Исследовательская работа по литературе Татарского Максима
проект по литературе (5 класс) на тему
Обоснование выбора темы. В современном мире под влиянием высоких технологий мы сталкиваемся с тем, что нам, детям, в школе трудно запомнить большое количество правил русского языка. Сколько усилий предпринимает учитель русского языка, чтобы ученик мог удержать в памяти то или иное правило, мог легко применить его на практике.
Поэтому я решил разобраться, как нам, ученикам, интереснее преподносить правила русского языка, чтобы их лучше запомнить.
В первую очередь, необходимо включать творчество и фантазию для детского восприятия. С помощью сказки проще запомнить материал, потому что люди любого возраста любят сказки. Именно они развивают эмоциональный интеллект ребенка, поэтому лучше способствуют запоминанию правил.
Я решил сочинить сказку, взяв за основу самое сложное, на мой взгляд, правило русского языка: «Правописание букв о, ё после шипящих в различных морфемах.»
Проблема: найти способ быстрого запоминания сложных правил русского языка
Область исследования: правописание О-Е после щипящих
Предмет исследования: правила русского языка в сказках.
Цель проекта: сочинить сказку «Злодейкин-Чародейкин и буква О», в которой будет раскрыто правописание букв о, ё после шипящих в суффиксах и окончаниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatarskiy.docx | 72.44 КБ |
Предварительный просмотр:
VII межмуниципальная научно-практическая конференция
обучающихся общеобразовательных организаций
«Школьная исследовательская инициатива»
Гуманитарная секция
Создание лингвистической сказки
исследовательская работа
Татарский Максим Николаевич, обучающийся 5 «В» класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Руководитель: Мушта Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ Бутурлиновская СОШ |
Бутурлиновка 2017
Содержание
Введение...................................................................................................................3
I Понятие литературного термина "сказка".........................................................4
II Особенности лингвистических сказок..............................................................6
III Этапы создания лингвистической сказки......................................................7
Заключение..............................................................................................................9
Список использованной литературы...................................................................10
Приложение………………………………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование выбора темы. В современном мире под влиянием высоких технологий мы сталкиваемся с тем, что нам, детям, в школе трудно запомнить большое количество правил русского языка. Сколько усилий предпринимает учитель русского языка, чтобы ученик мог удержать в памяти то или иное правило, мог легко применить его на практике.
Поэтому я решил разобраться, как нам, ученикам, интереснее преподносить правила русского языка, чтобы их лучше запомнить.
В первую очередь, необходимо включать творчество и фантазию для детского восприятия. С помощью сказки проще запомнить материал, потому что люди любого возраста любят сказки. Именно они развивают эмоциональный интеллект ребенка, поэтому лучше способствуют запоминанию правил.
Я решил сочинить сказку, взяв за основу самое сложное, на мой взгляд, правило русского языка: «Правописание букв о, ё после шипящих в различных морфемах.»
Проблема: найти способ быстрого запоминания сложных правил русского языка
Область исследования: правописание О-Е после щипящих
Предмет исследования: правила русского языка в сказках.
Цель проекта: сочинить сказку «Злодейкин-Чародейкин и буква О», в которой будет раскрыто правописание букв о, ё после шипящих в суффиксах и окончаниях.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи проекта:
- Теоретически изучить понятие «сказка» и виды сказок.
- Выявить особенности построения лингвистической сказки.
- Разработать алгоритм создания лингвистической сказки.
- Практически проверить алгоритм – создать лингвистическую сказку.
- Развить познавательную деятельность обучающихся.
- Вызвать у них интерес к запоминанию правил русского языка.
- Повысить грамотность обучающихся.
Гипотеза. Я предположил, что используя сказку при изучении правил, ребята его лучше запомнят. Лингвистическая сказка способствует формированию орфографической грамотности и воспитанию нравственных качеств личности школьника. Подача нового лингвистического материала через сказку может дать прекрасную возможность пробудить в детском воображении живой мир орфографии. "Сказочный" материал придает яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя "сухие" правила учебника, воспитывает отзывчивого, толерантного, доброго человека. [1]
Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью создания лингвистической сказки с целью восполнения пробелов учащихся в правописании.
Практическая значимость и перспективность работы заключается в том, что данный материал может быть использован как на уроках русского языка, так и на внеурочных занятиях.
Глава I Понятие литературного термина "сказка"
Сказка, сочиненная самими учащимися, становится средством повышения уровня теоретической подготовки, формирования практических навыков, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка, развитию творческих способностей ребёнка.
Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное.
Я сочинил волшебную сказку «Злодейкин-Чародейкин и буква О», в которой будет раскрыто следующее правило: правописание букв о, ё после шипящих в суффиксах и окончаниях.
В-первую очередь, я познакомился с определением понятия «сказка» в разных словарях - Ушакова, Ожегова, также изучили сведения данные в энциклопедии «Википедия». Анализ существующих определений показал, что в научной литературе сказка определяется чаще всего как один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на виды.
Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.
В сказке выделяются следующие структурные элементы:
1. Присказка (бывает не всегда)
Назначение присказки — подготовить слушателя к восприятию сказки.
2. Зачин - традиционное начало сказки.
3. Развитие сказочного действия
4. Концовка - подводят итог развитию сказочного действия.[2]
Сказку отличают такие особенности, как
- Повторы - чаще всего бывает троекратны.
- Постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже.
- Художественные средства – постоянные эпитеты, гиперболы, сравнения.
Как видим, сказка — это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей.
Глава II Особенности лингвистических сказок
В современное время сказка, как жанр продолжает жить. Есть сказки фольклорные, литературные, а есть особая группа сказок – предметные. Эти сказки часто используются учителями на уроках. Выделяются – математические, географические, биологические и лингвистические сказки.
Лингвистическая сказка – короткий занимательный рассказ сказочного содержания, главные герои которого олицетворяют определенные языковые понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличительные признаки того или иного языкового явления.
Данная сказка родилась гораздо позже, чем фольклорная. Она имеет с ней сходства и отличия.
Сравнение двух видов сказок показало нам, что структурные элементы – общие. В лингвистической сказке также есть присказка, зачин, развитие сказочного действия, концовка.
Особенностями лингвистической сказки является то, что герои её не люди и животные, а языковые понятия (части речи, морфемы, звуки, буквы). И назначение лингвистическая сказка имеет другое. Она объясняет не законы жизни (что хорошо, что плохо), она объясняет законы языка. После сравнения лингвистической и фольклорной сказки я разработал алгоритм написания своей работы.
Глава III Этапы создания лингвистической сказки
После проведенного теоретического и практического исследования, в котором участвовало 140 человек, обучающиеся 5-10-х классов МБОУ Бутурлиновская СОШ, я выяснил:
- самым сложным разделом русского языка является именно орфография, без знания которой невозможно представить русский язык; (Приложение 1)
- одним из самых сложных правил орфографии является «О-Ё после шипящих и Ц»; (Приложение 2)
- сказки помогают лучше запоминать правила русского языка; (Приложение 5)
Практическое исследование показало, что большинство обучающихся не знает правило орфографии «О-ё после шипящих и ц», только 36 учеников из 140 опрошенных без ошибок записали предложенные слова: беч_вка, свеч_й, ш_пот, мыш_нок, книж_нка, еж_вый, обж_ра, печ_ный, ж_м, трещ_тка, ж_рдочка. (Приложение 3);
От чего зависит написание о-е после шипящих знает только 39% (Приложение 4)
При составлении алгоритма были учтены результаты проведенного накануне анкетирования и добавлены некоторые, важные, на мой взгляд, пункты
Алгоритм составления лингвистической сказки:
- Определить, на кого рассчитана сказка и в какой ситуации будет рассказана.
- Выбрать лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии, дополнительный материал.
- Подумать, какие герои будут действовать.
- Продумать композицию, опираясь на традиционную структуру сказки, Продумать сюжет.
- Составить план.
- Записать сказку. По желанию сделать иллюстрацию.
- Проверить, нет ли логических или фактических ошибок.
- Отредактировать текст, не забывая о том, что это сказка.
- Издать книгу.
Одним из важнейших элементов создания сказки является доступность сложного материала, поэтому я старался придерживаться этого принципа. Как известно, многие сложные вещи запоминаются достаточно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в увлекательной форме.
Помимо орфографической задачи, опираясь на свой читательский опыт, у меня не возникло сомнения, что сказка – это воспитательный жанр литературы. Как герои народных сказок (Иванушка, Василиса и др.) учат нас быть добрыми, щедрыми, дружными, так и герои моей лингвистической сказки формируют важные человеческие качества. По традиции русской сказки добро побеждает зло и никто от этого не пострадал, так и в моей волшебной сказке есть добрые и злые герои, которые в результате будут жить вместе в стране Орфографии. Таким образом, лингвистическая сказка, прежде всего, воспитывает, а только потом обучает и развивает.
Заключение
Сказка играет огромную роль в формировании представлений о строении и богатстве родного языка. Использование лингвистических сказок и рассказов на уроках русского языка поможет оживить, «очеловечить» слово, показать существование неповторимого, удивительного мира, мира русского языка.
Лингвистическая сказка и рассказ на уроках русского языка - это путь в мир неограниченных возможностей слова, в мир строгих законов и закономерностей, в мир любви к своему родному языку.
Сказка, используемая на уроке или сочиненная самими учащимися, является средством повышения уровня теоретической подготовки по всем разделам русского языка, формирования практических навыков, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка.
Лингвистическая сказка акцентирует внимание на теме, помогает увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает на активное её восприятие, потому что нужно не просто прослушать, но и найти ответ.
В будущем в рамках данного проекта попытаюсь создать анимацию лингвистической сказки и продолжать работу в этом жанре на другие орфографические правила.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: кн. для внеклассного чтения - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010;
2. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков. - М., 2002;
3. Реформатский А.А. Введение в языкознание/ А.А. Реформатский; под ред. В.А. Виноградова. - М.: Аспект Пресс, 2013;
4. Тихонов А.Н. Школьный фразеологический словарь русского языка / А.Н. Тихонов. - М., 2012;
5. Успенский Л.В. Слово о словах: очерки о языке/ Л.В. Успенский. - М., 2013;
6. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2013;
7. Интернет-ресурсы:
- http://www.avtoocean.ru/kak-pomoch-detyam-osvoit-vse-pravila-po-russkomu-yazyku/
- https://infourok.ru/prezentaciya-proekta-po-literature-po-teme-skazki-klass-932522.html
https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/4589.html
Приложение
В исследовании, которое проводилось в 2016-17 году, участвовало 140 учеников 5-10-х классов МБОУ Бутурлиновская СОШ
5 “В” - 23 человека
6 “А” - 13 человек
7 “Б”- 14 человека
7 “В” - 13 человека
8 “Б” - 14 человека
9 “А“- 23 человека
9 “В “- 17 человек
10 “Г- 24 человека
Приложение 1
- Какой раздел языкознания для вас самый сложный?
44%
17% 16%
14%
9%
Орфография;
Синтаксис и пунктуация
Морфология;
Лексика.
Раздел языкознания | класс | |||||||
5”В” | 6”А” | 7”Б” | 7”В” | 8”Б” | 9”А” | 9”В” | 10”Г” | |
Орфография | 7 | 5 | 11 | 10 | 10 | 5 | 2 | 11 |
Синтаксис | 3 | 3 | 2 | 0 | 1 | 8 | 3 | 4 |
Морфемиика | 3 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 7 | 5 |
Морфология | 7 | 3 | 0 | 2 | 1 | 5 | 3 | 2 |
Лексика. | 3 | 1 | 1 | 0 | 0 | 4 | 2 | 2 |
В приложении 1 показаны результаты исследования вопроса «Какой раздел языкознания для вас самый сложный?» Из диаграммы и таблицы мы видим, что самый сложный раздел русского языка – это орфография, так считает 44 % опрошенных.
Приложение 2
2.Какое орфографическое правило является самым сложным?
41%
25%
15%
8%
5%
О-Ё после шипящих
Н, НН в разных частях речи
Слитное и раздельное написание с НЕ
Чередование в корне
Проверяемая гласная в корне слова
Правило | класс | |||||||
5”В” | 6”А” | 7”Б” | 7”В” | 8”Б” | 9”А” | 9”В” | 10”Г” | |
О-Ё после шипящих | 15 | 3 | 10 | 10 | 8 | 4 | 3 | 4 |
Н, НН в разных частях речи | 2 | 3 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Слитное и раздельное написание с НЕ | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 6 | 7 | 3 |
Чередование в корне | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Проверяемая гласная в корне слова | 2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 8 | 4 | 10 |
В приложении 2 продемонстрирован ответ на вопрос «Какое орфографическое правило для вас является самым сложным?» Из диаграммы и таблицы мы видим, что самое сложное правило русского языка – это «О-ё после шипящих», так считает 41 % опрошенных.
Приложение3
3. Вставьте пропущенные буквы.
класс | ошибки | |||||||||||
0ош | 1ош | 2ош | 3ош | 4ош | 5ош | 6ош | 7ош | 8ош | 9ош | 10ош | 11ош | |
5”В” | 6 | 3 | 4 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
6”А” | 1 | 1 | 2 | 4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7”Б” | 5 | 3 | 0 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
7”В” | 4 | 1 | 2 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 |
8”Б” | 3 | 0 | 0 | 3 | 0 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 |
9”А” | 7 | 3 | 1 | 0 | 4 | 0 | 4 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
9”В” | 5 | 2 | 0 | 5 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
10”Г” | 5 | 5 | 2 | 3 | 5 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 |
В приложении 3 отражено практическое исследование орфограммы «О-е после шипящих». Для проверки практических навыков были предложены следующие слова: беч_вка, свеч_й, ш_пот, мыш_нок, книж_нка, еж_вый, обж_ра, печ_ный, ж_м, трещ_тка, ж_рдочка. С этим заданием из 140 человек не справились 104, только 36 человек знают, как правильно пишутся эти слова.
Приложение 4
- От чего зависит правописание О и Ё после шипящих?
61%
39%
Знают
Не знают
класс | ||||||||
5”В” | 6”А” | 7”Б” | 7”В” | 8”Б” | 9”А” | 9”В” | 10”Г” | |
знают | 8 | 5 | 4 | 6 | 6 | 9 | 5 | 11 |
Не знают | 14 | 8 | 10 | 7 | 8 | 14 | 12 | 13 |
Приложение 4 поможет раскрыть причину массового количества ошибок в данной орфограмме, многие не знают от чего зависит написание о-е после шипящих, только 39% понимают правило теоретически, но даже этот процент не справился с практическим применением орфограммы. Самый высокий процент у старшеклассников, а самый низкий в 7 классе.
Приложение 5
- Лингвистические сказки помогают усваивать материал?
81%
19%
да
нет
класс | ||||||||
5”В” | 6”А” | 7”Б” | 7”В” | 8”Б” | 9”А” | 9”В” | 10”Г” | |
да | 20 | 9 | 5 | 12 | 14 | 22 | 13 | 19 |
нет | 3 | 4 | 9 | 1 | 0 | 1 | 4 | 5 |
В приложении 5 я выяснил, помогут ли лингвистические сказки усвоить материал лучше. Почти 100% ребят подтвердили мою гипотезу: используя сказку при изучении правил, ученики его лучше запомнят. Лингвистическая сказка способствует формированию орфографической грамотности и воспитанию нравственных качеств личности школьника. Подача нового лингвистического материала через сказку может дать прекрасную возможность пробудить в детском воображении живой мир орфографии.
[1] Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: кн. для внеклассного чтения - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010
[2] Успенский Л.В. Слово о словах: очерки о языке/ Л.В. Успенский. - М., 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по литературе "Изображение сексуальности в поэзии Серебряного века"
Автор работы рассматривает приемы и способы показа сексуальности в поэзии Серебряного века, исследуя особенности эпохи и взгляды современных школьников....
Научно-исследовательская работа по литературе
Научно-исследовательская работа по литературе...
Отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе.Исследовательская работа по литературе.
В работе подробно освещена история дуэлей, а именно отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе. Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи...
Программа дополнительного образования. Проектно-исследовательская работа по литературе «Отцы и дети: от русской литературы к современности»
Программа позволяет оказывать образовательные услуги в интересах личности ребенка, направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его стат...
Из опыта работы. Ученическая исследовательская работа по литературе – одна из форм работы с одаренными детьми.
В статье приводится алгоритм написания исследовательской работы....
Исследовательская работа по литературе Жидкова Виталия "Математические задачи в литературе"
Обоснование выбора темы. Я очень люблю читать. Читаю с интересом все!…Люблю фантастику, классику, приключения… Но свою любовь к художественной литературе я делю и с математикой, этой увл...
Научно-исследовательская работа по литературе "Образ коня в литературе" (6 класс)
Основная цель данного исследования - рассмотреть образ коня в литературе на примере произведений, изучаемых в школьной программе. Социологический опрос среди шестиклассников показал, что уровень знани...