Программа внеурочной деятельности"Художественное слово"
методическая разработка по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Клишина Валентина Егоровна

Программа «Художественное слово» предполагает комплексный подход, включающий не только освоение знаний, умений и навыков по технике и логике речи, искусству художественного слова, но и развитие культуры речевого общения, расширение кругозора чтения, повышение общекультурного уровня ребёнка.

Срок реализации –  3 года (34 часа в год, 1 раз в неделю)

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Обучение проходит в форме мелкогрупповых (от 4 до 10 человек с 5 по 7 кл.) и индивидуальных занятий (по 0,5ч. с 5 по 7 кл.).

Продолжительность урока – 40 минут.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennoe_slovo.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Художественное слово»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа «Художественное слово» предполагает комплексный подход, включающий не только освоение знаний, умений и навыков по технике и логике речи, искусству художественного слова, но и развитие культуры речевого общения, расширение кругозора чтения, повышение общекультурного уровня ребёнка.

  1. Срок реализации –  3 года (34 часа в год, 1 раз в неделю)
  2. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Обучение проходит в форме мелкогрупповых (от 4 до 10 человек с 5 по 7 кл.) и индивидуальных занятий (по 0,5ч. с 5 по 7 кл.).

Продолжительность урока – 40 минут.

  1. Цели и задачи учебного предмета

Цели:

  1. Выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте.
  2. Художественно-эстетическое развитие личности ребёнка на основе приобретённых им в процессе освоения программы театрально-

исполнительских знаний, умений и навыков.

Задачи:

  • приобретение детьми знаний, умений и навыков в области техники речи, орфоэпии;
  • обучение логическому разбору и постановке действенной задачи при исполнении художественного произведения;
  • ознакомление с возможностями различной исполнительской трактовки произведения;
  • расширение круга чтения;
  • развитие осмысленной, ясной, грамотной речи в быту и в условиях сценической деятельности обучающихся;
  • развитие навыков самостоятельного творческого образного мышления;
  • развитие культуры речевого общения;
  • воспитание творческой инициативы;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядный (наблюдение, демонстрация);
  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «Художественное слово» имеет следующие разделы:

  1. Техника речи (Дыхание, голосоведение, дикция).
  2. Орфоэпия.
  3. Логический анализ текста.
  4. Культура речевого общения.
  5. Сценическая речь.

Все разделы программы «Художественное слово» осваиваются в тесной взаимосвязи. Начиная с обучающимися выполнение упражнений

дыхательной и артикуляционной гимнастики, дикционных и орфоэпических комплексов (преимущественно в игровой форме, сообразно возрасту), знакомя их с основами логического разбора исполняемого произведения,

педагог должен раскрыть необходимость постоянной тренировки своего

речевого аппарата. Развитие умения выстраивать линию словесного действия для достижения главной цели занятий – открытия мира искусства художественного слова, как материала актёрского искусства, исполнительского искусства чтеца и как жизненно важного принципа культуры личности и культуры общения.

Педагог должен планировать занятия, соединяя теоретический материал с определенно выстроенными практическими занятиями и обсуждением пройденного.

Раздел «Сценическая речь» входит в программы, как значительный, особо важный этап процесса реализации программы и предназначен для развития навыков владения ясной, логически осмысленной, грамотной речью во время исполнения роли в спектакле.

При подготовке к исполнению отдельного художественного произведения или литературной, литературно-музыкальной композиции, литературного спектакля предлагается включить в учебный процесс групповое посещение музеев, для знакомства с творчеством писателя и эпохой, отображенной в произведении.

Также возможны и виртуальные экскурсии с использованием

информационных средств, возможностей интернет -пространства, что будет способствовать развитию навыков самостоятельной работы над изучением произведений.

Важным компонентом обучения является групповое и мелкогрупповое запланированное посещение библиотек и библиографических кабинетов с приглашением библиографов для обучения навыкам работы со справочно- информационными ресурсами библиотек, в том числе и электронных.

При планировании самостоятельной работы обучающихся по программе

«Художественное слово» следует учитывать время на выполнение домашних заданий, а также посещение учреждений культуры (театров,

концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих

мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Нормативный срок обучения – 3 года

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

К

оличество

занятий

1.

 Техника речи. Дыхание. Основы.

1. Ряд гласных. Основы голосоведения.

2. Дикция.

3.  Речевые игры на развитие активности согласных.

Урок

8

2

2

4

2.

Орфоэпия.

7

1. Произносительные нормы современного

4

русского языка и ошибки в бытовой речи.

Урок

  2. Зависимость произносительных норм от

3

ударения в слове.

3.

Логический анализ текста.

1. Речевые такты. Главные слова.

2. Логические паузы.

3. Тема. Идея Сверхзадача.

4. Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из

рассказов от первого лица и описательного характера.

Урок

12

1

1

1

9

4.

Культура речевого общения.

1. Умение владеть грамотной речью в основных жизненных ситуациях. Этюды

«Знакомство», «Прощание», «Покупка»,

«Поездка» и т.п.

Урок

5

5.

Итоговый показ.

2

ИТОГО:

34ч.


ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 Раздел 1. Техника Речи.

Тема 1.1. Дыхание. Основы. Техника речи и роль изучения ее разделов в сценической деятельности, в быту. Первостепенная роль правильного дыхания.

Тема 1.2. Ряд гласных. Основы голосоведения. Элементарные сведения об анатомии, физиологии и гигиене речевого аппарата, о понятиях: диапазон голоса, тембр, регистр, резонатор. Упражнения на координацию дыхания со звуком, укрепление и освобождение от ненужного напряжения мышц

речевого аппарата. Речь «на опоре».

Тема 1.3. Дикция. Речевые игры на развитие активности согласных.

Дикционная культура. Упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных зажимов, артикуляционная гимнастика,

сочетания гласных и согласных. Игровой комплекс «Активные согласные».

 Раздел 2. Орфоэпия.

Тема 2.1. Произносительные нормы современного русского языка и ошибки в бытовой речи. Необходимость овладения грамотным произношением в жизни и на сцене. Упражнения в игровой форме «Говорим правильно» на тему ошибок в бытовой речи.

Тема 2.2. Зависимость произносительных норм от ударения в слове. Разноместное ударение в русском языке. Игра «Волшебные слова» на тему смыслоразличительного значения ударений (из слов на карточках скачки- скачки, атлас-атлас, уже-уже, дорога-дорога и т.п.) необходимо одной

команде составить, а другой прочитать предложения с различным значением.

Игра «Скажу наверно, а ты поправь!». Работа в парах. Один сознательно неверно произносит, другой – исправляет. Развитие навыка пользоваться словарем для проверки правильности ударений.

 Раздел 3. Логический анализ текста.

Тема 3.1. Речевые такты и логические паузы. Донесение мысли в звучащей речи. Логика речи. Речевые такты, как группы слов, связанные


единой мыслью. Логические паузы для разделения и связывания речевых тактов.

Графическое обозначение речевых тактов и видов логических пауз (основные: соединительные, разделительные и люфт – пауза) при логическом разборе текста в репертуарной тетради чтеца и актёра.

Тема 3.2. Логические ударения. Главное слово или словосочетание в речевом такте. Выделение главных слов или словосочетаний в речевом такте, фразе, куске. Основные знаковые обозначения главных и

второстепенных логических ударений. Игра «Путешествие в страну ЛОГИКА». На усмотрение педагога – выбор литературного, сказочного или

бытового героя, который «расшифровав» маршрут на речевой карте из 1-3-х несложных предложений (совершив графическую разбивку на речевые такты, обозначив паузы и главные слова) достигает цели.

Тема 3.3. Тема. Идея. Сверхзадача. О чем нам рассказывал автор?

Определение главной мысли произведения. О чем я хочу рассказать? Чем бы я хотел увлечь, о чем должен поразмыслить слушатель и зритель после моего исполнения? Беседа с ответами на данные вопросы в группе. Определение эвристическим методом понятий тема, идея, сверхзадача и определение их на примере в конкретных произведениях.

Тема 3.4. Разбор произведений. Исполнение басен и стихотворений малых форм. История возникновения басни. Эзоп. Бабрий. Лафонтен. Державин. Тредиаковский. Крылов. Василий Пушкин. Михалков. Кривин. Чтение басен в группе. Выбор басен сообразно возрасту в процессе чтения. Стихотворения детских поэтов – А.Барто, С.Михалкова, Б.Заходера, Э.Мошковской, А.Усачёва, Э.Успенского и др.

Исполнение басен и стихотворений с предварительным разбором идейно- тематического содержания, авторского и личностного отношения.

 Раздел 4. Культура речевого общения.

Тема 1.4. Умение владеть грамотной речью в основных жизненных

ситуациях. Этюды «Знакомство», «Прощание», «Покупка», «Поездка» и т.п. Культура речи и культура речевого общения как многозначные понятия. Использование языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Практическое исполнение небольших

сюжетно-ролевых этюдов на вышеуказанные темы.


Итоговый показ в форме обзорного концерта по пройденным темам и исполнением басни, либо стихотворения. По выбору педагога можно объединить концерт единой темой, например, «Школьные истории»,

«Приключения каждый день» и т.п.

Второй год обучения

Наименование раздела, темы

Вид

учебного занятия

А

удиторные занятия

1.

Техника речи.

9

1. Дыхательно-артикуляционные комплексы с

3

движением.

2. Дикционные комплексы с движением и

Урок

2

ролевым компонентом.

2

3. Развитие силы голоса.

2

4. Скороговорки с сюжетно-ролевым

компонентом.

2.

Орфоэпия.

1. Пословицы и поговорки для тренировки ударных и безударных гласных.

2. Пословицы и поговорки для тренировки согласных.

Урок

7

3

4

3.

Логический анализ текста.

1. Тема. Идея. Событийный ряд.

2. Конфликт.

3. Объект внимания.

4. Разбор произведений. Исполнение басен, русских народных сказок; авторских сказок.

Урок

11

1

1

1

8

4.

Культура речевого общения.

1. Речевые игры «Слушаем и отвечаем».

Урок

2

5.

Сценическая речь.

1. Общение. Чтецкий дуэт.

2. Конфликт.

3. Действенные задачи и приспособления для их решения.

Урок

3

1

1

1

6.

Итоговый показ.

2

ИТОГО :

34ч.


ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 Раздел 1. Техника речи.

Тема 1.1. Дыхательные гимнастики. Выполнение различных видов дыхательных гимнастик в игровой форме для воспитания полного

смешанного диафрагматического дыхания. Осанка при выполнении дыхательных упражнений. Упражнения в положении стоя, сидя, лежа.

Воспитание навыков носового дыхания. Упражнения «Цветок», «Снежинка»,

«Пушинка», «Насос и мячик», «Свечи» и т.п.

Тема 1.2. Дикционные комплексы. Упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных зажимов, артикуляционная

гимнастика, сочетания гласных и согласных. Ряд гласных обычный и йотированный (И-Э-А-О-У-Ы; И-Е-Я-Ё-Ю-И). Слоговые упражнения на

сонорных и звонких щелевых согласных (Л,Р,М,Н,Ж,З,В); губно-губных и

смычных согласных (П,Б). Упражнения на освоение разницы в артикуляции твердых и мягких согласных (Т,ТЬ,Д,ДЬ).

Тема 1.3. Развитие полётности голоса. Мимический, точечный и вибрационный массаж без звука и со звуками «М», «В». Упражнения для выведения звука вперед. «Зеркало», «Расслабленный язык», «Игра в теннис»,

«Игра в мяч» со звуковыми сочетаниями «Эхо», «Камешки» на протяжных

«ми-мэ-ма-мо-му-мы» и т.п.

Тема 1.4. Скороговорки. Исполнение скороговорок в игровой форме для проверки правильности произношения проблемных звукосочетаний.

 Раздел 2. Орфоэпия.

Тема 2.1. Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении. Игровые упражнения на выделение ударного слога разными способами ( взмахом руки, шагом и т.п.). Музыкальный способ выделения ударного слога высотой тона. Этюд «Кукольный магазин». Игрушки

произносят слова, применяя для динамического ударения вышеупомянутые способы. Предударный и заударный слог. Редукция.

Тема 2.2. Классификация согласных. Упражнения на произношение

согласных в сочетаниях: смычных взрывных (п-б, т-д, к-г); щелевых (с-з, ш- ж, ф-в,х); глухих (п,т,к,х,с,ф,щ,ш,ц,ч) и звонких (б,д,г,з,в,ж), сонорных (м,р,л,н). В сочетаниях твёрдых и мягких согласных (ел-ель, был-бил, кра-кря и т.п.)


 Раздел 3. Логический анализ текста.

Тема 3.1. Логические ударения. Главные слова. Паузы. Разбор текстовых текстов-отрывков из прозаических произведений. Главная мысль отрывка.

Способы интонационного выделения.

Тема 3.2. Тема. Идея. Сверхзадача. Логический разбор отрывков, выбранных для исполнения.

Тема 3.3. Событийный ряд. Событийный ряд в рассказе, сказке, пьесе. Исходное событие. Центральное событие. Главное событие. (Завязка.

Кульминация. Развязка). Определение в отрывках, выбранных для исполнения.

Тема 3.4. Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов остросюжетного характера. Исполнение рассказов и отрывков из рассказов с предварительным действенным анализом (идейно- тематическое содержание, авторская задача, задача исполнителя,

событийный ряд, личностное отношение к событиям).

 Раздел 4. Культура речевого общения.

Тема 1.4. Слушаем и отвечаем. Сюжетно-ролевая игра, воспитывающая

умение слушать собеседника и вежливо ему отвечать в различных ситуациях. Примерные темы «Мой школьный день», «Как я провел каникулы»,

«Поездка, которая мне понравилась (не понравилась)» и т.п.

Итоговый показ в форме обзорного концерта по пройденным темам и исполнением рассказов. По выбору педагога можно объединить концерт

единой темой, например, «Веселые страницы», «Мои любимые писатели» и т.п.

Третий год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

1.

Техника речи.

1.Дыхательно-артикуляционные комплексы.

2.Дикционные комплексы.

Урок в индивид уальной форме

9

2

3


3.Развитие силы голоса.

4. Скороговорки.

2

2

2.

Орфоэпия.

1. Ударение в слове.

2. Двойные согласные.

Урок в индивид уальной форме

7

2

5

3.

Логический анализ текста.

Урок в индивид уальной форме

11

1.  Основы работы над стихотворным

1

произведением. Ритмические законы стиха.

Межстиховая пауза.

2.  Знаки препинания в стихотворном

1

произведении.

3. Фантазия и воображение. Видения.

Исполнительская задача передачи видений в

1

поэтическом произведении.

4. Исполнение поэтического произведения

8

лирического характера.

4.

Культура речевого общения.

Урок в

2

1.  Речевые игры.

индивид

уальной

форме

5.

Сценическая речь.

3

1.  Действенный анализ монолога из пьесы и его исполнение.

Урок в индивид

1

2. Сверхзадача. Сквозное действие.

3. Контрдействие.

уальной форме

1

1

6.

Экзамен.

2

ИТОГО:

34ч.


ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 Раздел 1. Техника речи.

Тема 1.1. Дыхательно-артикуляционные комплексы.

Комплекс, состоящий из гимнастики для губ, языка, развития подвижности нижней челюсти и упражнений для освоения смешанного дыхания.

Упражнения Осанка. Опора. Чашечка. Уколы языком и др.

Тема 1.2. Дикционные комплексы. Развитие активности согласных звуков. Упражнения «Звучание и словесное действие». Темы: «Капель»,

«Радист», «Урок», «В лесу» и т.п.

Тема 1.3. Развитие силы голоса. Упражнения на произношение сочетаний гласных и согласных с повышением и понижением силы и высотности звука. Проводятся в игровой форме.

Тема 1.4. Скороговорки. Скороговорки с игровой задачей.

 Раздел 2. Орфоэпия.

Тема 2.1. Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении. Упражнения на освоение полного артикуляционного оформления гласного в ударном слоге.

Задания и упражнения по устранению диалектных ошибок. Упражнения по методу «дирижирования», развивающие слухо - произносительные навыки.

Тема 2.2. Оглушение и ассимиляция согласных. Фонетический закон конца слова. Произнесение цепочек слов.

Оглушение шумного, звонкого, согласного на конце слова… Ассимиляция по глухости/звонкости: просьба [пр`оз’ба], сад [сат], кадка [к`атка] и т.п.

 Раздел 3. Логический анализ текста.

Тема 3.1. Словесное действие. Рассказ о событии. Тема и идея произведения, переданные рассказчиком. Активная задача рассказчика.

Тема 3.2. Объект внимания. Публика, как объект внимания и общения. Внутренний объект внимания. Внешние объекты внимания. Видения.


Тема 3.3. Конфликт. Действие и противодействие в рассказе.

Примеры ярких внешних и внутренних конфликтов в литературных произведениях.

Тема 3.4. Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов от первого лица.

Тема. Идея. Сверхзадача. Событийный ряд. Конфликт.

На примере конкретного репертуарного материала: рассказов В. Драгунского, В. Носова, И. Пивоваровой, Ю. Коринца, А. Алексина и др. Увлечение темой рассказа. «Если бы это произошло со мной».

 Раздел 4. Культура речевого общения.

Тема 4.1. Речевые игры. Мелкогрупповые этюды с элементами речевого этикета.

Возможно, с участием педагога, как одного из персонажей конфликтной ситуации. «Ссора на перемене», «Подарок, который не нравится» и др. с условиями элементов вежливого, спокойного разрешения конфликта.

 Раздел 5. Итоговый показ в форме концерта. «А вот был такой случай…» по рассказам от первого лица.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • знание приемов дыхания, характерных для театрального исполнительства;
  • знание строения артикуляционного аппарата;
  • знание основных норм литературного произношения текста;

умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями театрального исполнительства;

  • умение работать с литературным текстом;
  • умение устанавливать непосредственное общение со слушателями;
  • навыки по использованию голосового аппарата, владению дыханием;
  • навыки владения выразительными средствами устной речи;
  • навыки по тренировки артикуляционного аппарата, а также знание основ строения рече-голосового аппарата;
  • знание основ фонетики и орфоэпии русского языка;
  • знание законов логического разбора произведения;
  • умение выполнять и проводить комплексы речевой гимнастики с

элементами дыхательного, артикуляционного и голосового тренинга, в том числе с элементами сценического движения;

  • навыки выполнения разминки для подготовки речевого аппарата будущего чтеца и актёра перед выступлением;
  • умения применить полученные знания по современному литературному произношению в бытовой речи и в условиях сценической практики;
  • умение проводить разбор стихотворного и прозаического произведения методом идейно-тематического содержания, авторского и личного отношения к поставленной проблематике, сознательного отношения к выразительным особенностям стиля автора;
  • умение пользоваться методом действенного анализа при разборе художественных текстов;
  • умение самостоятельно подбирать определённую речевую

характерность и речевой темпо-ритм для исполнения роли в спектакле;

  • навык самостоятельного выбора материала для репертуара;
  • умение работать с библиографическими ресурсами обычных библиотек, и с электронными ресурсами;
  • умение воплотить литературные произведения различных жанров в звучащем художественном слове с учетом освоения основ актёрского мастерства;
  • навыки творческой деятельности;
  • умение планировать свою домашнюю работу и осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
  • умение давать объективную оценку своему труду;
  • навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе

Список рекомендуемых интернет ресурсов

1. Архив образцов художественного чтения. Записи мастеров эстрады И. Андронникова, Н.Журавлёва и др. Режим доступа: http: gold.stihophone.ru

2. Театральная энциклопедия. Режим доступа: http: www.theatre-enc.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

Программа внеурочной деятельности художественного направления "Очарование батика"

Программа направлена на изучение и освоение различных техник художествненной  росписи ткани.   Содержит тематическое планирование и подробное описание каждого занятия.Расчитана на учащ...

Программа внеурочной деятельности "Родное слово". Отзыв к программе

Программа «Родное слово» предназначена и подготовлена для детей татар, слабо владеющих и не владеющих родным языком, а также для детей других национальностей, интересующихся родным языком историей сво...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская» направленность: художественно-эстетическая возраст: 12-13 лет

Данная программа  по ИЗО  дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное слово 5-8 классы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное слово 5-8 классы"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"

Данная программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Художественное слово" рассчитана на аудиторию 5 класса.Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное слово" для 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественное слово» для 5- 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основног...