Технологическая карта урока литературы в 5-м классе.Тема: Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Тема:Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место» | Тип:урок «открытия» нового знания |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_klass_urok_po_n.v.gogolyu_zakoldovannoe_mesto.docx | 45.47 КБ |
zakoldovannoe_mesto_konspekt.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5-м классе.
Приложение 1. Карточки-информаторы
КАРТОЧКА 1. О кладах в народных поверьях Согласно поверьям русских крестьян, кладами, подземными сокровищами могут владеть различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны, злодеи-грешники. Охранять и указывать на клады могут наделенные особыми свойствами пресмыкающиеся, другие животные: змея медяница, ящерицы, голубая змейка, земляная кошка, черный кот, прикованный цепями медведь, филин. Охранители кладов могут иметь с трудом поддающееся описанию обличье. Например, в Симбирской губернии рассказывали: клад охраняет «медведь не медведь, человек не человек, будто солдат! Глазища так и прядают, как свечи; рот до ушей, нос кривой как чекушка, ручища — что твои грабли, рыло все на сторону скошено... идет это чудовище, кривляется на разные манеры и ревет так, что земля стонет и гудит». | КАРТОЧКА 3. О кладовиках в народных поверьях По народным поверьям, клады охраняют кладовые, или кладовики. Их забота - не дать людям подступиться к кладу. Сами сторожа могли и не появляться, но кладоискателям начинало казаться, что на них падают камни, деревья, осыпается гора; голос кричал, что горит их деревня; потом все оказывалось на своих местах, но клад уже был потерян. Клад уходил с грохотом в землю, когда нарушался какой-нибудь запрет: например, копавший отвечал подошедшему человеку (это был «приставник»), а говорить было нельзя. Клады не давались жадным и корыстным людям. Представления о тщетном кладоискательстве отразились в поговорках: «И рукою бы взял, да клад не дается!»; «Своя воля - клад, да черти его стерегут!»; «Клад добудешь, зато домой не будешь». |
КАРТОЧКА 2. Народное предание о сложностях кладоискательства Обычный знак клада - колеблющийся, перемещающийся огонек. В Пермской губернии бытовало такое предание: «Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, - почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь - расступилась земля, - и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, показалось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе». | КАРТОЧКА 4. Народные поверья о кладах Вертится, а в руки не дается Есть клад такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом Дворе, в Алмозере. Копали – он уже близко. Его бы уже взять только – а он опять загремит – да вниз. Копают глубже – опять он вниз. Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать... Ходят черные кошки крýгом Недалеко от Чердаклов (Самарская губерния, Ставропольский уезд) есть дуб. Под ним лежит клад. Вот раз мужики пошли его рыть, ружье на всякий случай взяли. Пришли. Видят – около дуба (с полуночи) ходят черные кошки кругом. Стали они смотреть – глаз отвести не могут. Закружилась у них голова – и попадали мужики наземь. Очнулись, хотели рыть, а кошки опять хороводиться пошли, то влево, то вправо. Так и бросили: страшно стало. Говорят, что на этом дубе повесился тот, кто клад зарыл. |
Приложение 2. Определение лексического значения слов, встречающихся в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место»
Задание: соедините линией слово со значением.
Карточка 1. | |
Волость Курень Чумаки Люлька Сопилка |
|
Карточка 2. | |
Левада Баштан Цыбуля Россказни да раздобары Кавун |
|
Карточка 3. | |
Кухоль Галушки Черевики Кавун Хутор |
|
Приложение 3
Путевой лист ________________________(фамилия, имя)
2. Мои заметки об услышанном.
Биография Н.В.Гоголя | Что я узнал | Что я хочу еще узнать |
Отец Гоголя, Василий Афанасьевич | ||
Мать Гоголя, Мария Ивановна | ||
Гоголь в детстве | ||
Школа | ||
В Петербурге | ||
Художественный портрет Н.В.Гоголя | ||
История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
Приложение 4.
Памятка «О кладовиках и кладоискателях»
Прослушав народные легенды и поверья, ответьте на вопросы. | Памятка для кладоискателя. Знай, что (заполняют учащиеся) |
1. Как можно узнать место, где зарыт клад? | 1. Знак клада – мерцающий огонек |
2. Кто владеет подземными сокровищами? | 2. Кладами владеют различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны, злодеи-грешники. |
3. Кто охраняет клады? Как их называют? | 3. Клады охраняют змеи, ящерицы, земляная кошки, черные коты, медведи, филины. Их называют кладовыми, или кладовиками. |
4. Какова задача кладовиков? | 4. Кладовики не дают подступиться к кладу. |
5. Кому не давались клады? | 5. Клады не давались жадным и корыстным людям. |
6. Как кладовики защищали клады? | 6. Морочили людей. Падают камни, деревья, осыпается гора; страшные голоса… что-то страшное и необычное отвлекает от клада. |
7. Реально ли овладеть кладом? | 7. Скорее нет, чем да. |
Приложение 5.
Сюжет и композиция повести «Заколдованное место»
Элементы композиции | Эпизоды. Название (заполняют учащиеся) |
Выбор дьячком истории для рассказа. | Установка: |
1. Экспозиция – события, предваряющие основное действие | Жизнь деда с внуками на баштане летом. Быт. |
2. Завязка – начало противоречия | Дед пустился в пляс на гладком месте. Неудача… |
3. Развитие действия | Пытается попасть на заколдованное место, чтобы найти клад. |
4. Кульминация - | Клад найден. Нечистая сила пугает старика. |
5. Развязка - | В котле «сор, дрязг». Нечистая сила обморочила старика. |
Вывод дьячка | Подтверждение установки. Урок, закон, обходить который нельзя. |
Предварительный просмотр:
Тема: Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».
Оборудование: текст повести, карточки «Слова из словаря, составленного Н.В.Гоголем к повести «Заколдованное место», иллюстрации к повести, тесты.
Задачи: формировать читательские интересы учащихся; формировать умение работы с текстом; учить видеть картину мира в целом; осуществлять контроль знаний учащихся; развивать умения ориентироваться в прочитанном; развивать внимание, мышление и наблюдательность; развивать речь обучающихся; воспитывать любовь к литературному языку.
Основные виды деятельности: работа в группах; чтение фрагментов повести; устные пересказы; выполнение тестовых заданий.
Термины: фантастика, реальность.
Ход урока
1.Оргмомент.
1. Готовность класса к уроку.
2.Проверка домашнего задания.
- На доске вы видите слова, что это за слова, откуда они? В чей словарь они входят?
Задание «Кто это? Что это?». Учащимся предлагается соединить стрелками слова, встречавшиеся им в повести, которые входят в словарь Гоголя.
БАШТАН соломенный шалаш
ЧУМАКИ клёцки
КУРЕНЬ лук
ГАЛУШКИ обозники, едущие в Крым за солью и рыбой
ЦЫБУЛЯ амбар
ХУТОР трубка
КОМОРА небольшая деревня
ЛЮЛЬКА место, засеянное арбузами и дынями.
3.Групповая работа. Работа с текстом.
Каждая группа получает три отрывка из повести «Заколдованное место». Задача:
1) найти в каждом тексте реальное или фантастическое и записать, что реальное, а что фантастическое в этих отрывках.
2) Запишите, как вы понимаете, что такое реальность, а что такое фантастика? (Приложение 1)
На защиту своих работ выходят по двое учеников из группы: один читает отрывок, другой объясняет. Затем второе задание: что такое реальность, а что такое фантастика.
Выслушиваем все группы.
- Сейчас вы поработали, как настоящие литературоведы, сами вывели определения понятий. Давайте сверим ваши определения с определениями настоящих литературоведов. (Наглядность)
Реальность(лат. realis -действительный) – существующее в действительности.
Фантастика (греч. phantastike - способность воображать) – создание вымышленного, нереального, волшебного мира.
- Запишите определения в тетрадь.
4. Контрольный опрос.
- С произведением какого автора вы познакомились на прошлом уроке?
- Кто главный рассказчик в этой повести?
- Кто является главным героем повести?
- Какое любимое занятие было у деда?
- Когда дед понял, что место на баштане заколдованное?
- Сколько раз попадал дед на загадочное место?
- Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?
- Нашёл дед в земле клад? Что нашёл дед в земле? Что было в горшке?
- Что росло на заколдованном месте?
5. Тест. (Приложение 2)
6. Д/З.
ПРОЕКТ Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях».
Читать повести из сборника.
Приложение 1
Тексты для 1 группы.
Батько еще в начале весны повез в Крым на продажу табак. Не помню только, два или три воза снарядил он. Табак был тогда в цене. С собою взял он трехгодового брата приучать заранеечумаковать. Нас осталось: дед, мать, я, да брат, да еще брат.
- Ввечеру, уже повечерявши, дед пошел с заступом прокопать новую грядку для поздних тыкв. Стал проходить мимо того заколдованного места, не вытерпел, чтобы не проворчать сквозь зубы: "Проклятое место!" - взошел на середину, где не вытанцовывалось позавчера, и ударил в сердцах заступом. Глядь, вокруг него опять то же самое поле: с одной стороны торчит голубятня, а с другой гумно.
3) Дрожь проняла деда.
- Да тут страшно слово сказать! - проворчал он про себя.
- Тут страшно слово сказать! - пискнул птичий нос.
- Страшно слово сказать! - заблеяла баранья голова.
- Слово сказать! - ревнул медведь.
- Гм... - сказал дед и сам перепугался.
- Гм! - пропищал нос.
- Гм! - проблеял баран.
- Гум! - заревел медведь.
Тексты для 2 группы.
Дед засеял баштан на самой дороге и перешел жить в курень; взял и нас с собою гонять воробьев и сорок с баштану. Нам это было, нельзя сказать, чтобы худо. Бывало, наешься в день столько огурцов, дынь, репы, цыбули, гороху, что в животе, ей богу, как будто петухи кричат. Ну, оно притом же и прибыльно. Проезжие толкутся по дороге, всякому захочется полакомиться арбузом или дынею. Да из окрестных хуторов, бывало, нанесут на обмен кур, яиц, индеек. Житье было хорошее.
Ну, нечего сказать, танцевать-то он танцевал так, хоть бы и с гетьманшею. Мы посторонились, и пошел дед вывертывать ногами по всему гладкому месту, которое было возле грядки с огурцами. Только что дошел однако ж до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, — не подымаются ноги, да и только! Что за пропасть! Разогнался снова, дошел до середины — не берет! что хочь делай: не берет, да и не берет! ноги, как деревянные, стали.
3) Стал копать - земля мягкая, заступ так и уходит. Вот что-то звукнуло. Выкидавши землю, увидел он котел.
- А, голубчик, вот где ты! - вскрикнул дед, подсовывая под него заступ.
- А, голубчик, вот где ты! - запищал птичий нос, клюнувши котел.
Посторонился дед и выпустил заступ.
- А, голубчик, вот где ты! - заблеяла баранья голова с верхушки дерева.
- А, голубчик, вот где ты! - заревел медведь, высунувши из-за дерева свое рыло.
Дрожь проняла деда.
Тексты для 3 группы.
Волов распрягли и пустили пастись на траву. Возы оставили на дороге; а сами сели все в кружок впереди куреня и закурили люльки. Но куда уже тут до люлек? за россказнями, да за раздобарами вряд ли и по одной досталось. После полдника стал дед потчевать гостей дынями. Вот каждый, взявши по дыне, обчистил ее чистенько ножиком (калачи все были тертые, мыкали не мало, знали уже, как едят в свете; пожалуй и за панской стол, хоть сейчас, готовы сесть), обчистивши хорошенько, проткнул каждый пальцем дырочку, выпил из нее кисель, стал резать по кусочкам и класть в рот.
2) Тут дед остановился, достал рожок, насыпал на кулак табаку и готовился было поднести к носу, как вдруг над головою его "чихи!" - чихнуло что-то так, что покачнулись деревья и деду забрызгало все лицо.
- Отворотился хоть бы в сторону, когда хочешь чихнуть! - проговорил дед, протирая глаза. Осмотрелся - никого нет. - Нет, не любит, видно, черт табаку! - продолжал он, кладя рожок в пазуху и принимаясь за заступ.
3)Со страхом оборотился он: боже ты мой, какая ночь! ни звезд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него! И чудится деду, что из-за нее мигает какая-то харя: у! у! нос - как мех в кузнице; ноздри - хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей-богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и еще и язык высунула и дразнит!
Приложение 2
Тест «Заколдованное место»
1. Какую гимназию закончил Н.В.Гоголь?
А) Московскую, Б) Нежинскую,
В) Санкт-Петербургскую, Г) Тверскую
2. Какие произведения принесли Гоголю известность как писателю?
А) пьеса «Ревизор»,
Б) сборник «Миргород»,
В) поэма «Мёртвые души»,
Г) сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».
3. Какой подзаголовок имеет повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место»?
А) сказка;
Б) вымышленная история;
В) быль, рассказанная дьячком ***ской церкви;
Г) повесть, рассказанная дьячком ***ской церкви.
4. Какое произведение Н. В. Гоголя заканчивается следующими словами:
«Засеют как следует, а взойдеттакое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыкване тыква, огурец не огурец... черт знает что такое!»?
А) «Ночь перед Рождеством»;
Б) «Сорочинская ярмарка»;
В) «Заколдованное место»
5. Кому в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место» принадлежат такие слова:«Что ж вы, хлопцы, рты свои разинули? Танцуйте, собачьи дети! Где, Осman, твоя сопилка? А ну-ка козачка! Фома, берись в боки! Ну! Вот так! Гей, гоп!»?
А) старому деду;
Б) нечистой силе;
В) рассказчику;
Г) бабке.
В1. В каких произведениях вы уже встречались с фантастическим?
В2. С кем вступает в борьбу старый дед из повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе по сборнику повестей Н. В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Данный урок в форме творческого зачёта является заключительным в цикле уроков по изучению повестей из сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 5-6 классах. К таким творческим...
Урок "Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести".
Уроки литературы в 5 классе по творчеству Н.В.Гоголя...
Литературная игра для учащихся 5-6 класса «В гостях у жителей Диканьки» ( посвящена 175- летию сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» )
Представленная разработка поможет организовать внеклассное мероприятие по литературе....
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обобщение: реальные и ирреальные события в повестях и способы их изображения ( по повестям: «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Зако
Урок внеклассного чтения в форме творческого зачёта....
Урок внеклассного чтения в 6 классе по книге Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Урок побуждает ребят к творческой активности, прививает любовь к предмету, расширяет читательский кругозор, сплачивает коллектив учащихся. Он несёт в себе и элементы интеграции, так как на уроке рабо...
Ролевой урок-викторина по произведению Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»\ Учителя русского языка и литературы Лоскутова И.Г. и Васильева И.А.
Интеграция инновационного и традиционного опытаПредлагаемая разработка являетсярезультатом совместного проекта учащихся и учителей по итогам изучения произведений Н.В.Гоголя в 6 классе в рамках образо...
Презентация к уроку по творчеству Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Презентация к уроку...