Серия конспектов по работе с произведением М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Махнова Анастасия Владимировна

Серия конспектовс произведением М.Ю.Лермонтова "Мцыри". Предназначен для проведения уроков в школах для глухих и слабослышащих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mtsyri.docx24.98 КБ
Файл mtsyri2.docx23.75 КБ
Файл mtsyri_3.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 8 классе в школе глухих

Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Цель:

Предметные задачи обучения:

  1. Продолжать знакомить с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова;
  2. Учить проводить  идейно-тематический  анализ   поэмы  Лермонтова.

Метапредметные задачи обучения:

  1. Закреплять умение отвечать на вопросы учителя и товарищей;
  2. Учить сравнивать противоположные понятия;
  3. Учить работать с текстом лирического произведения.

Личностные задачи обучения:

  1. Формировать усидчивость, внимание, терпеливость;
  2. Прививать любовь к поэзии как к особому  виду  искусства,
  3. Воспитывать интерес к творчеству поэта
  4. Учить организовывать рабочее место;
  5. Оценивать работу друг друга.

Коррекционные задачи обучения:

  1. Развивать слуховое восприятие;
  2. Развивать произносительную сторону речи;
  3. Развивать мышление, память, внимание.

Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом,  мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”),  компьютер, проектор..

Этап урока

Содержание

Примечание

  1. Организация начала урока

  1. Установка на речь
  2. Установка на работу

- Встаньте прямо.

+Я встал прямо.

-Сядьте тихо.

+Я села тихо.

-Узнайте у меня, чем мы будем заниматься?

+Анастасия Владимировна, чем мы будем заниматься?

-Будем думать.

+Будем думать.

-Будем говорить.

+Будем говорить.

-Старайтесь говорить внятно.

+Я буду говорить внятно.

-Как вы будете работать?

+Я буду работать активно, вдумчиво.

Речь за экраном.

Устно-дактильно.

За экраном.

Устно-дактильно.

  1. Основная часть урока
  1. Проверка д/з

  1. Беседа к уроку

  1. Биография М.Ю.Лермонтова

  1. Историзм в творчестве Лермонтова

  1. История создания поэмы

  1. Тема и идея произведения

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством М.Ю.Лермонтова. Что вы уже знаете об этом авторе?

+ (Варианты ответов детей могут быть разными, скорее всего нифига они не помнят).

+…

- М.Ю.Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, создал целую эпоху в литературе. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы будущий поэт провёл в имении бабушки в Тарханах. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке). Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, в школе гвардейский подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Его кумиром был Пушкин. Когда Пушкин был убит, Лермонтов пишет гневное стихотворение «На смерть поэта», в котором обвинил царя и придворных в гибели великого поэта. Имя Лермонтова становится известным всей России. Царь Николай I не простил обвинения в убийстве Пушкина и выслал Лермонтова на Кавказ. Благодаря бабушке поэт через некоторое время возвращается, но потом вновь его отправляют на Кавказ, где в возрасте 27 лет погибает на дуэли.

Какие произведения М.Ю Лермонтова вы помните?

+ …

-Какие произведения М.Ю.Лермонтова на исторические темы вы читали?

+ «Бородино», «Песнь … про купца Калашникова».

-Вспомните, почему Лермонтов любил обращаться к историческим событиями личностям в своем творчестве?

+ … (все равно никто не ответит, но пусть этот вопрос тут будет).

- Вспомните из уроков истории, какое событие произошло 14 декабря 1825 года?

+ Восстание декабристов.

- Верно. По приказу императора Николая I это восстание было подавлено жесточайшим образом. Многие были убиты и арестованы. Начались времена репрессий. Люди перестали верить в вечные идеалы, такие как долг, честь, отвага, любовь, достоинство. Каждый был сам за себя. Люди не доверяли друг другу. М.Ю.Лермонтов не видел в окружающих достойных людей, поэтому он любил обращаться к прошлому, чтобы найти там идеалы и показать нынешнему поколению, как оно измельчало.

- Обратимся к истории написания поэмы «Мцыри». Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов  оставил его в монастыре. Он  долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.

- Ребята, произведение называется «Мцыри». Что означает это слово?

+ Мцыри - …

- Произведение «Мцыри» является поэмой. Докажите это. Вспомните, что такое поэма?

+ Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

- Докажите, что Мцыри – это поэма.

+ Это стихотворное произведение, есть лирический герой и сюжетная линия.

- Кто является героем произведения ?

+ Мцыри.

- Мцыри воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим. Как жил Мцыри в монастыре? Найдите ответ в тексте

+Старик, я слышал…

- Каким мы видим Мцыри в начале поэмы?

+ «Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал».

+ Горд, недоверчив, потому что видит в монастыре и монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы чувства одиночества и тоски.

- Верно. таким образом темой произведения «Мцыри» является судьба романтического героя – сильного, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней. Найдите этот момент в тексте.

+И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

- Обратите внимание на эпиграф к произведению. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведая концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».

- Как вы думаете, почему Лермонтов взял эпиграф именно из библейской темы? Как тема поэмы и тема библейской легенды связаны?

+ В них говорится о свободе выбора.

- Верно. Обе истории ставят перед собой вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам, имеет ли она право на независимость?

- Как на эти вопросы отвечает Лермонтов в своем произведении? Какова идея поэмы?

+ Автор говорит о безусловной ценности свободы: лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

На протяжении всего урока необходима презентация с фотографиями, основными сносками, определениями и т.д.

  1. Организация окончания урока

1. Оценка деятельности на уроке

- Домашнее задание: перечитать поэму «Мцыри».

- Спросите меня, как вы работали?

+Анастасия Владимировна, как я работал?

- Ты работал хорошо. Руслан, как ты думаешь, как работала Катя?

+ Катя работала хорошо, активно.

- Урок окончен. Идите на перемену.

Спрашивается про всех учеников по очереди.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 8 классе в школе глухих

Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Цель: Определить сюжет и композицию поэмы

Предметные задачи обучения:

  1. Продолжать знакомить с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова;
  2. Учить проводить  идейно-тематический  анализ   поэмы  Лермонтова
  3. Выявить структурные особенности произведения, показать их взаимосвязь.

Метапредметные задачи обучения:

  1. Закреплять умение отвечать на вопросы учителя и товарищей;
  2. Учить сравнивать противоположные понятия;
  3. Учить работать с текстом лирического произведения.

Личностные задачи обучения:

  1. Формировать усидчивость, внимание, терпеливость;
  2. Прививать любовь к поэзии как к особому  виду  искусства,
  3. Воспитывать интерес к творчеству поэта
  4. Учить организовывать рабочее место;
  5. Оценивать работу друг друга.

Коррекционные задачи обучения:

  1. Развивать слуховое восприятие;
  2. Развивать произносительную сторону речи;
  3. Развивать мышление, память, внимание.

Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом,  мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”),  компьютер, проектор..

Этап урока

Содержание

Примечание

  1. Организация начала урока

  1. Установка на речь
  2. Установка на работу

- Встаньте прямо.

+Я встал прямо.

-Сядьте тихо.

+Я села тихо.

-Узнайте у меня, чем мы будем заниматься?

+Анастасия Владимировна, чем мы будем заниматься?

-Будем думать.

+Будем думать.

-Будем говорить.

+Будем говорить.

-Старайтесь говорить внятно.

+Я буду говорить внятно.

-Как вы будете работать?

+Я буду работать активно, вдумчиво.

Речь за экраном.

Устно-дактильно.

За экраном.

Устно-дактильно.

  1. Основная часть урока
  1. Проверка д/з

  1. Беседа к уроку

  1. Композиция поэмы

  1. Анализ исповеди Мцыри

  1. Выводы

- Ребята, сегодня мы продолжим изучать поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Какой сюжет поэмы?

+ История короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели — вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадет в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».

- Сколько частей в поэме?

+ В поэме 26 частей.

- Верно. О чем рассказывается в первой поэме. От чьего лица ведется рассказ?

+ В первой главе дается описание монастыря, в котором существует Мцыри. \

+ Рассказ ведется от лица самого автора (Лермонтова).

- Верно. В какой главе дается описание жизни Мцыри до побега?

+ Во второй главе.

- О чем рассказывается в остальных главах поэмы?

+ В главах рассказывается о трех днях, которые Мцыри провел на свободе.

- В какой форме дан этот рассказ?

+ В форме исповеди.

-Слово «исповедь» имеет следующие значения: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов (запись на доске или даны в презентации).  В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

+ Во втором значении. Исповедь Мцыри обращена к «чернецу» – православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута.

- Почему поэт избрал форму исповеди?

+ В центре поэмы — образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог — исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать ?» - обращается он к монаху.

- Композиция монолога — исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Прочитайте 3,4,5 главы. О чем в них говорится?

+ Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой — дитя, судьбой — монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

- О чем рассказывается в 6 и 7 главах?

+ Мцыри рассказывает, что он увидел на воле. Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

- О чем рассказывается в последующих главах?

+ С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трех дневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

- В каких главах Мцыри прощается?

+В 25 и 26. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли — мысли о родине, свободе, жизни.

- Ребята, почему Лермонтов уделяет всей жизни Мцыри до побега одну маленькую главу, а вся поэма строится на последних трех днях жизни?

+ Потому что автор хочет подчеркнуть, что жизнь в монастыре для Мцыри – это не жизнь, а просто существование. И последние тря дня Мцыри, когда он сам принимал решения, когда он боролся, чувствовал, был свободен – это настоящая его жизнь, пусть и короткая.

- Верно, ребята. Для Лермонтова и его героя жизнь – это борьба: борьба с природой, с людьми, с судьбой и с самим собой. Без борьбы – нет и свободы. Лучше три дня прожить, чувствуя и в движении, чем десятилетиями быть запертым в монастыре.

-Сделаем выводы, ребята.

1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.

2. Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показано через его восприятия.

4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.

  1. Организация окончания урока

1. Оценка деятельности на уроке

- Домашнее задание: 1. Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника».

2. Ответить на вопросы:

— Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)

— Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

— Почему погиб Мцыри?

- Спросите меня, как вы работали?

+Анастасия Владимировна, как я работал?

- Ты работал хорошо. Руслан, как ты думаешь, как работала Катя?

+ Катя работала хорошо, активно.

- Урок окончен. Идите на перемену.

Спрашивается про всех учеников по очереди.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 8 классе в школе глухих

Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Цель:

Предметные задачи обучения:

  1. Продолжать знакомить с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова;
  2. Учить проводить  идейно-тематический  анализ   поэмы  Лермонтова
  3. Выявить структурные особенности произведения, показать их взаимосвязь.

Метапредметные задачи обучения:

  1. Закреплять умение отвечать на вопросы учителя и товарищей;
  2. Учить сравнивать противоположные понятия;
  3. Учить работать с текстом лирического произведения.

Личностные задачи обучения:

  1. Формировать усидчивость, внимание, терпеливость;
  2. Прививать любовь к поэзии как к особому  виду  искусства,
  3. Воспитывать интерес к творчеству поэта
  4. Учить организовывать рабочее место;
  5. Оценивать работу друг друга.

Коррекционные задачи обучения:

  1. Развивать слуховое восприятие;
  2. Развивать произносительную сторону речи;
  3. Развивать мышление, память, внимание.

Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом,  мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”),  компьютер, проектор..

Этап урока

Содержание

Примечание

  1. Организация начала урока

  1. Установка на речь
  2. Установка на работу

- Встаньте прямо.

+Я встал прямо.

-Сядьте тихо.

+Я села тихо.

-Узнайте у меня, чем мы будем заниматься?

+Анастасия Владимировна, чем мы будем заниматься?

-Будем думать.

+Будем думать.

-Будем говорить.

+Будем говорить.

-Старайтесь говорить внятно.

+Я буду говорить внятно.

-Как вы будете работать?

+Я буду работать активно, вдумчиво.

Речь за экраном.

Устно-дактильно.

За экраном.

Устно-дактильно.

  1. Основная часть урока
  1. Проверка д/з
  2. Беседа по основным вопросам

  1. Глубокий анализ произведения

Лень прописывать (вопросы по сюжеты и т.п.)

-Какова цель побега Мцыри? Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста.

(а) Давным-давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если смог.

г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе…

+Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.

  -Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с бурей». Это цельная, страстная натура. Юношу гонит из монастыря не одна тоска по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя.

- Мцыри покидает монастырь. Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Ответ на этот вопрос найдите в тексте.

+ гл. 6, 9, 10, 11. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в  пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

- Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем человек живет на земле?

+ Мцыри увидел природу в её многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном.     И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на вопрос: зачем создан человек и зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы -  вот вывод.

- Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня?

+ Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. Встреча с грузинкой. Бой с барсом.

- Важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

+ Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

- Почему же погиб Мцыри?

+ Потому что, познав свободу, он бы не смог жить в заточении монастыря. За эти три дня Мцыри прожил самую настоящую жизнь, полную веселья, грусти и т.д. Его жизнь, свободная жизнь хоть и была коротка, но он пережил больше, чем некоторые люди за годы своего существования.

- Почему, несмотря на гибель героя, мы не  воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?

+ «Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы.

- Какой вывод можно сделать о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

+ Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждого пылкой, пламенной натуре. Но неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну".

  1. Организация окончания урока

1. Оценка деятельности на уроке

- Спросите меня, как вы работали?

+Анастасия Владимировна, как я работал?

- Ты работал хорошо. Руслан, как ты думаешь, как работала Катя?

+ Катя работала хорошо, активно.

- Урок окончен. Идите на перемену.

Спрашивается про всех учеников по очереди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия конспектов уроков по обучению грамоте в 1 классе школы VIII вида

  Уроки составлены по образовательной программе для учащихся 0 (подготовительного) и 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушени...

Серия конспектов уроков по английскому языку для 5 класса. УМК "Spotlight"

Данный раздел содержит конспекты уроков по английскому языку...

Серия конспектов для детей-инофонов старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Тема "Животный мир".

Департамент образования г.  Москвы Московский институт открытого образованияФакультет Международного образованияКафедра ЮНЕСКО Курсы повышения квалификацииМетодике обучения  русско...

Серия конспектов уроков английского языка для 9 класса "Встречают по одежке"

Серия конспектов уроков на английском языке для 9 класса "Встречают по одежке"...