыть образы главных героев3.Выявить идею рас...
Самоанализ урока по литературе 8 класс Тема: «Взаимоотношение, счастье и любовь в семье (на примера рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»
Самоанализ урокапо литературе 8 классТема: «Взаимоотношение, счастье и любовь в семье (на примера рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»...
- Мне нравится (4)