Открытый урок литературы в 7 классе на тему: "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Хечиева Виктория Эдуардовна

Цель урока:

  • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания;
  • проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;
  • учить внимательному, выразительному чтению, элементам филологического анализа;
  • учить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев ранее изученных произведений; выявить духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_7_klasse.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план урока

Литература. 7 класс.

Разработка учителя русского языка и литературы Хечиевой В.Э. МОКУ «Оватинская СОШ»

Урок - 40 минут

Тема урока

Выбор жизненной позиции в «Легенде о Данко» (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

Цель урока

  • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания;
  • проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;
  • учить внимательному, выразительному чтению, элементам филологического анализа;
  • учить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев ранее изученных произведений;
  • выявить духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность произведения.

Планируемые результаты обучения, в т.ч. формирование УУД

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; 

Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Формирование УУД

Познавательные УУД: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов, выполнять универсальные логические действия; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до слушателей, владея приёмами монологической и диалогической речи: 

оформлять свои мысли в устной и письменной речи; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.; предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Личностные УУД: оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация); искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществить действия по реализации плана; соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его.

Основные понятия

романтизм, романтический герой, легенда, художественный образ, прообраз

Межпредметные связи

изобразительное искусство, ОПК

Ресурсы

текст произведения, «Опросный лист обучающегося», иллюстрации в учебнике, компьютер, видеопроектор, экран

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Оргмомент

2 мин.

Познавательные УУД:

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов, выполнять универсальные логические действия;

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,

объяснять свою точку зрения, аргументируя ее;

учиться критично относиться к собственному мнению.

Инструктаж по работе с «Опросным листом обучающегося»

Концентрирование внимания, осмысление услышанного

1.Целеполагание

и мотивация

3 мин.

Представление темы урока, эпиграфов  к уроку,

приглашение к определению задач урока, проблемы с помощью эпиграфов

Формулирование учебной задачи, проблемы урока, обоснование с помощью эпиграфов.

Заполнение обучающимися 1-й и 2-й графы

таблицы «Знаю. Хочу знать. Узнал»

2.Актуализация

знаний и фиксация

затруднения в деятельности

2 мин.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

Познавательные УУД:

- относить объекты к известным понятиям.

Коммуникативные УУД:

 оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,

объяснять свою точку зрения, аргументируя ее;

учиться критично относиться к собственному мнению.

Организация работы обучающихся с тестовыми заданиями

.

Выполнение тестовых заданий

3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)

2 мин.

Организация работы обучающихся в группах. Инструктаж.

Памятка «Правила работы в группах»

1-я группа: «Как автор изображает в легенде жизнь людей до того, как «явился Данко»? Найти черты романтизма в изображении их жизни»

2-я группа: «Образ Данко. Какие выразительные средства использует писатель для создания этого образа?»

3-я группа: «Какой главный художественный приём используется в легенде для выражения основной мысли?»

Результаты своей работы обучающиеся фиксируют в двухчастном дневнике.

4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» обучающимися нового знания)

4 мин.

Регулятивные УУД:

осуществить действия по реализации плана;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (иллюстрации, знания по ОПК, знания других произведений литературы).

Познавательные УУД:

перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

Распределение задания внутри групп самими обучающимися.

5.Реализация проекта

9 мин.

Работа обучающихся в группах

6.Первичное закрепление во внешней речи

9 мин.

Познавательные УУД:

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов;

выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Организация сообщений обучающихся по результатам работы в группах

Ответы обучающихся, выразительное чтение фрагментов произведения,

объяснение иллюстрации Б.А.Дехтерёва к рассказу в учебнике

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

4 мин.

Регулятивные УУД:

соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;  

учиться давать оценку его результатов;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Сочинение синквейна «Данко»

и самоконтроль с помощью выведенного на экран примера синквейна к образу Данко

8.Включение в систему знаний и повторение

3 мин.

Познавательные УУД:

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде; 

выстраивать логическую цепь рассуждений,

 относить объекты к известным понятиям; соотносить новые понятия с уже известными.

Определение основной мысли «Легенды о Данко» и сравнение её с мифологическим (Прометей) и библейскими (Моисей, Иисус Христос) образами.

Выявление позиции автора.

9.Рефлексия деятельности

(итог урока)

2 мин.

Регулятивные УУД:

выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Коммуникативные УУД:

умение строить устное и письменное высказывание с учетом речевой ситуации с соблюдением языковых норм.

Организация рефлексии обучающимися

Самооценка работы обучающимися,

заполнение третьей графы в двухчастном дневнике,

обмен мнениями, чем полезен оказался урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 9 классе по теме "Выбор профессии"

Подробный план-конспект урока в сопровождении красочной презентации....

План - конспект урока в 11 классе по теме "Выбор профессии"

План-конспект открытого урока в 11 классе по теме "Выбор профессии"...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Открытый урок для 9 класса по теме "Выбор будущей профессии"

Открытый урок в 9 классе по теме "Выбор будущей профессии", форма работы - групповая.Методическая разработка урока английского языка в 9 классе по теме  «What profession to choose?» по курсу «Enj...