Конспект урока по литературе в 6 классе "И.С.Тургенев -мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок литературы входит в раздел "Из русской литературы XIX века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_v_6_klasse.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 6 классе
«И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
Цель и задачи урока: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;учить сравнительному анализу текстов разных авторов на одну тему;развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;развитие литературоведческого понятия «пейзаж», знакомство с понятием «экспозиция»;осуществлять межпредметные связи урока литературы и русского языка;воспитание трепетного отношения к природе.
Планируемые результаты
Личностные
Учебно-познавательная мотивация и интерес к обучению;освоение культурного наследия России;адекватная оценка своих возможностей достижения цели определённой сложности в самостоятельной,парной и групповой деятельности;преодоление проблемных зон в знаниях;самоанализ результатов.
Метапредметные
Познавательные
Самостоятельное формулирование познавательной цели,формулирование проблемы,систематизация знаний по предмету,испоьзование практических умений ознакомительного,изучающего,просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные
Формирование атмосферы исследования,сотворчества,представление содержания и сообщения в письменной и устной форме,аргументация своей точки зрения,оценка суждения и своей точки зрения,установление рабочих отношений с коллективом(в паре,группе).
Регулятивные
Готовность к самообразованию, формулирование вопросов,необходимых для организации собственной и коллективной деятельности,определение цели учебной деятельности,освоение ознакомительного,поискового,изучающего чтения,определение последовательности промежуточных целей с учётом коне
Предметные
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта,подвергать сомнению достоверность информации,использование практических умений ознакомительного,изучающего способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей,ипользование приёмов работы с учебной книгой
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Мотивационный настрой
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику дана.
Слово учителя
-Красота природы никогда и никого не могла оставить равнодушным. Очень много известных художников, поэтов, писателей рисовали увиденное в своих произведениях.
Вы знаете, когда-то известный литературный критик В.Г. Белинский сказал: «Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой» Ведь не только поэты видели красоту природу, но и композиторы, музыканты. Значит, мы можем видеть пейзажи и в музыкальных произведениях. У П.И. Чайковского есть знаменитый цикл «Времена года». Это небольшие пьесы, в которых отражено настроение сезона: весеннее пробуждение, летнее раздолье, осенняя грусть, зимняя свежесть. Композитор вложил в них всю свою любовь родной стране, к родному краю, к русской природе. Предлагаю вам сейчас послушать пьесу из этого цикла «Июнь. Баркарола».
(Аудиозапись музыкального произведения)
-Почему мы урок начали с такой пейзажной нотки?
- Как это связано с нашей темой?
3.Изучение нового материала
-«Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов в Тургенева «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев. И.С.Тургенев был непревзойденным мастером пейзажа. (слайд)
Его родное имение в Спасском –является его душой-русской природы.
В русской литературе природа никогда не изображалась так подробно и детально, как у Тургенева. Никто столь пластично, живописно и одухотворенно не передавал неисчерпаемого богатства природного мира. Природа у Тургенева многокрасочна и многозвучна и выступает мощной, животворящей, нравственно здоровой, светлой силой.
- С чего начинается рассказ? (С описания природы)
- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)?(Пейзаж)
- Запишем определение в тетради:
Пейзаж – картина природы в художественном произведении.
– Какой пейзаж предстает пред охотником в самом начале рассказа? Найдите это место в тексте, прочитайте выразительно, чтобы легче представить июльский день. ( Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня»).(слайд)
- Дайте название этому пейзажу. ( « Прекрасный июльский день»)
- Какие же они, краски июльского дня? (Небо ясное; румянец, солнце не огнистое, не тускло-багровое, приветно-лучезарное, лиловое).
- Найдите в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой.)
- Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Мажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой).
Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение. Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы.
Развитие пейзажа. (слайд)
- В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился. Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие.
- Итак, на смену дня приходит ночь. (слайд)
- Как меняются краски рассказа, его интонация?
( Из июльского кроткого дня повествователь погружается в неприятную, неподвижную подземную сырость природного нутра. Мертво белеет густая высокая трава на дне оврага, куда попадает странник.)
- Какие звуки мы слышим?
- Что чувствует наш охотник? (Тревогу, растерянность)
- Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека?
( «Да как же это я сюда зашел? Так далеко? Странно!» - недоумевает охотник. Ощущение странности происходящего не покидает героя. Здесь все не менее таинственно, чем в историях мальчиков: большие белые камни в лощине, «казалось,… сползлись туда для тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце… сжалось». Странник оказывается на грани катастрофы – ночь Природы ставит его «над страшной бездной».)
- Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное, подчеркивают растерянность героя.
Вывод: Автор говорит о том, что самая теплая, ясная, короткая и безопасная погожая июльская ночь в самой знакомой и прозаической густонаселенной средней полосе России таит много неясного, необъяснимого.
-В рассказе «Бежин луг» звучат слова автора: «Мрак боролся со светом». Как вы их понимаете?
(В описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь.)
Учитель: А сейчас давайте посмотрим, будет ли другое описание ночи в рассказе?
(слайд)
Попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.
- Понаблюдаем, что же они видят ночью, что видит автор рассказа? (слайд)
Прочитайте и озаглавьте эпизод описания глубокой ночи. (Уч-ся читают эпизод.)
- Каким мы видим пейзаж здесь? Какие звуки слышим?
(Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом слушает их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «…странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»).
- Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?
- Действительно, под влиянием темноты в рассказе нарастает настроение таинственности и неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.
- Какую роль играют в рассказе эти описания?
( На протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой. И это помогает раскрыть богатый духовный мир крестьянских детей).
-Какими художественными средствами пользуется автор и для чего?
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…
Обратите внимание на слайды какие чувства вызывают цвета?
Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….
Олицетворение: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
- Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек?
(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)
- Что такое природа для писателя? (Природа - высшая сила)(слайд)
-Чем является природа для мальчиков? (Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны – их жизнь, даже праздник: « Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил в историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном.)
- Помогло ли описание природы раскрыть характеры крестьянских детей?
( На фоне прекрасной природы деревенские ребятишки кажутся еще привлекательнее, т.е. усиливается внутренняя красота крестьянских детей. Самый отважный из мальчиков, Павлуша, не боится опасностей, которыми полна природа: « Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Павлуша полностью доверяется судьбе: « Своей судьбы не минуешь»).
4.Вывод.
(слайд)
Да, природа таинственна, а если не разгадать ее тайны, она устрашающе действует на умы людей. Но в этом противостоянии человека и природы верх берет человек. Как сказал В.Г. Белинский: «Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек». (слайд)
- Ребята, обратите внимание ещё на одно высказывание И. С. Тургенева:
«…Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет». (слайд)
- А что значит «пока она нас, как колесом, не переедет»? (Может быть, накажет? Ведь человек часто обижает природу, мусорит в лесу, неосторожно обращается с огнем. И она наказывает: горят не только леса, но и дома. Это год—год экологии. Каждый из нас должен внести частичку души во благо природы и светлого будущего)
5.Рефлексия.
6.Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение-размышление на тему: «Человек и природа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"
Урок "открытия нового знания" в рамках системно-деятельностного подхода с включением элементов регионального компонента...
Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»
Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....
И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа (урок литературы в 5 классе).
Обобщающий урок литературы в 5 классе по творчеству И.С.Тургенева (по учебнику В.Я.Коровиной). Цели урока: познакомить с литературоведческими терминами "портрет", "пейзаж", "сравнение", "гипербола"; о...
Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...
Конспект урока по литературе на тему «Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. С. А. Есенин «Сыплет черемуха снегом...»
Конпект урока на по литературе на тему "С.А. Есенин "Сыплет черемуха снегом..."...
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".
laquo; Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть… Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то...
Урок литературы в 6 классе. Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".
Урок ориентирован на обучающихся 6 класса. Цель урока: показать обучающимся взаимосвязь человека и природы, выявить роль пейзажа в произведении.Планируемые результаты:Предметные:владеют изученной...