Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Разработка урока. Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы "блудных детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
станционный смотритель | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Цели урока:
- обучение анализу художественного произведения;
- отслеживание общечеловеческой темы «блудных» детей на примере образа Дуни.
Ход урока
Учитель:
Сегодня речь пойдёт о повести А.С. Пушкина, которая вошла в цикл «Повести Белкина».
Проверим, насколько хорошо вы знаете изучаемый текст.
Викторина
1.Сколько повестей вошло в цикл «Повести Белкина»? Назовите их.
2.Из какого города и в какой ехал Минский?
3.Как был одет Минский, приехав на станцию?
4.Чем была занята Дуня в тот момент, когда Минский ворвался в комнату, требуя немедленно лошадей?
5.Кем по профессии был новый хозяин дома, в котором ранее жил станционный смотритель?
6.Сынишка пивовара с теплотой вспоминает старого смотрителя, так как тот любил детей, часто угощал их чем - нибудь вкусненьким, например, орехами. Но не только за это Ванька помнил его. Чему научил старый смотритель мальчика?
7.На протяжении всей повести Пушкин только 1 раз упоминает имя и фамилию своего героя. Как же звали станционного смотрителя?
-А кого называли станционными смотрителями? Найдите в тексте ключевые слова, характеризующие их, и зачитайте.
-Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина? Каким вы увидели его впервые?
(«Вижу как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти…)
-Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете?
(Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел…)
-Сопоставьте 2 картины с изображением Самсона Вырина. Вы согласны с тем, что Самсон Вырин изменился?
-Чем вызваны были эти перемены?
-Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек?
(Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие его горю.)
-А что мы знаем о Дуне – его дочери?
-Нарисуйте образно портрет Дуни.
-Какую роль играла Дуня в жизни Вырина? Подтвердите цитатами.
-Какую очень важную библейскую заповедь нарушила Дуня?
(Почитай отца своего и мать свою.)
-Над чем заставляет задуматься ее судьба?
(Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед самыми близкими нам людьми – родителями.
- Давайте вернемся к 1 части повести. Найдите описание комнаты, где остановился повествователь. На чем он заострил внимание?
(На картинках, изображающих историю блудного сына)
-Как вы понимаете слова «блудный»?
(Заблудший, ошибавшийся, впавший в заблуждение)
-Сейчас мы посмотрим мультфильм «Притча о блудном сыне», ответьте на вопрос:
В чём заключается смысл «Притчи о блудном сыне»?
- Просмотр мультфильма «Притча о блудном сыне»
- В чем заключается смысл притчи?
-Найдите в повести «Станционный смотритель» цитату, в которой явно говорится о заблудшем человеке.
(«Авось, - думал смотритель, привезу я домой заблудшую овечку мою»)
- Чем схожи и чем различны судьбы Дуни и героя библейской притчи?
(И Дуня и юноша уходят из дома против воли отца, герои раскаялись. Дуня была счастлива,
не вела распутную жизнь. Но герой притчи прощён, а Дуня не получила прощения, и тем горше её слёзы.)
-Это явное отличие мы видим, рассматривая картины Алексея Венецианова «Дуня на могиле отца» и Рембрандта «Возвращение блудного сына».
-Обвиняете вы Дуню или защищаете?
Проверка индивидуального задания.
(ученица написала поучение для ровесников «Как нужно относиться к родителям?». Послушаем её.
Учитель: именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
-Над чем вы сегодня на уроке задумались?
- Каким высказыванием вы бы закончили урок?
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)
«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (Из Библии)
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои» (Из Библии)
Учитель: Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Предмет: литература Класс: 6а Учебник: «Литература. 6 класс»...
Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
Презентация к уроку в 6 классе по программе В.Я.Коровина....
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель."
Разработка открытого урока по литературе в 7 классе А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Нравственные проблемы в повести....
План урока на тему: "Эрнест Хемингуэй. Жизнь и творчество. Духовно – нравственные проблемы повести «Старик и море»."
Урок литературы в 11 классе. Изучение творчества американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Духовно - нравственные проблемы повести "Старик и море"....
Нравственные проблемы повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», её гуманизм
Нравственные проблемы повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», её гуманизм....
В.Распутин «Живи и помни». «Все ли спишет война?» Нравственные проблемы повести.
Комбинированный урок....
В. Распутин. Нравственные проблемы повести «Живи и помни». Конспект урока
В. Распутин. Нравственные проблемы повести «Живи и помни». Конспект урока...
Комментарии
Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина
Разработка урока для 7 класса по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". Обучение анализу художественного произведения.