Рабочая программа по литературе 11 класс. 136 часов.
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Литература". 11 класс. 136 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_dlya_11_klassa_kapustinoy_v.i.docx | 55.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза
генерал-майора Ивана Ивановича Жемчужникова»
города Лебедяни Липецкой области
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол № 1 от 30 августа 2017 г. Руководитель ШМО _____________ Сапронова С.А. | Принято на заседании Педагогического совета. Протокол № 1 от 30 августа 2017 г. | Утверждаю. Директор МБОУ СОШ №2 __________ О.С.Чупахина Приказ № ___ от ____________г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
Учитель: Капустина Вера Ивановна
Класс: 11
Год, на который составлена рабочая программа: 2017-2018
Рабочая программа по литературе
11 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по литературе (в действующей редакции).
Преподавание по учебнику Литература. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Чалмаев В.А, Зинин С.А. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Курс рассчитан на 4 часа в неделю (136 часов). Дополнительные часы отведены на изучение краеведческого модуля (творчество И.А. Бунина, Е.И. Замятина, А. Белого), а также на подготовку к итоговому сочинению и ЕГЭ по литературе.
Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
В результате изучения литературы на базовом уровне
ученик должен
Знать и понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Основное содержание программы
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлении на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.
Содержание тем учебного курса
Литература XX века
Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия.
Русская литература первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть».
И. А. Бунин Жизнь и творчество.
Стихотворения по выбору: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной…», «Слово» Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» Рассказы по выбору «Антоновские яблоки», «Лёгкое дыхание», «Темные аллеи»
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн Жизнь и творчество (обзор).
Одно произведение по выбору: повесть «Гранатовый браслет» Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Традиции русской классической литературы в прозе Куприна.
М. Горький Жизнь и творчество. Одно произведение по выбору: рассказ «Старуха Изергиль» Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа «Старуха Изергиль».
Пьеса «На дне» Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Русская поэзия конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина, П.Орешина
Н. А. Клюев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
А. А. Блок Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»
Стихотворения по выбору: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
А.Ахматова Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» Стихотворения по выбору: «Я научилась просто, мудро жить…», «Под крышей промерзшей пустого жилья…», «Бывает так: какая-то истома…» Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
М. И. Цветаева Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» Стихотворения по выбору: «Идешь, на меня похожий…», «Куст». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля.
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов. Литературные направления и группировки в 20-е годы. Литература «окаянных дней» (И.Бунин, А. Ремизов, Б.Пильняк). Тема революции в произведениях «новой волны» (А.Фадеев, И.Бабель, М.Шолохов). Жанр антиутопии (Е. Замятин «Мы»). Юмористическая проза (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров).
В. В. Маяковский Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» Стихотворения по выбору: «Нате!», «Ода революции», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. Жанровое своеобразие лирики Маяковского.
Поэма «Облако в штанах». Мотивы трагического одиночества поэта. Темы любви, искусства, религии в бунтарской поэме Маяковского.
С. А. Есенин Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская». Стихотворения по выбору: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…», "Цветы мне говорят - прощай…"Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Есенин и имажинизм. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
О. Э. Мандельштам Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» Стихотворения по выбору: «Невыразимая печаль», «Tristia», «Батюшков». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор). История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.
М. А. Булгаков Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита» История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» Стихотворения по выбору: «Снег идет», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво…» Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов. Образ Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака.
Е. И. Замятин Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Уездное». Роман «Мы». «Мы» как роман-антиутопия. Проблематика и систематика образов, центральный конфликт романа, особенности композиции. Характер повествования. Символические образы. Смысл финала. Своеобразие языка романа.
А. П. Платонов Жизнь и творчество (обзор). Одно произведение по выбору: повесть «Котлован» Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в «Котловане». Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. «Непростые» простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
Русская литература второй половины XX века
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание истории страны. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
А. Т. Твардовский Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» Стихотворения по выбору: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...»
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
В. В. Быков (по выбору). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Сотников» Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
В. Г. Распутин (по выбору). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Прощание с Матерой»
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
В. М. Шукшин (по выбору). Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
Н. М. Рубцов (по выбору). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние».Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
Авторская песня. Б. Ш. Окуджава (по выбору). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы». Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
И. А. Бродский (по выбору). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве».
А. В. Вампилов (по выбору). Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
А. И. Солженицын Жизнь и творчество (обзор). Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты). Отражение в романе трагического опыта русской истории. Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи. Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
В. Т. Шаламов Жизнь и творчество (обзор). История создания книги «Колымские рассказы». Два рассказа по выбору: «Последний замер», «Шоковая терапия». Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
Литература народов России
Р. Гамзатов (по выбору). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало…» Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Приём параллелизма.
Зарубежная литература XX века
(прозаические произведения - не менее трех авторов по выбору;
стихотворения - не менее двух авторов по выбору)
Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.
Б. Шоу (по выбору). Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Пигмалион» Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Э. Хемингуэй (по выбору). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Старик и море» Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Э.М. Ремарк (по выбору). Жизнь и творчество (обзор). «Три товарища» Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля.
Г. Аполлинер (по выбору). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Мост Мирабо» Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.
Т.С. Элиот (по выбору). Жизнь и творчество (обзор). «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений. Своеобразие художественного стиля поэта.
Литература последнего десятилетия
(проза – одно произведение по выбору; поэзия – одно произведение по выбору)
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
З. Прилепин Жизнь и творчество (обзор). «Вечные» проблемы в творчестве писателя. Рассказ «Белый квадрат» (из книги «Грех»). Ценность человеческого бытия, человеческой жизни.
Ах Астахова (Ирина Александровна Астахова) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Мой вам совет». Любовная лирика. Проблематика сборника «Время сменить маршрут».
Произведения для самостоятельного чтения:
И.А.Бунин. «Окаянные дни», «Жизнь Арсеньева»
А.М.Горький. «Дело Артамоновых»
А.Блок. «Скифы», «Возмездие»
Поэты есенинского круга: П.Карпов, П.Васильев, П.Радимов
В.Маяковский. Лирика, поэмы, пьесы (по выбору)
М.А.Булгаков. «Бег», «Театральный роман»
А.П.Платонов. Рассказы, повести, очерки (по выбору)
М.Шолохов. «Поднятая целина»
В.Белов. «Кануны»
Б.Можаев. «Мужики и бабы»
Ч.Айтматов. «И дольше века длится день…»
В.Д.Дудинцев. «Белые одежды»
Произведения для заучивания наизусть:
Н.С.Гумилёв «Перстень», «Много есть людей…»
М.И.Цветаева «Моим стихам…», «Уж сколько их упало в эту бездну», на выбор
М.Горький. Монолог Сатина из пьесы «На дне».
А.Блок «О, Весна без конца и без краю», «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе», отрывок из поэмы «Двенадцать».
С.Есенин «Письмо матери», «Спит ковыль», «Песнь о собаке», «Персидские мотивы» (одно на выбор).
В.Маяковский «Нате», «Послушайте».
А.Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», стихотворения на выбор
А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом» (отрывок)
Б. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «О, знал бы я, что так бывает…», стихи из романа «Доктор Живаго»
Стихи Н.Рубцова. На выбор
Стихи Б.Окуджавы. На выбор.
Стихи И.Бродского. На выбор.
Основные историко-литературные сведения
Русская литература XX века
Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX-XX вв. Новые литературные течения. Модернизм.
Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе.
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. «Лагерная» тема в литературе. «Деревенская» проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов России. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
Литература народов России
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей-представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.
Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на Земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.
Зарубежная литература
Взаимодействие зарубежной и русской литературы, отражение в них «вечных» проблем бытия. Постановка в литературе XIX-XX вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.
Основные теоретико-литературные понятия
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ. Художественное время и пространство.
- Содержание и форма. Поэтика.
- Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
- Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
- Деталь. Символ. Подтекст.
- Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Гипербола. Аллегория.
- Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
и теоретико-литературных понятий
- Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Учебно-тематический план (136 часов)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Литература ХХ века | 2 | |
Русская литература первой половины ХХ века. | 88+17р/р:1 | |
И.А.Бунин | 8 | |
А.И.Куприн | 2+2 (р/р) | |
М. Горький | 5+2 (р/р) | |
Русская поэзия конца XIX – начала XX в. | 2 | |
В. Я. Брюсов | 2 | |
К. Д. Бальмонт | 2 | |
А. Белый | 2+1 (р/р) | |
А.А. Блок | 7+2 (р/р) | |
Акмеизм | 1 | |
Н.С. Гумилев | 3 | |
Футуризм | 1 | |
И. Северянин | 2 | |
В.В. Хлебников | 1 | |
Н.А. Клюев | 2+2 (р/р) | |
А.А. Ахматова | 6 | |
М.И. Цветаева | 3+2 (р/р) | |
В.В. Маяковский | 7 | |
С.А. Есенин | 5+2 (р/р) | |
О.Э. Мандельштам | 3 | |
Литературный процесс 20-х годов. | 1 | |
Е.И. Замятин | 3 | |
А.П. Платонов | 2 | |
М.А. Шолохов | 8+2 (р/р) | |
М.А. Булгаков | 5+2 (р/р) | |
Б.Л. Пастернак | 4 | |
Русская литература второй половины XX века | 15 +1р/р+1к/р:2 | |
А.Т. Твардовский | 2+1(р/р) | |
В.В. Быков | 1 | |
В.Г. Распутин | 1 | |
Н.М. Рубцов | 1 | |
В.Т. Шаламов | 2 | |
А.И. Солженицын | 2 | |
В.М. Шукшин | 1 | |
Б.Ш. Окуджава | 1 | |
А.В. Вампилов | 1 | |
И. А. Бродский | 1+1 (к/р) | |
Литература народов России. Р. Гамзатов | 1 | |
Зарубежная литература | 8:1 | |
Б. Шоу | 2 | |
Г. Аполлинер. | 1 | |
Э. Хемингуэй | 2 | |
Э.М. Ремарк | 1 | |
Т.С. Элиот | 1 | |
Литература последнего десятилетия | 3:1 | |
З. Прилепин | 1 | |
Ах Астахова | 1 | |
Итоговое тестирование | 2 (к/р) | |
Итого | 136: 115 +18 (р/р) +3 (к/р) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Феде...
Рабочая программа по литературе 6 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе (66 часов в год) на 2017 – 2018 учебный год
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по литературе для обучающегося 9 класса, которому рекомендовано индивидуальное обучение на дому...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...