Святочные рассказы. П.Хлебников. "Рождественский подарок".
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок литературы с элементами проектной деятельности по одному из святочных рассказов 20 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyatochnye_rasskazy._rozhdestvenskiy_podarok.docx | 413.03 КБ |
rozhdestvenskiy_podarok.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
П. Хлебников. «Рождественский подарок».
Цели урока:
1.Обучающие: работа с художественным текстом, знакомство с понятием «Святочные рассказы».
2.Развивающие: развитие мыслительных операций, воображения, умения характеризовать героя произведения.
3.Воспитательные: воспитание нравственности, чувства сострадания к герою рассказа, привитие интереса к процессу осмысленного чтения.
Тип урока: урок изучения нового
Оборудование: текст рассказа П.Хлебникова “Рождественский подарок”, разделённый на части; материалы для работы в парах; презентация-сопровождение к уроку.
1.Организационный момент.
2.Беседа.
Учитель:
- Близко ли вам слово «рождество»?
- С каким событием связан праздник Рождества?
-Что вы ощущаете в преддверии Рождества и Нового года? Каково ваше настроение перед праздниками?
Учитель: Действительно, вы правы. Рождество - это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время "милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди... свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами". (Слайд 2)
В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России с 7 по 18 января (время от Рождества до Крещения) в Святки (святые дни) принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни. Следовали этой традиции все - от государя до простых смертных.
В XIX – начале ХХ века ежедневно в конце декабря на книжных прилавках можно было встретить сборники под названием «Святочные рассказы». (Слайд 3) Иногда это были произведения одного писателя, иногда – разных авторов. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом. Такие сборники были хорошим подарком как взрослым, так и детям.
И в наше время эта традиция сохраняется. В 2016 году в издательстве «Росмэн» вышла книга «Новогодняя ёлка. Рассказы русских писателей». (Слайд 4, 5)
3. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к одному из пяти рассказов, вошедших в эту книгу и прочитанному вами дома. Он принадлежит перу писателя Павла Хлебникова и называется «Рождественский подарок». (Слайд 6)
4.Постановка проблемного вопроса.
- Действительно, все: и дети, и взрослые - любят получать подарки.
- А какими бывают подарки? (Материальные, словесные, подарок-праздник и т.д.) А в конце сегодняшнего урока мы узнаем, какие подарки на Рождество получили герои рассказа.
.
- Обратимся к тексту произведения (распечатан на партах). Скажите, как выглядит внешне приближение праздника в рассказе?
(Улицы Марселя были запружены народом, погода выдалась в этом году на диво хорошая. Трудно было представить себе, что теперь была зима. Солнце светило по-весеннему, сновавший по улице народ был одет совсем легко. Море было спокойно и отливало на солнце медной бронзой, тихо и ласково шурша по прибрежным камням.
По улицам ходили толпы народа, каждый спешил запастись чем- нибудь к празднику, каждый нёс какой-нибудь свёрток, и богатый, и бедняк старался заготовить что-нибудь, несшее радость, приятную неожиданность близким и друзьям...)
- Давайте поместим эти определения в светлую корзинку.
улицы запружены народом
погода на диво хорошая
солнце светило по-весеннему
море спокойно
тихо и ласково шурша
толпы народа
запастись к празднику
заготовить что-нибудь, несшее радость
- Но, к сожалению, не все видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье. Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество. В каком состоянии мы видим героиню рассказа?
(На улице Сен-Жермен, в небольшом домике, выглядывавшем своими опущенными шторами на оживлённую праздничную улицу, сидела в кресле молодая женщина, а около неё на полу возился мальчуган лет пяти с длинными белокурыми волосами, спустившимися почти до плеч. Женщина давно сидела, задумавшись, и, казалось, не замечала ничего вокруг…
Мать молчала, но из её глаз скатилась одна слезинка, а за ней другая.
Мальчик не заметил слёз матери…
Мать молча притянула к себе Жоржа, порывисто поцеловала его и стала гладить его длинные белокурые волосы, стараясь спрятать от мальчика своё утомлённое лицо, по которому градом лились слёзы.)
- Давайте поместим эти определения в темную корзину.
сидела, задумавшись
не замечала ничего вокруг…
из её глаз скатилась одна слезинка,
а за ней другая
утомлённое лицо
градом лились слёзы
- На каком принципе построены описание зимнего дня и внутреннего состояния героини? (Принцип антитезы).
- Расскажите, почему плачет эта женщина? Почему не чувствует приближения праздника? (У нее умер муж, все деньги она потратила на его лечение, от нее отвернулись друзья, она не может купить сыну подарок на праздник, мальчик считает, что папа был лучше мамы)
- Все это очень больно и страшно, но есть еще одна потеря, которую Мари Бертоле переживает очень тяжело. Найдите и зачитайте, что происходит с внутренним миром героини. (Ей дико и страшно казалось, что люди, те люди, которые были ещё так недавно приветливы и ласковы с ней, теперь так холодны и чужды... И Мари думала, что этот мир с цветущими розами, ярким, ласковым солнцем, весело любующимся в бирюзовом море, что всё это обман, что есть только зло, недоброта, отчуждение...
- Нет в людях сердца, - говорила ожесточённая женщина.)
5. Составление цветограммы сердца героини. Разноуровневые вопросы.
-Ребята, давайте теперь, когда мы многое узнали о героине, попробуем, используя приём «Цветограмма», выбрать те краски, которые характеризуют состояние Мари в настоящее время.
ЦВЕТ | ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ |
Белый | Чистота, искренность |
Голубой | Справедливость |
Синий | Тревожность |
Жёлтый | Радость |
Оранжевый | Праздничность, фейерверк |
Зелёный | Покой, умиротворение |
Коричневый | Потеря веры, неверие |
Фиолетовый | Обман, ложь |
Чёрный | Мрак |
Серый | Опустошение, депрессия, отсутствие веры |
Красный | Агрессия, злость, стыд |
Бордовый | Торжество, траур |
Темно-зеленый | Официальный, торжественный |
Ребята создают цветограмму сердца матери .
- Какие цвета преобладают в сердце героини? Почему?
(Фиолетовый, черный, красный, коричневый, синий, бордовый, серый).
- А можно ли было добавить хоть немного белого?
(Да. Все, что касается отношения к сыну, окрашено любовью и нежностью).
- Именно желая порадовать сына, Мари принимает непростое для себя решение. Какое? (Пойти просить милостыню)
- Докажите текстом рассказа, что это решение дается героине нелегко. (Она с каким-то отчаянием вскочила на ноги... Что-то мрачное прорезало лоб матери, видно было, что не легко ей было решиться на то, что она задумала.)
6. Работа со второй частью рассказа. Работа в парах.
- А теперь давайте оставим этих героев в стороне и обратимся ко второй части рассказа.
- Составьте синквейн, характеризующий певца Марио. (Слайд 7) (Пары зачитывают синквейны. Можно показать через документ-камеру).
11 | Сущ.-тема | Марио |
22 | 2 прил.- свойства | Знаменитый, добрый |
33 | 3 глаг. – действия объекта | Помог, пожалел, спел |
44 | Фраза - личное отношение | Мне он очень понравился |
55 | Слово - резюме | Спасибо |
( В первой строчке озвучивается тема синквейна, заключает она в себе одно слово. Как правило, это существительное или местоимение, обозначающее объект, о котором дальше пойдет речь. (Марио). Вторая строчка состоит из двух слов, чаще – прилагательного или причастия, они описывают свойства или признаки выбранного объекта. (Знаменитый, добрый). Третью строчку образуют три глагола или деепричастия, которые описывают действия, характерные для объекта. (Помог, пожалел, спел). В четвёртой строчке следует фраза из четырёх слов, в которой автор выражает свой личное отношение к объекту, о котором идёт речь.(Мне он очень понравился). И в последней, пятой строке, завершает стихотворение одно слово-резюме, дающее характеристику объекту. (Спасибо).
Не обязательно соблюдать чёткие правила написания синквейна. К примеру, допускается использование других частей речи.)
7.Постановка проблемных вопросов. Завершение работы с цветограммой.
- С каким чувством Марио помогает героям? (С удовольствием)
- Как вы думаете, почему он это делает, ведь мы так часто проходим мимо нищих? (…понял, что это не обычные попрошайки, а что, должно быть, крайняя нужда вынудила их идти на улицу с протянутой рукой; кроме того, вспомнил свое детство, как жил в бедности у чужих людей).
- Что делает знаменитый тенор, когда понимает, что не может помочь материально? (Поет для жителей города за деньги, как обычный уличный певец)(Слайд 8)
- Теперь у Жоржа и его матери есть достаточное количество денег. Почему же теперь плачет женщина? (От счастья, от осознания того, что не все люди жестоки, понимает, что может купить сыну подарок на рождество и еды).
- Как вы думаете, изменилось ли что-то в ее душе в отношении к миру, к людям? (Да).
- Давайте закончим цветограмму. Какие цвета мы в нее добавим? ( Жёлтый, зеленый, оранжевый).
8. Постановка разноуровневых вопросов.
- Как вы думаете, получит ли теперь Жорж в подарок лошадку? (Да)
- А какой подарок получила героиня рассказа? (Деньги на подарок сыну, на еду, но еще ей вернули веру в доброту и отзывчивость мира людей).
- Благодаря кому все это произошло? (Благодаря певцу Марио).
- А что же сам Марио? Какой подарок получил он? (Слайд 9) (Он получил истинную любовь и признание своих зрителей).
- Так к кому же относится название рассказа? (Ко всем его героям, потому что каждый из них получает свой подарок-урок.)
- Таким образом, название «Рождественский подарок» имеет не только прямое, но и переносное значение.
9. Подведение итогов урока.
Учитель: Святочному рассказу суждено было пережить и век XIX, и век XX. Объяснение такого долголетия находится в самом назначении святочного рассказа.
- Какое же назначение по вашему мнению носит святочный рассказ? ( Напоминать людям о вечных ценностях и нравственном идеале, без чего невозможно ни благое земное существование, ни спасение души, усилить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, хотя бы в день Рождества напомнить о необходимости милости и любви).
- Все верно, но самое главное заключается в том, чтобы сподвигнуть людей на поступки, которые могли бы принести пользу другим людям и вместе с тем душе самого человека. Научить свое сердце добру – это и есть самый настоящий Рождественский подарок. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
10. Домашнее задание.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание.
1) Вспомнить и рассказать о примерах милосердия и сострадания, известных вам из произведений литературы.
2) Прочитать (на выбор) один из святочных рассказов.
11. Рефлексия.
- А сейчас, пожалуйста, оцените свою деятельность, продолжив любое из предложений.
Приём «Рефлексивный экран» используется для подведения итогов урока,
обсуждения того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал (а) …
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне захотелось…
Я смог (ла) …
Я попробую…
Я понял (а), что…
Я почувствовал (а), что…
Я приобрел (а)…
12. Выставление оценок.
13. Завершение урока.
- Спасибо за урок. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рождество - это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди... свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. Чарльз Диккенс.
«Дары Артабана » Г.Петров «Рождественский подарок» П.Хлебников «В канун Сочельника» А.Круглов «Рождество» И. Шмелев «Бедный принц» А.Куприн «Неразменный рубль» Н.Лесков «Ёлка Митрича » Н.Телешов
Сегодня я узнал (а) … Мне было интересно… Мне было трудно… Мне захотелось… Я смог ( ла ) … Я попробую… Я понял (а), что… Я почувствовал (а), что… Я приобрел (а)…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Святочный рассказ как жанр русской литературы
Анализ жанра святочного рассказа в творчестве Лескова. Анализ рассказа "Зверь"....
Традиции святочных рассказов в русской литературе
Творческий замысел возник, когда на полке в библиотеке техникума увидела две книги с похожими названиями. Одна называлась "Святочные рассказы XIX века". а другая - "Святочные рассказы XXI века"....
Святочный рассказ Н.С.Лескова "Христос в гостях у мужика"
В этом году шестиклассникам был предложен святочный рассказ Н,С.Лескова «Христос в гостях у мужика». Вероятно, любой из нас, отвечая на вопрос о любимом празд...
Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
Данный урок построен на том, чтобы побудить одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...
ЧУДО ДЕТСКОЙ ВЕРЫ В СВЯТОЧНОМ РАССКАЗЕ Н. АГАФОНОВА «МОЛИТВА АЛТАРНИКА»
Анализ святочного рассказа протоиерея Николая Агафонова "Молитва алтарника". Материал может быть использован на уроках внеклассного чтения в средних классах и интересен учителям, интересующимся ...
Традиции святочного рассказа в современной русской литературе
В статье рассказывается о традициях святочного рассказа в современной русской литературе....
Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"
Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа Николая Семеновича Лескова...