Урок - проект "Выбор героев собственной судьбы в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".
проект по литературе (11 класс) по теме

Настоящий урок - проект является результатом поисково-исследовательской и творческой деятельности учащихся. Каждое поколение отыскивает в давно известных произведениях нечто новое, своё, созвучное времени. Анализируя рассказ «Старуха Изергиль», мы обращаем внимание на то, что многие аспекты этого удивительного по силе мысли, слова, образа произведения остались в тени. Наши попытки увидеть то, что было по каким- то причинам сокрыто от глаз читателя, лишь убеждают, что любое произведение классики ценно тем, что даёт пищу для размышления, пищу для собственных выводов, помогает решить каждому важнейший вопрос: как жить, для чего жить, какие жизненные принципы исповедовать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_proekt_staruha_izergil_klass.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока - проекта

Тема: «Выбор героев собственной судьбы в рассказе А.М.Горького «Старуха Изергиль».

Цель: презентовать готовый продукт учебного проекта по рассказу А.М.Горького «Старуха Изергиль»  на тему: «Выбор героев собственной судьбы в рассказе А.М.Горького «Старуха Изергиль».

Задачи:

Образовательные:

- прочитать и проанализировать рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» ;

сопоставить Изергиль с Ларрой и Данко;  показать, какой путь выбирают герои рассказа.

Развивающие: 

- развивать познавательный интерес школьников через метод исследовательских проектов;

 - формировать умение презентовать конечный исследовательский продукт, умение высказывать свои мысли связно и логично;

Воспитательные: 

- воспитывать активную жизненную позицию;

- обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей.

Методы:

  1. Аналитическое чтение рассказа А.М.Горького «Старуха Изергиль».
  2. Изучение критической и литературоведческой литературы.
  3. Исследование актуальности темы.
  4. Поисковый.
  5. Презентация итогового продукта учебного проекта.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации, классная доска.

Паспорт проекта.

1. Название проекта - «Выбор героев собственной судьбы в рассказе А.М.Горького «Старуха Изергиль».

2. Руководитель проекта - учитель русского языка и литературы Стецкая Надежда Алексеевна.

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту – русская литература.

4. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – история, живопись.

5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект - 17 лет.

6. Состав проектной группы – учащиеся 11 класса, 28 человек.

7. Тип проекта – информационный, групповой, монопроект, краткосрочный.

8. Цель проекта:

- сопоставить образы главных героев  рассказа А.М.Горького «Старуха Изергиль».

9. Задачи проекта:

  1. Познакомиться с содержанием рассказа А.М.Горького «Старуха Изергиль».
  2. Организовать поиск материала по теме проекта в литературе, словарях, СМИ, Интернете.
  3. Создать рабочие группы по сбору и анализу материала.
  4. Разработать план итогового продукта учебного проекта.
  5. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

11. Необходимое оборудование - тексты рассказа «Старуха Изергиль», дополнительная справочная литература, выход в Интернет, компьютерный класс, принтер, бумага для оформления портфолио проекта.

12. Предполагаемые продукты проекта – компьютерные  презентации и портфолио проекта.

16.Этапы работы над учебным проектом:

Подготовительный этап: один урок (45 мин)

Выбор темы , цели и задач проекта (через проблемную ситуацию, беседу).

Определение количества участников, состава рабочих групп

         Плановые работы: вне уроков:

Определение источников информации;

Планирование способов сбора и анализа информации;

Планирование итогового продукта (формы представления результата);

Распределение обязанностей среди членов команды.

Исследовательская деятельность: 7 дней - вне уроков.

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы: работа с текстом, поиск материалов в дополнительных источниках, работа в сети Интернет.

Результаты и выводы: пять дней - вне уроков

Анализ информации;

Формулировка выводов;

Оформление результата.

Представление готового продукта и оценка процесса работы : один урок (45 мин.)

Представление итогов учебного проекта.

Ход урока

                                           

  1. Вступительное слово учителя.

         Презентация учителя.

    Тема нашего сегодняшнего урока : «Выбор героев собственной судьбы  в рассказе А.М.Горького «Старуха Изергиль». 

- Определите значение слова:

Путь

  1. То же, что дорога.

Широкий п. Куда п. держите (куда направляетесь).

2. Место, линия в пространстве, где происходит передвижение,

сообщение. Пути сообщения (железнодорожные,

автомобильные, воздушные, водные).

3. Железнодорожная колея, линия. Ремонт путей.

4. То же, что дорога, только в переносном значении.

Жизненный п. (перен.: жизнь человека). Стоять поперёк пути кому-н. или на пути у кого-н. (также перен.: служить препятствием, мешать кому-н.).

  1. Польза, толк (прост.). В этом парне пути не будет.

    Изучая рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль, мы выбрали тему урока - проекта «Выбор героев собственной судьбы в рассказе А.М.Горького «Старуха Изергиль».  Наш урок - проект  - то итог огромной работы, которую мы проводили в течение 1 учебной недели.

II. Сегодня три группы учащихся представят результаты  своих исследований

  1. Выбор жизненного пути Ларры.
  2. Выбор жизненного пути Данко.
  3. Выбор жизненного пути старухи Изергиль.

В ходе работы над проектом надо было решить следующую проблему:


«Как жить, для чего жить, какие жизненные принципы исповедовать?»

III. Защита презентаций.

  1. Итак, слово предоставляется I группе. Тема исследования: «Выбор жизненного пути Ларры.

Вывод: выбор жизненного пути Ларры - жить без людей и только для себя -  приводит к одиночеству.

  1. Слово предоставляется II группе. Тема исследования: «Выбор жизненного пути Данко».

 

Вопросы :

- Есть ли черты, объединяющие Данко с Ларрой?

- Почему люди, которых Данко вывел из гибельной ситуации, не оценили его жертвы? Не заметили его смерти? Не увидели, что “осторожный” человек “наступил на гордое сердце ногой”?

Вывод: выбор жизненного пути Данко - жить с людьми и для людей - это готовность пожертвовать своей жизнью, на который способны не все. Но такие герои нужны. Они проводники к лучшей жизни.

  1. Слово предоставляется III группе. Тема исследования: «Выбор жизненного пути старухи Изергиль.

Вопросы :

- Жизненный путь старухи Изергиль ближе к Ларре или Данко?

- К какому выводу приходит Изергиль к концу жизни?

- За что можно осуждать старуху Изергиль?

- Что привлекает в Изергиль молодых?

Вывод:

Выбор жизненного пути Изергиль - не идеален. Но ее призыв к яркой, героической жизни привлекает.

IV. Вывод по проекту.

Учитель.

Итак, мы увидели, что в романтическом рассказе «Старуха Изергиль» представлено несколько жизненных позиций:
- Ларра - воплощение гордыни и эгоизма;
- Данко - символ мужества и самопожертвования;

- Изергиль, прошедшая путь от Ларры к Данко (свободная личность, умеющая жить в свое удовольствие, преодолевая трудности).

Писатель обозначил проблему – человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас.  Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.

Три героя. Три различные жизни. Один отдал себя служению людям, другой попытался прожить без людей и только для себя, третий герой пытается  брать для себя и отдавать другим. Но если вдуматься, то можно найти и общие звенья, ведь каждому из них от рождения дано многое: они смелы, красивы, умны, сильны.
«Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы».
Ларра – «юноша, красивый и сильный».

Старуха Изергиль похожа и на Ларру и на Данко: в молодости красива, а сейчас, постарев, глаза потукнели, время согнуло ее пополам, она напоминает тень.
Какая из позиций более значима для вас, людей XXI века?

А. М. Горький утверждает философию «жизни – горения» как высокий идеал, который может  и должен  вывести людей из мрака серого, унылого существования.

А. М. Горький:

« Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую, каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное».

 

Рефлексия.

На фоне песни о жизни, передавая клубок ниток соседу, каждый говорит ему пожелание.

- Посмотрите, как мы все друг другу нужны, поднимите эту нить. Она ещё хрупка и непрочна. И только от нас самих зависит, сделаем ли мы хорошую основу для своего жизненного ковра или ковра взаимоотношений в этой жизни. Запомните этот миг.

Домашнее задание:

Напишите сочинение на одну из тем:

1. «Как влияет выбор жизненного пути на судьбу человека (по рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль»).

2. «Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль" )».


                                         

                                                         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"

Данный урок предназначен для учащихся 11 класса или 1 курса учреждений СПО и НПО. Урок построен по технологии критического мышления. Для разработки урока   были использованы  уроки учителей ...

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

Презентация к серии уроков по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль"

Презентация помогает учащимся полнее рассмостреть и проанализировать данное произведение.Рассматриваемые вопросы:1.Романтизм как направление в литературе.2.Романтический герой.3.Почему Горький выбирае...

Открытый урок литературы в 7 классе на тему: "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")

Цель урока:способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания;проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;учить в...

Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".

Урок по литературе  "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1.     Выя...

Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР по теме: "Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"

Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, сопровождается мультимедийной презентацией, созданной специально для иллюстрации урока. Проза М. Горького изучается после прозы И. А. Бунина...

Технологическая карта урока литературы «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»

Технологическая карта урока литературы для 11 класса на тему: «Загадки старухи Изергиль в одноименном рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»...