Программа внеурочной деятельности художественного направления "Очарование батика"
рабочая программа на тему
Программа направлена на изучение и освоение различных техник художествненной росписи ткани. Содержит тематическое планирование и подробное описание каждого занятия.Расчитана на учащихся 6-9 классов. Срок реализации 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ocharovanie_batika._programma.doc | 368 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Александровского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 г.Струнино Владимирской области
Согласовано
На заседании педагогического совета
Утверждено
Директор школы
Печникова И.А.
Протокол № от «…..»…………………2013 г.
-------------------------
« » ………….. 2013 г.
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления
Разработана для учащихся 6-9 классов
Срок реализации 2 года
Автор программы:
Кондратьева Н. Н.
Учитель ИЗО и черчения
Квалиф. категория - высшая
Год составления-2010
(ежегодно вносятся коррективы)
Струнино 2013 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Очарование батика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Эстетическое образование, приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Человек должен уметь чувствовать и ценить прекрасное во всем: в природе, в вещах, в человеческих отношениях, в самом себе. Поэтому важно с детства воспитывать стремление создавать красоту и творить добро вокруг себя. Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, развивает кругозор, формирует нравственные принципы. В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета, а во многих общеобразовательных школах, к сожалению, на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время. Дети практически лишены «живого творчества», поэтому дополнительные внеурочные занятия в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в художественно-творческой деятельности.
Актуальность и значимость данной программы определяют следующие документы:
1.Концепция духовно-нравственного развития.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт.
Программа разработана на основе анализа программ дополнительного образования:
1. Стандарты нового поколения. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
2. Д. В. Григорьев «Художественное творчество». Программы внеурочной деятельности.
3. Р.А.Гильман. Примерная программа-алгоритм «Художественная роспись
тканей».
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, является результатом пятилетней апробации её основного содержания, реализованного в общеобразовательной школе. Программа является одной из составляющих работы по интеллектуально-художественному развитию личности ребенка.
Художественная роспись ткани один из самых привлекательных видов изобразительного творчества. Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Декоративные композиции украшают большую часть окружающих нас вещей: мебель, посуду, одежду, текстиль, стекло и, конечно же, разнообразные ткани. Роспись по ткани открывает широкое поле для реализации самых смелых идей по дизайну одежды или интерьера.
Представляемая программа есть попытка к наиболее полной реализации способностей и возможностей ребенка. Создание художественно-декоративных проектов, реализация творческих идей в «продукте творчества», использование нестандартных приемов и способов выражения батика, привлечение детей к исследовательской деятельности, являются элементами новизны данного опыта.
В целом данную программу можно определить как совокупность традиционных и инновационных методов и форм обучения с новыми интересными идеями и личным опытом, способным адаптировать ее в школьной среде. Использование исследовательской технологии помогает организовать поисковую, познавательную деятельность учащихся, перед которыми ставятся задачи, требующие самостоятельного творческого решения. В результате метода исследования у детей накапливаются знания и материал, который необходимо систематизировать и использовать в процессе творчества.
Цель данной программы: способствовать формированию художественной культуры посредством познания искусства и включения учащихся в художественно-творческую деятельность.
Задачи обучения:
Образовательные:
-развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного и абстрагированного художественного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
- развитие индивидуальных творческих способностей, фантазии, аккуратности, формирование устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности;
- знакомство с видами и технологическими приемами батика, а так же с материалами и инструментами необходимыми для росписи, формирование практических умений и навыков в процессе создания «продукта» творчества;
- развитие способности к эмоциональному восприятию произведений изобразительного искусства, умения художественного самовыражения и потребности творческого процесса;
- совершенствование умений и навыков в создании произведения: законы композиции и колорита, приемы стилизации и декора, приемы создания декоративной композиции.
Воспитательные:
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности;
-формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, традициям, умения работать в коллективе;
- развитие нравственных и эстетических чувств, заботливого и бережливого отношения к природе.
Развивающие:
- воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени, желания сделать результат своей деятельности практически значимым;
- формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- формирование умения самостоятельно планировать порядок выполнения деятельности, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой деятельности;
-расширение кругозора, воспитание исследовательских качеств, желания экспериментировать.
Этапы реализации программы.
Начальный этап – введение в программу, носит организационно-педагогический характер. Педагог знакомит детей с особенностями организации внеурочной деятельности и предлагаемой программой работы на текущий год,
с техникой безопасности. На этом занятии дети получают первичное
представление об искусстве художественной росписи тканей, о материалах и приспособлениях используемых в процессе росписи.
На следующем этапе преимущественно реализуется основная часть программы. Основная форма организации процесса это – творческое занятие, т. е. работа в мастерской, которое длится два академических часа. Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса выполнения художественной росписи ткани. Такая форма обеспечивает системность творческого процесса, возможность повторять и закреплять пройденное. Структура занятия строится таким образом, чтобы на нем отводилось время для усвоения и приобретения новых знаний и умений, закрепления пройденного материала и полученных ранее умений, навыков. Большое значение отводится фронтальной беседе, обсуждению произведений искусства и вариантов задания. Кроме того, постоянно отводится время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует
внимание учащихся, формирует опыт творческого общения. Наиболее эффективной формой работы с учащимися на практическом этапе занятия является индивидуальная работа, которая способствует решению художественно-изобразительных задач. При изучении новой техники росписи педагог демонстрирует приемы работы художественными инструментами и материалами, что дает полное представление о технологии и этапах росписи. В процессе реализации программы детям предлагается выполнять творческие задания по самым различным темам, большинство тем в отдельности предполагает множество вариантов импровизации, что пробуждает фантазию, содействует развитию творческого воображения ребёнка. Содержание программы составлено по принципу «от простого к сложному». На первом году обучения дети знакомятся с техникой свободной росписи, холодного батика, некоторыми несложными приемами узелкового батика. Выполняют несложные сюжетные и декоративные композиции. На втором году обучения узнают о технике горячего батика, который отличается сложностью выполнения,
предлагается различная комбинация техник, что требует особого мастерства, терпения и аккуратности выполнения.
В середине учебного года проводится промежуточная выставка, а в конце учебного года итоговая отчетная выставка, что и является формой контроля, это дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Лучшие работы участвуют в конкурсах, районных выставках и занимают призовые места. Приложение к программе содержит фотографии некоторых работ и выставок.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Объём реализации по 70 часов на первый и второй год обучения. Программа каждого года обучения представляет собой завершающий блок и может рассматриваться как самостоятельная программа. Возраст обучающихся 13-16 лет, оптимальное количество детей в учебной группе 10-12 человек, так как при большем количестве педагог не сможет работать индивидуально.
Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы,
инструменты и условия:
- помещение – хорошо проветриваемая мастерская;
- красители для батика;
- резервирующий состав, воск или парафин;
- ткань для росписи - шелк, батист, бязь и др.;
- инструменты: кисти, тюбики для резерва, валики, тампоны, аэрограф, трафареты, карандаши простые и цветные, акварель, гуашь, бумага для эскизов, калька и др.;
- подрамники деревянные, пяльцы;
- клеенки на столы, подставки для кистей, марлевые повязки, емкости для разведения красителей, емкости для воды.
Предполагаемые результаты
По итогам 1 года обучения учащиеся должны:
- знать виды и жанры изобразительного искусства, понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, колорит, мазок, тон, цвет, форма, перспектива;
- понимать значение терминов: орнамент, эскиз, композиция, колер, заливка,
ритм, симметрия, асимметрия, композиционный центр, нюанс, контраст, замысел, декоративная композиция;
- понимать и соблюдать процесс работы над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
- использовать основные приемы создания декоративных композиций (стилизация, ритм, симметрия, асимметрия, композиционный центр, орнамент);
- пользоваться художественными инструментами и материалами, необходимыми в процессе росписи;
- владеть различными приемами выполнения росписи ткани в технике свободной росписи, холодного батика, узелкового батика;
-грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки.
По итогам работы 2 года обучения учащиеся должны:
- знать выдающиеся произведения отечественного и мирового искусства и имена художников, архитектурные стили, некоторые направления в изобразительном искусстве;
- знать виды декоративно-прикладного искусства, его задачи, закономерности, области применения;
-выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство формы, материала и декора;
-уметь воспринимать и анализировать произведения живописи, архитектуры, дизайна и ДПИ;
-выстраивать декоративные, орнаментальные композиции на основе ритмического повтора изобразительных и геометрических элементов, создавать декоративные композиции на свободную и заданную тему;
- уметь самостоятельно вести процесс выполнения росписи по ткани;
- владеть различными техниками выполнения художественной росписи тканей, уметь их комбинировать в зависимости от поставленных задач.
- свободно пользоваться инструментами и материалами, необходимыми в процессе росписи, производить их отбор в зависимости от задания.
Учебно-тематический план программы.
Первый год обучения
№ | Тема занятия. | Всего часов | Теория | Практика |
1. | «Очарование батика». Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2. | «Радуга красок». Изобразительные возможности батика. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3. | «Цветной туман». Знакомство с техникой свободной росписи. | 2 | 0,5 | 1,5 |
4. | «Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика. | 2 | 0,5 | 1,5 |
5. | «Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика. | 2 | 0,5 | 1,5 |
6. | «Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика. | 2 | 0 | 2 |
7. | «Природа и настроение». Панно. Сочетание холодного батика и свободной росписи. | 2 | 0,5 | 1,5 |
8. | «Природа и настроение». Панно. Сочетание холодного батика и свободной росписи. | 2 | 0 | 2 |
9. | «Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи. | 2 | 1 | 1 |
10. | «Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи. | 2 | 0,5 | 1,5 |
11. | «Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи. | 2 | 0 | 2 |
12. | Абстрактная композиция. Монотипия на ткани | 2 | 0,5 | 1,5 |
13. | Абстрактная композиция. Монотипия на ткани | 2 | 0 | 2 |
14. | «Новый год настает…» Изготовление поздравит. открыток в технике хол. батика, свободной росписи. | 2 | 0,5 | 1,5 |
15. | «Новый год настает…» Изготовление поздравит. открыток в технике хол. батика, свободной росписи. | 2 | 0 | 2 |
16. | «В мире искусства». Оформление выставки. | 2 | 0 | 2 |
17. | «Чародейка зима». Панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи и спецэффектами. | 2 | 1 | 1 |
18. | «Чародейка зима». Панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи и спецэффектами. | 2 | 0 | 2 |
20. | «Декоративная салфетка». Техника печати штампами. | 2 | 0,5 | 1,5 |
21. | «Декоративная салфетка». Техника печати штампами. | 2 | 0 | 2 |
22. | «Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика. | 2 | 1 | 1 |
23. | «Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика. | 2 | 0,5 | 1,5 |
24. | «Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика. | 2 | 0 | 2 |
25. | Узелковая окраска тканей. | 2 | 1 | 1 |
26. | «Астры». Панно. Коллективная работа в узелковой технике | 2 | 0,5 | 1,5 |
27. | Узелковая окраска тканей. Изготовление декоративных платочков. | 2 | 0,5 | 1,5 |
28. | «Узоры Востока». Изготовление декоративной наволочки с использованием восточных орнаментальных мотивов (холодный батик). | 2 | 1 | 1 |
29. | «Узоры Востока». Изготовление декоративной наволочки с использованием восточных орнаментальных мотивов (холодный батик). | 2 | 0 | 2 |
30. | «Узоры Востока». Изготовление декоративной наволочки с использованием восточных орнаментальных мотивов (холодный батик). | 2 | 0 | 2 |
31. | «Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов. | 2 | 1 | 1 |
32. | «Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов. | 2 | 1 | 1 |
33. | «Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов. | 2 | 0 | 2 |
34. | «Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов. | 2 | 0 | 2 |
35. | «Этот чудесный батик» Итоговая выставка. | 2 | 0 | 2 |
Содержание программы первого года обучения.
№ | Тема занятия | Содержание занятия |
1. | «Очарование батика». Вводное занятие (2 ч.) | Теория: Знакомство с историей искусства художественной росписи тканей. Япония, Китай, Индонезия, Россия (русская набойка). Виды батика. Показ презентации «Искусство росписи тканей». Демонстрация изделий, выполненных в разных техниках. Практика: выполнение упражнений акварелью (отработка приемов равномерных заливок, плавный переход одного цвета в другой, сочетание цветов и т. п.) |
2. | « Радуга красок». Изобразительные возможности батика (2 ч.) | Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с красителями, резервом и приспособлениями для батика Практика: Приготовление, смешивание и проба красителей, отработка приемов залива на ткани. Составление колера. Проведение непрерывных линий резервом, заливка красителем. |
3. | « Цветной туман». Панно в технике свободной росписи (2 ч.). | Теория: Знакомство с особенностями изображения пейзажа китайскими и японскими художниками. Показ презентации «Страна восходящего солнца» Рассматривание фотографий произведений китайских и японских художников. Знакомство с техникой свободной росписи. Обсуждение эскизов, выполненных дома, исправление ошибок. Практика: Роспись панно в соответствии с эскизом в технике свободной росписи с использованием соли. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
4. | «Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика (2 ч.) | Теория: Знакомство с приемом стилизации, с основными законами и правилами создания декоративной композиции, орнамента (симметрия, композ. центр, нюанс, контраст). Цвет в декоративной композиции. Практика: составление несложной декоративной композиции, выполнение эскизов, творческий поиск. |
5. | «Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика (2 ч.) | Теория: Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение эскизов. Практика: Перевод рисунка на ткань, работа резервом по контуру. |
6. | «Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика (2 ч.) | Теория: Вступительная беседа об этапах росписи. Знакомство с контурами для нанесения декора на ткани. Практика: Роспись панно в соответствии с эскизом. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
7. | «Природа и настроение» Панно. Сочетание холодного батика и свободной росписи.(2ч.) | Теория: Показ презентации «Образ природы в произведениях художников». Беседа о колорите в работах художников, контрасте теплых и холодных цветов. Практика: Выполнение эскизов, творческий поиск. Передача настроения в природе. Приготовление черного резерва. Перевод рисунка на ткань, работа резервом по контуру. |
8. | «Природа и настроение» Панно. Сочетание холодного батика и свободной росписи (2 ч.) | Теория: Вступительная беседа об этапах росписи. Знакомство с «эффектом мочевины», «эффектом дождевых капель». Составление колористической палитры. Роспись панно в соответствии с эскизом. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
9. | «Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи. (2 ч.) | Теория: Демонстрация презентации «Цветы – украшение Земли», рассматривание книги Вэнди Тейт «Рисуем цветы акварелью», обсуждение. Знакомство с основными законами и правилами построения декоративной композиции, а так же цветового решения. Практика: Творческий поиск. Составление эскиза цветочной композиции . |
10. | «Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи (2 ч.) | Выполнение эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань. Работа цветными резервами. Резервная линия-основа графического рисунка. |
11. | «Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи (2 ч.) | Роспись панно в соответствии с эскизом. Вступительная беседа об этапах росписи. Знакомство с «эффектом жилок». Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
12. | Абстрактная композиция. Монотипия на ткани. (2 ч.) | Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой «монотипия». Практика: выполнение пробников, составление композиции, работа над эскизами. |
13. | Абстрактная композиция. Монотипия на ткани. (2 ч.) | Роспись ткани в соответствии с эскизом, с последующей графической прорисовкой. Работа выполняется ограниченной цветовой палитрой (два, три цвета). |
14. | «Новый год настает» Изготовление поздравит. открыток в технике хол. батика, свободной росписи (2 ч.) | Теория: Вступительная беседа о правилах построения композиции на открытках, шрифте. Варианты изготовления открыток(традиционная, настольная, книжка). Практика: Сочинение композиции. Выполнение эскизов цветными карандашами. |
15. | «Новый год настает» Изготовление поздравит. открыток в технике хол. батика, свободной росписи. (2 ч.) | Роспись ткани в соответствии с эскизом, использование контуров для декора. Оформление открыток. |
16. | «В мире искусства» Оформление выставки (2 ч.) | Подготовка к школьной выставке. Оформление работ в багетные рамы. |
17. | «Чародейка зима». Панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи и спецэффектами(2 ч) | Теория: показ презентации «Чародейка зима». Рассматривание репродукций картин русских художников: И Шишкин «На севере диком…», «Зима»; Г. Кондратенко «Зимний вечер»; Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зима»; Н. Рерих «Синие горы на закате», «Горы»; И. Грабарь «Февральская лазурь». Беседа о красоте зимней природы, палитре цвета зимы. Понятие центр композиции, композиционное равновесие. Практика: Работа над сюжетной композицией. Творческий поиск, выполнение эскизов. |
18. | «Чародейка зима». Панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи и спецэффектами (2ч.) | Практика: Выполнение эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань. Работа резервом. |
19. | «Чародейка зима». Панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи и спецэффектами (2ч.). | Практика: Роспись панно в соответствии с выбранным эскизом. Вступительная беседа об этапах росписи. Применение спецэффектов (мочевина, соль, набрызг). Акцент на холодную палитру. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
20. | « Декоративная салфетка». Техника печати штампами. (2 ч.) | Теория: Знакомство с техникой печати штампами. Беседа о правилах построения декоративной композиции, о цвете. Практика: Изготовление штампиков. Проба на ткани, натянутой на пяльцы. Составление несложной декоративной композиции для салфетки, выполнение эскиза цветными карандашами. |
21. | « Декоративная салфетка». Техника печати штампами(2ч.) | Практика: Изготовление салфеток в соответствии с эскизом. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
22. | «Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика.(2 ч.) | Теория: показ слайдов «Архитектурное наследие России». Беседа о приемах стилизации и декора объекта, цветовом решении композиции. Понятие симметрии и асимметрии. Равновесие, контраст, нюанс в ДПИ. Практика: Составление декоративной композиции на заданную тему. Стилизация объекта, выполнение орнаментального декора. Выполнение эскизов. |
23. | «Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика.(2ч.) | Теория: обсуждение эскизов, выбор варианта. Практика: Выполнение графического эскиза в натуральную величину, перевод на ткань, работа цветным резервом. Резервная линия-основа графического рисунка. |
24. | «Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика.(2 ч.) | Практика: Роспись панно в соответствии с эскизом. Вступительная беседа об этапах росписи. Выполнение декоративного орнамента цветными контурами в соответствии с колоритом работы. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
25. | Узелковая окраска тканей.(2ч.) | Теория: Знакомство с техникой узелкового батика. Демонстрация изделий окрашенных данным способом. Показ некоторых приемов узелковой техники. Практика: Практические упражнения по окраске ткани способом «завязывание». Получение солнечного узора в один цвет, два и три цвета. |
26. | «Астры». Панно. Коллективная работа в узелковой технике. (2ч.) | Практика: коллективная работа. Роспись панно в узелковой технике. Вступительная беседа о предстоящей работе, цветовом решении композиции. Получение цветочного мотива способом «завязывание». Использование контуров для нанесения графического рисунка. |
27. | Узелковая окраска тканей. Изготовление декоративных платочков.(2ч.) | Теория: Знакомство с некоторыми способами узелковой техники: узор «волна», ромбовидный узор, узор «клетка», техника шибори, получение узора при помощи прошивания ткани. Практика: изготовление декоративных платочков различными способами узелкового батика. Творческая импровизация. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
28. | «Узоры Востока». Изготовление декоративной наволочки с использованием восточных орнаментальных мотивов (холодный батик) 2ч. | Теория: Знакомство с ДПИ Востока. Демонстрация фотографий изделий ДПИ народов Востока. Беседа о построении и цветовой палитре орнаментальных композиций. Практика: Составление несложной орнаментальной композиции для украшения наволочки. Использование образцов. Выполнение эскизов цветными карандашами. |
29. | «Узоры Востока». Изготовление декоративной наволочки с использованием восточных орнаментальных мотивов (холодный батик) 2ч. | Практика: выполнение графического эскиза в натуральную величину (рекомендуемый размер 30:30). Перевод рисунка на ткань, тонирование ткани, работа цветным резервом. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
30. | «Узоры Востока». Изготовление декоративной наволочки с использованием восточных орнаментальных мотивов (холодный батик) 2ч. | Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом. Нанесение мелкого декора контурами. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. Пошив наволочки производится в домашних условиях. |
31. | « Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.(2ч.) | Теория: показ слайдов с репродукциями картин художников, отражающих красоту пробуждающейся весенней природы, свежесть первой зелени, очарование цветов и цветущих деревьев. Беседа об вариантах сюжета, композиционном решение работы, правилах перспективы, колорите. Практика: составление композиции на заданную тему, творческий поиск, выполнение эскизов. Рекомендуемый размер 50/70. |
32. | « Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.(2ч.) | Теория: Обсуждение эскизов, выбор более удачного варианта. Беседа о этапах работы над панно. Практика: выполнение эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань, работа резервом. |
33. | « Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.(2ч.) | Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом. В первую очередь расписывается фон, элементы дальнего плана в пейзаже, сюжетной композиции или крупные детали в букете, натюрморте. Работа ведется по принципу «от светлого к темному». Использование техники свободной росписи, спецэффектов. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
34. | « Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов.(2ч.) | Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом. Работа над элементами переднего плана, на завершающем этапе прорисовываются мелкие детали. Использование контуров. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
35. | « Этот чудесный батик» Итоговая выставка. | Подготовка к выставке. Оформление готовых панно в багетные рамы. |
Второй год обучения
№ |
Тема занятия. | Всего часов | Теория | Практика |
1. | «Лето, ах лето…». Декоративное панно в технике холодного батика. | 2 | 1 | 1 |
2. | «Лето, ах лето…». Декоративное панно в технике холодного батика. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3. | «Лето, ах лето…». Декоративное панно в технике холодного батика. | 2 | 0 | 2 |
4. | «Осенняя мелодия». Изготовление платка с помощью распылителей. | 2 | 1 | 1 |
5. | «Осенняя мелодия». Изготовление платка с помощью распылителей. | 2 | 0 | 2 |
6. | Знакомство с техникой горячего батика. | 2 | 1 | 1 |
7. | «Мои эмоции». Панно. Абстрактная композиция. | 2 | 1 | 1 |
8. | «Мои эмоции». Панно. Абстрактная композиция. | 2 | 0 | 2 |
9. | «Впечатление». По мотивам художников-импрессионистов. Панно в технике горячего батика. | 2 | 1 | 1 |
10. | «Впечатление». По мотивам художников-импрессионистов. Панно в технике горячего батика. | 2 | 0 | 2 |
11. | «Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных мягких набивных игрушек. | 2 | 1 | 1 |
12. | «Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных мягких набивных игрушек. | 2 | 0,5 | 1,5 |
13. | «Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных мягких набивных игрушек. | 2 | 0 | 2 |
14. | «Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных мягких набивных игрушек. | 2 | 0,5 | 1,5 |
15. | Декоративный натюрморт в смешанной технике | 2 | 1 | 1 |
16. | Декоративный натюрморт в смешанной технике. | 2 | 1 | 1,5 |
17. | Декоративный натюрморт в смешанной технике . | 2 | 0 | 2 |
18. | «Зимушка-зима» Мини-панно в технике горячего батика. | 2 | 0,5 | 1,5 |
19. | «Зимушка-зима» Мини-панно в технике горячего батика. | 2 | 0 | 2 |
20. | «Сказочная страна». Декоративное панно в технике холодного батика. | 2 | 1 | 1 |
21. | «Сказочная страна». Декоративное панно в технике холодного батика. | 2 | 0 | 2 |
22. | «Сказочная страна». Декоративное панно в технике холодного батика. | 2 | 0,5 | 1,5 |
23. | Роспись шарфика в узелковой технике. | 2 | 1 | 1 |
24. | Роспись шарфика в узелковой технике. | 2 | 0,5 | 1,5 |
25. | Роспись шарфика в узелковой технике. | 2 | 0 | 2 |
26. | « Образ города». Декоративное панно в смешанной технике. | 2 | 1 | 1 |
27. | « Образ города». Декоративное панно в смешанной технике | 2 | 0,5 | 1,5 |
28. | « Образ города». Декоративное панно в смешанной технике. | 2 | 0 | 2 |
29. | Рисунки монограмм в стиле модерн для росписи декоративных вставок для одежды. | 2 | 1 | 1 |
30. | Рисунки монограмм в стиле модерн для росписи декоративных вставок одежды. | 2 | 0 | 2 |
31. | «Я рисую батик». Панно. Творческая композиция в свободной технике. | 2 | 1 | 1 |
32. | «Я рисую батик». Панно. Творческая композиция в свободной технике. | 2 | 0,5 | 1,5 |
33. | «Я рисую батик». Панно. Творческая композиция в свободной технике. | 2 | 0,5 | 1,5 |
34. | «Я рисую батик». Панно. Творческая композиция в свободной технике. | 2 | 0 | 2 |
35. | «Очарование батика». Подготовка к итоговой выставке.
| 2 | 0 | 2 |
Содержание программы второго года обучения.
1 | «Лето, ах лето…». Декоративное панно в технике холодного батика. (2ч.) | Теория: показ слайдов с репродукциями картин художников, отражающих красоту летней природы, буйство красок и разнообразие природных форм. Беседа о вариантах сюжета, композиционном решение работы, правилах перспективы, колорите. Практика: составление композиции на заданную тему, творческий поиск, выполнение эскизов. |
2. | «Лето, ах лето…». Декоративное панно в технике холодного батика. (2ч.) | Теория: Обсуждение эскизов, выбор более удачного варианта. Беседа об этапах работы над панно. Практика: выполнение эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань, работа резервом. |
3. | «Лето, ах лето…». Декоративное панно в технике холодного батика. (2ч.) | Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом. Использование техники свободной росписи, спецэффектов. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу |
4. | «Осенняя мелодия». Изготовление платка с помощью распылителей.(2ч.) | Теория: знакомство с технологией распыления красителей по ткани, демонстрация приемов. Беседа о вариантах, особенностях и правилах построения композиции платка при помощи силуэтов листьев и веточек растений, о цветовом решении, Практика: составление композиции на заданную тему, выполнение эскизов цветными карандашами, учитывая многослойность цвета. Сборка листьев и растений для предстоящей работы. |
5. | «Осенняя мелодия». Изготовление платка с помощью распылителей.(2ч.) | Практика: Роспись платка с помощью распылителей в соответствии с эскизом. На заключительном этапе выполняется прорисовка мелких деталей, допускается использование декора. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
6. | Знакомство с техникой горячего батика.(2ч.) | Теория: Знакомство с техникой горячего батика, инструментами и приспособлениями. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о сложности и красоте техники горячего батика. Показ работ, выполненных в данной технике. Виды горячего батика: простой, сложный, батик от пятна, эффект кракле. Демонстрация приемов работы. Практика: Выполнение упражнений разными способами горячего батика. |
7. | «Мои эмоции». Панно. Абстрактная композиция в технике горячего батика.(2ч.) | Теория: Знакомство с творчеством В. Кандинского, Дж. Поллока, К. Малевича. Разновидности абстрактного искусства. Беседа об особенностях построения абстрактных, беспредметных композиций, понятие статика, динамика, ритм. Практика: составление абстрактной композиции, выполнение эскизов цветными карандашами. |
8. | «Мои эмоции». Панно. Абстрактная композиция в технике горячего батика.(2ч.) | Практика: Вступительная беседа о этапах работы. Роспись панно в соответствии с эскизом в технике горячего батика, допускается графич. прорисовка. |
9. | «Впечатление». По мотивам художников-импрессионистов. Панно в технике горячего батика. (2ч.) | Теория: Знакомство с творчеством художников-импрессионистов. Демонстрация презентации. Беседа о особенностях изображения мира при помощи живописи. Практика: составление композиции на заданную тему, возможно копирование работ импрессионистов. Выполнение эскизов гуашевыми красками |
10. | «Впечатление». По мотивам художников-импрессионистов. Панно в технике горячего батика. (2ч.) | Практика: роспись панно в соответствии с эскизом по принципу от светлого к темному. Использование эффекта «кракле». На заключительном этапе допускается графическая прорисовка черной тушью. |
11. | «Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных мягких набивных игрушек.(2ч.) | Теория: обсуждение задания, этапов работы. Беседа о приемах стилизации объекта, декоре и цветовом решении. Рассматривание декоративных изображений животных, птиц, рыб ,растений. Практика: стилизация выбранного объекта, составление декора, выбор цветовой гаммы. Выполнение эскиза для выкройки игрушки в цвете. |
12. | «Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных мягких набивных игрушек.(2ч.) | Теория: вступительная беседа об этапах работы. Практика: выполнение эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань, работа резервом. |
13. | «Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных мягких набивных игрушек.(2ч.) | Практика: Роспись ткани в соответствии с эскизом. Использование техники холодного батика, свободной росписи, спецэффектов. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
14. | «Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных мягких набивных игрушек.(2ч.) | Теория: вступительная беседа о дальнейшей работе над изделием. Практика: крой и пошив игрушки, украшение чехла бусинами, стразами, ленточками. Набивка игрушки ватой, синтепоном, крупой. |
15. | Декоративный натюрморт. Панно в смешанной технике.(2ч) | Теория: беседа о жанре-натюрморт, видах натюрморта. Показ слайдов с репродукциями натюрмортов П. Сезанна, П. Гогена, А. Матисса, работ современных художников. Знакомство с основными законами и правилами построения натюрморта, обсуждение колорита композиции. Практика: составление композиции на заданную тему, творческий поиск, выполнение эскизов |
16. | Декоративный натюрморт. Панно в смешанной технике. (2ч) | Теория: Обсуждение эскизов, выбор более удачного варианта. Беседа об этапах работы над панно. Практика: выполнение эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань, работа резервом. |
17. | Декоративный натюрморт. Панно в смешанной технике (2ч) | Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом. Использование техники свободной росписи, холодного и горячего батика, спецэффектов. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
18. | «Зимушка-зима» Мини-панно в технике горячего батика.(2ч.) | Теория: просмотр слайдов с изображением фотографий зимней природы, декоративных пейзажей, обсуждение задания, вариантов сюжета, колорита композиции (ограниченная палитра). Практика: творческий поиск, выполнение эскизов цветными карандашами. |
19. | «Зимушка-зима» Мини-панно в технике горячего батика.(2ч.) | Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом. Использование техники горячего батика, спецэффектов. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу |
20. | «Сказочная страна». Декоративное панно в технике холодного батика. (2ч.) | Теория: Знакомство с творчеством художников-сказочников Ю. Васнецова, В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина. Показ презентаций и слайдов с репродукциями картин. Обсуждение задания, вариантов сюжетной композиции (допускается копирование произведений художников). Беседа об основных правилах построения сюжетной композиции, цветовом решении. Практика: составление композиции на заданную тему, выполнение эскизов в цвете. |
21. | «Сказочная страна». Декоративное панно в технике холодного батика. (2ч.) | Практика: выполнение выбранного эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань, работа резервом. |
22. | «Сказочная страна». Декоративное панно в технике холодного батика. (2ч.) | Теория: вступительная беседа о этапах работы красителями, о применении спецэффектов. Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом. Использование техники холодного батика с элементами свободной росписи, спецэффектов. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
23. | Роспись шарфика в узелковой технике.(2ч.) | Теория: Беседа о уже знакомой технике узелкового батика, о некоторых способах окраски: узор «солнышко», узор «волна», ромбовидный узор, узор «клетка», техника шибори, получение узора при помощи прошивания ткани. Обсуждение колорита изделия. Практика: составление композиции для росписи шарфика, творческий поиск, выполнение эскизов цветными карандашами. |
24. | Роспись шарфика в узелковой технике.(2ч.) | Теория: обсуждение эскизов, выбор более удачного варианта. Практика: роспись изделия в соответствии с эскизом в узелковой технике. Просушка изделия. |
25. | Роспись шарфика в узелковой технике.(2ч.) | Практика: на заключительном этапе работы выполняется графическая прорисовка цветными контурами, декорирование стразами, бусинами и т.п. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
26. | « Образ города». Декоративное панно в смешанной технике.(2ч.) | Теория: Знакомство с некоторыми архитектурными стилями: романский, готика, барокко, классицизм, модерн, конструктивизм. Показ слайдов с изображениями архитектурных сооружений, городов разных эпох. Обсуждение задания, вариантов композиции, например: «Город в пустыне», «Страна восходящего солнца», «Древняя Эллада», «Средневековый город», «Современный город», «Город мечты» и т. д. Беседа об основных законах и правилах построения композиции городского пейзажа (композиционный центр, фронтальная и угловая перспектива), о цветовом решении (воздушная перспектива, колорит). Практика: составление композиции на данную тему, выполнение эскизов цветными карандашами, допускается копирование произведений художников, использование фотографий с изображением архитектурных построек. |
27. | « Образ города». Декоративное панно в смешанной технике.(2ч.) | Теория: обсуждение эскизов, выбор более удачного варианта. Практика: выполнение выбранного эскиза в натуральную величину, перевод рисунка на ткань, работа резервом, если это необходимо. |
28. | « Образ города». Декоративное панно в смешанной технике.(2ч.) | Практика: вступительная беседа об этапах работы. Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом. Использование техник холодного и горячего батика элементов свободной росписи, кракле, спецэффектов. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. На заключительном этапе выполняется графическая прорисовка контурами или черной тушью. |
29. | Рисунки монограмм в стиле модерн для росписи декоративных вставок для одежды. (2ч.) | Теория: Знакомство с искусством модерна, творчеством Альфонса Мухи, искусством создания монограмм. Показ слайдов с репродукциями произведений искусства эпохи модерна. Обсуждение вариантов задания, рассматривание замысловатых орнаментальных узоров в стиле модерн. Практика: творческий поиск, выполнение рисунков монограмм в стиле модерн цветными карандашами. |
30. | Рисунки монограмм в стиле модерн для росписи декоративных вставок для одежды. (2ч.) | Практика: обсуждение эскизов, выбор более удачного варианта. Перевод рисунка на ткань, работа резервом, роспись в технике холодного батика, декорирование цветными контурами. |
31. | «Я рисую батик». Панно. Творческая композиция в свободной технике.(2ч.) | Теория: Утверждение и самореализация в искусстве мастерства художественной росписи тканей, выполнение зачетной творческой работы в свободной технике. Обсуждение задания, вариантов композиции, колорита. Практика: творческий поиск, составление композиции, выполнение эскизов в цвете, допускается копирование произведений художников, использование фотографий необходимых для составления композиции. |
32. | «Я рисую батик». Панно. Творческая композиция в свободной технике.(2ч.) | Теория: обсуждение эскизов, внесение коррективов, выбор варианта. Практика: Выполнение эскиза в натуральную величину, рекомендуемый размер 50-70. Перевод рисунка на ткань, при необходимости работа резервом. |
33. | «Я рисую батик». Панно. Творческая композиция в свободной технике.(2ч.) | Теория: вступительная беседа об этапах работы над панно. Индивидуальное обсуждение. Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом. В первую очередь расписывается фон, элементы дальнего плана в пейзаже, сюжетной композиции или крупные детали в букете, натюрморте. Работа ведется по принципу «от светлого к темному». Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
34. | «Я рисую батик». Панно. Творческая композиция в свободной технике.(2ч.) | Практика: Роспись ткани в соответствии с выбранным эскизом. Работа над элементами переднего плана, на завершающем этапе прорисовываются мелкие детали. Использование контуров. Учитель контролирует процесс, проводит индивидуальную работу. |
35. | «Очарование батика». Подготовка к итоговой выставке. | Подготовка к выставке. Оформление готовых панно в багетные рамы. |
Материально-техническое и методическое обеспечение программы.
Первый год обучения.
№ | Тема занятия | материально-техническое обеспечение | методическое обеспечение |
1. | «Очарование батика». Вводное занятие (2 ч.) | -компьютер, проектор, экран; -изделия, выполненные в разных техниках батика. -акварель, кисти, бумага, палитра | -презентация «Искусство росписи тканей». -книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами» |
2. | « Радуга красок». Изобразительные возможности батика (2 ч.) | -подрамник (пяльцы), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен | -книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами» |
3. | « Цветной туман». Панно в технике свободной росписи (2 ч.). | -подрамник 30/40, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, красители, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, соль | -презентация «Страна восходящего солнца»; -слайды с изображениями работ японских и китайских художников, природы;
|
4-6. | «Подводное царство». Декоративное панно в технике холодного батика (6 ч.) | -компьютер, проектор, экран; -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра -подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры. | -иллюстративный материал с изображением стилизованных природных форм, объектов, орнаментов; -слайды с изображением примерных работ(из интернета); -таблицы по цветоведению. |
7-8. | «Осеннее настроение» Панно. Сочетание холодного батика и свободной росписи.(4ч.) | -компьютер, проектор, экран; -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов; -подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, черный резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина. | -презентация «Образ осени в произведениях художников»; -фото осенней природы. |
9-11. | «Цветы». Декоративное панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи. (6 ч.) | -компьютер, проектор, экран; -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов; -подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина. | - презентация «Мир цветов»; -книга Вэнди Тейт «Рисуем цветы акварелью»; |
12-13 | Абстрактная композиция. Монотипия на ткани. (4 ч.) | -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов; -утюг, газеты, подрамник (30/40), кнопки, ткань(бязь, батист, шелк), красители, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, черная тушь, соль, мочевина. - образцы | -книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»;М.О. Синеглазова «Распишем ткань сами» |
14-15 | «Новый год настает» Изготовление поздравит. открыток в технике хол. батика, свободной росписи (4 ч.) | -образцы открыток (традиционная, настольная, книжка). - бумага, цв. карандаши для выполнения эскизов; - пяльцы, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина; - картон, клей, акварель, ножницы, канцелярский нож, стразы и т.п. для изготовления открыток
| -иллюстративный материал содержащий виды шрифтов, примеры открыток; -книги: М.О. Синеглазова «Батик»;М.О. Синеглазова «Распишем ткань сами» |
16. | «В мире искусства» Оформление выставки (2 ч.) | - багетные рамы, клей, картон для основы, ножницы. | |
17-19 | «Чародейка зима». Панно в технике холодного батика с элементами свободной росписи и спецэффектами (6 ч) | -компьютер, проектор, экран; -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов; -подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина. | -презентация «Чародейка зима»; - репродукции картин русских художников: И. Шишкин «На севере диком…», «Зима»; Г. Кондратенко «Зимний вечер»; Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зима»; Н. Рерих «Синие горы на закате», «Горы»; И. Грабарь «Февральская лазурь». |
20. | « Декоративная салфетка». Техника печати штампами. (4 ч.) | - бумага, цв. карандаши для выполнения эскизов; -рамы небольшого размера (пяльца), ткань ( бязь, батист, шелк), красители, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры - разнообразные приспособления для штампов (пробки, крышечки, фломастеры, колпачки и т.п.). -картон, ножницы, канцелярский нож, картофель, морковь для изготовления штампов, веточки растений, деревьев и т.п.
| -книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами» |
22-24 | «Архитектура Древней Руси». Декоративное панно в технике холодного батика.(6 ч.) | -компьютер, проектор, экран; -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов; -подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина. | - слайды «Архитектурное наследие России». -фотографии архитектурных памятников; -иллюстративный материал с изображением стилизованных архитектурных объектов, орнаментов; -таблицы по цветоведению. |
25-27 | Узелковая окраска тканей. (6ч.) | - ткань ( бязь, батист, шелк),нитки, швейная игла, перчатки резиновые, красители, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры для прорисовки, цилиндрические валики для техники «шиборри». -пяльца для заключительного этапа прорисовки, для коллективной работы подрамник 60/80. – образцы изделий выполненных в технике узелкового батика
| -книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами» |
28-30 | «Узоры Востока». Изготовление декоративной наволочки с использованием восточных орнаментальных мотивов в технике холодного батика (6ч.) | -компьютер, проектор, экран; - цветные карандаши, бумага, для выполнения эскизов; -подрамник (30/30), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры | - слайды с фотографиями изделий ДПИ народов Востока. -иллюстративный материал содержащий восточные орнаменты, -схемы построения композиции для подушек. |
31-34 | « Весна». Панно. Творческая композиция в смешанной технике с использованием спецэффектов. (8ч.) | -компьютер, проектор, экран; -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов; -подрамник (50/70), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина. | - слайды с изображением картин художников: И. Левитан «Март»; К.Юон «Весенний солнечный день»; Н. Романдин «Цветущий бугор», «Весенний день»; Ван Гог «Цветущий фруктовый сад»; В. Борисов-Мусатов «Весна»; В. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Цветущие яблони»; П.П. Кончаловский «Сирень»; Т. Афонина «Вербы» |
35. | « Этот чудесный батик» Итоговая выставка. | - багетные рамы, клей, картон для основы, ножницы. |
Второй год обучения
№ | Тема занятия | материально-техническое обеспечение | Методическое обеспечение |
1-3 | «Лето, ах лето…». Декоративное панно в технике холодного батика. (6ч.) | -компьютер, проектор, экран; -акварель или гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов; -подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина. | -слайды с изображением картин художников:И. Шишкин «Перед грозой», «Рожь», «Дубы», «Утро в сосновом лесу»;И. Левитан «Березовая роща», «Вечерний звон», А. Дейнека «После дождя»; А. Пластов «Сенокос»; Ф. Толстой «Букет цветов»;А. Герасимов «Полевые цветы»; А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», «Закат»; И Айвазовский «Среди волн»,»Черное море»; М Сарьян «Ереванские цветы»; Рылов «В голубом просторе»; Ван Гог «Пшеничное поле…»; «Подсолнухи», «Звездная ночь», «Пейзаж с оливами», «Ирисы». -слайды с фотографиями летней природы. |
4-5. | «Осенняя мелодия». Изготовление платка с помощью распылителей.(4ч.) | - цветные карандаши или пастель, бумага, для выполнения эскизов; -пяльцы для упражнений, подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), аэрограф, красители, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры для завершающей прорисовки, листья, цветы и веточки. | -иллюстративный материал, содержащий варианты построения композиции платка; -книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами» |
6. | Знакомство с техникой горячего батика.(2ч.) | -работы педагога, выполненные в данной технике; -образцы видов горячего батика (простой, сложный, батик от пятна, эффект кракле) - пяльцы, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, воск, электрическая плитка, кастрюлька, красители, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, утюг, газеты. | -книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами». |
7-8. | «Мои эмоции». Панно. Абстрактная композиция в технике горячего батика.(4ч.) | -компьютер, проектор, экран; - цветные карандаши или пастель, бумага, для выполнения эскизов; - подрамник 30/40, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, воск, электрическая плитка, кастрюлька, красители, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, утюг, газеты, черная тушь, соль, мочевина. | - слайды «Искусство абстракции» (знакомство с творчеством В. Кандинского, Дж. Поллока, К. Малевича, П. Пикассо); -иллюстративный материал, демонстрирующий особенности построения абстрактных, беспредметных композиций, понятие статика, динамика, ритм. |
9-10 | «Впечатление». По мотивам художников-импрессионистов. Панно в технике горячего батика. (4ч.) | -компьютер, проектор, экран; -гуашь, кисти, бумага, палитра для выполнения эскизов; - подрамник 30/40, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, воск, электрическая плитка, кастрюлька, красители, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, утюг, газеты, черная тушь, соль, мочевина. | -презентация «Импрессионизм»; -книги Н.Ермильченко «Импрессионизм»;Н. Геташвилли «Постимпрессионизм»; том из серии «Великие художники» Ван Гог. |
11-14 | «Игрушка-сувенир» Изготовление декоративных мягких набивных игрушек.(8ч.) | -компьютер, проектор, экран; - цветные карандаши или пастель, бумага, для выполнения эскизов; -подрамник необходимого размера, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина. -ножницы, нитки, игла швейная, бусины, стразы, ленточки и т.п. - материал для набивки игрушки (вата, синтепон, крупа). | -иллюстративный материал, содержащий стилизованные декоративные изображения животных, птиц, рыб, растений; - слайды с изображением мягких игрушек, выполненных из различных материалов. |
15-17. | Декоративный натюрморт. Панно в смешанной технике.(6 ч) | -компьютер, проектор, экран; - цветные карандаши или пастель, бумага, для выполнения эскизов; -подрамник необходимого размера, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина, воск, электрическая плитка, кастрюлька, утюг, газеты. | - слайды с изображением натюрмортов П. Сезанна, П. Гогена, А. Матисса, работ современных художников. - иллюстративный материал с изображением декоративных натюрмортов, цветов, орнаментов. |
18-19. | «Зимушка-зима» Мини-панно в технике горячего батика.(4 ч.) | -компьютер, проектор, экран; - цветные карандаши или пастель, бумага, для выполнения эскизов; -подрамник, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, воск, электрическая плитка, кастрюлька, красители, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, утюг, газеты, черная тушь, соль, мочевина, контуры. | - слайды с изображением фотографий зимней природы, декоративных пейзажей; |
20-22. | «Сказочная страна». Декоративное панно в технике холодного батика. (6ч.) | -компьютер, проектор, экран; -Акварель, гуашь, цветные карандаши или пастель, бумага, для выполнения эскизов; -подрамник (30/40), кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, соль, мочевина. | -слайды и презентации с изображением картин художников-сказочников: Ю. Васнецова, В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина. -детские книги с красочными иллюстрациями. |
23-25. | Роспись шарфика в узелковой технике.(6 ч.) | - образцы, выполненные в данной технике; - цветные карандаши или пастель, бумага, для выполнения эскизов; - готовый шарф или ткань ( бязь, батист, шелк),нитки, швейная игла, перчатки резиновые, красители, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры для прорисовки, цилиндрические валики для техники «шиборри». -пяльца для заключительного этапа прорисовки. -стразами, бусинами и т.п. для украшения. | -книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами». -иллюстративный материал содержащий варианты построения композиции шарфика. |
26-28. | « Образ города». Декоративное панно в смешанной технике.(6 ч.) | -компьютер, проектор, экран; - цветные карандаши или пастель, бумага, для выполнения эскизов; -подрамник 30/40, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, черная тушь, соль, мочевина, воск, электрическая плитка, кастрюлька, утюг, газеты. | - слайды с изображениями городов разных эпох; архитектурных построек в разных стилях: романский, готика, барокко, классицизм, модерн, конструктивизм; работ художников. - иллюстративный материал, содержащий основные правила построения композиции городского пейзажа (композиционный центр, фронтальная и угловая перспектива),цветового решения (воздушная перспектива, колорит). -фотографии с изображением архитектурных построек. |
29-30. | Рисунки монограмм в стиле модерн для росписи декоративных вставок для одежды. (4 ч.) | -компьютер, проектор, экран; - цветные карандаши или пастель, бумага, для выполнения эскизов; - пяльцы, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры. | - слайды, содержащие изображения произведений искусства эпохи модерна, репродукции картин А. Мухи; -иллюстративный материал, содержащий замысловатые орнаментальные узоры в стиле модерн; рисунки монограмм. - книги М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами». |
31-34. | «Я рисую батик». Панно. Творческая композиция в свободной технике.(8 ч.) | -акварель, цветные карандаши или пастель, бумага, для выполнения эскизов; -подрамник 50/70, кнопки, ткань ( бязь, батист, шелк), карандаш простой, резерв, красители, тюбик для резерва, кисти, палитры с углублениями или небольшие емкости, банки для воды, салфетки, фен, декоративные контуры, черная тушь, соль, мочевина, воск, электрическая плитка, газеты, утюг.
| -книги: Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей»; М.О. Синеглазова «Батик»; М. О. Синеглазова «Распишем ткань сами». -иллюстративный материал, содержащий примерные варианты панно. |
35. | «Очарование батика». Подготовка к итоговой выставке. | - багетные рамы, картон, клей, ножницы. |
Информационное обеспечение образовательной программы
- Гильман Р. А. Художественная роспись тканей – М: Владос, 2004 г.
- Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство- М: Просвещение, 1984 г.
- Синеглазова М. О. Батик- М: Изд. Дом МСП, 2005 г.
- Ярыгина А.А. Этот чудесный батик – Волгоград: Учитель, 2007 г.
- Информация с сайта «Социальная сеть работников образования - наша сеть»
- Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
- http://metodisty.ru/m/sites/view/arhiv_uchebnyh_programm_i_prezentacii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам» (для учащихся возраста от 12 до 15 лет)
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех ст...
Программа внеурочной деятельности "Художественная роспись"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественная роспись по дереву» разработана для учащихся 4-5 классов МОУ «Гимназия №6» города Воркуты и, составлена на основе примерной прог...
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс. Работа в кружке «Экология рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, эко...
Программа внеурочной деятельности "Художественное выпиливание и выжигание"
Предназначена для учащихся 5-х классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности художественного направления "Знаменитые памятники мира".
Материал может быть полезен учителям, занимающимся внеурочной деятельностью в основной школе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская» направленность: художественно-эстетическая возраст: 12-13 лет
Данная программа по ИЗО дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирова...