Серия конспектов для детей-инофонов старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Тема "Животный мир".
план-конспект урока на тему

Мурзова Юлия Александровна

Департамент образования г.  Москвы

 

Московский институт открытого образования

Факультет Международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

 

Курсы повышения квалификации

Методике обучения  русскому языку как иностранному  детей-инофонов  старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Курсовая работа

Тема: «Животный мир»

Традиционная методика преподавания русского языка в школе основным предметом изучения полагает логико-грамматическую систему языка. То есть,  в центре внимания учителя и учащихся оказываются готовые знания о языке, предъявляемые для запоминания в виде правил и их объяснений, схем, моделей, образцов, таблиц и т. п.

Основной же целью изучения русского языка как иностранного является не знакомство с ним как лингвистическим феноменом, а утилитарное его усвоение его как орудия общения и выражения мысли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnyy_mir.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Животный мир. Кто где живёт.

Урок №1.

Под землей, большая нора, маленькая нора, норы, рыть, вырыть (нору),берлога,  в лесу, на дереве, болото, дупло, в дупле.

Оборудование: на доске большой плакат с  изображением леса (деревья, кусты, нора большая, маленькая норка, берлога, два дерева с дуплами, несколько гнезд различной величины  на ветках деревьев), небольшое болото, муравейник, полянка.

Небольшие картинки с изображением диких животных ( желательно вырезанные по контору).

Задание №1.

У.-Здравствуйте, ребята!

Показывает картинки «лиса, белка, заяц, медведь, змея, лягушка».

У.-Кто это?

О.-Это звери.

У.-Где живут эти звери?

О.-Эти звери живут в лесу.

У.-Правильно. Эти звери живут в лесу.

Учитель показывает картинку «Заяц». Какой это зверь?

О.-Это заяц.

У. Правильно.  Это заяц. Послушайте, пожалуйста, сказку.  Слушайте внимательно.

СКАЗКА.

Жил-был Заяц. Решил Заяц узнать, в каких домах живут звери. Побежал заяц по лесу и увидел лису.

-Здравствуй, лиса, мой дом под кустом, а где твой дом?

Лиса отвечает:- Мой дом в норе, под землей. Я рыла нору своими лапами.

Побежал заяц дальше. Увидел белку.

-Здравствуй, белка, мой дом под кустом, а где твой дом?

-Я живу на дереве, в дупле.

Бежит заяц по лесу и видит змею.

-Здравствуй, змея, мой дом под кустом, а где твой дом?

-Я живу в норе.

-В норе живет лиса.

-Лиса живет в большой норе, а я в маленькой.

Встретил заяц медведя.

-Здравствуй, медведь. Я живу под кустом, а ты где живешь?

-Я живу в берлоге, под деревом.

Прыгает навстречу зайцу лягушка.

-Здравствуй, лягушка. Мой дом под кустом, а где твой дом?

-Мой дом в болоте.

 Много интересного узнал заяц .И мы с вами услышали много новых слов.

Задание №2.

Учитель показывает картинки животных.

У.-Заяц живет в лесу  под кустом. (показывает на картинке «лес» место, где живет заяц). Повторите.

О.-Заяц живет под кустом.

У.-Помещает картинку «заяц» под куст.

У.-Белка живет в дупле.  Посмотрите, это дупло (показывает на плакате  одно дерево с дуплом). Повторите.

О.-Это дупло.

У.- Белка живет в дупле ( учитель  накладывает картинку «белка» на изображение дупла).Повторите.

О. –Белка живет в дупле.

У.-Лиса живет в норе. Она вырыла нору сама. Что сделала лиса? (Учитель размещает картинку «лиса» рядом с большой норой).

О.-Лиса вырыла нору.

У.-Где живет лиса?

О.-Лиса живет в норе.

У.-Где у лесы нора?

О.-Под землей.

Аналогичным способом  размещаются все звери.

Задание №3.

Учитель показывает картинки с изображением одного животного и нескольких животных.

У.-Лиса живет в норе, а лисы живут в норах.  Где живут лисы?

О.-Лисы живут в норах.

У.-Заяц живет под кустом, а зайцы живут под кустами. Где живут зайцы?

О.-Зайцы живут под кустами.

У.- Называет зверей и просит повторить где живет медведи и медведи, змея и змеи, белка и белки и т.д.

Задание №4.

Закрепление.

Учитель  показывает на картинке «лес» куст:

У.-Что это?

О.-Это куст.
У.-Кто живет под кустом?

О.-Под кустом живет заяц.

Учитель показывает на картинке большую нору.

У.-Что это?

О.-Это большая нора.

У.-Кто живет в большой норе?

О.-В большой норе живет лиса.

У.-Где лиса вырыла нору?

О.-Под землей.

Учитель показывает  на картинке дупло:

У.-Что это?

О.-Это Дупло.

У.-Кто живет В дупле?

О.-В дупле живет белка.

Учитель показывает  на картинке маленькую нору.

У.-Что это?

О.- Это маленькая нора.

У.-Кто живет в маленькой норе?

О.-В маленькой норе живет змея.

Учитель показывает на картинке болото.

У.-Что это?

О.-Это болото.

У.-Кто живет в болоте?

О.-В болоте живет лягушка.

Учитель показывает на картинке  берлогу.

У.-Что это?

О.-Это берлога.

У.-Кто живет в берлоге?

О.-В берлоге живет медведь.

Животный мир. Кто где живёт.

Урок №2.

Под землей, нора, норка, рыть, вырыть (нору),берлога,  в лесу, на дереве, болото, дупло, в дупле, на дереве, гнездо, гнезда, вить, вьют (гнезда), птенцы , ночная (птица).

Оборудование: то же изображение леса с размещенными по домам зверями, отдельные изображения дятла, кукушки, соловья, совы, вороны. Раскраски с изображением птицы, сидящей в гнезде.

Задание №1.

Повторение.

У.-Посмотрите на картинку, что это?

О.-Это лес.

У.- Кто живет в лесу?

О.-В лесу живут звери.

У.-Давайте вспомним, в каких домах живут звери в лесу?

О.-По очереди называют зверей и их дома.

Задание №2.

Учитель прикрепляет на доску картинки с изображением птиц.

У.-Кто это?

О.-Это птицы.
У.-Это домашние птицы?

О.-Это дикие птицы.

У.- Эти птицы живут в лесу. Давайте найдем их дома. Показывает на картинку «соловей».

У.-Соловей живет в гнезде. Посмотрите—это гнездо. (показывает на маленькое гнездо на ветке дерева). Гнездо соловья на дереве.

У.-Где живет соловей?

О.-Соловей живет в гнезде.

У.-Гнездо соловья в траве?

О.-Нет. Гнездо соловья на дереве.

У.-Как вы думаете, кто еще живет в гнезде?

О.-В гнезде живут кукушка, дятел, сова, ворона.

У.-Не все птицы живут в гнезде. Показывает картинку «сова». Кто это?

О.-Это сова.

У.-Сова-это птица?

О.-Да, сова это птица.

У.-Это птица, которая живет не в гнезде. Сова живет в дупле. Днем она спит в дупле, а ночью ищет еду. Сова-ночная птица.

-Где живет сова?

О.-Сова живет в дупле.

У.-Почему сова «ночная птица»?

О.-Сова днем спит, а ночью ест.

 У.-Давайте поселим птиц в гнезда.

 Задание №3.

У. Диалоги.« Сова и ворона»

Встретила сова ворону.

-Скажи, ворона, где ты живешь?

-Здравствуй, сова. Я живу в гнезде. А ты где живешь?

-Я живу в дупле. Нашла дерево с дуплом и стала жить в нем. В дупле живут и мои дети-птенцы. А как ты нашла гнездо?

-Я сама себе построила дом. Весной многие птицы начинают вить гнезда из веток.

У.-Птицы вьют гнезда. Повторите.

О.-Птицы вьют гнезда.

У.- Когда птицы вьют гнезда?

О.-Весной.

Задание №4.

Раскрашивание.

Учитель просит спросить у соседа, что он делает: « Скажи, что ты делаешь?» , «Я раскрашиваю дятла и его гнездо», « Я раскрашиваю кукушку и её гнездо».

Урок №3

Животный мир. Кто где живёт.

Под землей, нора, норка, рыть, вырыть (нору),берлога,  в лесу, на дереве, болото, дупло, в дупле, на дереве, гнездо, вить, птенцы, летает, ползает, прыгает, ночная (птица),муравейник, кора дерева, под корой, под листком, на травинке, летает, ползает, прыгает.

Оборудование: то же изображение леса с размещенными по домам зверями, отдельные изображения дятла, кукушки, соловья, совы, вороны. Отдельные картинки с изображением   дерева с корой, цветка, веточки с листом.

Задание №1.

У.-Учитель показывает картинки насекомых и просит учеников назвать их( муравей, жук, бабочка, кузнечик, стрекоза, гусеница, комар).

У.-Это птицы?

О.-Это насекомые.

У.-Насекомые живут в нашем лесу.

Показывает картинку «жук».

-Жук живет под корой дерева. Посмотрите на картинку—это дерево, это его кора. Жук живет под корой дерева. Где живет жук?

О.-Жук живет под корой дерева.

У.-Гусеница живет под листком. Показывает картинку. Повторите.

О.-Гусеница живет под листком.

У.-Муравей живет в муравейнике. Показывает картинку. Повторите.

О.- Муравей живет в муравейнике.

У.-Бабочка живет на цветке. Показывает картинку. Повторите.

О.-Бабочка живет на цветке.

У.-Кузнечик живет в траве. Показывает картинку. Повторите

О.-Кузнечик живет в траве.

У.-Стрекоза живет на травинке. Показывает картинку. Повторите.

О.-Стрекоза живет на травинке.

У.-Комар живет на болоте. Показывает картинку. Повторите.

О.-Комар живет на болоте.

Задание №2

Учитель показывает картинки: дерево с корой, травинка, муравейник, болото, цветок, трава.

У.-Кто живет под корой дерева?

О.-Под корой дерева живет жук.

У.-Кто живет под листком?

О.-Под листком живет гусеница.

Аналогично разбираются остальные картинки.

Задание №3.

 Игра с мячом.

У.-Я буду называть животное  птицу или насекомое, а вы будете  называть место, где они живут.

Задание №4.

У.-читает  «Разговор лесных животных»

Собрались животные в лесу и стали спрашивать друг друга, кто как передвигается.

-Мы ползаем, сказали змея, муравей и жук.

-Мы летаем, сказали птица, бабочка, стрекоза, комар.

-Мы прыгаем, сказали заяц, белка и лягушка, кузнечик.

-Я хожу по лесу, сказал медведь.

-Я бегаю, сказала лиса.

Затем учитель предлагает повторить и показать, как передвигаются животные.

Урок №4.

Животный мир. Кто где живёт.

Под землей, нора, норка, рыть, вырыть (нору),берлога,  в лесу, на дереве, болото, дупло, в дупле, на дереве, гнездо, вить, птенцы, летает, ползает, прыгает, ночная (птица),муравейник,  кора дерева, под корой, под листком, , летает, ползает, прыгает, в реке, в озере, плавает, в море.

Оборудование: плакат «лес», картинки с изображением озера, реки, картинки с изображением рыб.

На каждого ребенка ободок с изображением животного, насекомого, птицы.

Задание №1.

Учитель закрепляет на доске картинки заяц, кузнечик, лягушка, лиса.

-Кто здесь лишний?

О.-лиса.

У.-Почему лиса лишняя?

О.-Заяц, кузнечик и лягушка прыгают, а лиса бегает.

У.-Бабочка, птица, стрекоза, муравей. Кто здесь лишний?

О.-Муравей.

Задание №2.

У.- Показывает картинку «рыбы». Кто это?.

О.-Это рыбы.

У.-Где живут рыбы?

О.-Рыбы живут в реке.
У.-Рыбы живут в реке , в озере, в море. В реке вода , в озере вода, в море вода. Рыбы живут в воде.  Повторите.

О.-Повторяют.

У.-Рыбы плавают в воде. Как рыбы передвигаются?

О.-Рыбы плавают в воде.

Задание №3.

Учитель вешает на доску картинки: лес, болото, река, поляна, дерево, гнездо, берлога, дупло, большая нора, маленькая нора, травинка, муравейник, озеро, река, море, веточка с листом.

У.- Показывает на картинку «река».

-Что это?

О.-Это река.

У.-В реке живет лиса?

О.-Нет. В реке живет рыба.

У.-Показывает картинку «муравейник». Что это?

О.-Это муравейник.

У.- В муравейнике живет лягушка?

Учитель показывает остальные картинки. Учащиеся отвечают на вопросы.

Задание №4.

Игра « Путешествие».

Учитель и ученики надевают на голову ободки с изображением животных ( или просто берут картинки с изображением животных), выбирают картинку с доски( место, где живет). Один из играющих подходит к другому и представляется и спрашивает   по схеме:

-Здравствуй, я лиса. Я живу в лесу. Посмотри-мой дом в большой норе. А ты кто? Где ты живешь?

 Затем оба играющих подходят к третьему и т.д.

Урок №5.

Животный мир. Кто где живёт.

Под землей, нора, норка, рыть, вырыть (нору),берлога,  в лесу, на дереве, болото, дупло, в дупле, на дереве, гнездо, вить, птенцы, летает, ползает, прыгает, ночная (птица),муравейник,  кора дерева, под корой, под листком, , летает, ползает, прыгает, в реке, в озере, плавает, в море, слон, жираф, верблюд, лев, обезьяна, зебра, на юге, животные юга (жарких стран).

Оборудование: то же изображение леса с размещенными по домам зверями, отдельные изображения дятла, кукушки, соловья, совы, вороны. Отдельные картинки с изображением  животных, атлас «Животные мира».

Задание №1.

Учитель показывает по очереди картинки с изображением животных и задает к каждой вопрос:

-Дятел-это насекомое? Где живет дятел?

-Лиса-это птица? Где живет лиса? И т.д.

Задание №2.

Учитель показывает на карте из атласа регионы (места), где живут животные юга. Учитель рассказывает, что есть животные, которые любят тепло. Показывает картинки. На которых изображены животные юга (животные жарких стран).

У.-Это слон. Повторите.

О.-Это слон.

У.-Это жираф. Повторите.

О.-Это жираф.

У.-Это обезьяна. Повторите.

О.-Это обезьяна.

У.-Это зебра. Повторите.

О.-Это зебра.

У.-Это лев. Повторите.

О.-Это лев.

У.-Это верблюд. Повторите.

О.-Это верблюд.

У.-Показывает все картинки вместе.

-Слон, жираф, верблюд, лев, обезьяна, зебра-это тоже звери. Они живут на юге, там всегда тепло.

Учитель повторят с учениками новые слова.

А) Учитель показывает картинку, называет животное, просит повторить хором, затем спрашивает каждого ученика.

Б) Учитель называет животное, просит показать нужную картинку и назвать животное.

В) учитель показывает картинки и « путает» названия животных. Ученики должны назвать правильное название животного.  

Задание№3.

Учитель раздает ученикам картинки с изображением животных юга.

У.-У кого слон?

О.-У меня слон.

У.-Покажи, пожалуйста.

О.-Вот слон.

У.-Слон это животное юга, птица, насекомое?

О.-Слон-это животное юга.

Учитель показывает ученикам остальные картинки с изображениями животных юга.

Задание №4.

Учитель предлагает детям встать в круг. Игра с перекидыванием мяча.

У.-Слон-это….

О.-Животное юга (жарких стран)

У.-Зебра-это……….

О.-Животное юга (жарких стран)

У.-Животное юга (жарких стран)……..

Кидает мяч, ученик ловит мяч, называет животное и возвращает мяч учителю.

Задание №5.

У.-Просит показать на карте , где живут животные юга (жарких стран). Ученики  называют и показывают на карте.

Урок №6.

Животный мир. Кто где живёт.

Под землей, нора, норка, рыть, вырыть (нору),берлога,  в лесу, на дереве, болото, дупло, в дупле, на дереве, гнездо, вить, птенцы, летает, ползает, прыгает, ночная (птица),муравейник,  кора дерева, под корой, под листком, , летает, ползает, прыгает, в реке, в озере, плавает, в море, слон, жираф, верблюд, лев, обезьяна, зебра, на юге, животные юга (жарких стран), тигр, крокодил, бегемот, носорог, попугай.

Оборудование: картинка лес (джунгли), « пальмы», «пески», отдельные картинки с изображениями животных.

Задание №1.

Учитель помещает на доску 4 картинки: слон, волк, заяц, лиса.

У.-Кто здесь лишний?

О.-Слон.

У.-Почему слон лишний?

О.-Потому что это животное юга (животное жарких стран).

Учитель помещает следующие картинки: медведь, зебра, ёж, белка.

У.-Кто здесь лишний?

О.-Зебра.

У.-Почему зебра лишняя?

О.-Потому что это животное юга (животное жарких стран).

Учитель помещает следующие картинки: верблюд, жираф, обезьяна, медведь.

У.-Кто здесь лишний?

О.-Медведь.

У.-Почему медведь лишний?

О.- Потому что медведь не животное юга (жарких стран).

У.- Верблюд, жираф, обезьяна- это какие животные?

О.-Это животные юга (жарких стран).

Задание №2.

Учитель помещает на доске картинки:

Слон-слоны;

Обезьяна-обезьяны;

Верблюд-верблюды;

Жираф-жирафы;

Зебра-зебры;

Лев-львы.

У.-Это кто?

О.-Это слон.

У.-А это?

О.-Слоны…..

Игра с мячом. Учитель называет слово в единственном числе, ученики называют слово во множественном числе и возвращают мяч. Затем учитель называет слово во множественном числе и бросает мяч, ученики называют слово в единственном числе и возвращают мяч.

Задание №3.

Учитель показывает соответствующие картинки.

У.-это тигр. Повторите.

О.-Это тигр.

У.-Это крокодил. Повторите.

О.-Это крокодил.

У.-Это носорог. Повторите.

О.-Это носорог.

У.-Это бегемот. Повторите.

О.-Это бегемот.

У.-Это попугай. Повторите.

О.-Это попугай.

У.-Эти животные живут на юге. Где они живут?

О.-На юге.

У.-Показывает картинку и задает вопрос:

-Какое это животное?

Ученики называют животное. Затем ученики по цепочке спрашивают друг друга и отвечают.

Задание №4.

Учитель показывает картинки «лес (джунгли)», «водоем», «пальмы», «пески». Поясняет, что на них изображено, рассказывает какие животные живут в этих местах.

У.-Что это?

О.-Это южный лес (джунгли).

У.-А это что?

О.-Озеро.

У.-Где живет тигр, в лесу (джунглях) или в воде?

О.-Тигр живет в лесу (джунглях).

У.-Где живет попугай, в лесу (джунглях) или в воде?

О.- Попугай живет в лесу (джунглях).

У.-Где живет бегемот, носорог, крокодил, в лесу (джунглях) или в воде?

Ученики отвечают на поставленные вопросы. Затем учитель предлагает «расселить» животных по им домам.

У.-Кто это? Где он живет?

Ученики отвечают на вопросы и прикрепляют изображения животных на соответствующие места.

Задание№6.

«Что неправильно?».

Один ученик «водящий», он отворачивается от доски, другие ученики по очереди  перемещают животных и птицу на «неправильное» место. «Водящий» поворачивается к доске. Один ученик спрашивает:

-  Что здесь неправильно, почему?

 -Крокодил живет не в лесу (джунглях), а в воде.

Перемещает животное на нужное место.

Урок №7.

Животный мир. Кто где живёт.

Под землей, нора, норка, рыть, вырыть (нору),берлога,  в лесу, на дереве, болото, дупло, в дупле, на дереве, гнездо, вить, птенцы, летает, ползает, прыгает, ночная (птица),муравейник,  кора дерева, под корой, под листком, , летает, ползает, прыгает, в реке, в озере, плавает, в море, слон, жираф, верблюд, лев, обезьяна, зебра, на юге, животные юга (жарких стран), тигр, крокодил, бегемот, носорог, попугай, на севере, белый медведь, морж, тюлень, пингвин.

Оборудование: картинка «север», карта из атласа «животные мира», отдельные изображения животных севера: белый медведь, морж, тюлень, пингвин.

Задание №1.

Учитель помещает на доску карту.

У.-есть животные, которые любят холод. Они живут на севере. Показывает на карте.

Затем учитель помещает на доску картинку «север».

У.-Посмотрите, это север. На севере всегда холодно.

Учитель показывает изображения животных севера.

У.-Это белый медведь. Повторите.

О.-Это белый медведь.

У.-Это морж. Повторите.

О.-Это морж.

У.-Это тюлень. Повторите.

О.-Это тюлень.

У.-Это пингвин. Повторите.

О.-Это пингвин.

У.-Морж, тюлень, пингвин, белый медведь-это животные. Повторите.

О.-Повторяют по цепочке.

Задание №2.

Учитель показывает картинку «север».

У.-Белый медведь живет на севере. Где живет белый медведь?

О.- Белый медведь живет на севере.

У.-Тюлень живет на севере. Где живет тюлень?

О.- Тюлень живет на севере.

У.-Морж живет на севере. Где живет морж?

О.- Морж живет на севере.

У.-Пингвин живет на севере. Где живет пингвин?

О.- Пингвин живет на севере.

Прикрепляют изображения животных севера на картинку «север».

Учитель спрашивает учеников где живут белый медведь, тюлень, морж, пингвин. Ученики по очереди отвечают.

Задание №3.

Игра с перекидыванием мяча. Учитель спрашивает:  «Белый медведь, морж, тюлень, пингвин-это кто? Где живет белый медведь морж, тюлень, пингвин? Кто живет на севере?» ученики отвечают по очереди.

Задание №4.

Учитель раздаёт ученикам картинки:  тюлени, моржи, белые медведи, пингвины.

Учитель показывает картинку «пингвин».

У.-Кто это?

О.-Пингвин.

У.-У кого картинка с пингвинами? ( Ученики рассматривают свои картинки и находят подходящую.)

О.-У меня пингвины.

У.-Покажи, пожалуйста.

О.-Показывает.

У.-На севере живут пингвины. Повторите.

О.- На севере живут пингвины.

Аналогичным способом разбираются остальные картинки.

Затем учитель спрашивает учащихся:

А)У.-На севере живет морж или живут моржи?

О.-на севере живут моржи.

Б)Учитель просит показать сначала картинку с одним животным, затем с несколькими.

Задание №5.

Учитель предлагает всем ученикам нарисовать картинку «север». Пока дети ученики рисуют, учитель подходит к каждому и спрашивает: « Что ты делаешь? Что мы делаем? Что ты рисуешь? Где живет белый медведь, морж, тюлень, пингвин?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.

В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...

презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания

У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...

Формирование и развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значени...

Тематический план по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В плане предложены темы для педагогов, работающих по формированию основ здорового образа жизни с детьми дошкольного и младшего школьного возраста...

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

"Поиск сокровищ" - конспект занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Конспект занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста к разделу "Изучение геометрических фигур". Увлекательное путешествие в поисках клада. Творческое задание - выполнение сун...