Исследовательская работа по литературе Татарского Максима
проект по литературе (5 класс) на тему

Мушта Валентина Ивановна

Обоснование выбора темы.  В современном мире под влиянием высоких технологий мы сталкиваемся с тем, что нам,  детям, в школе трудно запомнить большое количество правил  русского языка. Сколько усилий предпринимает учитель русского языка, чтобы ученик мог удержать в памяти то или иное правило, мог легко применить его на практике.

Поэтому я решил разобраться, как нам, ученикам,  интереснее преподносить правила русского языка, чтобы  их лучше запомнить.

В первую очередь, необходимо включать творчество и фантазию для детского восприятия. С помощью сказки проще запомнить материал, потому что люди любого возраста любят сказки. Именно они развивают эмоциональный интеллект ребенка, поэтому лучше способствуют  запоминанию правил.

Я решил сочинить сказку,  взяв за основу самое сложное, на мой взгляд, правило русского языка: «Правописание букв о, ё после шипящих в различных морфемах.»

Проблема: найти способ быстрого запоминания   сложных правил русского языка

Область исследования: правописание О-Е после щипящих

Предмет исследования: правила русского языка в сказках.

Цель проекта: сочинить сказку «Злодейкин-Чародейкин и буква О», в которой будет раскрыто правописание букв о, ё после шипящих в суффиксах и окончаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tatarskiy.docx72.44 КБ

Предварительный просмотр:

VII межмуниципальная научно-практическая конференция

обучающихся общеобразовательных организаций

«Школьная исследовательская инициатива»

Гуманитарная секция

   

Создание лингвистической сказки

исследовательская работа

                                   

Татарский Максим Николаевич,

обучающийся 5 «В» класса

муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения

Бутурлиновская  средняя общеобразовательная школа

Руководитель:

Мушта Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Бутурлиновка 2017

Содержание

Введение...................................................................................................................3

I Понятие литературного термина "сказка".........................................................4

II Особенности лингвистических сказок..............................................................6

III Этапы создания лингвистической  сказки......................................................7

Заключение..............................................................................................................9

Список использованной литературы...................................................................10

Приложение………………………………………………………………………11

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование выбора темы.  В современном мире под влиянием высоких технологий мы сталкиваемся с тем, что нам,  детям, в школе трудно запомнить большое количество правил  русского языка. Сколько усилий предпринимает учитель русского языка, чтобы ученик мог удержать в памяти то или иное правило, мог легко применить его на практике.

Поэтому я решил разобраться, как нам, ученикам,  интереснее преподносить правила русского языка, чтобы  их лучше запомнить.

В первую очередь, необходимо включать творчество и фантазию для детского восприятия. С помощью сказки проще запомнить материал, потому что люди любого возраста любят сказки. Именно они развивают эмоциональный интеллект ребенка, поэтому лучше способствуют  запоминанию правил.

Я решил сочинить сказку,  взяв за основу самое сложное, на мой взгляд, правило русского языка: «Правописание букв о, ё после шипящих в различных морфемах.»

Проблема: найти способ быстрого запоминания   сложных правил русского языка

Область исследования: правописание О-Е после щипящих

Предмет исследования: правила русского языка в сказках.

Цель проекта: сочинить сказку «Злодейкин-Чародейкин и буква О», в которой будет раскрыто правописание букв о, ё после шипящих в суффиксах и окончаниях.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи проекта:

  1. Теоретически изучить понятие «сказка» и виды сказок.
  2. Выявить особенности построения лингвистической сказки.
  3. Разработать алгоритм создания лингвистической сказки.
  4. Практически проверить алгоритм – создать лингвистическую сказку.

  1. Развить познавательную деятельность обучающихся.
  2. Вызвать у них интерес к запоминанию правил русского языка.
  3. Повысить грамотность обучающихся.

Гипотеза. Я предположил, что используя сказку при изучении правил, ребята его  лучше  запомнят. Лингвистическая сказка способствует формированию орфографической грамотности и воспитанию нравственных качеств личности школьника. Подача нового лингвистического материала через сказку может дать прекрасную возможность пробудить в детском воображении живой мир  орфографии.  "Сказочный" материал придает яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя "сухие" правила учебника, воспитывает отзывчивого, толерантного, доброго человека. [1]

Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью создания лингвистической сказки с целью восполнения пробелов учащихся в правописании.

Практическая значимость и перспективность работы заключается в том, что  данный материал может  быть использован как на уроках  русского языка,  так и на внеурочных занятиях. 

Глава I Понятие литературного термина "сказка"

Сказка, сочиненная самими  учащимися, становится средством повышения уровня теоретической подготовки, формирования практических навыков, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка, развитию творческих способностей ребёнка.

Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное.

Я сочинил волшебную сказку «Злодейкин-Чародейкин и буква О», в которой будет раскрыто следующее правило:  правописание букв о, ё после шипящих в суффиксах и окончаниях.

В-первую очередь, я  познакомился с определением понятия «сказка» в разных словарях - Ушакова, Ожегова, также изучили сведения данные в энциклопедии «Википедия». Анализ существующих определений показал, что в научной литературе сказка определяется чаще всего как один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на виды.

Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.

В сказке выделяются следующие структурные элементы:

1. Присказка (бывает не всегда)

Назначение присказки — подготовить слушателя к восприятию сказки.

2. Зачин - традиционное начало сказки.

3. Развитие сказочного действия

4. Концовка - подводят итог развитию сказочного действия.[2]

Сказку отличают такие особенности, как

  1. Повторы - чаще всего бывает троекратны.
  2. Постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже.
  3. Художественные средства – постоянные эпитеты, гиперболы, сравнения.

Как видим, сказка — это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей.

Глава II Особенности лингвистических сказок

В современное время сказка, как жанр продолжает жить. Есть сказки фольклорные, литературные, а есть особая группа сказок – предметные. Эти сказки часто используются учителями на уроках. Выделяются – математические, географические, биологические и лингвистические  сказки.

Лингвистическая сказка – короткий занимательный рассказ сказочного содержания, главные герои которого олицетворяют определенные языковые понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличительные признаки того или иного языкового явления.

Данная сказка родилась гораздо позже,  чем фольклорная. Она имеет с ней сходства и отличия.

Сравнение двух видов сказок показало нам, что структурные элементы – общие. В лингвистической сказке также есть присказка, зачин, развитие сказочного действия, концовка.

Особенностями лингвистической сказки является то, что герои её не люди и животные, а языковые понятия (части речи, морфемы, звуки, буквы). И назначение лингвистическая  сказка имеет другое.  Она объясняет не законы жизни (что хорошо, что плохо), она объясняет законы языка. После сравнения  лингвистической и фольклорной сказки я  разработал алгоритм  написания  своей работы.

Глава III Этапы создания лингвистической сказки

После  проведенного  теоретического и практического исследования, в котором участвовало 140 человек, обучающиеся 5-10-х классов МБОУ Бутурлиновская СОШ,  я выяснил:

- самым сложным разделом русского языка является именно орфография, без знания которой невозможно представить русский язык; (Приложение 1)  

- одним из самых сложных правил орфографии является «О-Ё после шипящих и Ц»; (Приложение 2)

- сказки помогают лучше запоминать правила русского языка; (Приложение 5)

Практическое исследование показало, что большинство обучающихся не знает правило орфографии «О-ё после шипящих и ц», только 36 учеников из 140 опрошенных без ошибок записали предложенные слова: беч_вка, свеч_й, ш_пот, мыш_нок, книж_нка,  еж_вый, обж_ра, печ_ный, ж_м, трещ_тка, ж_рдочка. (Приложение 3);

От чего зависит написание о-е после шипящих знает только 39% (Приложение 4)

При составлении  алгоритма  были учтены результаты  проведенного накануне анкетирования и добавлены  некоторые, важные, на мой  взгляд, пункты  

Алгоритм составления  лингвистической сказки:

  1. Определить, на кого рассчитана сказка  и в какой ситуации будет рассказана.
  2. Выбрать лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии, дополнительный материал.
  3. Подумать, какие герои будут действовать.
  4. Продумать композицию, опираясь на традиционную структуру сказки,  Продумать сюжет.
  5. Составить план.
  6. Записать сказку. По желанию сделать иллюстрацию.
  7. Проверить, нет ли логических или фактических ошибок.
  8. Отредактировать текст, не забывая о том, что это сказка.
  9. Издать книгу.

Одним из важнейших элементов создания сказки  является доступность сложного материала, поэтому я старался придерживаться этого принципа. Как известно, многие сложные вещи запоминаются достаточно легко (иногда на всю жизнь),  если они представлены в увлекательной форме.

Помимо орфографической задачи, опираясь на свой читательский опыт, у меня  не возникло сомнения, что сказка – это воспитательный жанр литературы. Как герои народных сказок (Иванушка, Василиса и др.) учат нас быть добрыми, щедрыми, дружными, так и герои моей лингвистической сказки формируют важные человеческие качества. По традиции русской сказки  добро побеждает зло и никто от этого не пострадал, так и в моей волшебной сказке есть добрые и злые герои, которые в результате будут жить вместе в стране Орфографии. Таким образом, лингвистическая сказка, прежде всего,  воспитывает, а только  потом обучает и развивает.

                                                    Заключение
         Сказка играет огромную роль в формировании представлений о строении и богатстве родного языка. Использование лингвистических сказок и рассказов на уроках русского языка поможет оживить, «очеловечить» слово, показать существование неповторимого, удивительного мира, мира русского языка.
        Лингвистическая сказка и рассказ на уроках  русского языка - это путь в мир неограниченных возможностей слова, в мир строгих законов и закономерностей, в мир любви к своему родному языку.
        Сказка, используемая на уроке или сочиненная самими учащимися, является средством повышения уровня теоретической подготовки по всем разделам русского языка, формирования практических навыков, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка.
        Лингвистическая сказка акцентирует внимание на теме, помогает увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает на активное её восприятие, потому что нужно не просто прослушать, но и найти ответ.

В будущем в  рамках данного проекта  попытаюсь создать  анимацию лингвистической сказки и продолжать  работу в этом жанре на  другие орфографические правила.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: кн. для внеклассного чтения - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010;

2. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков. - М., 2002;

3. Реформатский А.А. Введение в языкознание/ А.А. Реформатский; под ред. В.А. Виноградова. - М.: Аспект Пресс, 2013;

4. Тихонов А.Н. Школьный фразеологический словарь русского языка / А.Н. Тихонов. - М., 2012;

5. Успенский Л.В. Слово о словах: очерки о языке/ Л.В. Успенский. - М., 2013;

6. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2013;

7. Интернет-ресурсы:

  1. http://www.avtoocean.ru/kak-pomoch-detyam-osvoit-vse-pravila-po-russkomu-yazyku/
  2. https://infourok.ru/prezentaciya-proekta-po-literature-po-teme-skazki-klass-932522.html

                   https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/4589.html

Приложение

В исследовании, которое проводилось в 2016-17 году,  участвовало 140 учеников 5-10-х классов МБОУ Бутурлиновская СОШ

5 “В” - 23 человека

6 “А” - 13 человек

7 “Б”- 14 человека

7 “В” - 13 человека

8 “Б” - 14 человека

9 “А“- 23 человека

9 “В “- 17 человек

10 “Г-  24 человека

Приложение 1

  1. Какой раздел языкознания для вас самый сложный?

    44%

                         17%           16%

                                                        14%  

                                                                             9%

                           

 

Орфография;

 Синтаксис и пунктуация

     

         Морфология;

          Лексика.

Раздел языкознания

класс

5”В”

6”А”

7”Б”

7”В”

8”Б”

9”А”

9”В”

10”Г”

Орфография

7

5

11

10

10

5

2

11

Синтаксис

3

3

2

0

1

8

3

4

Морфемиика

3

1

0

1

2

1

7

5

Морфология

7

3

0

2

1

5

3

2

Лексика.

3

1

1

0

0

4

2

2

 В приложении 1 показаны результаты  исследования  вопроса «Какой раздел языкознания для вас самый сложный?»   Из диаграммы и таблицы мы видим, что самый сложный раздел русского языка – это орфография, так считает 44 % опрошенных.

Приложение 2

2.Какое орфографическое правило является самым сложным?

            41%

                            25%

                                         15%

                                                           8%

                                                                         5%                

         

                       

                   О-Ё после шипящих

   

                  Н,  НН в разных частях речи

                   Слитное и раздельное написание с НЕ

                  Чередование в корне

                  Проверяемая гласная в корне слова

Правило

класс

5”В”

6”А”

7”Б”

7”В”

8”Б”

9”А”

9”В”

10”Г”

О-Ё после шипящих

15

3

10

10

8

4

3

4

Н, НН в разных частях речи

2

3

0

1

0

0

1

0

Слитное и раздельное написание с НЕ

2

3

0

0

0

6

7

3

Чередование в корне

2

1

0

1

2

2

2

2

Проверяемая гласная в корне слова

2

4

3

1

3

8

4

10

В приложении 2 продемонстрирован ответ на вопрос  «Какое  орфографическое правило для вас является самым сложным?»   Из диаграммы и таблицы мы видим, что самое сложное правило русского языка – это «О-ё после шипящих», так считает 41 % опрошенных.

Приложение3

3. Вставьте пропущенные буквы.

класс

ошибки

0ош

1ош

2ош

3ош

4ош

5ош

6ош

7ош

8ош

9ош

10ош

11ош

5”В”

6

3

4

1

3

1

2

1

1

0

0

0

6”А”

1

1

2

4

2

1

1

1

0

0

0

0

7”Б”

5

3

0

1

2

0

2

0

0

1

0

0

7”В”

4

1

2

0

0

3

0

0

2

0

0

1

8”Б”

3

0

0

3

0

2

2

1

2

1

0

0

9”А”

7

3

1

0

4

0

4

1

1

0

1

1

9”В”

5

2

0

5

1

1

0

1

1

1

0

0

10”Г”

5

5

2

3

5

1

0

1

2

0

0

0

В приложении 3 отражено практическое исследование орфограммы «О-е после шипящих». Для проверки практических навыков были предложены следующие слова: беч_вка, свеч_й, ш_пот, мыш_нок, книж_нка,  еж_вый, обж_ра, печ_ный, ж_м, трещ_тка, ж_рдочка.  С этим заданием из 140 человек не справились 104, только 36 человек знают, как правильно пишутся эти слова.

Приложение 4

  1. От чего зависит правописание О и Ё после шипящих?

               61%

     

                                      39%

           

 

           

           

               Знают

   

         

             Не знают

класс

5”В”

6”А”

7”Б”

7”В”

8”Б”

9”А”

9”В”

10”Г”

знают

8

5

4

6

6

9

5

11

Не знают

14

8

10

7

8

14

12

13

Приложение 4 поможет раскрыть причину массового количества ошибок в данной орфограмме, многие не знают от чего зависит написание о-е после шипящих, только 39% понимают правило теоретически, но даже этот процент не справился с практическим применением орфограммы. Самый высокий процент у старшеклассников, а самый низкий в 7 классе.

Приложение 5

  1. Лингвистические сказки помогают усваивать материал?

                      81%          

                                         19%

               

               

                                   да

                                   нет

класс

5”В”

6”А”

7”Б”

7”В”

8”Б”

9”А”

9”В”

10”Г”

да

20

9

5

12

14

22

13

19

нет

3

4

9

1

0

1

4

5

В приложении 5 я выяснил, помогут ли лингвистические сказки усвоить материал лучше. Почти 100% ребят подтвердили мою гипотезу: используя сказку при изучении правил, ученики его  лучше  запомнят. Лингвистическая сказка способствует формированию орфографической грамотности и воспитанию нравственных качеств личности школьника. Подача нового лингвистического материала через сказку может дать прекрасную возможность пробудить в детском воображении живой мир  орфографии.


[1] Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: кн. для внеклассного чтения - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010

[2] Успенский Л.В. Слово о словах: очерки о языке/ Л.В. Успенский. - М., 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по литературе "Изображение сексуальности в поэзии Серебряного века"

Автор работы рассматривает приемы и способы показа сексуальности в поэзии Серебряного века, исследуя особенности эпохи и взгляды  современных школьников....

Научно-исследовательская работа по литературе

Научно-исследовательская работа по литературе...

Отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе.Исследовательская работа по литературе.

В работе подробно освещена история  дуэлей, а именно отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе. Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи...

Программа дополнительного образования. Проектно-исследовательская работа по литературе «Отцы и дети: от русской литературы к современности»

Программа позволяет оказывать образовательные услуги в интересах личности ребенка, направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его стат...

Исследовательская работа по литературе Жидкова Виталия "Математические задачи в литературе"

Обоснование выбора темы. Я очень люблю читать. Читаю с интересом все!…Люблю фантастику, классику, приключения… Но свою любовь к художественной литературе я делю и с математикой, этой увл...

Научно-исследовательская работа по литературе "Образ коня в литературе" (6 класс)

Основная цель данного исследования - рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знани...