Конспект урока по литературе в 6 классе "И.С.Тургенев -мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Марочкина Галина Николаевна

Урок литературы входит в раздел "Из русской литературы  XIX века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_v_6_klasse.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6 классе

«И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".

Цель и задачи урока: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;учить сравнительному анализу текстов разных авторов на одну тему;развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;развитие литературоведческого понятия «пейзаж», знакомство с понятием «экспозиция»;осуществлять межпредметные связи урока литературы и русского языка;воспитание  трепетного отношения к природе.

Планируемые результаты

Личностные

Учебно-познавательная мотивация и интерес к обучению;освоение культурного наследия России;адекватная оценка своих возможностей достижения цели определённой сложности в самостоятельной,парной и групповой деятельности;преодоление проблемных зон в знаниях;самоанализ результатов.

Метапредметные

Познавательные

Самостоятельное формулирование познавательной цели,формулирование проблемы,систематизация знаний по предмету,испоьзование практических умений ознакомительного,изучающего,просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные

Формирование атмосферы исследования,сотворчества,представление содержания и сообщения в письменной и устной форме,аргументация своей точки зрения,оценка суждения и своей точки зрения,установление рабочих отношений с коллективом(в паре,группе).

Регулятивные

Готовность к самообразованию, формулирование вопросов,необходимых для организации собственной и коллективной деятельности,определение цели учебной деятельности,освоение ознакомительного,поискового,изучающего чтения,определение последовательности промежуточных целей с учётом коне

Предметные

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта,подвергать сомнению достоверность информации,использование практических умений ознакомительного,изучающего способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей,ипользование приёмов работы с учебной книгой

        Ход урока.

1.Организационный момент

2.Мотивационный настрой

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику дана.

Слово учителя

-Красота природы никогда и никого не могла оставить равнодушным. Очень много известных художников, поэтов, писателей рисовали увиденное в своих произведениях.

Вы знаете, когда-то известный литературный критик В.Г. Белинский сказал: «Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой» Ведь не только поэты видели красоту природу, но и композиторы, музыканты. Значит, мы можем видеть пейзажи и в музыкальных произведениях. У П.И. Чайковского есть знаменитый цикл «Времена года». Это небольшие пьесы, в которых отражено настроение сезона: весеннее пробуждение, летнее раздолье, осенняя грусть, зимняя свежесть. Композитор вложил в них всю свою любовь родной стране, к родному краю, к русской природе. Предлагаю вам сейчас послушать пьесу из этого цикла «Июнь. Баркарола».

 (Аудиозапись музыкального произведения)

-Почему мы урок начали с такой пейзажной нотки?

- Как это связано с нашей темой?

3.Изучение нового материала

-«Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов в Тургенева «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев. И.С.Тургенев был непревзойденным мастером пейзажа. (слайд)

Его родное имение в Спасском –является его душой-русской природы.

В русской литературе природа никогда не изображалась так подробно и детально, как у Тургенева. Никто столь пластично, живописно и одухотворенно не передавал неисчерпаемого богатства природного мира. Природа у Тургенева многокрасочна и многозвучна и выступает мощной, животворящей, нравственно здоровой, светлой силой.

- С чего начинается рассказ? (С описания природы)

- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)?(Пейзаж) 

- Запишем определение в тетради:

Пейзаж – картина природы  в  художественном произведении. 

– Какой пейзаж предстает пред охотником в самом начале рассказа?  Найдите это место в тексте, прочитайте выразительно, чтобы легче представить июльский день. ( Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня»).(слайд)

- Дайте название этому пейзажу. ( « Прекрасный июльский день»)

- Какие же они, краски июльского дня? (Небо ясное; румянец, солнце не огнистое, не тускло-багровое, приветно-лучезарное, лиловое).

- Найдите в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой.)

- Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Мажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой).

Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение. Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы.

Развитие пейзажа. (слайд)

- В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился. Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие.

 -  Итак, на смену дня приходит ночь.  (слайд) 

- Как меняются краски рассказа, его интонация?

  ( Из июльского кроткого дня повествователь погружается в неприятную, неподвижную подземную сырость природного нутра. Мертво белеет густая высокая трава на дне оврага, куда попадает странник.)

 - Какие звуки мы слышим?

 - Что чувствует наш охотник? (Тревогу, растерянность)

 - Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека?

  ( «Да как же это я сюда зашел? Так далеко? Странно!» - недоумевает охотник. Ощущение странности происходящего не покидает героя. Здесь все не менее таинственно, чем в историях мальчиков: большие белые камни в лощине, «казалось,… сползлись туда для тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце… сжалось». Странник оказывается на грани катастрофы – ночь Природы ставит его «над страшной бездной».)

- Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное, подчеркивают растерянность героя.

Вывод: Автор говорит о том, что самая теплая, ясная, короткая и безопасная погожая июльская ночь в самой знакомой и прозаической густонаселенной средней полосе России таит много неясного, необъяснимого.

-В рассказе «Бежин луг» звучат слова автора: «Мрак боролся со светом».  Как вы их понимаете?

(В описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь.)

Учитель: А сейчас давайте посмотрим, будет ли другое описание ночи в рассказе?

(слайд)

Попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.

- Понаблюдаем, что же они видят ночью, что видит автор рассказа? (слайд)

Прочитайте и озаглавьте эпизод описания глубокой ночи. (Уч-ся читают эпизод.)

- Каким мы видим пейзаж здесь? Какие звуки слышим?

(Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом слушает их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «…странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»).

-  Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

- Действительно, под влиянием темноты в рассказе нарастает настроение таинственности и неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.

- Какую роль играют в рассказе эти описания?

( На протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой. И это помогает раскрыть богатый духовный мир крестьянских детей).

-Какими художественными средствами пользуется автор и для чего?

 Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»… 

Обратите внимание на слайды какие чувства вызывают цвета? 

Сравнение:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворение: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»…. 

- Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек?

 (В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его водит какая-то нечистая сила)

- Что такое природа для писателя? (Природа - высшая сила)(слайд)

-Чем является природа для мальчиков? (Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны – их жизнь, даже праздник: « Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил в историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном.)

- Помогло ли описание природы раскрыть характеры крестьянских детей?

( На фоне прекрасной природы деревенские ребятишки кажутся еще привлекательнее, т.е. усиливается внутренняя красота крестьянских детей. Самый отважный из мальчиков, Павлуша, не боится опасностей, которыми полна природа: « Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало  не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Павлуша полностью доверяется судьбе: « Своей судьбы не минуешь»).

4.Вывод.

 (слайд) 

Да, природа таинственна, а если не разгадать ее тайны, она устрашающе действует на умы людей. Но в этом противостоянии человека и природы верх берет человек. Как сказал В.Г. Белинский: «Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек». (слайд)

- Ребята, обратите внимание ещё на одно высказывание И. С. Тургенева:

 «…Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой  логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет». (слайд)

- А что значит «пока она нас, как колесом, не переедет»? (Может быть, накажет? Ведь человек часто обижает природу, мусорит в лесу, неосторожно обращается с огнем. И она наказывает: горят не только леса, но и дома. Это год—год экологии. Каждый из нас должен внести частичку души во благо природы и светлого будущего)

5.Рефлексия.

6.Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение-размышление на тему: «Человек и природа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"

Урок "открытия нового знания" в рамках системно-деятельностного подхода с включением элементов регионального компонента...

Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....

И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа (урок литературы в 5 классе).

Обобщающий урок литературы в 5 классе по творчеству И.С.Тургенева (по учебнику В.Я.Коровиной). Цели урока: познакомить с литературоведческими терминами "портрет", "пейзаж", "сравнение", "гипербола"; о...

Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".

laquo; Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть…  Чем  была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то...

Урок литературы в 6 классе. Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".

Урок ориентирован на обучающихся 6 класса. Цель урока: показать обучающимся взаимосвязь человека и природы, выявить роль пейзажа в произведении.Планируемые результаты:Предметные:владеют изученной...