Урок - проект "Выбор героев собственной судьбы в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".
проект по литературе (11 класс) по теме
Настоящий урок - проект является результатом поисково-исследовательской и творческой деятельности учащихся. Каждое поколение отыскивает в давно известных произведениях нечто новое, своё, созвучное времени. Анализируя рассказ «Старуха Изергиль», мы обращаем внимание на то, что многие аспекты этого удивительного по силе мысли, слова, образа произведения остались в тени. Наши попытки увидеть то, что было по каким- то причинам сокрыто от глаз читателя, лишь убеждают, что любое произведение классики ценно тем, что даёт пищу для размышления, пищу для собственных выводов, помогает решить каждому важнейший вопрос: как жить, для чего жить, какие жизненные принципы исповедовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_proekt_staruha_izergil_klass.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока - проекта
Тема: «Выбор героев собственной судьбы в рассказе А.М.Горького «Старуха Изергиль».
Цель: презентовать готовый продукт учебного проекта по рассказу А.М.Горького «Старуха Изергиль» на тему: «Выбор героев собственной судьбы в рассказе А.М.Горького «Старуха Изергиль».
Задачи:
Образовательные:
- прочитать и проанализировать рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» ;
сопоставить Изергиль с Ларрой и Данко; показать, какой путь выбирают герои рассказа.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес школьников через метод исследовательских проектов;
- формировать умение презентовать конечный исследовательский продукт, умение высказывать свои мысли связно и логично;
Воспитательные:
- воспитывать активную жизненную позицию;
- обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей.
Методы:
- Аналитическое чтение рассказа А.М.Горького «Старуха Изергиль».
- Изучение критической и литературоведческой литературы.
- Исследование актуальности темы.
- Поисковый.
- Презентация итогового продукта учебного проекта.
Оборудование: компьютер, проектор, презентации, классная доска.
Паспорт проекта.
1. Название проекта - «Выбор героев собственной судьбы в рассказе А.М.Горького «Старуха Изергиль».
2. Руководитель проекта - учитель русского языка и литературы Стецкая Надежда Алексеевна.
3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту – русская литература.
4. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – история, живопись.
5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект - 17 лет.
6. Состав проектной группы – учащиеся 11 класса, 28 человек.
7. Тип проекта – информационный, групповой, монопроект, краткосрочный.
8. Цель проекта:
- сопоставить образы главных героев рассказа А.М.Горького «Старуха Изергиль».
9. Задачи проекта:
- Познакомиться с содержанием рассказа А.М.Горького «Старуха Изергиль».
- Организовать поиск материала по теме проекта в литературе, словарях, СМИ, Интернете.
- Создать рабочие группы по сбору и анализу материала.
- Разработать план итогового продукта учебного проекта.
- Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.
11. Необходимое оборудование - тексты рассказа «Старуха Изергиль», дополнительная справочная литература, выход в Интернет, компьютерный класс, принтер, бумага для оформления портфолио проекта.
12. Предполагаемые продукты проекта – компьютерные презентации и портфолио проекта.
16.Этапы работы над учебным проектом:
Подготовительный этап: один урок (45 мин)
Выбор темы , цели и задач проекта (через проблемную ситуацию, беседу).
Определение количества участников, состава рабочих групп
Плановые работы: вне уроков:
Определение источников информации;
Планирование способов сбора и анализа информации;
Планирование итогового продукта (формы представления результата);
Распределение обязанностей среди членов команды.
Исследовательская деятельность: 7 дней - вне уроков.
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные формы работы: работа с текстом, поиск материалов в дополнительных источниках, работа в сети Интернет.
Результаты и выводы: пять дней - вне уроков
Анализ информации;
Формулировка выводов;
Оформление результата.
Представление готового продукта и оценка процесса работы : один урок (45 мин.)
Представление итогов учебного проекта.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Презентация учителя.
Тема нашего сегодняшнего урока : «Выбор героев собственной судьбы в рассказе А.М.Горького «Старуха Изергиль».
- Определите значение слова:
Путь
- То же, что дорога.
Широкий п. Куда п. держите (куда направляетесь).
2. Место, линия в пространстве, где происходит передвижение,
сообщение. Пути сообщения (железнодорожные,
автомобильные, воздушные, водные).
3. Железнодорожная колея, линия. Ремонт путей.
4. То же, что дорога, только в переносном значении.
Жизненный п. (перен.: жизнь человека). Стоять поперёк пути кому-н. или на пути у кого-н. (также перен.: служить препятствием, мешать кому-н.).
- Польза, толк (прост.). В этом парне пути не будет.
Изучая рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль, мы выбрали тему урока - проекта «Выбор героев собственной судьбы в рассказе А.М.Горького «Старуха Изергиль». Наш урок - проект - то итог огромной работы, которую мы проводили в течение 1 учебной недели.
II. Сегодня три группы учащихся представят результаты своих исследований
- Выбор жизненного пути Ларры.
- Выбор жизненного пути Данко.
- Выбор жизненного пути старухи Изергиль.
В ходе работы над проектом надо было решить следующую проблему:
«Как жить, для чего жить, какие жизненные принципы исповедовать?»
III. Защита презентаций.
- Итак, слово предоставляется I группе. Тема исследования: «Выбор жизненного пути Ларры.
Вывод: выбор жизненного пути Ларры - жить без людей и только для себя - приводит к одиночеству.
- Слово предоставляется II группе. Тема исследования: «Выбор жизненного пути Данко».
Вопросы :
- Есть ли черты, объединяющие Данко с Ларрой?
- Почему люди, которых Данко вывел из гибельной ситуации, не оценили его жертвы? Не заметили его смерти? Не увидели, что “осторожный” человек “наступил на гордое сердце ногой”?
Вывод: выбор жизненного пути Данко - жить с людьми и для людей - это готовность пожертвовать своей жизнью, на который способны не все. Но такие герои нужны. Они проводники к лучшей жизни.
- Слово предоставляется III группе. Тема исследования: «Выбор жизненного пути старухи Изергиль.
Вопросы :
- Жизненный путь старухи Изергиль ближе к Ларре или Данко?
- К какому выводу приходит Изергиль к концу жизни?
- За что можно осуждать старуху Изергиль?
- Что привлекает в Изергиль молодых?
Вывод:
Выбор жизненного пути Изергиль - не идеален. Но ее призыв к яркой, героической жизни привлекает.
IV. Вывод по проекту.
Учитель.
Итак, мы увидели, что в романтическом рассказе «Старуха Изергиль» представлено несколько жизненных позиций:
- Ларра - воплощение гордыни и эгоизма;
- Данко - символ мужества и самопожертвования;
- Изергиль, прошедшая путь от Ларры к Данко (свободная личность, умеющая жить в свое удовольствие, преодолевая трудности).
Писатель обозначил проблему – человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас. Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.
Три героя. Три различные жизни. Один отдал себя служению людям, другой попытался прожить без людей и только для себя, третий герой пытается брать для себя и отдавать другим. Но если вдуматься, то можно найти и общие звенья, ведь каждому из них от рождения дано многое: они смелы, красивы, умны, сильны.
«Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы».
Ларра – «юноша, красивый и сильный».
Старуха Изергиль похожа и на Ларру и на Данко: в молодости красива, а сейчас, постарев, глаза потукнели, время согнуло ее пополам, она напоминает тень.
Какая из позиций более значима для вас, людей XXI века?
А. М. Горький утверждает философию «жизни – горения» как высокий идеал, который может и должен вывести людей из мрака серого, унылого существования.
А. М. Горький:
« Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую, каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное».
Рефлексия.
На фоне песни о жизни, передавая клубок ниток соседу, каждый говорит ему пожелание.
- Посмотрите, как мы все друг другу нужны, поднимите эту нить. Она ещё хрупка и непрочна. И только от нас самих зависит, сделаем ли мы хорошую основу для своего жизненного ковра или ковра взаимоотношений в этой жизни. Запомните этот миг.
Домашнее задание:
Напишите сочинение на одну из тем:
1. «Как влияет выбор жизненного пути на судьбу человека (по рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль»).
2. «Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль" )».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
Данный урок предназначен для учащихся 11 класса или 1 курса учреждений СПО и НПО. Урок построен по технологии критического мышления. Для разработки урока были использованы уроки учителей ...
«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»
Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...
Презентация к серии уроков по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль"
Презентация помогает учащимся полнее рассмостреть и проанализировать данное произведение.Рассматриваемые вопросы:1.Романтизм как направление в литературе.2.Романтический герой.3.Почему Горький выбирае...
Открытый урок литературы в 7 классе на тему: "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")
Цель урока:способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания;проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;учить в...
Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".
Урок по литературе "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1. Выя...
Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР по теме: "Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"
Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, сопровождается мультимедийной презентацией, созданной специально для иллюстрации урока. Проза М. Горького изучается после прозы И. А. Бунина...
Технологическая карта урока литературы «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»
Технологическая карта урока литературы для 11 класса на тему: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»...