Художественно-философские основы поэтики С. Есенина
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Художественно-философские основы поэтики С. Есенина. Данный урок позволит учащимся вспомнить основные черты есенинской поэтики, их специфическую иерархию и взаимосвязи, посмотреть, как реализуются авторские принципы в «малом» пространстве поэтического текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno-filosofskie_osnovy_poetiki_s.esenina.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-философские основы поэтики С. Есенина
«Мир таинственный,
мир мой древний».
П. Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем рассматривать художественно-философские основы поэтики С. Есенина. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова поэта: «Мир таинственный, мир мой древний». В ходе занятия мы вспомним основные черты есенинской поэтики, их специфическую иерархию и взаимосвязи. Посмотрим, как реализуются авторские принципы в «малом» пространстве поэтического текста.
Давайте повторим материал, который вы уже знаете (задания на карточках получают 4 ученика, 1 обучающийся записывает на доске основные эстетические принципы Есенина). Пока ребята письменно выполняют задания, один ученик рассказывает о природном бытии растительного мира, читает стихи поэта наизусть. Следующий обучающийся излагает материал о природном бытии животного мира и читает стихи поэта наизусть.
Выслушав ответы учеников, мы вспомнили основные теоретические положения поэтики Есенина. А теперь посмотрим, как они реализуются в конкретном стихотворении поэта.
Для Есенина природа – вечная красота и вечная гармония. Нежно и заботливо природа врачует людские души, снимает напряжение и боль пережитого… Живые картины природы в стихах Есенина учат любить и хранить мир земной красоты. Они учат видеть эту красоту в малом, иногда неприметном, внешне некрасивом, неброском.
Мир человека и природы в поэзии Есенина един и неделим. Вот почему любое стихотворение поэта о природе – это, прежде всего, слово о человеке, его настроениях, о высоком стремлении понять себя, свои поступки, свою жизнь через мудрость и вечность природы.
Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» - не только прекрасный лирический пейзаж, но и откровенный рассказ поэта о себе (выразительное чтение стихотворения).
Какие чувства у вас возникли при прослушивании этого стихотворения? (Возникает чувство грусти, сожаления о чем-то потерянном, давно прошедшем и невозвратном).
Перед нами - удивительная картина осеннего вечера. И хотя вечер не так многозвучен, как день, но этот вечер наполнен звуками. Какими? Назовите слова, которые обозначают не только действие, но и звук, сопровождающий его. Определите часть речи этих слов. (Глаголы «жует», «шепчет», «охает». Существительное «вздох»).
В стихотворении есть слова, которые не являются звукообозначениями, но за счет звукового сходства участвуют в создании мелодии осеннего вечера. Приведите примеры из текста.
(Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи).
Какова роль использованного приема? (Автор использует прием аллитерации. В строчках наблюдается много слов, в составе которых большое количество шипящих звуков. Они передают звуки увядающей природы).
Осенний вечер наполнен звуками приглушенными, тихими, и лишь один – тонкий звон – как звук натянутой струны. Прочитайте строчку.
(Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Существительное «звон» обозначает звонкий звук, либо громкий).
Сохраняется ли это значение в тексте? Найдите метафорический эпитет к слову «звон». («Тощий» звон. Это звук вовсе не яркий, не громкий, а едва уловимый, который можно услышать лишь в тишине осеннего вечера).
Все в этом вечере вызывает у поэта душевный отклик. Посмотрите, в пятой строфе в строке «И нежно охает ячменная солома» есть слова непоэтичные: «солома», «ячменный», «хлев», «труба», «печь» - но поэту дорого и любимо все, он поэтизирует крестьянский быт, милую сердцу малую родину. Появляется наречие «нежно» - авторская характеристика действия «охать» очень выразительна. Найдите еще примеры. (Во второй строфе «Осенний холод ласково и кротко крадется мглой…»).
Обратите внимание, что сочетание слов не совсем обычно. Составьте словосочетание с глаголом в той же форме «крадется» и отдельно с наречием «ласково» по схеме «глагол + наречие». (Крадется тихо, крадется неслышно. Ласково сказать, ласково посмотреть, ласково погладить. Глагол движения «красться» может быть не только тихим, неслышным, но и ласковым).
В какие цвета окрашен вечер? Выпишите словосочетания, в которых одно из слов будет являться цветообозначением. Определите часть речи этих слов.
В первой строчке стихотворения на первое место вынесено цветовое прилагательное «красный». Красный цвет – яркий цвет, тревожный. Именно им открывается цветовая палитра осеннего вечера. Что предшествовало красному вечеру? (Беспокойный, шумный ветреный день).
Прочитайте слова-цветообозначения в той последовательности, в какой они появляются в тексте. (Красный-синий (синь)-зеленый-золотой (золото)- белый).
Можно ли, наблюдая движение цвета от красного к белому, говорить и о движении в душе лирического героя? Чем объяснить антитезу, создаваемую цветовыми прилагательными? Попытаемся ответить на этот вопрос, продолжив наблюдения над языком стихотворения.
Обратим внимание на интересный глагол «лучит». Это одно из самых загадочных слов текста. Глагол «лучить» не является общеупотребительным. Разберите глагол по составу. Подберите однокоренные слова к этому глаголу, запишите их, выделите корень (лучина, лучик, лучистый). Какое общее значение имеют все слова с корнем луч? (Эти слова имеют общее значение яркого света).
Попытайтесь объяснить значение глагола «лучить». (Лучить – излучать свет. В авторском тексте это слово имеет иное значение: смотрит светло, по-детски, тепло, открыто).
У этого глагола имеется совершенно точное значение. «Лучить – охотиться на кого-нибудь при специальном освещении, например, лучить рыбу». В словосочетании «лучить рыбу» замените глагол общеупотребительным. (Ловить, охотиться).
Сопоставьте глаголы «ловить» и «лучить». (Глагол «ловить» называет только действие, выполняемое охотником. Глагол «лучить» обозначает не только действие, но и имеет дополнительный признак свечения. Глагол «лучить» образный, поэтичный).
Опишите с помощью прилагательных действие глагола «лучить». (Это действие ловкое, быстрое, требующее умения, сноровки).
Как вы считаете, эти значения сохраняет глагол «лучить» в авторском тексте? Обратите внимание на словосочетание «лучит на игру». Какие глаголы, по-вашему, смогли бы объяснить значение слова в данном контексте? (Смотреть, наблюдать, видеть - глаголы зрительного восприятия).
Какой из них наиболее точно определяет особенность восприятия? (Наверное, наблюдать, потому что взгляд мальчика неравнодушный, внимательный, очень острый и все замечающий).
Обобщим наши наблюдения и попытаемся дать толкование глагола «лучить» в тексте поэта. («Лучит глаза на галочью игру» - ловит или старается поймать взглядом любое движение, заметить каждый предмет, смотрит, излучая свет и любовь ко всему живому).
Ребята, а кто этот «желтоволосый отрок»? Предположите. (Может быть, это автор в прошлом – мальчик-подросток).
А есть ли в тексте слова, указывающие на присутствие автора? (Автор использует слова, передающие его отношение к предметам, явлениям, событиям. Он характеризует запахи, краски, звуки вечера. Картина вечера вызывает воспоминания о прошлом. Кажется, что автор наяву видит и переживает давно забытые ощущения, звуки. Прошлое для него не стало прошедшим, неслучайно употреблен глагол «лучить» в форме настоящего времени).
Автор не заявляет о себе открыто. В тексте отсутствуют определенно-личные предложения, но есть слова, которые косвенно указывают на его присутствие. Прочитайте третью и четвертую строфу.
(Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы)
Обратите внимание на то, что неопределенное местоимение «кто-то» употреблено трижды, причем все они вынесены в начало трех строк. Мы можем только предположить, что автор использует неявные способы обозначения лирического героя (или самого себя?) для того, подчеркнуть невозможность вернуть ни прошлое, ни себя. Неопределенные местоимения позволяют сказать о себе как о постороннем. Прочитайте предложение «Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленный лист и золото травы». Охарактеризуйте предложение. (Предложение простое, односоставное, безличное, главный член – сказуемое, выраженное глаголом в неопределенной форме).
В данном предложении неопределенная форма имеет значение будущего времени. Глагол в неопределенной форме с частицей не обозначает невозможность совершения названного действия и имеет категоричный характер отрицания. И это подчеркивает чувство щемящей грусти. Но природа врачует душу человека. Неслучайно стихотворение, начинавшееся цветообозначением «красный», заканчивается определением «белый». Благодаря какому приему это определение оказывается выделенным? (Определение стоит после определяемого слова. Используется прием инверсии).
Душевное беспокойство, боль пережитого, грусть о прошедшем не мешают поэту замечать красоту осеннего вечера. Какие приемы помогают автору остановить мгновение, сохранить эту красоту? (Олицетворение «задумалась дорога», «ветер шепчет», «холод крадется», метафоры «изба-старуха челбстью порога жует пахучий мякиш тишины», эпитеты «красный (вечер)», «тонкогубый (ветер)», сравнение «кусты рябин туманней глубины»).
Назовите те слова, словосочетания, предложения, которые являются ключевыми в раскрытии главной мысли текста. («о красном вечере», «сгинувшем в ночи», «о ком-то шепчет», «кого-то нет», «кому-то не мять», «дорога белая»).
На уроке мы исследовали художественный текст и вновь пришли к мысли, что понять текст или хотя бы попытаться приблизиться к пониманию текста можно лишь при замедленном чтении и внимании к языку. Образы стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» были соотнесены с рассматриваемыми элементами есенинской поэтики (изба-старуха, розовая печь). Основными поэтическими приемами Есенина, позволяющими создать яркую, неповторимую картину деревенского вечера, становятся персонификация, цветовая символика, метафоры, аллитерации.
Д/з: выучить стихотворение «О красном вечере задумалась дорога».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к элективному курсу Е.А.Зининой «Основы поэтики. Тория и практика анализа художественного текста» для учащихся 3 ступени.
Цель курса — научить учащихся чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а с ожиданием встречи с ...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программакурса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста" для 10 и 11 классов Разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного ста...
Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"
Рабочая программа составлена на основе программы Е.А.Зининой "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"...
Основы поэтики:теория и практика анализа художественного текста. Экзаменационный материал. 10 класс
Экзаменационный материал для итоговой аттестации по курсу "Основы поэтики" в 10 классе...
Основы поэтики:теория и практика анализа художественного текста. Экзаменационный материал. 10 класс
Матери предназначен для итогового экзамена по курсу в 10 классе. Включает в себя тексты для анализа и экзаменационные вопросы....
Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс
Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс...
Проект "Народная основа творчества Сергея Есенина"
В чём истоки народности поэзии С. Есенина? Прежде всего, в родной Есенину рязанской земле. Библейские образы, звуковые образы, цветопись, тонко подобранное древнерусское слово &laqu...