Конспект урока литературы в 9 классе. Слово о полку Игореве
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_9_klass_slovo_o_polku_igoreve.docx | 26.9 КБ |
prilozhenie_1.doc | 26 КБ |
prilozhenie_2.doc | 21 КБ |
prilozhenie_3.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока 3-4.
Автор урока: Студенихина О.И., учитель русского языка
и литературы МОБУ «Барабановская СОШ»
Новосергиевка
Учебный предмет: литература
Класс: 9
Автор УМК: «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: «Центральные образы «Слова…». Основная идея и поэтика «Слова…»»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3 час
Место урока в системе уроков по теме: 2
Цель урока: проанализировать образ князя Игоря, сравнить собственные представления о князе Игоре с представлениями художников и композитора, попробовать дать оценку действиям князя Игоря.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: воспитание читателя, способного осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, участвовать в обсуждении прочитанного; формировать навыки погружения в текст художественного произведения; развитие умения сопоставлять «Слово…» с произведениями других искусств, развивать навыки работы различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения, рефлексировать собственную деятельность,
Личностные УУД: воспитание патриотизма и уважения к культурному наследию Древней Руси; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, на примере героев «Слова…» прививать ученикам любовь к Родине, пробуждать стремление к заботе о судьбе родной земли.
Регулятивные УУД: целеполагание, постановка учебной задачи, управление своей деятельностью, контроль и оценивание достигнутых результатов;
Коммуникативные УУД: осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
развитие ИКТ-компетенции и умения записывать основные положения лекции учителя, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач.
Межпредметные связи: история, музыка, живопись.
Оборудование: мультимедийная доска с проектором, компьютерная презентация; видеофрагменты; музыкальное сопровождение; текст поэмы «Слово о полку Игореве» в переводе Н.А.Заболоцкого, ария князя Игоря из оперы А.Бородина «Князь Игорь», репродукции картин И.Глазунова, Н.Рериха, В.Фаворского.
Интернет источники: http://lib.rin.ru/doc/i/5103p83.html
https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA
http://studydoc.ru/doc/3899733/urok-N-3 https://text.ru/rd/aHR0cDovL2RvY3BsYXllci5ydS8yNjQ1OTY0MS1OYS1vYmxvemhrZS1yZXByb2R1a2NpeWEta2FydGlueS1pLWktbGV2aXRhbmEtem9sb3RheWEtb3Nlbi5odG1s
Ход урока:
I.Вызов
Слово учителя.
Русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР Владимир Чивилихин в своем романе-эссе « Память» писал: «Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм "Слова о полку Игореве"! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIV века...»
-Что такое «патриотизм» в вашем понимании? Может ли быть актуальным произведение ХII века? В чем его уникальность?
Чтобы ответить на эти и другие столь же важные вопросы, мы проведем урок-погружение и для более эффективной работы разделимся на мобильные группы. Каждая группа собирает материал по одному ключевому слову.
II. Осмысление темы.
1. Погружение первого уровня «Поход Игоря» (работа с текстом «Слова…» часть 1)
Ключевые слова, словосочетания | Их толкование |
природа | Солнце тьмою путь ему закрыло… Стон и скрежет в сумраке ночном… |
Птицы, животные | Свист зверей несется…, птицы …реют с криком жалобным…, волки завывают… |
Города, народы | Сула, Сурож, Поморье |
Автор | О, Русская земля! Ты уже за холмом. Рассуждает о давних временах, когда |
Игорь | Вспала князю…мысль на ум Искусить неведомого края…, знаменьем небес пренебрегая…Святославич смелый… |
Воины | «Куряне славные- Витязи исправные… всегда готовые к борьбе…» «изготовились к борьбе» |
Князья, участвующие в походе | Славный яр-тур Всеволод! В обороне крепко ты стоишь… и т.д. |
Рефлексия: Каждая группа зачитывает цитатный материал, делает выводы по
содержанию. (Природа, птицы и животные предвещают поражение, они сочувствуют Игорю и его воинам, которые бились храбро, но не смогли противостоять половцам («дикой орде»). Князья смелы, Всеволод показан как былинный богатырь, а Игоря автор осуждает за непродуманное решение, не умаляя его храбрости. Автор показывает битву как бы изнутри, но потом в разгар битвы он как бы поднимается над полем сражения и в лирическом отступлении вспоминает о прежних междоусобицах. Поражение Игоря можно рассматривать как следствие княжеских раздоров. Образ Русской земли представлен автором настолько зримо, что мы понимаем, что подлинный герой поэмы – русская земля. Ей певец отдает весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю привязанность и верность. Раскинувшаяся на необъятных просторах, Русь страдает от междоусобных войн и набегов степных племен. Автор первым избрал главным героем произведения Русскую землю.)
- Самостоятельная работа: письменный ответ на один из вопросов (3-5 предложений):
1.Чем схожи и различны образы Игоря и Всеволода?
2.Каким вы представляете себе автора «Слова…»?
3. Каким предстает в «Слове…» образ Русской земли?
Обсуждение ответов, оценивание.
3. Динамическая пауза. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
2. Погружение второго уровня. Анализ части 2-3. Провести сравнение поможет таблица, разработанная Даньшиной Натальей Петровной, учителем русского языка и литературы Первомайская средняя общеобразовательной школы Оренбургского района. Но прежде чем мы начнем работать с таблицей, предлагаю послушать плач Ярославны в древнерусском звучании, это поможет почувствовать уникальность текста.
1. Прием «Сводная таблица»: заполнить таблицу по линиям сравнения.
Золотое слово | Линия сравнения | Плач Ярославны |
Святослав Всеволодович | Кто произносит | Ефросинья Ярославна |
Отец | Родство с Игорем. | Жена |
К великим князьям | К кому обращается. | К силам природы |
Ответа нет, только призыв | Есть ли ответ, реакция. | Природа смягчается и помогает Игорю |
Торжественное | Настроение. | Печальное |
Слово | Жанр. | Плач |
Призыв к объединению | Почему это центр «Слова». | Горечь всей русской земли |
Князь, летописец, приближенный | Предположения об авторе. | Женщина |
Рефлексия: Самостоятельная работа: письменный ответ на вопрос или выполнение заданий по тексту:
1.Какие идеальные черты русской женщины отразились в образе Ярославны?
2.Составить план и выполнить письменный анализ фрагмента «Золотое слово» Святослава.
(представление результатов самостоятельной работы начать с чтения наизусть подготовленных дома фрагментов)
3 Погружение третьего уровня. Анализ основной идеи произведения.
1. - Какие темы звучат в произведении? (эпическая – судьба Русской земли, лирическая – судьба князей.)
- Какова же идея «Слова о полку Игореве»? Кто является ее выразителем?
(Идеал автора- могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть князей братьями, способными почувствовать чужую боль, помочь в горе. «Слово» - это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.)
-Мы начали урок с вопросов о том, что такое «патриотизм»? Может ли быть актуальным произведение ХII века? В чем его ценность для современного человека? Изменились ли ваши представления о патриотизме и актуальности произведения? (обсуждение ответов учащихся)
2. «Слово о полку Игореве» в изобразительном искусстве и музыке. Презентация выполнения индивидуальных заданий учащихся (презентация, сообщение, прослушивание фрагментов оперы «Князь Игорь»
«Слово…» в живописи:
А) Владимир Фаворский;
Б) Иван Билибин;
В) Николай Рерих;
Г) Василий Васнецов.
Д) Илья Глазунов.
«Слово в музыке»:
Александр Бородин и его опера «Князь Игорь»
III. Рефлексия
• Что же узнали мы сегодня на уроке?
• Что показалось наиболее интересным?
• Что непонятным? Над чем вы хотели бы поразмышлять в дальнейшем?
• Что из того, что вы узнали, пригодится в жизни?
Система оценивания на уроке.
Фамилия, имя | Индивидуальные задания | Письменные творческие работы | Самооценка | Оценка работы ученика группой | Оценка Учителя |
IV. Домашнее задание.
Домашняя контрольная работа.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
1.Чем привлекательны образы русских князей в «Слове…»?
2.Какие идеальные черты русской женщины отразились в образе Ярославны?
3.Каким предстаёт в «Слове…» образ Русской земли?
4.Каковы способы выражения авторской позиции в «Слове…»?
Проект. Составление электронной презентации «Классицизм в изобразительном искусстве».
Предварительный просмотр:
Приложение 1. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ЖИВОПИСИ.
(краткая справка для учащихся)
“Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях. Поэтические инкрустации из “Слова” вносили в свою поэзию В. Жуковский (в “Певце во стане русских воинов”), А.С. Пушкин (в поэме “Руслан и Людмила”), К. Рылеев (в стихах “Боян”, “Владимир Святой”, “Рогнеда”), А. Островский (в драме-сказке “Снегурочка”). С удивительным искусством использованы образы “Слова” в стихах о России А. Блока и в произведениях И. Бунина. Поэтическим переводом произведения занимались многие художники слова: В.А.Жуковский, А.Г.Майков, К.Д.Бальмонт, Н.А.Заболоцкий.
«Слово о полку Игореве» оставило глубокий след и в русской живописи. Среди тех, кто иллюстрировал его, наибольшую известность имеют гравюры В.А. Фаворского. Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышав в самом себе чудный голос автора “Слова”, обогатил поэтическую сущность помы в полные величавой красоты зримые образы. Люди, живущие на гравюрах, полны человеческих страстей и в лучшем смысле психологичны. Как писал К.Федин, “сказочная жизнь наших праотцов понятна, близка, трогательна нам, как будто она произошла на нашей памяти и вполне реальна”. Рассказ о трагедии Игоря воспринимается как нетленная сказка, исполненная песенной прелести и возвышенная.
Среди исторических полотен замечательного художника Виктора Михайловича Васнецова есть картина «После побоища Игоря Святославича с половцами". Будучи художником лирического склада и горячо любя родину, Васнецов нашёл в “Слове” поэтические мотивы для будущего своего произведения. Его картина – эпически величественное произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за родину героев. «Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце». Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига.
К теме этого произведения обращался и другой известный русский художник — «сказочник» И. Билибин. Его эскизы к опере Бородина «Князь Игорь» отличает яркая декоративность, образность, зрелищность, умение раскрыть национальный характер оперы.
Картина другого известного русского художника Николая Рериха «Поход князя Игоря» скорее похожа на сказку, хотя и написана на историческую тему — сражение русского князя с половцами. Выразительны силуэты воинов, неудержимо движущихся вперед, их красные, червленые« щиты (по ним в Х11 веке узнавали русичей) озарены солнечным сиянием. Тревожная тень, падающая на войско с другой стороны, напоминает нам о солнечном затмении, предвещавшем войску неудачу.
Широко известны также работы художников: В. Перова «Плач Ярославны», Е. Лося Боян«, Н.Гончаровой «Плач», И.Глазунова «Отправление войск», К.Васильева «Плач Ярославны», палехских художников И.Голикова, Смирновой, Р.Белоусова и многих других.
Предварительный просмотр:
Приложение 2. «СЛОВО…» В МУЗЫКЕ.
(краткая справка для учащихся)
Александр Порфирьевич Бородин, был и гениальным композитором, известным химиком и выдающимся педагогом. Много и научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой Бородина, по его признанию, было написание эпической русской оперы.
Этой мечте суждено было осуществиться. Но прежде чем приступить к созданию оперы он переработал множество исторических источников. Здесь и различные переводы “Слова”, и все фундаментальные исследования по истории России. Мало этого – Бородин изучал русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое. Но верность исторической правде не заслонила от Бородина высокую поэзию основного источника, по которому он сам создавал либретто. Литературный памятник и лег в основу оперы “Князь Игорь”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"»
Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"» представляет собой эвритсическую беседу с учащимися, анализ текста памятника древней Руси, благодаря которым ...
Презентация. Литература. 9 класс. "Слово о полку Игореве"
Презентация об истории создания "Слова..". Композиция произведения...
Литература. 9 класс. "Слово о полку Игореве". Тест.
Древнерусская литература. "Слово о полку Игореве"....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...