Нравственные уроки в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Цели:
1.Выявить нравственные проблемы повести.
2.Осмыслить понятие «нравственность», познакомить с понятием «маленький человек» в литературе.
3.Развивать способность эмоционального восприятия произведения.
4.Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственные уроки в повести
А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Цели:
1.Выявить нравственные проблемы повести.
2.Осмыслить понятие «нравственность», познакомить с понятием «маленький человек» в литературе.
3.Развивать способность эмоционального восприятия произведения.
4.Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.
Доска
Нравственные проблемы (вопросы) в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
1.проблема бесправного положения «маленького человека»;
2.проблема отношения «отцов» и «детей»;
3.проблема нравственного выбора.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. История создания «Повестей Белкина»
«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение А.Пушкина.
Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость- вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».
Время создания цикла: с 9 сентября по 20 октября 1830 г.(Болдинская осень).
Цикл состоит из 5 повестей:
- «Выстрел»;
- «Метель»;
- «Гробовщик»;
- «Станционный смотритель»;
- «Барышня-крестьянка».
Пушкин неслучайно в Болдинскую осень обращается к жанру повести. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе, о которой много думает , какой она должна быть. На вопрос своего знакомого: “Кто такой Белкин?” - Пушкин ответил: “Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак : просто, коротко и ясно”. Многие читатели и критики говорили о “Повестях Белкина”? Разные мнения.Почему?
- “Ни в одной из Повестей Белкина нет идеи. Читаешь – мило, гладко, плавно: прочитаешь – всё забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. Повести Белкина читаются легко, ибо они не заставляют думать” (“Северная пчела”, 1834, №192, 27 августа).
- “Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания , а просто сказки и побасенки” (В.Г.Белинский).
- “Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу – прочтите сначала все “Повести Белкина”. Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение” (из письма Л.Н.Толстого П.Д.Голохвастову).
Так думал не только Толстой. Те, кто любили литературу и Пушкина, начинали понимать, что … “того не может быть!” Не может быть, чтобы гениальный Пушкин взял и написал просто пять каких-то маленьких “повестушек”. Есть здесь какая-то тайна, и её нужно раскрыть. Пушкин хотел, чтобы читатели в повестях увидели правду и противоречия российской жизни.
Проза Пушкина так отличалась от существующей в то время литературы, что он не рассчитывал на успех. Так и появился Иван Петрович Белкин - обобщенный образ писателя, которого Пушкин наделил своими мыслями.
3. Словарная работа.
Устаревшие слова и выражения
Коллежский регистратор - чиновник низшего (14) класса.
Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси
Фельдъегерь - правительственный курьер.
Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.
На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.
Прогоны - плата за пользование лошадьми.
4.1 Работа с текстом.
-Окунёмся же в мир пушкинской прозы. Какие чувства вызвала у вас эта повесть?
-Почему вам жалко Вырина?
-Почему так люди поступают? Что влияет на их поступки?
-Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем в этом разобраться, какой поступок мы называем нравственным, а какой – безнравственным.
Для начала посмотрим, что такое нравственность.
Нравственность
1.Совокупность норм, определяющих поведение человека.
2.Моральные качества, т. е. это качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.
В конце урока: высказать своё мнение по одной из проблем (по 1 вопросу) письменно 4-5 мин. В ходе урока обращайте внимание на все моменты, т.к. будете освещать их письменно.
-Скажите, с какими героями мы встречаемся в повести, чьё поведение оцениваем?
4.2 Беседа по вопросам:
-Кто главный герой повести, чем он занимался? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин) Кто такой станционный смотритель? Какими описывает их автор? Как относится к ним рассказчик?
А.С.Пушкин в своем эпиграфе к повести шутливо и иронично станционного смотрителя называет “диктатором”. Какова жизнь смотрителя на самом деле? (…Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто не почитал их извергами человеческого рода”?)
-Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор?
-Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе?
-Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести?
-Почему Вырин превратился в хилого старика, кто в этом виноват? -Что же произошло с Выриным?
«Старик не снёс своего несчастья…»
-Но Вырин сам отпустил Дуню покататься.
-Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?
Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? (Хочет лично увидеть дочь и убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет: ест и спит…)
-Как живет его дочь в Петербурге? (“ Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною”.) (Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех перемен, которые с ней произошли…)
-Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)
-Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в прошлом: отца, память о себе)
(Состарило одиночество. Сам отдал дочь в руки Минского: стр. 42.)
Пока дочь была рядом, в душе станционного смотрителя не было страха перед жизнью. Именно страх заставляет человека сжиматься, чувствовать себя “маленьким”.
-Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его возлюбленной: «Пошёл вон!»
-Почему Вырин не пошёл жаловаться на Минского?
-Вспомните, как относились богатые путешественники к станционным смотрителям?
В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.
Через взаимоотношения Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека».
Кто такой «маленький человек»?
На доске:
«Маленький человек» - так в литературе называют героев, написанных с людей прошлого века, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников.
Забитый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек»
Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести. Забитый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек», образ огромной значимости.
-Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? (Хочет лично увидеть дочь и убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет: ест и спит…)
-Как живет его дочь в Петербурге? (“ Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною”.) (Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех перемен, которые с ней произошли…)
-Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)
-Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в прошлом: отца, память о себе – контакта “ глаза в глаза” не получилось…)
- Как вы понимаете слово «блудный»? «заблудившаяся овечка» (Заблудший, ошибившийся, впавший в заблуждение).
5. Работа с евангельской притчей.
(Краткий поучительный иносказательный рассказ – притча.) Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна как для простого смертного, так и для художников. (Напомним ее содержание…)
Индивидуальное домашнее задание.
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).
О БЛУДНОМ СЫНЕ
Картина Рембрандта “Возвращение блудного сына” .
Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Старик производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте.
Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться "Отец, прощающий блудного сына.
6. -Чем отличается история блудного сына от истории блудной дочери? Анализ таблицы.
-Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни?
Притча | История Дуни |
1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца. | 1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца. |
2. Никто не ищет его. | 2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации |
3. Ведет разгульный образ жизни. | 3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью… |
4. Радостная встреча сына с отцом. | 4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу. |
5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном. | ( Просмотр к/ф) 5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо. |
6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына. | 6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца. |
7. Сделаем выводы.
-Почему же несчастен отец Дуни?
Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного союза, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное житье.
Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего…
У меня для вас есть письмо с пожеланиями. В нем собраны мудрые мысли. Прочитайте их вслух и запомните. Римский философ Сенека рекомендовал: «Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль.»
Запомните мудрые мысли. А взяв в руки повесть Пушкина, вспомните об этом полезном совете. Какую же главную мысль мы можнм взять из поаести?
МУДРЫЕ СОВЕТЫ
1.Спешите делать добро, а то оно может остаться без адресата. (А.Алексин).
2.Доброта- язык, на котором немые могут говорить и глухие могут слышать.
3.Любовь к родителям- основа всех добродетелей.(Цицерон).
4.Бессердечие рождает равнодушие,
Равнодушие рождает себялюбие,
Себялюбие же- источник жестокости. (В.Сухомлинский).
Учитель:
Человек рождается, чтобы делать добро. Постоянное творение добра- ноша тяжелая, она не каждому под силу. Но если каждый человек сделает хоть крошечное добро, то на земле настанет мир и покой. Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, берите с него пример. Каждый может проявить доброту, стоит только ему искренне этого захотеть. Сила и власть не так могущественны, как доброта.
Сегодня мы говорили о трёх героях повести. Попробуйте с помощью 3-4 прилагательных дать каждому характеристику.
Вырин Дуня Минский
Бедный Красивая Беспечный
Несчастный Прелестная Легкомысленный
Добрый Приветливая Удалой
Любящий Хозяйственная Счастливый
Забитый Печальная Богатый
«Маленький человек» С камнем на сердце Жестокий
-О каких нравственных проблемах повести мы говорили на уроке?
На доске: 1. О проблеме «маленького человека».
2.О взаимоотношении отцов и детей.
3. Об ответственности за свои поступки.
4.О счастье и любви.
Проблемы
проблема бесправного положения «маленького человека»;
проблема отношения «отцов» и «детей»;
проблема нравственного выбора.
6. Выводы:
Учитель: именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
- Что вы унесете сегодня с урока ? Над чем задумались?
- Каким высказыванием вы бы закончили урок:
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)
«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)
Учитель: будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.
Проблемы (социальные и нравственные):
проблема бесправного положения «маленького человека»;
проблема отношения «отцов» и «детей»;
проблема нравственного выбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2019/03/24/picture-55325-1553433813.jpg)
Методическая разработка урока литературы по теме "Нравственные ценности в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Файл содержит методическую разработку урока литературы в 6 классе...
Тема урока: Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Предмет: литература Класс: 6а Учебник: «Литература. 6 класс»...
Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
Разработка урока. Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы "блудных детей"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/07/picture-272329-1373211566.jpg)
технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.
данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/07/picture-272329-1373211566.jpg)
Технологическая карта крока литературы в 7 классе по теме :"Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" Урок внеклассного чтения.
Новые формы планирования уроков по ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/22/picture-337179-1385134848.jpg)
Нравственные проблемы повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», её гуманизм
Нравственные проблемы повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», её гуманизм....