Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
И.С. Тургенев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_32_literatura.docx | 17.02 КБ |
urok_32_literatura.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет.
Л.Н.Толстой
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Введение в тему
- Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото? (слайд)
- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?
- Вы любите свой край?
4. Актуализация знаний
- Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор?
- Кому посвящен рассказ?
- Чем интересны изображенные автором мальчики?
- Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее представить себе то, о чем писал автор (слайд)
Любовь к природе рождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в Спасском.
- О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока
5. Работа по теме урока
1) - И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, оставил нам изумительные пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу.
– С чего начинается рассказ?
– Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179).
– Какое настроение создаётся при чтении?
- Связана ли эта часть рассказа с основным сюжетом?
Эта часть композиции рассказа называется экспозиция.
- Какую функцию она выполняет в данном рассказе?
(Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию.)
- Какое настроение создает это описание? ( Радостное, бодрое, ясное)
Вы должны назвать образные средства, использованные писателем в этом отрывке (изобразительный эпитет в сочетании с метафорой).
2) Чтение второго отрывка «Охотник заблудился» ( с.172 – 175) от слов «…вечерняя заря погасла…» до слов «Этот луг славится …под названием Бежина луга…» и ответы на вопросы:
- Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства, как вы думаете, можно испытывать при этом? (Тревогу, испуг, страх, томление).
- С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги? (Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, погруженный в темноту, становится фантастическим.)
Подтвердите словами текста (выражения, подчеркнутые -)
- Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента? Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека? (выражения, подчеркнутые =). Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное.
Какую роль играют многоточия?(Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)
Вы должны назвать образные средства, использованные писателем в этом отрывке.
3) Чтение третьего отрывка «У костра: запах летней русской ночи» (с.176- 177.) от слов «Картина была чудесная…» до слов « …запах русской летней ночи».
-Как чувствует себя автор у костра? ( он успокоился, наслаждается великолепием русской ночи).
Вы должны назвать образные средства, использованные писателем в этом отрывке.
4) Чтение четвертого отрывка – конец рассказа ( с.196-197) от слов « Не успел я отойти двух верст…» до слов « … промчался отдохнувший табун».
- Как природа отзывается на настроение, чувства автора в этом отрывке ?
( Природа созвучна настроению автора: «…полились потоки молодого горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола…»).
Вы должны назвать образные средства, использованные писателем в этом отрывке.
6. Обобщение
- Обратите внимание на эпиграф. Справедливо ли сказал Л.Н.Толстой?
Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?
1.Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.
2. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.
3. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
7. Подведение итогов. Рефлексия
8. Д/з выучить наизусть отрывок «Был прекрасный июльский день… Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль картин природы в рассказе « Бежин луг».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"
Урок "открытия нового знания" в рамках системно-деятельностного подхода с включением элементов регионального компонента...
Конспект урока по литературе в 6 классе "И.С.Тургенев -мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
Урок литературы входит в раздел "Из русской литературы XIX века"...
Презентация "Картины природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
Презентация "Картины природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг". 6 класс....
Мини-проект "Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
Данная презентация составлена на основе творческих работ обучающихся 6 класса, она иллюстрирует применение мини-проекта на уроках литературы...
Урок по литературе по рассказу И.С. Тургенева " Бежин луг". Роль пейзажных зарисовок в рассказе " Бежин луг".
В ходе урока ученики приходят к выводу о том, каким талантливым писателем-пейзажистом был И.С.Тургенев. Отмечают текстовые средства выразительности,.помогающие автору создавать картину русской природы...
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".
laquo; Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть… Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то...
Урок литературы в 6 классе. Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".
Урок ориентирован на обучающихся 6 класса. Цель урока: показать обучающимся взаимосвязь человека и природы, выявить роль пейзажа в произведении.Планируемые результаты:Предметные:владеют изученной...