Технологическая карта крока литературы в 7 классе по теме :"Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" Урок внеклассного чтения.
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме

Садыкова Алсу Шарафутдиновна

Новые формы планирования уроков по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_pushkin.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Садыкова Алсу Шарафутдиновна,учитель рус яз и лит МБОУ «Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа»»

Класс: 7 класс

Тип урока: Изучение нового

Технологическая карта изучения темы Урок внеклассного чтения А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Тема

Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Цели

Образовательные:

Обобщать  знания ,полученные в процессе изучения повести. Формировать умения оценивать поступки людей.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение ,приводя доводы согласно тексту (Коммуникативные УУД);

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД);

- умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт  (Познавательные УУД).

Планируемый результат

Предметные:

Выявить ключевые идеи в повести,показать актуальность этих идей сегодня.

Уметь оценивать поступки людей.


Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;  оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение,приводя доводы согласно тексту (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Основные понятия

Нравственность ,тема «маленького человека»

Межпредметные связи

История ,обществознание,икн

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

,методическое пособие для учителя «Литература 6класс»Г.Ф.Савченкова

- учебник литературы,презентация к уроку,музыка И.Шварца к кинофильму «Станционный смотритель» романс «Яехал к вам»

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тематические рамки.


Составляют кластер ,обонуя свое мнение

Организует ответы на воросы.






Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки.

-вспомнить повести И Белкина,когда и в какой последовательности записаны,и опубликованы? Составление кластера о истории создания повестей Белкина

-проверка задания с помощью слайда №1


Проблемный вопрос: «Какие нравственные проблемы ставит А.С.Пушкин в «Станционном смотрителе»?

Уметь совместноокунуться время пушкинского творения(Коммуникативные УУД)



Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Формулировка темы урока, постановка цели

(2 мин)


Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

Организует формулировку темы урока детьми.

Организовать постановку цели урока детьми.

- Какая тема нашего урока? (.)

- Какую цель ставим? (.)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).


III. Изучение нового (10 мин)

Цель:

- организовать формирование знаний о нравственности


 






СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ(прием «тонкие-толстые»вопросы

Отвечают на вопросы.

Работа с толковым словарем,находят определение понятию








Ученики делают  сообщения на заранее заданную тему,о дорожном быте пушкинских времен,обязанности станционного смториттеля

Организует формирование зн


ний  о нравственности

Работа со словарем

-что такое нравственность?

-какие духовные качества можно извлечь из двух повестей Пушкина? (Дубровский,стан.смотритель)

О какой любви?(Чувство любви смягчило сердце Дубровсого,он преодолел чувство мести).на примере «станционного смотрителя»определим еще какой нравственный урок можно извлечь


Знать содержание текстов,обобщить знания ,полученные в процессе изучения повести

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

(Регулятивные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). 

Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).



 (22 мин)

Цели:

-  организовать закрепление знаний содержания повести,умения анализироватьд данное произведение


Работают в группе.

1 группа –разбор эпиграфа


-2 группа –кто такие станционные смотрители в России,их обязанности

. Организует групповую работу.

Составить план сообщения групп


-смотреть слайд №2-3

Уметь делать выводы

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по предложенному учителем плану

(Регулятивные УУД).

А

нализ произведения












Работа с учебником








Введение библейскогомотива

Сообщение ученика»Притча Евапгельская о блудном сыне»Просмотр репродукции картины рембранда «Возвращение блудного сына»












Актуальность темы:современность                    

Отвечают на вопросы,ищут по тесту ,аргументируют ответ цитатами из текста










Чтение отрывка







Слушают сообщение,соотнося с картиной


















Читают ,осмысливают запись на доске


Организует фронтальную проверку.



















Организует самст раб уч-ся

-Почему Дуня уехала от отца?

-почему она не смогла вернуться?

-Кто считает ,что Дуня виновата?кто-Самсон Вырин?

-слушем музыку К кинофильму (что в этой мелодии?(грусть,тоска,любовь,молодость)

-презентация Табель о рангах 1722года,установленный Петром1,наблюдение чина Самсона и Минкого

-тема «маленького человеко»

Каким видел Самсона при первой встрече?

-

-найти строчки,где отец сам любовался дочерью

-2 встреча с Самсоном

-Мог Самсон предполагать,что родная дочь его бросит?

-слушание притчи о блудном сыне,просмотр картины Рембранда «возвращение блудного сына»

-можно провести паралель(заполнение таблицы)

Блудный сын

Дуня

-добровольно               -тайно увозит Уходит,

Отец  не ищет

                                  -богатый дом

                                     -боится встречи

                                    -чувствует вину

                                   -примерение с      

-разгульный образ   отцом не возможно

Жизни

Отец радостно

Встречает.рад

Любому приезду

Нищий ,голодный

-сын раскаивается

-Какую заповедь нарушила Дуня(почитай отца твоегои мать свою и будешь долголетен на земле.5 ЗАПОВЕДЬ)

-о чем заставляет думать эта повесть?

-сопоставление двух религий,в мусульманской религии есть ли такие заповеди?(Для изучения дети сходили в мечеть,собрали материал,заслушиваем их ,читают хадисы из Корана)


_составление синквейна(правило-подсказка записана на доске)на образ дочери_

Дуня

Молодая,провинциальная

Помогает,влюбляется,убегает

Жестоко поступила с отцом

Опоздала;

Дочь

Юная,хорошенькая

Любит,покидает,страдает

Променяла отца на роскошь

неблагодарная

-


Запись»пожилых-6000 человек.Дома престарелых  в Мари-Туреке-2,в РМЭ-15.В Мари-Турекском доме ветеранов проживает_92,в РМЭ-266 человек  

Чтение  учителем притчу «больная мать»


Провести анализ и синтез текста




















Сравнительная нарактеристика героя


















ОСМЫСЛЕНИЕ

Уметь работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).


Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). 












Пробудить чувство ответственности за поступки(личностные УУД0

















На основе наблюдений выявить ключевые идеи повести,показать актуальность этих идей и сегодня (предметные ууд,познавательные ууд)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.



По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.






Заполняют бланк самооценки

Организует фиксирование нового содержания.


Организует рефлексию.









Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?


-какой нравственный урок извлекли ?



- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»мне было трудно понять,».урок понравился,потому….». «я усвоил….»



Яоцениваю свои знания…..потомучто…




Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

           


Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Нетрадиционный урок по теме «Нравственные проблемы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Обобщающий урок литературы в 6 классе на тему "Нетрадиционный урок по теме «Нравственные проблемы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Урок включает в себя викторину-игру и часть урока в ...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...

Технологическая карта урока для 8 класса по теме "Глобальные проблемы"

Технологическая карта урока для 8 класса по теме "Глобальные проблемы"...