Технологическая карта урока литературы в 5-м классе.Тема: Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Дюмина Марина Павловна

Тема:

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место»

Тип:

урок «открытия» нового знания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5-м классе.

Тема:

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место»

Тип:

урок «открытия» нового знания

Задачи:

- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;

- создать благоприятную обстановку для обмена мнениями с аргументацией;

- освоить  теоретико-литературные понятия;

- совершенствовать  умения анализа литературного произведения как художественного целого;

- формировать гуманистическое  мировоззрение, любовь и уважение  к литературе.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • проникновение  в художественный мир Н.В.Гоголя;
  • овладение процедурами смыслового анализа текста;
  • формирование литературоведческого чутья (интуиции);
  • умение воспринимать, анализировать, оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления.
  • умение определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе постижения результата, строить логические рассуждения и делать выводы;
  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • смысловое чтение;
  • уметь осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
  • развитие эмоционально-чувственной  и интеллектуальной сторон личности;
  • усвоение гуманистических ценностей;
  • формирование потребности в творческом самораскрытии;
  • формирование готовности к самопознанию и самосовершенствованию, к созидательной деятельности.

Межпредметные связи

Музыка (П.Лукоянов «Бандурист для гуслей» соло или Таисия Повалий «Цвiте терен» украинская народная песня)

Ресурсы урока

Информационно-методические:

учебник «Литература. 5 класс» под редакцией В.Я.Коровиной, Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2012; портрет писателя,  выставка книг, путевой лист ученика

Материально-технические:

Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация учителя ГБОУ «СОШ № 261 г.Санкт-Петербурга Несновой Т.А., презентация

Предварительное задание к уроку

Фронтальное задание: прочитать повесть «Заколдованное место» Н.В.Гоголя

Индивидуальные задания:

1) На основе слов (волость, хутор, левада, баштан, кавун, цыбуля, россказни, раздобары, курень, люлька, сопилка) составить рассказ, в котором узнавалось бы содержание повести. 1 учащийся

2) Подготовить сообщение о Н.В.Гоголе с опорой на презентацию (дает учитель): 1 ученик – о жизни писателя с детских лет до поездки в Петербург; 2 ученик – о создании сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

3) Изучить карточки информаторы с легендами и поверьями, подготовить пересказ текста. 4 учащихся. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Мотивация познавательной деятельности

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Очень. Это интересно. Необычно. Тайна всегда привлекает.

Да. Бывает интересно и страшно одновременно.

Надо в них разобраться!

Текст – результат выполнения домашнего задания одним учеником: на основе ряда слов, требующих пояснения, составить небольшой рассказ, который бы соответствовал содержанию повести.

Учащиеся настраиваются, внимательно слушают,

дают ответы:

  • Да это рассказ о герое из повести «Заколдованное место» Н.В.Гоголя. О деде Максиме.

  • Не все понятно, потому что многие слова незнакомые. Надо в словарь смотреть.

  • Действие рассказа происходить на Украине. Многие слова вышли уз употребления, нет уже тех предметов, вещей, что они означали.

  • Один из членов группы озвучивает слова. Учащиеся проверяют по слайдам презентации.

Звучит народная украинская музыка П.Лукоянов «Бандурист для гуслей» соло или Таисия Повалий. На ее фоне:

Здравствуйте, ребята! Вам нравятся странные, таинственные истории? Почему?

А когда они происходят с вами?

А как вы думаете, что делать в ситуации, когда происходит нечто странное?

Помогите мне разобраться, прихожу к вам на урок, а на столе – бумага странного содержания.

Учитель читает: «В Н-ской волости хуторок был рядом с левадой. Жил в нем один дед, довольно крепкий. На баштанах кавуны выращивал, в огороде цыбулю. Очень любил дед с чумаками россказни да раздобары вести. Бывало, сядет с ними в кружок впереди куреня, закурит люльку и пойдет рассказывать – только уши развешивай. Прерывались редко, когда сопилка звучала. Тут дед первым вскакивал и начинал по гладкому месту так ногами вывертывать, так дробно и мелко чесать, что любо-дорого глядеть!» Текст можно показать на слайде.

  • Что это за текст?

  • Вы правы. Этот рассказ составил ваш друг…, прочитав повесть. Вы все в нем понимаете?

  • Почему в нем так много незнакомых нам, странных слов?

  • Давайте объясним странные слова, которые выделены в тексте? На столе карточки со словами и значениями слов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Соедините линией слово со значением (работа в группах: у каждой группы свои слова).

  • Оцените свою работу, проставив смайлик от группы.

Актуализация необходимых знаний

  • Да. Очень. Оно необычное, о том, как дед клад искал. В нем есть страшные, загадочные ситуации: старик встречается с  нечистой силой, которая его пугает. А клад потом исчезает!

  • Потому что все таинственное начинается с этого места. В этом месте происходят странности, появляются какие-то существа. Дед на этом месте запутался – оно или не оно.

  • «Аленький цветочек» Аксакова, «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина, «Гарри Поттер» и др.

  • Мы будем говорить о Н.В.Гоголе. Надо обязательно узнать о его книге «Вечера на хуторе близ Диканьки», потому что в ней много таинственного. О «Заколдованном месте», его герое, смысле произведения.

  • Учащиеся в тетрадях (путевом листе) записывают тему и задачи урока.
  • Скажите, ребята, вам понравилось произведение Гоголя? Если да, то чем?

  • Ребята, а почему Н.В.Гоголь дал повести такое название «Заколдованное место»?

  • Вы правы, ребята. Вы смогли уловить загадку места. Назвали его черты. Здесь происходят странные явления, пересекаются волшебный и обыденный миры (Слайд презентации «Особенности заколдованного места») Но нас с вами ждут еще открытия, если мы обратимся к тексту повести…

  • Скажите, а в каких произведениях тоже рассказывалось о таких таинственных местах? Если не назовут, то показать слайд «Заколдованное место» в литературных произведениях».

  • Кстати, у самого писателя Н.В. Гоголя не одно произведений, в которых встречаются загадочные «заколдованные места» (Слайд презентации «Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»»).

  • Чему и кому будет посвящен наш урок?  Что бы вы хотели сегодня узнать?

  • Вы молодцы, ребята! Запишем тему урока.

Организация познавательной деятельности

1. Знакомство с личностью писателя

  • Учащиеся записывают качество, которое, по их мнению, может помочь им в начале путешествия (любознательность, умение слушать, любопытство, доброжелательность, внимание к деталям, мобильность и др.)

  • Первый экскурсовод рассказывает о детстве Н.В.Гоголя
  • Второй – о создании книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • Учащиеся слушают, заполняют путевые листы.
  • Был разным: и замкнутым, и очень подвижным, веселым. Рано обнаружился талант… Интересовался украинским фольклором…
  • Больше узнать о …Прочитать сборник «Вечера…» или что-то из него…

  • Попробуем окунуться в мир, в котором жил Николай Васильевич Гоголь, один из самых загадочных писателей ХIХ века. Перед вами, ребята, выступят ваши одноклассники. Попробуйте во время их рассказа определить для себя, что вы узнали о писателе и что бы хотели узнать еще? У каждого их вас путевой лист. Заполните таблицу «Мои заметки об услышанном». См ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Тихо звучит народная украинская музыка.

Вопросы к классу:

  • Что нового для себя вы почерпнули из рассказов своих одноклассников?

  • Какие вопросы у вас возникли по ходу рассказа о писателе?

2. Народные предания о кладах - основа повести «Заколдованное место»

  • Подготовленные учащиеся, используя карточки-информаторы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1), рассказывают классу о преданиях и народных поверьях.
  • Учащиеся составляют памятку (см ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Отвечая односложно, они имеют возможность, опираясь на сами вопросы, составить предложения. Получается текст, который озвучивается 1-2 учениками и уточняется.

Учащиеся озвучивают версии:

  • 1) Можно выяснить, на какие именно легенды и  сказания опирался Гоголь.
  • 2) Можно сравнить легенды и текст писателя. Так можно узнать, внес ли Гоголь что-нибудь свое или точно следовал преданиям.
  • 3) Можно узнать отношение автора к тому, что он изобразил: к герою и его поступкам, событиям?

Учащиеся должны заметить, что Н.В.Гоголь интересовался украинским фольклором. Отталкиваясь от этого, продолжить разговор

  • Слайд «Народные предания – основа повести «Заколдованное место»

«Ещё несколько слов о колядах, об Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с их названиями и делами; множество носится между народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов… Всё это будет для меня чрезвычайно занимательно». Н.В.ГОГОЛЬ

  • Давайте вслед за Гоголем и мы разберемся в народных преданиях и поверьях, встретимся со знатоками народных легенд. А ваша задача – на основе их рассказа  составить памятку «О кладовиках и кладоискателях».

  • Ребята, как эта памятка может нам помочь при дальнейшей работе с текстом повести Н.В.Гоголя? Сделайте предположения.

Мы обязательно должны проверить ваши версии. А для этого необходимо обратиться к тексту повести.

3. Работа с текстом. Выборочное чтение. Комментарий текста

Овладение навыками выборочного чтения текста, построение речевых высказывании в соответствии с задачами коммуникации, формулирование собственного мнения, поиск аргументов.

  • От первого лица. Рассказывает дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич. Это помогает нам представить себя героем произведения, побывать на месте действия.
  • Деда Максима. Это он рассказал своему внуку историю, которая с ним произошла, а тот, уже став дьячком, рассказывает ее нам. (Можно уточнить, что третий рассказчик Панько Рудый, это с его слов Гоголь уже записал истории).
  • Наверно, так подчеркивается непридуманность историй из жизни украинского народа, их правдивый характер. /Гоголь хотел показать глубину веры простых людей в нечистую силу и ее возможности.

  • Какую мудрость, заповедь или какой урок хочет передать дед своему внуку?
  • Версии: От начала до конца посмотреть (сюжет), как ведет себя герой - дед (характеристика героя). Разобраться, что произошло с дедом (кульминация и развязка). Каким был дед (герой, характеристика), почему он решил, что то, что с ним произошло так важно для всех (развязка)…

Вопросы по тексту:

  • От какого лица ведется повествование? Кто? Какой смысл это придает повествованию?

  • Кого еще можно считать рассказчиком в повести? Можно помочь: О ком эта цитата: «Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь - целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал».
  • Итак, почему так много рассказчиков? Слайд «Рассказчики в «Заколдованном месте».

  • Все верно. Из уст в уста в народе передаются истории, которые заслуживают, чтобы их рассказывали. В них скрыт урок, народная мудрость, заповедь, т.е. то, что должно научить других не совершать подобных ошибок. Чем чаще история на устах, тем весомее она для народа.
  • Над каким вопросом мы с вами будем работать сейчас?
  • Предположите, что нам предстоит для этого сделать?

Ответы учащихся помогут выйти на сюжет и композицию повести, ее элементы, образ деда.

4. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните.

Ребята, думаю, нам стоит передохнуть перед серьезным для нас испытанием. Давайте разомнемся. Мы ведь тоже, как герой Гоголя, ищем свой клад.

С новыми силами продолжим работу.

5. Работа над сюжетом и композицией повести.

Учащиеся заполняют в путевом листе правые столбцы по ходу работы.

  • О дьявольской  силе, которая обморочила человека.

  • Повествование начинается с рассказа о жизни крестьянской семьи летом, с занятий каждого члена семейства, прежде всего деда. Это необходимо, чтобы было понятно где, когда и с кем происходят события, каков характер героя.
  • События становятся нереальными, когда дед вдруг не может до конца дотанцевать на гладком месте.  Он вступает в противоречия с нечистой силой.

  • Дед находит котел с кладом, и нечистая сила пугает деда.

  • Оказалось, что это простой котел с сором и мусором. Нечистая сила обманула деда.
  • Нечистая сила всегда обманет. «Все, что ни скажет враг Господа Христа, все солжет, собачий сын! У него правды и на копейку нет!»
  • Это вывод уже самого дьячка. С таких же слов начинался его рассказ.

  • Никогда на заколдованном месте не росло ничего путного. «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»

Учащиеся оценивают свои действия на данном этапе урока. Рядом со своей табличкой в путевом листе рисуют смайлик.

  • Рассказ в рассказе, кольцевое обрамление, рассказ-хроника, все события сосредоточены вокруг одного героя, действия исчерпаны полностью. (Если не получится, то вывод сделать учителю).

  • Зачитайте/просмотрите начало повести. Какую изначально историю рассказчик-дьячок хочет поведать?
  • Какие эпизоды предшествуют рассказу о нечистой силе? С чего дьячок начинает свой рассказ?

  • Итак, повествование о жизни, быте, нравах семейства дьячка – это экспозиция, преддверие событий. Нет ничего странного, никаких противоречий. А с какого момента, по-вашему, возникает некое противоречие и события приобретают иной характер, нереальный, фантастический?
  • Когда, по-вашему, противоречия деда с нечистой силой достигают своего пика?
  • Какой клад откопал дед? Как разрешаются все противоречия деда с нечистой силой?
  • Какой урок из общения с нечистым извлекает для себя старик? Зачитайте.
  • Зачитайте концовку повести. Чьи это слова, деда или дьячка? Когда вы их уже слышали?
  • Почему он тоже уверен в том, что нечистая сила морочит человека?

Итак, мы ответили на ваш вопрос-задание? Сравните свои таблички с образцом. Слайд «Сюжет и композиция повести». Оцените свои действия на данном этапе урока. Рядом со своей табличкой в путевом листе поставьте смайлик.

  • Ребята, какие выводы напрашиваются еще при наблюдении над сюжетом повести, ее композицией? Внимательно посмотрите в свои путевые листы.

6. Работа в группах над характеристикой деда Максима.

Учащиеся обсуждают вопросы в группе, проговаривают ответы на них, подбирают нужные эпизоды для подтверждения своей мысли, готовят цитаты из текста. Затем выступления от каждой группы. При ответе одной группы учащиеся другой имеют возможность дополнить.

  • 1. Рассказывая историю деда, дьячок описывает все очень подробно и с добрым юмором. Деда он помнит крепким еще стариком. Называет его «старым хреном», но без злобы. Чувствуется, что деда он любил. Дед был веселым, интересным, подвижным человеком, молодым в душе. С ним одна странная история случилась. Нечистая сила одурачила деда, заставила поверить, что он нашел клад. А это был котел с мусором. Не с каждым такое случается – повстречаться с нечистой силой.

2. Летом дед засеял баштан на самой дороге и перешел жить в курень. Он выращивал арбузы и дыни. Трудиться любил. Утром от солнца укрывал кавуны и дыни, а вечером снимал листья. Любил общаться с проезжими чумаками, которых за день возов пятьдесят проедет. Чумаки народ бывалый, разные истории рассказывали без устали. Дед любил послушать и поговорить, так на Украине коротали время и отдыхали. Дед был подвижным, веселым и увлекающимся человеком, любил плясать под сопилку.

3. Дед Максим не стеснялся в выражениях. Своих внуков он называл «собачьими детьми», «чертовыми детьми», хлопцы. Но все это без злобы, с юмором, с любовью. Сами внуки на деда не в обиде. Речь у деда яркая. Он на ты с нечистой силой, видно, ему страшно, поэтому он пытается сочными выражениями придать себе смелости. Когда на него вылили помои, он сказал: «Как опарила! Как будто свинью перед Рождеством!» Может посмеяться над собой. Признает свой проигрыш, неудачу. Дед – очень живой. Интересный и нескучный человек, потому что ему все любопытно.

Главное – старик показан очень живым человеком. Подробно, в деталях. Он нравится своей неуемной энергией, активностью и бесстрашием.

Мы переходим к приятному для вас этапу работы – знакомству с героем и его характером. Опишем, каким человеком он был?

  • Учащимся предлагается задание: на основе вопросов составить рассказ о старике.

  • 1 группа: дед Максим глазами своего внука, дьячка.1) Как описывает своего деда рассказчик? 2) Каким человеком запомнился дед внуку? 3) Как дьячок–рассказчик называет своего деда? 4) Как к нему относится? С каким чувством? 5) Какая история из жизни деда запомнилась особенно? Почему?  Приводите примеры из текста.

  • 2 группа: о занятиях деда и его пристрастиях. 1) Чем дед рассказчика занимался летом? 2) Как он относился к труду? 3) Почему дед любил общаться с проезжими чумаками? 4) Какие еще пристрастия были у деда? 5) С какой стороны эти увлечения раскрывают его характер?

  • 3 группа: речь деда Максима. 1) Как дед Максим называет своих внуков? Прокомментируйте. Как, по-вашему, он к ним относится, с каким чувством? 2) Докажите, что речь деда образная, в ней встречаются яркие сравнения? Докажите, что дед Максим был веселым человеком, с юмором. 4) Какими словами насыщена речь деда во время встреч с нечистой силой? Почему? 5) Какие еще  качества характера раскрываются через речь? Назовите.

После прослушанных ответов можно задать вопрос: какую черту характера деда уловили все три группы? Подробно он описан в повести или поверхностно? Вопросы помогут подвести итоги.

Подведение итогов

1. Выводы по тексту.

Ребята просматривают пункты Памятки.

  • Несомненно, Гоголь опирался на предания. Но он их хорошо переработал. В повести много подробностей и переживаний деда, его эмоций, много смешных моментов. Есть расхождение в 5 пункте: клады не давались жадным и корыстным людям.  Но дед смог вынести с заколдованного места клад (потому что человек он не жадный), но когда оказался у себя дома, в котле был один мусор. Почему? Гоголь делает ставку не на черты характера, а на способ добытого клада. Клад достался даром, поэтому он мусор!

2. Рефлексия.

Оценка своей деятельности: 1) Я узнал…2) Мне удалось… 3) Надо постараться… 

  • Ребята мы проделали  с вами большую работу. Осталось подвести итоги. Используя памятку для кладоискателей (идите по пунктам), опираясь на текст Гоголя, подумайте, в какой мере писатель следовал народным преданиям в повести? Чем занимательнее, интереснее текст Гоголя?

  • Как вывод показать на слайде.

Объяснение домашнего задания.

Еще одно отличие повести: фантастические элементы вставлены в бытовую реалистическую рамку. Исследователь творчества Н.В.Гоголя Н.Л.Степанов считает, что в «Заколдованном месте», как и в «Пропавшей грамоте» и в «Ночи перед Рождеством», «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями». Попробуйте дома найти фантастические элементы и реалистические. Сделать это будет нетрудно. Путевые листы вам помогут.


Приложение 1. Карточки-информаторы

КАРТОЧКА 1.  О  кладах в народных поверьях

Согласно поверьям русских крестьян, кладами, подземными сокровищами могут владеть различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны, злодеи-грешники. Охранять и указывать на клады могут наделенные особыми свойствами пресмыкающиеся, другие животные: змея медяница, ящерицы, голубая змейка, земляная кошка, черный кот, прикованный цепями медведь, филин. Охранители кладов могут иметь с трудом поддающееся описанию обличье. Например, в Симбирской губернии рассказывали: клад охраняет «медведь не медведь, человек не человек, будто солдат! Глазища так и прядают, как свечи; рот до ушей, нос кривой как чекушка, ручища — что твои грабли, рыло все на сторону скошено... идет это чудовище, кривляется на разные манеры и ревет так, что земля стонет и гудит».

КАРТОЧКА 3. О  кладовиках в народных поверьях

По народным поверьям, клады охраняют кладовые, или кладовики. Их забота - не дать людям подступиться к кладу. Сами сторожа могли и не появляться, но кладоискателям начинало казаться, что на них падают камни, деревья, осыпается гора; голос кричал, что горит их деревня; потом все оказывалось на своих местах, но клад уже был потерян. Клад уходил с грохотом в землю, когда нарушался какой-нибудь запрет: например, копавший отвечал подошедшему человеку (это был «приставник»), а говорить было нельзя. Клады не давались жадным и корыстным людям.

Представления о тщетном кладоискательстве отразились в поговорках: «И рукою бы взял, да клад не дается!»; «Своя воля - клад, да черти его стерегут!»; «Клад добудешь, зато домой не будешь».

КАРТОЧКА 2. Народное предание о сложностях кладоискательства

Обычный знак клада - колеблющийся, перемещающийся огонек. В Пермской губернии бытовало такое предание:

«Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, - почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь - расступилась земля, - и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, показалось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе».

КАРТОЧКА 4. Народные поверья о кладах

Вертится, а в руки не дается

Есть клад такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом Дворе, в Алмозере.

Копали – он уже близко. Его бы уже взять только – а он опять загремит – да вниз. Копают глубже – опять он вниз.

Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать...

Ходят черные кошки крýгом

Недалеко от Чердаклов (Самарская губерния, Ставропольский уезд) есть дуб. Под ним лежит клад.

Вот раз мужики пошли его рыть, ружье на всякий случай взяли. Пришли. Видят – около дуба (с полуночи) ходят черные кошки кругом. Стали они смотреть – глаз отвести не могут. Закружилась у них голова – и попадали мужики наземь. Очнулись, хотели рыть, а кошки опять хороводиться пошли, то влево, то вправо. Так и бросили: страшно стало. Говорят, что на этом дубе повесился тот, кто клад зарыл.

Приложение 2. Определение  лексического значения слов, встречающихся в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место»

Задание: соедините линией слово со значением.

Карточка 1.

Волость

Курень

Чумаки

Люлька

Сопилка

  • малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым
  • трубка
  • в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти
  • духовой инструмент на Украине
  • на Украине – шалаш, сторожка (на огородах, бахчах и т.п.)

Карточка 2.

Левада

Баштан

Цыбуля

Россказни да раздобары

Кавун

  • лук
  • разговоры
  • место, засеянное арбузами и дынями
  • арбуз
  • на Украине и на юге России: береговые лиственные леса, заливаемые в половодье

Карточка 3.

Кухоль

Галушки

Черевики

Кавун

Хутор

  • башмаки
  • небольшая деревенька
  • глиняный горшок
  • вареники
  • арбуз


Приложение 3

Путевой лист ________________________(фамилия, имя)

2. Мои заметки об услышанном.

Биография Н.В.Гоголя

Что я узнал

Что я хочу еще узнать

Отец Гоголя, Василий Афанасьевич

Мать Гоголя, Мария Ивановна

Гоголь в детстве

Школа

В Петербурге

Художественный портрет Н.В.Гоголя

История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Приложение 4.

Памятка «О кладовиках и кладоискателях»

Прослушав народные легенды и поверья, ответьте на вопросы.

Памятка для кладоискателя. Знай, что

(заполняют учащиеся)

1. Как можно узнать место, где зарыт клад?

1. Знак клада – мерцающий  огонек

2. Кто владеет подземными сокровищами?

2. Кладами владеют  различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны, злодеи-грешники.

3. Кто охраняет клады? Как их называют?

3. Клады охраняют змеи, ящерицы, земляная кошки, черные коты, медведи, филины. Их называют кладовыми, или кладовиками.

4. Какова задача кладовиков?

4. Кладовики не дают подступиться к кладу.

5. Кому не давались клады?

5. Клады не давались жадным и корыстным людям.

6. Как кладовики защищали клады?

6. Морочили людей. Падают камни, деревья, осыпается гора; страшные голоса…   что-то страшное и необычное отвлекает от клада.

7. Реально ли овладеть кладом?

7. Скорее нет, чем да.

Приложение 5.

Сюжет и композиция повести «Заколдованное место»

Элементы композиции

Эпизоды. Название

(заполняют учащиеся)

Выбор дьячком истории для рассказа.

Установка:

1. Экспозиция – события, предваряющие основное действие

Жизнь деда с внуками на баштане летом. Быт.

2. Завязка – начало противоречия

Дед пустился в пляс на гладком месте. Неудача…

3. Развитие действия

Пытается попасть на заколдованное место, чтобы найти клад.

4. Кульминация -

Клад найден. Нечистая сила пугает старика.

5. Развязка -

В котле «сор, дрязг». Нечистая сила обморочила старика.

Вывод дьячка

Подтверждение установки. Урок, закон, обходить который нельзя.



Предварительный просмотр:

Тема: Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».

Оборудование: текст повести, карточки «Слова из словаря, составленного Н.В.Гоголем к повести «Заколдованное место», иллюстрации к повести, тесты.

Задачи: формировать читательские интересы учащихся; формировать умение работы с текстом; учить видеть картину мира в целом; осуществлять контроль знаний учащихся; развивать умения ориентироваться в прочитанном; развивать внимание, мышление и наблюдательность; развивать речь обучающихся; воспитывать любовь к литературному языку.

Основные виды деятельности: работа в группах; чтение фрагментов повести; устные пересказы;  выполнение тестовых заданий.

Термины: фантастика, реальность.

Ход урока

1.Оргмомент.

1. Готовность класса к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

- На доске вы видите слова, что это за слова, откуда они? В чей словарь они входят?

Задание «Кто это? Что это?». Учащимся предлагается соединить стрелками слова, встречавшиеся им в повести, которые входят в словарь Гоголя.

БАШТАН        соломенный шалаш

ЧУМАКИ        клёцки

КУРЕНЬ          лук

ГАЛУШКИ     обозники, едущие в Крым за солью и рыбой  

ЦЫБУЛЯ        амбар

ХУТОР            трубка

КОМОРА        небольшая деревня

ЛЮЛЬКА         место, засеянное арбузами и дынями.

3.Групповая работа. Работа с текстом.

Каждая группа получает три отрывка из повести «Заколдованное место». Задача:

1) найти в каждом тексте реальное или фантастическое и записать, что реальное, а что фантастическое в этих отрывках.

2) Запишите, как вы понимаете, что такое реальность, а что такое фантастика? (Приложение 1)

На защиту своих работ выходят по двое учеников из группы: один читает отрывок,  другой объясняет. Затем второе задание: что такое реальность, а что такое фантастика.

Выслушиваем все группы.

- Сейчас вы поработали, как настоящие литературоведы, сами вывели определения понятий. Давайте сверим ваши определения с определениями настоящих литературоведов. (Наглядность)

Реальность(лат. realis -действительный) – существующее в действительности.

Фантастика (греч. phantastike - способность воображать) – создание вымышленного, нереального, волшебного мира.

- Запишите определения в тетрадь.

4. Контрольный опрос.

- С произведением какого автора вы познакомились на прошлом уроке?

- Кто главный рассказчик в этой повести?

- Кто является главным героем повести?

- Какое любимое занятие было у деда?

- Когда дед понял, что место на баштане заколдованное?

- Сколько раз попадал дед на загадочное место?

- Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?

- Нашёл дед в земле клад? Что нашёл дед в земле? Что было в горшке?
- Что росло на заколдованном месте?

5. Тест. (Приложение 2)

6. Д/З.

ПРОЕКТ Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях».

 Читать повести из сборника.

Приложение 1

Тексты для 1 группы.

  1. Батько еще в начале весны повез в Крым на продажу табак. Не помню только, два или три воза снарядил он. Табак был тогда в цене. С собою взял он трехгодового брата приучать заранеечумаковать. Нас осталось: дед, мать, я, да брат, да еще брат.

  1. Ввечеру, уже повечерявши, дед пошел с заступом прокопать новую грядку для поздних тыкв. Стал проходить мимо того заколдованного места, не вытерпел, чтобы не проворчать сквозь зубы: "Проклятое место!" - взошел на середину, где не вытанцовывалось позавчера, и ударил в сердцах заступом. Глядь, вокруг него опять то же самое поле: с одной стороны торчит голубятня, а с другой гумно.

3)   Дрожь проняла деда.

- Да тут страшно слово сказать! - проворчал он про себя.

- Тут страшно слово сказать! - пискнул птичий нос.

- Страшно слово сказать! - заблеяла баранья голова.

- Слово сказать! - ревнул медведь.

- Гм... - сказал дед и сам перепугался.

- Гм! - пропищал нос.

- Гм! - проблеял баран.

- Гум! - заревел медведь.

Тексты для 2  группы.

  1. Дед засеял баштан на самой дороге и перешел жить в курень; взял и нас с собою гонять воробьев и сорок с баштану. Нам это было, нельзя сказать, чтобы худо. Бывало, наешься в день столько огурцов, дынь, репы, цыбули, гороху, что в животе, ей богу, как будто петухи кричат. Ну, оно притом же и прибыльно. Проезжие толкутся по дороге, всякому захочется полакомиться арбузом или дынею. Да из окрестных хуторов, бывало, нанесут на обмен кур, яиц, индеек. Житье было хорошее.

  1. Ну, нечего сказать, танцевать-то он танцевал так, хоть бы и с гетьманшею. Мы посторонились, и пошел дед вывертывать ногами по всему гладкому месту, которое было возле грядки с огурцами. Только что дошел однако ж до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, — не подымаются ноги, да и только! Что за пропасть! Разогнался снова, дошел до середины — не берет! что хочь делай: не берет, да и не берет! ноги, как деревянные, стали.

3)  Стал копать - земля мягкая, заступ так и уходит. Вот что-то звукнуло. Выкидавши землю, увидел он котел.

- А, голубчик, вот где ты! - вскрикнул дед, подсовывая под него заступ.

- А, голубчик, вот где ты! - запищал птичий нос, клюнувши котел.

Посторонился дед и выпустил заступ.

- А, голубчик, вот где ты! - заблеяла баранья голова с верхушки дерева.

- А, голубчик, вот где ты! - заревел медведь, высунувши из-за дерева свое рыло.

Дрожь проняла деда.

Тексты для 3 группы.

  1. Волов распрягли и пустили пастись на траву. Возы оставили на дороге; а сами сели все в кружок впереди куреня и закурили люльки. Но куда уже тут до люлек? за россказнями, да за раздобарами вряд ли и по одной досталось. После полдника стал дед потчевать гостей дынями. Вот каждый, взявши по дыне, обчистил ее чистенько ножиком (калачи все были тертые, мыкали не мало, знали уже, как едят в свете; пожалуй и за панской стол, хоть сейчас, готовы сесть), обчистивши хорошенько, проткнул каждый пальцем дырочку, выпил из нее кисель, стал резать по кусочкам и класть в рот.

2) Тут дед остановился, достал рожок, насыпал на кулак табаку и готовился было поднести к носу, как вдруг над головою его "чихи!" - чихнуло что-то так, что покачнулись деревья и деду забрызгало все лицо.

- Отворотился хоть бы в сторону, когда хочешь чихнуть! - проговорил дед, протирая глаза. Осмотрелся - никого нет. - Нет, не любит, видно, черт табаку! - продолжал он, кладя рожок в пазуху и принимаясь за заступ.

3)Со страхом оборотился он: боже ты мой, какая ночь! ни звезд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него! И чудится деду, что из-за нее мигает какая-то харя: у! у! нос - как мех в кузнице; ноздри - хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей-богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и еще и язык высунула и дразнит!

Приложение 2

Тест «Заколдованное место»

1. Какую гимназию закончил Н.В.Гоголь?

А) Московскую,                         Б) Нежинскую,

В) Санкт-Петербургскую,         Г) Тверскую

2. Какие произведения принесли Гоголю известность как писателю?

А) пьеса «Ревизор»,      

Б) сборник «Миргород»,

В) поэма «Мёртвые души»,

Г) сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».

3. Какой подзаголовок имеет повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место»?

А) сказка;          

Б) вымышленная история;

В) быль, рассказанная дьячком ***ской церкви;

Г) повесть, рассказанная дьячком ***ской церкви.

4. Какое произведение Н. В. Гоголя заканчивается следующими словами:

«Засеют как следует, а взойдеттакое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыкване тыква, огурец не огурец... черт знает что такое!»?

А) «Ночь перед Рождеством»;

Б) «Сорочинская ярмарка»;

В) «Заколдованное место»

5. Кому в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место» принадлежат такие слова:«Что ж вы, хлопцы, рты свои разинули? Танцуйте, собачьи дети! Где, Осman, твоя сопилка? А ну-ка козачка! Фома, берись в боки! Ну! Вот так! Гей, гоп!»?

А) старому деду;        

Б) нечистой силе;        

В) рассказчику;

Г) бабке.

В1. В каких произведениях вы уже встречались с фантастическим?

В2. С кем вступает в борьбу старый дед из повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по сборнику повестей Н. В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Данный урок в форме творческого зачёта является заключительным  в цикле уроков по изучению повестей из сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 5-6 классах.  К таким творческим...

Урок внеклассного чтения в 6 классе по книге Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Урок побуждает ребят к творческой активности, прививает любовь к предмету, расширяет читательский кругозор, сплачивает коллектив учащихся. Он несёт в себе и элементы интеграции, так как на уроке рабо...

Ролевой урок-викторина по произведению Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»\ Учителя русского языка и литературы Лоскутова И.Г. и Васильева И.А.

Интеграция инновационного и традиционного опытаПредлагаемая разработка являетсярезультатом совместного проекта учащихся и учителей по итогам изучения произведений Н.В.Гоголя в 6 классе в рамках образо...