Серия конспектов по работе с произведением М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Серия конспектовс произведением М.Ю.Лермонтова "Мцыри". Предназначен для проведения уроков в школах для глухих и слабослышащих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mtsyri.docx | 24.98 КБ |
mtsyri2.docx | 23.75 КБ |
mtsyri_3.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 8 классе в школе глухих
Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
Цель:
Предметные задачи обучения:
- Продолжать знакомить с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова;
- Учить проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова.
Метапредметные задачи обучения:
- Закреплять умение отвечать на вопросы учителя и товарищей;
- Учить сравнивать противоположные понятия;
- Учить работать с текстом лирического произведения.
Личностные задачи обучения:
- Формировать усидчивость, внимание, терпеливость;
- Прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства,
- Воспитывать интерес к творчеству поэта
- Учить организовывать рабочее место;
- Оценивать работу друг друга.
Коррекционные задачи обучения:
- Развивать слуховое восприятие;
- Развивать произносительную сторону речи;
- Развивать мышление, память, внимание.
Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом, мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”), компьютер, проектор..
Этап урока | Содержание | Примечание |
| - Встаньте прямо. +Я встал прямо. -Сядьте тихо. +Я села тихо. -Узнайте у меня, чем мы будем заниматься? +Анастасия Владимировна, чем мы будем заниматься? -Будем думать. +Будем думать. -Будем говорить. +Будем говорить. -Старайтесь говорить внятно. +Я буду говорить внятно. -Как вы будете работать? +Я буду работать активно, вдумчиво. | Речь за экраном. Устно-дактильно. За экраном. Устно-дактильно. |
| - Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством М.Ю.Лермонтова. Что вы уже знаете об этом авторе? + (Варианты ответов детей могут быть разными, скорее всего нифига они не помнят). +… - М.Ю.Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, создал целую эпоху в литературе. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы будущий поэт провёл в имении бабушки в Тарханах. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке). Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, в школе гвардейский подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Его кумиром был Пушкин. Когда Пушкин был убит, Лермонтов пишет гневное стихотворение «На смерть поэта», в котором обвинил царя и придворных в гибели великого поэта. Имя Лермонтова становится известным всей России. Царь Николай I не простил обвинения в убийстве Пушкина и выслал Лермонтова на Кавказ. Благодаря бабушке поэт через некоторое время возвращается, но потом вновь его отправляют на Кавказ, где в возрасте 27 лет погибает на дуэли. Какие произведения М.Ю Лермонтова вы помните? + … -Какие произведения М.Ю.Лермонтова на исторические темы вы читали? + «Бородино», «Песнь … про купца Калашникова». -Вспомните, почему Лермонтов любил обращаться к историческим событиями личностям в своем творчестве? + … (все равно никто не ответит, но пусть этот вопрос тут будет). - Вспомните из уроков истории, какое событие произошло 14 декабря 1825 года? + Восстание декабристов. - Верно. По приказу императора Николая I это восстание было подавлено жесточайшим образом. Многие были убиты и арестованы. Начались времена репрессий. Люди перестали верить в вечные идеалы, такие как долг, честь, отвага, любовь, достоинство. Каждый был сам за себя. Люди не доверяли друг другу. М.Ю.Лермонтов не видел в окружающих достойных людей, поэтому он любил обращаться к прошлому, чтобы найти там идеалы и показать нынешнему поколению, как оно измельчало. - Обратимся к истории написания поэмы «Мцыри». Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах монастыря. - Ребята, произведение называется «Мцыри». Что означает это слово? + Мцыри - … - Произведение «Мцыри» является поэмой. Докажите это. Вспомните, что такое поэма? + Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания. - Докажите, что Мцыри – это поэма. + Это стихотворное произведение, есть лирический герой и сюжетная линия. - Кто является героем произведения ? + Мцыри. - Мцыри воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим. Как жил Мцыри в монастыре? Найдите ответ в тексте +Старик, я слышал… - Каким мы видим Мцыри в начале поэмы? + «Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал». + Горд, недоверчив, потому что видит в монастыре и монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы чувства одиночества и тоски. - Верно. таким образом темой произведения «Мцыри» является судьба романтического героя – сильного, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней. Найдите этот момент в тексте. +И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. - Обратите внимание на эпиграф к произведению. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведая концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он». - Как вы думаете, почему Лермонтов взял эпиграф именно из библейской темы? Как тема поэмы и тема библейской легенды связаны? + В них говорится о свободе выбора. - Верно. Обе истории ставят перед собой вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам, имеет ли она право на независимость? - Как на эти вопросы отвечает Лермонтов в своем произведении? Какова идея поэмы? + Автор говорит о безусловной ценности свободы: лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре. | На протяжении всего урока необходима презентация с фотографиями, основными сносками, определениями и т.д. |
1. Оценка деятельности на уроке | - Домашнее задание: перечитать поэму «Мцыри». - Спросите меня, как вы работали? +Анастасия Владимировна, как я работал? - Ты работал хорошо. Руслан, как ты думаешь, как работала Катя? + Катя работала хорошо, активно. - Урок окончен. Идите на перемену. | Спрашивается про всех учеников по очереди. |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 8 классе в школе глухих
Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
Цель: Определить сюжет и композицию поэмы
Предметные задачи обучения:
- Продолжать знакомить с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова;
- Учить проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова
- Выявить структурные особенности произведения, показать их взаимосвязь.
Метапредметные задачи обучения:
- Закреплять умение отвечать на вопросы учителя и товарищей;
- Учить сравнивать противоположные понятия;
- Учить работать с текстом лирического произведения.
Личностные задачи обучения:
- Формировать усидчивость, внимание, терпеливость;
- Прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства,
- Воспитывать интерес к творчеству поэта
- Учить организовывать рабочее место;
- Оценивать работу друг друга.
Коррекционные задачи обучения:
- Развивать слуховое восприятие;
- Развивать произносительную сторону речи;
- Развивать мышление, память, внимание.
Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом, мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”), компьютер, проектор..
Этап урока | Содержание | Примечание |
| - Встаньте прямо. +Я встал прямо. -Сядьте тихо. +Я села тихо. -Узнайте у меня, чем мы будем заниматься? +Анастасия Владимировна, чем мы будем заниматься? -Будем думать. +Будем думать. -Будем говорить. +Будем говорить. -Старайтесь говорить внятно. +Я буду говорить внятно. -Как вы будете работать? +Я буду работать активно, вдумчиво. | Речь за экраном. Устно-дактильно. За экраном. Устно-дактильно. |
| - Ребята, сегодня мы продолжим изучать поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Какой сюжет поэмы? + История короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели — вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадет в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня». - Сколько частей в поэме? + В поэме 26 частей. - Верно. О чем рассказывается в первой поэме. От чьего лица ведется рассказ? + В первой главе дается описание монастыря, в котором существует Мцыри. \ + Рассказ ведется от лица самого автора (Лермонтова). - Верно. В какой главе дается описание жизни Мцыри до побега? + Во второй главе. - О чем рассказывается в остальных главах поэмы? + В главах рассказывается о трех днях, которые Мцыри провел на свободе. - В какой форме дан этот рассказ? + В форме исповеди. -Слово «исповедь» имеет следующие значения: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов (запись на доске или даны в презентации). В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме? + Во втором значении. Исповедь Мцыри обращена к «чернецу» – православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута. - Почему поэт избрал форму исповеди? + В центре поэмы — образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог — исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать ?» - обращается он к монаху. - Композиция монолога — исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Прочитайте 3,4,5 главы. О чем в них говорится? + Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой — дитя, судьбой — монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления. - О чем рассказывается в 6 и 7 главах? + Мцыри рассказывает, что он увидел на воле. Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенная, цельная в своих устремлениях натура. - О чем рассказывается в последующих главах? + С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трех дневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри. - В каких главах Мцыри прощается? +В 25 и 26. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли — мысли о родине, свободе, жизни. - Ребята, почему Лермонтов уделяет всей жизни Мцыри до побега одну маленькую главу, а вся поэма строится на последних трех днях жизни? + Потому что автор хочет подчеркнуть, что жизнь в монастыре для Мцыри – это не жизнь, а просто существование. И последние тря дня Мцыри, когда он сам принимал решения, когда он боролся, чувствовал, был свободен – это настоящая его жизнь, пусть и короткая. - Верно, ребята. Для Лермонтова и его героя жизнь – это борьба: борьба с природой, с людьми, с судьбой и с самим собой. Без борьбы – нет и свободы. Лучше три дня прожить, чувствуя и в движении, чем десятилетиями быть запертым в монастыре. -Сделаем выводы, ребята. 1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен. 2. Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показано через его восприятия. 4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя. | |
1. Оценка деятельности на уроке | - Домашнее задание: 1. Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». 2. Ответить на вопросы: — Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.) — Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему? — Почему погиб Мцыри? - Спросите меня, как вы работали? +Анастасия Владимировна, как я работал? - Ты работал хорошо. Руслан, как ты думаешь, как работала Катя? + Катя работала хорошо, активно. - Урок окончен. Идите на перемену. | Спрашивается про всех учеников по очереди. |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 8 классе в школе глухих
Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
Цель:
Предметные задачи обучения:
- Продолжать знакомить с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова;
- Учить проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова
- Выявить структурные особенности произведения, показать их взаимосвязь.
Метапредметные задачи обучения:
- Закреплять умение отвечать на вопросы учителя и товарищей;
- Учить сравнивать противоположные понятия;
- Учить работать с текстом лирического произведения.
Личностные задачи обучения:
- Формировать усидчивость, внимание, терпеливость;
- Прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства,
- Воспитывать интерес к творчеству поэта
- Учить организовывать рабочее место;
- Оценивать работу друг друга.
Коррекционные задачи обучения:
- Развивать слуховое восприятие;
- Развивать произносительную сторону речи;
- Развивать мышление, память, внимание.
Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом, мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”), компьютер, проектор..
Этап урока | Содержание | Примечание |
| - Встаньте прямо. +Я встал прямо. -Сядьте тихо. +Я села тихо. -Узнайте у меня, чем мы будем заниматься? +Анастасия Владимировна, чем мы будем заниматься? -Будем думать. +Будем думать. -Будем говорить. +Будем говорить. -Старайтесь говорить внятно. +Я буду говорить внятно. -Как вы будете работать? +Я буду работать активно, вдумчиво. | Речь за экраном. Устно-дактильно. За экраном. Устно-дактильно. |
| Лень прописывать (вопросы по сюжеты и т.п.) -Какова цель побега Мцыри? Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста. (а) Давным-давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы. б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной. в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если смог. г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе… +Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. -Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с бурей». Это цельная, страстная натура. Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя. - Мцыри покидает монастырь. Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Ответ на этот вопрос найдите в тексте. + гл. 6, 9, 10, 11. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому. - Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем человек живет на земле? + Мцыри увидел природу в её многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на вопрос: зачем создан человек и зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы - вот вывод. - Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня? + Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. Встреча с грузинкой. Бой с барсом. - Важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет. Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе? + Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса. - Почему же погиб Мцыри? + Потому что, познав свободу, он бы не смог жить в заточении монастыря. За эти три дня Мцыри прожил самую настоящую жизнь, полную веселья, грусти и т.д. Его жизнь, свободная жизнь хоть и была коротка, но он пережил больше, чем некоторые люди за годы своего существования. - Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности? + «Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы. - Какой вывод можно сделать о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? + Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждого пылкой, пламенной натуре. Но неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну". | |
1. Оценка деятельности на уроке | - Спросите меня, как вы работали? +Анастасия Владимировна, как я работал? - Ты работал хорошо. Руслан, как ты думаешь, как работала Катя? + Катя работала хорошо, активно. - Урок окончен. Идите на перемену. | Спрашивается про всех учеников по очереди. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия конспектов уроков по обучению грамоте в 1 классе школы VIII вида
Уроки составлены по образовательной программе для учащихся 0 (подготовительного) и 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушени...
9 класс, обобщение материала по теме «Кислород. Сера» КОНСПЕКТ Кислород и сера: нахождение в природе, положение в Периодической системе Д.И. Менделеева, строение атомов и молекул, свойства простых веществ
9 класс, обобщение материала по теме «Кислород. Сера» дан текст конспекта с пропусками . Заполните пропуски в конспекте урока...
1. Контрольная работа по произведениям поэтов 19 века 2. Конспект урока русского языка в 6 классе "Местоимения" 3. Рабочая программа кружка "В мире слов"
Материалы для уроков русского языка и литературы...
Серия конспектов уроков по английскому языку для 5 класса. УМК "Spotlight"
Данный раздел содержит конспекты уроков по английскому языку...
Серия конспектов для детей-инофонов старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Тема "Животный мир".
Департамент образования г. Москвы Московский институт открытого образованияФакультет Международного образованияКафедра ЮНЕСКО Курсы повышения квалификацииМетодике обучения русско...
План -конспект открытого урока "Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано ДМШ"
Работа над техникой в старших классах ДШИ...
Серия конспектов уроков английского языка для 9 класса "Встречают по одежке"
Серия конспектов уроков на английском языке для 9 класса "Встречают по одежке"...